Методическая разработка урока литературного чтения. Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово»
план-конспект урока по чтению
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово»; закреплять умение работать с текстом
Задачи урока:
Образовательные: обеспечить полноценное восприятие текста посредством чтения и анализа предлагаемого литературного произведения; продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения.
Развивающие: способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога способствовать пополнению и активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся; развивать логическое мышление, интеллект, зрительную память.
Воспитательные: воспитывать умение слушать других, принимать другую точку зрения и пытаться её обосновать, высказывать свою; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0005aa7b-a36889e2.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово»
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово»; закреплять умение работать с текстом
Задачи урока:
Образовательные: обеспечить полноценное восприятие текста посредством чтения и анализа предлагаемого литературного произведения; продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения.
Развивающие: способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога способствовать пополнению и активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся; развивать логическое мышление, интеллект, зрительную память.
Воспитательные: воспитывать умение слушать других, принимать другую точку зрения и пытаться её обосновать, высказывать свою; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Планируемые результаты: Универсальные учебные действия
Личностные результаты
Формировать умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Формировать умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Выражать своё отношение к героям произведения, к их поступкам.
формировать собственную позицию поведения ребенка.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Формировать умение понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
Формировать умение отвечать на предлагаемые вопросы;
Формировать умение оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные УУД
Формировать умение ориентироваться в учебнике
Формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
Формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
Формировать умение выражать и оформлять свои мысли в устной форме;
Формировать умение слушать и понимать речь других;
Формировать умение выразительно читать текст;
Формировать умение работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения;
Применяемые педагогические технологии: технология продуктивного чтения,
Применяемые методы: беседа, работа с текстом, метод иллюстрации ( с использованием презентации).
Дидактические средства обучения: мультимедийное оборудование (проектор, экран) презентация; учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 2 класс, портрет В. Осеевой, книги для книжной выставки, карточки - листы с записанными волшебными словами, карточки - листочки с пословицами, конверты с кружками для самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, садитесь! Меня зовут О.Н., я очень рада вас видеть! Надеюсь, наш урок принесёт всем радость общения друг с другом, пройдёт с пользой для всех. Я желаю вам успехов и творческих удач.
И хочу его начать следующими словами:
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу
Кузнецу, ткачу, врачу
«С Добрым утром!» - я кричу
«Добрый день!» - кричу я в след
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
- О каких словах идёт речь в стихотворении? (о добрых, вежливых)
II. Работа с текстом до чтения
1.Актуализация знаний
- В своей речи мы ежедневно используем много добрых слов. Как можно назвать эти слова? (вежливые, волшебные).
Составление кластера на доске.
- Какие ещё добрые, волшебные слова вы знаете и часто произносите? (добрый вечер, благодарю, пожалуйста, будьте добры, спокойной ночи, извините, простите). Посмотрите, как много вежливых слов мы знаем и употребляем в речи.
- Не случайно мы начали сегодня разговор с волшебных слов.
2.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)
- Откройте учебник на с.87. Прочитайте и скажите, кто автор произведения, которое нам предстоит прочитать? Известна ли вам фамилия автора произведения? (Валентина Александровна Осеева) (Слайд)
- Это портрет В.А.Осеевой, детской писательницы.
- Сегодня мы познакомимся с одним из её произведений.
- Прочитайте название произведения (с.87) и назовите тему нашего урока.
- Рассмотрите иллюстрацию к произведению (слайд).
- Предположите, кто будет героями произведения?
- Как вы думаете, как могут разворачиваться события в произведении? Давайте наши предположения соберем в корзину идей.
- Ребята, мы обратимся к корзине идей после прочтения произведения.
- С помощью опорных слов, давайте определим, какая работа нас ждёт на уроке:
Задачи урока:
- Познакомиться с произведением …
- Выразить …
- Узнать, что хотел …
- Мы начинаем читать произведение, и узнаем, чьи предположения подтвердятся. Во время чтения мы будем думать над содержанием и вести разговор с автором.
III. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное восприятие текста. Стадия осмысления.
Чтение 1 смысловой части
- Мы предполагали героев произведения. Назовите их.
- Поведение какого героя вам понравилось? (старика).
- Какое впечатление у вас сложилось о мальчике. Какой он? (грубый, невоспитанный)
- Докажите словами из текста. (Сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, стукнул кулаком).
- Как вы думаете, что произошло дальше в рассказе? (предположения детей).
Чтение 2 смыслового отрывка
- Кого напоминает старик? (Волшебника, который знает волшебное слово)
- Как надо произносить волшебное слово, чтобы оно помогло. Ещё раз перечитайте эти строчки.
- Интересно вам узнать какое же это волшебное слово? Кто из вас уже догадался? Есть ли оно среди слов, которые мы на доске?
- Будем читать дальше. Проверим наши предположения.
Чтение 3 смыслового отрывка (Лена сидела за столом …)
- Какое волшебное слово подарил старичок Павлику? (пожалуйста)
- Найдите в тексте строчки, в которых говорится, как на сестру подействовало волшебное слово.
IV. Физкультминутка.
Настало и наше время проверить волшебную силу слова «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите этого слова, то выполнять действие не нужно.
Пожалуйста, встаньте!
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
Вывод: Молодцы! Вы очень внимательные. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
- Прежде, чем читать текст, уточним значение некоторых слов.
Словарная работа:
Стряпает - готовит пищу, печёт что-то.
Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи (слайд)
Чтение 4 смысловой части
- Ребята, подействовало волшебное слово на бабушку?
- Что произошло, перечитайте эти строчки.
- Какие чувства испытывает мальчик? (Он радуется, что волшебное слово работает, у него всё получилось)
- На ком ещё осталось проверить волшебную силу слова (на брате).
Чтение 5 смысловой части (За обедом Павлик сидел…)
- Почему сидел притихший? Это - какой? (спокойный)
- Почему брат усмехнулся? (от удивления, неожиданности)
- Как вы думаете, возьмёт или не возьмёт брат с собой Павлика?
(Дочитываем текст до конца)
V. Работа с текстом после чтения
1.Проверка восприятия
- Давайте вернёмся к нашей корзине идей. Оправдались наши предположения?
- Вспомните, как Павлик называл старичка? (Волшебник).
- Действительно ли старичок оказался волшебником? (Это простой человек)
- Что хотел нам сказать автор? Какой главный закон общения вывел для себя мальчик?
- К какому жанру относится это произведение? (небольшой по объему, мало действ. Лиц, рассказывается об одном событии)
2. Работа с иллюстрацией. Выборочное чтение
- Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (с.88)
- Внимательно ли художник читал рассказ? Найдите строчки, в которых автор даёт описание старичка.
3.Теперь мы поработаем в парах, но для этого вспомним правила работы в паре.
На слайде:
Правила работы в паре:
Уважай своего товарища.
Умей выслушать.
Не согласен – предлагай.
- В народе собрано много пословиц о доброте, хороших поступках…
- Ребята, у которых на столе лежит задание для работы с пословицами, соберите из частей пословиц целые:
Добрый человек ... ... добром и платят.
За добро… ... добру и учит.
Век живи… … век учись
- Ребята, у которых задание для работы с проектом, попробуйте составить правило общения с людьми.
1.Если хочешь, чтоб к тебе хорошо относились, сам будь вежлив в общении. 2.Будь вежлив и у тебя будет много друзей. 3.Если хочешь что- то попросить, не забудь сказать волшебное слово «пожалуйста».
- Надеюсь, эти правила общения пригодятся вам в жизни.
- Послушаем, какие пословицы получились.
- Подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа?
VI. Подведение итогов урока
- Мы прочитали интересное произведение. Нужны ли нам в жизни такие слова? В чём их сила?
- Ребята, Валентина Александровна написала очень много интересных рассказов о доброте, дружбе, хороших поступках. Перед вами небольшая выставка книг. Обзор её рассказов предлагаю посмотреть в буктрейлере.
- У кого из вас появилось желание ещё прочитать произведения детской писательницы?
VII. Рефлексия
На столе сердечки двух цветов: красные – меня взволновала беседа на уроке, я сопереживаю; белые – мне было безразлично. Выберите нужное для себя, и наклейте на большое сердце на доске.
Пусть в вашем маленьком сердечке всегда находится место для волшебных слов. Будьте внимательны и добры друг к другу.
VIII. Домашнее задание
- Возможно, в вашей жизни были случаи, когда вам помогло волшебное слово. Попробуйте себя дома в роли автора и напишите об этой истории в рабочей тетради на стр. 70.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "В.А. Осеева Волшебное слово».
Конспект урока сопровождается презентацией для интерактивной доски "Волшебное слово"....
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"
Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...
Конспект урока по литературному чтению Тема: В. Осеева «Волшебное слово» .
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; на...
конспект урока литературного чтения по теме : Осеева "Волшебное слово"
Конспект урока литературного чтения 2 урок...
Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....
Технологическая карта урока литературного чтения В.А. Осеева «Волшебное слово» 2 класс УМК "Школа России"
Задачи урокаДидактические:Знать особенности и структуру рассказа как литературного жанра...
Технологическая карта урока литературного чтения «В.А. Осеева «Волшебное слово»» ("Школа России", 2 класс)
Тема урока: «В.А. Осеева «Волшебное слово»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...