Интегрированный урок литературы и русского языка. С. Есенин "Берёза"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Турчанинова Ирина Теодозиевна

Сегодня у нас необыкновенный урок урок-интегрированный, мы постараемся совместить урок литературы и русского языка. Значит, сегодня на уроке мы свами будем говорить о величии и красоте окружающего нас мира, о природе, о берёзе. Не забудем и об орфограммах, которые встретятся в тексте. Именно с этим деревом связано и творчество Сергея Есенина – замечательного русского поэта, с чьей биографией и стихотворением вы сегодня познакомитесь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл С. Есенин "Берёза"945.19 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь.

Настройтесь на плодотворный урок. Улыбнитесь друг другу.

Сегодня у нас необыкновенный урок урок-интегрированный, мы постараемся совместить урок литературы и русского языка. Начинает урок сегодня Лиза.

Отгадайте загадку о берёзе.

Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёзка)

Слайд: берёза в разное время года.

Что вы знаете о берёзе?

Это символ России, любимое дерево русского народа, многие поэты сочиняли о берёзе стихи. Художники рисовали берёзу, называя, «белоствольная красавица». Колыбельные народ сочинял, связанные с берёзой.

Значит, сегодня на уроке мы свами будем говорить о величии и красоте окружающего нас мира, о природе, о берёзе. Не забудем и об орфограммах, которые встретятся в тексте. Именно с этим деревом связано и творчество Сергея Есенина – замечательного русского поэта, с чьей биографией и стихотворением вы сегодня познакомитесь.

Итак сформулируем задачи нашего урока, которые стоят перед вами.

Познакомиться с биографией Сергея Есенина, прочитать и проанализировать стихотворение этого поэта, учиться подбирать проверочные слова, распознавать орфограммы в корне слова. Для того, чтобы узнать, как можно больше интересных сведений об авторе стихотворения, поработаем в группах. Образовываем группы. Внимание, на партах лежит лист с биографией С. Есенина.

1 и 3 группы прочитают о детстве и юности автора и расскажут, когда он родился, кто его воспитывал, где учился (подчеркнуть карандашом нужные сведения). 2 и 4 группы прочитают о творческом пути С. Есенина и расскажут с какого возраста он начал писать стихи, где и когда впервые их опубликовали, почему автор быстро завоевал популярность? 5 и 6 группы прочитают о дальнейшей жизни поэта и его гибели. Расскажут о главной теме его стихотворений и последних годах его жизни.

Договоритесь, кто будет отвечать.

Сели правильно. Слушаем биографию поэта С. Есенина. Ответы детей в группах.

Спасибо.

Послушайте известное стихотворение С. Есенина «Берёза» в исполнении артиста. Представьте себе, какой увидел автор берёзу. Что представил себе?

На партах лежит лист с текстом стихотворения. В парах читайте стихотворение вслух.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Вопрос: Почему берёза привлекла внимание автора? (она была красивая).

Докажи.

А в какое время года автор изобразил берёзу? (зимой, волшебное и очень красивое время года).

Найдите, пожалуйста, в первом столбике художественный приём, который использовал автор.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

 (Сравнение, снег – как серебро).

Почему? (блестит переливается как серебро).

А какие непонятные слова вам встретились в тексте

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

(снежною каймой – бахромой).

Учитель объясняет эти слова.

кайма - полоса по краю ткани, какого-либо изделия, отличающаяся цветом или узором

бахрома - тесьма, один из краёв которой снабжён сплошным рядом мягких, свободно свисающих волокон, шнурков или других подвесок.

А в какое время суток поэт изобразил берёзу

(рано утром.    Найдите в тексте доказательства (сонная тишина, первый луч солнца позолотил снежинки, заря лениво уходит с неба – значит утро).

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Как нужно прочитать это стихотворение, чтобы почувствовать образ берёзы, описать её (плавно мелодично). Попробуем прочитать стихотворение выразительно (по одному столбику несколько человек).

Помогите закончить предложение. На доске написано «Берёза снегом (укрылась, накрылась, принакрылась)». Выберете наиболее точное слово. (Укрылась – закрылась со всех сторон снегом; накрылась – закрылась сверху снегом; принакрылась – снег слегка присыпал её. Дети выбирают слово принакрылась, объясняя каждый глагол).

А теперь откроем тетради, запишем число, минутку чистописания (б) и предложение. Берёза снегом принакрылась. Характеристика звука б в слове берёза, обозначение орфограммы, обозначение частей речи. Подберите к слову берёза однокоренные слова (берёзонька, берёзовый, подберёзовик).

Найдите в стихотворении строчки, в которых говорится о цвете наряда берёзы (белый). Почему несколько раз употребил автор это слово (зима, белый наряд).

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

На доске: Ребята подобрали однокоренные слова к слову белый. Посмотрите всё ли здесь правильно, если есть ошибки, исправьте, запишите без ошибок.

Билизна, побелка, белеет, побилел.

Докажите правильность ваших суждений, выделите корень (слова на правило: безударные гласные в корне слова, проверочное слово белый). Как проверить безударные гласные в корне слова (рассказывают правило). Для того, чтобы научиться распознавать орфограммы в корне слова, найдите в тексте стихотворения слова с проверяемыми безударными гласными в корне, выпишите их, обозначьте орфограммы, запишите проверочные слова.

Моим-мой, окном-окна, серебром-серебряный, стоит-стой, тишине-тихо, снежинки-снег, в золотом-золото-позолоченный, ленивый лень, обходя-ходит.

Слайд-взаимопроверка. На доске критерии оценивания. Проверили. Оценили работу.

Итак, как проверить безударный гласный в корне слова (правило).

А кто нашёл слово с другой орфограммой в корне (ветки-парные согласные, правило). А с чем или кем для вас ассоциируется образ берёзы из стихотворения С. Есенина (красота, доброта, нежность, девушка).

Домашнее задание:

Стихотворение выучить наизусть, РТ по русскому языку стр. 67, упр. 24.

Рефлексия:

На доске нарисована берёза (без листьев).

Кто справился со всеми заданиями урока успешно, кто доволен своей работой, раскрасьте берёзовый лист, который лежит у вас на парте, в зелёный цвет. У кого что-то не получилось в жёлтый цвет. Прикрепите свои листы на берёзу.

D:\Мама\2021-2022г\Урок литературы Тема С. Есенин Берёза\tree-118.png

D:\Мама\2021-2022г\Урок литературы Тема С. Есенин Берёза\131 копия.pngD:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.png

D:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.pngD:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.png

D:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.png

D:\Мама\2021-2022г\Урок литературы Тема С. Есенин Берёза\131 копия.png

D:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.pngD:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.png

D:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.pngD:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.png

D:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.png

D:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.pngD:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.pngD:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.png

D:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.png

D:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.pngD:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.pngD:\Мама\2021-2022г\Урок литературы Тема С. Есенин Берёза\131 копия.png

D:\Мама\2021-2022г\Атестация Турчанинова И.Т. 2021\Награды\2020-2021\.png

D:\Мама\2021-2022г\Урок литературы Тема С. Есенин Берёза\131 копия.png

Урок окончен, спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения, математики, русского языка и природоведения в 3 классе.

интегрированный урок по теме "Лес-наше богатство". расчитан на два урока. ...

Интегрированный урок истории и русского языка в 3 классе "Великая Победа, давшая право на жизнь"

7 мая 2010 год65-летие Великой ПобедыРусский язык. 2-3 классы. ТЕМА УРОКА: «Великая Победа, давшая право на жизнь»ЦЕЛЬ УРОКА: показать значимость Победы для каждого россиянина, познакоми...

Интегрированный урок истории и русского языка в 3 классе "Семь чудес света" "Способы разбора имени существительного".

Урок проводился в форме путешествия во времени. 7 путешественников приготовили сообщения о чудесах света, их нужно подготовить заранее. К уроку есть компьютерная презентация, она очень объёмная. На ка...

Интегрированный урок«Береги планету!»(Русский язык/Окружающий мир). Изменение глаголов по числам и временам. Охрана воздуха, почвы и воды.

Данная разработка урока показывает, как можно организовать изучение родного языка, связав его с актуальной темой охраны нашей планеты Земля.  Задания для изучения глагола (непростой темы в курсе ...

Интегрированный урок английского и русского языка на тему "Заимствованные слова"

Интегрированный урок русского и английского языка по теме "Заимствованные слова. Англицизмы". Для начальной школы, 2 класс....

Патриотическое воспитание на уроках литературы и русского языка.

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и ув...

Духовно-нравственный потенциал уроков литературы и русского языка

Духовное возрождение начинается с роста национального самосознания (разумеется, не в ущерб другим нациям и в содружестве с ними). Причина многих экономических и политических трудностей, с которыми сто...