Методическая разработка урока литературного чтения. Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово»
план-конспект урока по чтению

Ракова Оксана Николаевна

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово»; закреплять умение работать с текстом

Задачи урока:

Образовательные:  обеспечить полноценное восприятие текста посредством чтения и анализа предлагаемого литературного произведения; продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения.

Развивающие: способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога  способствовать пополнению и  активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся; развивать логическое мышление, интеллект, зрительную память.

Воспитательные:  воспитывать умение слушать других, принимать другую точку зрения и пытаться её обосновать, высказывать свою; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0005aa7b-a36889e2.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово»

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово»; закреплять умение работать с текстом

Задачи урока:

Образовательные:  обеспечить полноценное восприятие текста посредством чтения и анализа предлагаемого литературного произведения; продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения.

Развивающие: способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога  способствовать пополнению и  активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся; развивать логическое мышление, интеллект, зрительную память.

Воспитательные:  воспитывать умение слушать других, принимать другую точку зрения и пытаться её обосновать, высказывать свою; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Планируемые  результаты: Универсальные учебные действия

Личностные результаты

Формировать умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Формировать умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Выражать своё отношение к героям  произведения, к их поступкам.

формировать собственную позицию поведения ребенка.

Метапредметные  результаты:

 Регулятивные  УУД

Формировать умение понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;

Формировать умение отвечать на предлагаемые  вопросы;

Формировать умение оценивать свои достижения на уроке.

 Познавательные  УУД

 Формировать умение ориентироваться в учебнике

 Формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях;

 Формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 Коммуникативные  УУД

Формировать умение выражать и оформлять свои мысли в устной форме;

Формировать умение  слушать и понимать речь других;

Формировать  умение выразительно читать текст;

Формировать умение работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения;

 

Применяемые педагогические технологии: технология продуктивного чтения,

Применяемые методы: беседа, работа с текстом, метод иллюстрации ( с использованием презентации).

Дидактические средства обучения: мультимедийное оборудование  (проектор, экран) презентация;  учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 2 класс, портрет В. Осеевой, книги для  книжной выставки, карточки - листы с записанными волшебными словами,  карточки - листочки с пословицами, конверты с кружками для самооценки.

Ход урока

I.  Организационный момент

- Здравствуйте, садитесь! Меня зовут О.Н., я очень рада вас видеть! Надеюсь, наш урок принесёт всем радость общения друг с другом, пройдёт с пользой для всех. Я желаю вам успехов и творческих удач.

И хочу его начать следующими словами:

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу

Кузнецу, ткачу, врачу

«С Добрым утром!» - я кричу

«Добрый день!» - кричу я в след

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

- О каких словах идёт речь в стихотворении? (о добрых, вежливых)

II.  Работа с текстом до чтения

1.Актуализация знаний

- В своей речи мы ежедневно  используем много добрых слов. Как можно назвать эти слова? (вежливые, волшебные).

Составление кластера на доске.

- Какие ещё добрые, волшебные слова вы знаете и часто произносите?  (добрый вечер, благодарю, пожалуйста, будьте добры, спокойной ночи, извините, простите). Посмотрите, как много вежливых слов мы знаем и употребляем в речи.

- Не случайно мы начали сегодня разговор с волшебных слов.

2.Антиципация (предвосхищение, предугадывание  предстоящего чтения)

- Откройте учебник  на с.87. Прочитайте и  скажите,  кто автор произведения, которое нам предстоит прочитать? Известна ли вам фамилия автора произведения?  (Валентина Александровна Осеева) (Слайд)

- Это портрет В.А.Осеевой, детской писательницы.

- Сегодня мы познакомимся с одним из её произведений.

- Прочитайте название произведения (с.87) и назовите тему нашего урока.

- Рассмотрите иллюстрацию к произведению (слайд).

- Предположите, кто  будет героями произведения?

- Как вы думаете, как могут разворачиваться события в произведении? Давайте наши предположения соберем в корзину идей.

- Ребята, мы обратимся к корзине идей после прочтения произведения.

- С помощью опорных слов, давайте определим, какая работа нас ждёт на уроке:

        Задачи урока:

  1. Познакомиться с произведением …
  2. Выразить …
  3. Узнать, что хотел …

- Мы начинаем читать произведение, и узнаем, чьи предположения подтвердятся. Во время чтения мы будем думать над содержанием и вести разговор с автором.

III. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное восприятие текста. Стадия осмысления.

Чтение 1 смысловой части 

- Мы предполагали героев произведения. Назовите их.

- Поведение какого героя вам понравилось? (старика).

- Какое впечатление у вас сложилось о мальчике. Какой он?  (грубый, невоспитанный)

- Докажите словами из текста. (Сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, стукнул кулаком). 

- Как вы думаете, что произошло дальше в рассказе?  (предположения детей).

Чтение 2 смыслового отрывка

- Кого напоминает старик? (Волшебника, который знает волшебное слово)

- Как надо произносить волшебное слово, чтобы оно помогло. Ещё раз перечитайте эти строчки.

- Интересно вам узнать какое же это волшебное слово? Кто из вас уже догадался? Есть ли оно среди слов, которые мы на доске?

- Будем читать дальше. Проверим наши предположения.

Чтение 3 смыслового отрывка  (Лена сидела за столом …)

- Какое волшебное  слово подарил старичок Павлику? (пожалуйста)

- Найдите в тексте строчки,  в которых говорится, как  на сестру подействовало  волшебное слово.

IV. Физкультминутка. 

Настало и наше  время проверить  волшебную силу слова «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите  этого слова, то выполнять действие не нужно. 

Пожалуйста, встаньте!
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза! 
Руки на пояс! 
Пожалуйста, руки на пояс! 
Выполняем приседания! 
Приседаем 2 раза, пожалуйста! 
Прыгаем, как зайчики! 
Пожалуйста, сделали вдох и выдох! 
Пожалуйста, садимся на свои места! 

Вывод: Молодцы! Вы очень внимательные. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу! 

- Прежде, чем читать текст, уточним значение некоторых слов.

Словарная работа:

Стряпает -  готовит пищу, печёт что-то.

Противень –  металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи (слайд)

Чтение 4 смысловой части

- Ребята, подействовало волшебное слово на бабушку?

- Что произошло, перечитайте эти строчки.

- Какие чувства испытывает мальчик?  (Он радуется, что волшебное слово работает, у него всё получилось)

- На ком ещё осталось проверить волшебную силу слова  (на брате).
 

Чтение 5 смысловой части (За обедом Павлик сидел…)

- Почему сидел притихший?  Это - какой? (спокойный)

- Почему брат усмехнулся? (от удивления, неожиданности)

- Как вы думаете, возьмёт или не возьмёт брат с собой Павлика?

(Дочитываем текст до конца)

V. Работа с текстом после чтения

1.Проверка восприятия

- Давайте вернёмся к нашей корзине идей. Оправдались наши предположения?

- Вспомните, как Павлик называл старичка? (Волшебник).

- Действительно ли старичок оказался волшебником?  (Это простой человек)

- Что хотел нам сказать автор? Какой главный закон общения вывел для себя мальчик?

- К какому жанру относится это произведение? (небольшой по объему, мало действ. Лиц, рассказывается об одном событии)

2. Работа с иллюстрацией. Выборочное чтение

- Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник?  (с.88)

- Внимательно ли художник читал рассказ? Найдите строчки, в которых автор даёт описание старичка.

3.Теперь мы поработаем в парах, но для этого вспомним правила работы в паре.

На слайде:

Правила работы в паре:

Уважай своего товарища.

Умей выслушать.

Не согласен – предлагай.

- В народе собрано много пословиц о доброте,  хороших поступках…

- Ребята, у которых на столе лежит задание для работы с пословицами, соберите из частей пословиц целые:

Добрый человек ...         ... добром и платят.

За добро…                      ... добру и учит.

Век живи…                    … век учись

- Ребята, у которых задание для работы с проектом, попробуйте составить правило общения с людьми.

1.Если хочешь, чтоб к  тебе хорошо относились, сам будь вежлив в общении.  2.Будь вежлив и у тебя будет много друзей. 3.Если хочешь что- то попросить, не забудь сказать волшебное слово «пожалуйста».

- Надеюсь, эти правила общения пригодятся вам в жизни.

- Послушаем, какие пословицы получились.

- Подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа?

VI. Подведение итогов урока

- Мы прочитали интересное произведение. Нужны ли нам в жизни такие слова? В чём их сила?

- Ребята, Валентина Александровна написала очень много интересных рассказов о доброте, дружбе, хороших поступках. Перед вами небольшая выставка книг. Обзор её рассказов предлагаю посмотреть в буктрейлере.

-  У кого из вас появилось желание ещё  прочитать произведения детской писательницы?

VII. Рефлексия

На столе сердечки двух цветов: красные – меня взволновала беседа на уроке, я сопереживаю; белые – мне было безразлично. Выберите нужное для себя, и наклейте на большое сердце на доске.

Пусть в вашем маленьком сердечке всегда находится место для волшебных слов. Будьте внимательны и добры друг к другу.

 

VIII. Домашнее задание

- Возможно, в вашей жизни были случаи, когда вам помогло волшебное слово. Попробуйте себя дома в роли автора и напишите об этой истории в рабочей тетради на стр. 70.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "В.А. Осеева Волшебное слово».

Конспект урока сопровождается презентацией для интерактивной доски "Волшебное слово"....

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...

Конспект урока по литературному чтению Тема:  В. Осеева «Волшебное слово» .

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; на...

Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....

Технологическая карта урока литературного чтения В.А. Осеева «Волшебное слово» 2 класс УМК "Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать особенности и структуру рассказа как литературного жанра...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.А. Осеева «Волшебное слово»» ("Школа России", 2 класс)

Тема урока: «В.А. Осеева «Волшебное слово»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  произвед...