Загадки как средство развития особой техники мышления и познавательной деятельности учащихся
статья по теме
Загадки как средство развития особой техники мышления и познавательной деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадки как средство развития особой техники мышления и познавательной деятельности учащихся
1.Историко-этнографическое значение тувинского фольклора.
Фольклор- это, прежде всего самостоятельное искусство слова. Однако многообразные функции и связи фольклора (познавательные, воспитательные, мировоззренческие, духовно- нравственные, художественно- эстетические, бытовые, социальные, культурные, психологические) делают его фактом этнографической действительности, важнейшим историко- этнографическим источником.
Русская этнография XIX- начала XX вв. рассматривала фольклор как непременную сферу этнографических исследований являясь фактом, неотъемлемой частью этнографической действительности, быту в ней, фольклор одновременно воспроизводит её только ему присущими, специфическими художественными средствами.
Человеческая созидательная деятельность санкционировалась не только реальными потребностями, но и ритуалом. В связи с этим воспроизводимая фольклором этнографическая действительность является единством рациональных знаний и иррациональных представлений, сложным переплетением, взаимопроникновением реалистических и мифологических элементов.
Фольклор генетически связан с бытом, поэтому изучение его бытовых связей имеет определяющий интерес для науки.
Возможны три вида отношения фольклора к исторической действительности: 1) Сознательное стремление к её изображению. 2) Восхождение к ней как основе. 3) Невольное её воссоздание.
Через фольклор можно увидеть простые эмпирические факты и их взаимосвязь в рамках единого социального целого, выявить исторические тенденции и закономерности, решить сложные вопросы этногенеза и этнической истории народов, их этнокультурных связей и т.д. Конечно, ближе к истории восходящий подчас к глубокой древности исторический фольклор, т.е. мифы, легенды, предания и более поздний по времени формирования героический эпос.
Фольклор - многообразно и противоречиво развивающаяся область социально- культурной жизни. Для него во все времена характерны единство и взаимодействие традиции и новации, стабильности и изменчивости, содержания и формы, их параллельное и взаимосвязанное сосуществование, изменение, развитие.
Тувинцы - народ древней истории и самобытной культуры. Их отличали самобытность, своеобразие, самостоятельность языка, типа, религии, образа жизни - несмотря на сильное монгольское влияние, живость, энергия, инициатива, бодрость духа , самоуверенность, личное достоинство, разнообразие индивидуальных характеров, возвышенные элементы в психике, любопытство и внимательность к предметам и явлениям, выдающимся из ряда обыкновенных.
2.Особенности загадок и их воспитательная роль
Тувинский фольклор до сих пор - живое, живущее творчество масс связанное с различными сторонами вчерашней и сегодняшней жизни народа. И в будни и в праздники он продолжает выполнять важную социальную функцию, вероятно более важную, чем выполняет русский фольклор среди местного населения. О стойкости тувинской фольклорной традиции свидетельствует напр., широкое и активное бытование загадок.
Загадки помогали практически познавать и изучать окружающий мир. Загадка являлась также средством развития особой техники мышления, выработки критериев сравнения, сопоставления, отождествления, формой весёлого досуга, испытание мудрости, тайной (условной, иносказательной) речи, связанной с магическими представлениями древности.
Через загадку открывалось многообразие жизненно - предметных связей. Загадковое описание становилось как бы вторым названием предмета (лица, явления), названием не прямым, а косвенным, часто замысловатым, метафорическим, но очень важным, т.к. благодаря ему загадываемый, до конца ещё не понятый предмет (лицо, явление) через какие- то называемые загадкой признаки и качества другого, уже познанного предмета (лица. явления) становился по аналогии, путём сопоставления в один ряд с ним, и тем самые характерные свойства загадываемого предмета (лица, явления) высвечивались чётко и достаточно образно.
Загадки развивали смекалку, творческое воображение и память, расширяли кругозор, учили наблюдать, думать, рассуждать, реально оценивать мир. Загадки приобщали прежде всего детей, в поэтической стороне вещного мира, в восприятию словесно- художественной образности и красноречию.
Жизненная конкретика, соответствие пониманию и интересам как взрослых, так и детей, лёгкая воспринимаемость и запоминаемость, удобное произнесение делали загадку подлинно демократическим жанром.
Тувинская загадка представляет собою древнейший эпико-лирический жанр с явным преобладанием эпических, описательных элементов над лирическими.
Загадки воспринимают мир непосредственно, чувственно (видят и слышат) и логически (констатируют, свидетельствуют, утверждают, предполагают, рассуждают, ставят вопросы, осуждают), художественно его изображают, живописируют.
Поэтические лексика и синтаксис тувинских загадок богаты и своеобразны.
Многие загадковые метафоры приёмом поэтического парадокса- оксюмора сближают, казалось бы, логически несовместимые называемый и загадываемый образы (напр., голову человека загадка называет «конём»). Причём иногда один и тот же предмет (лицо, явление) в различных загадках сближается с разными, далёкими друг от друга, непохожими предметами (лицами, явлениями). Кроме метафор, для загадок характерны сравнения, олицетворения, и употребления живого существа неживому, искусные антитезы с выделением сближающих предметы (лица, явления) признаков (фактически здесь отрицательный параллелизм соединяется с положительным, гиперболы, литоты и др.)
Многие тувинские загадки о стихиях, насекомых и птицах, диких и домашних животных, о человеке и др. построены по принципу положительного и реже отрицательного параллелизма, сближения и разъединения загадковых образов, что оттеняет их характерные черты.
В композиционно сложной загадке прослеживается три ряда образов, расположенных параллельно по степени значимости: звёзды, град, верблюжий помёт. Одна метафора может рождать другую и подкрепляться третьей, второплановой, например: «Лук-соловый чадаган» - «Тетива лука – струны чадагана», «лук – конь» в загадке о спуске тетивы и полёте стрелы.
Особую выразительность загадковым образам придаёт отрицательный параллелизм.
Тувинские загадки – это предложения простые и сложные, повествовательные (в них ведётся от первого или третьего лица единственного числа), вопросительные, диалогические, с разнообразными формами тавталогии, чаще всего краткие, порой удивительно немногословные.
Художественному воплощению содержания загадкового образа содействует, отчасти, и стихотворно-интонационный ритм (яркий пример тому – загадка о криволапости зайца): различные виды рифм и созвучий, повторение одного и того же количества слов в звукорядах.
3.Композиционная структура тувинских загадок.
Своеобразным средством познания окружающего мира служит и оригинальная композиционная структура тувинских загадок. Известно, что загадка и отгадка – единое композиционно- смысловое целое. Когда встречаются загадки в загадке ( например, «Вытянутый ящик» - хвост в загадке о лисе – «кауром коне, жеребце») приходится угадывать смысл составных загадковых частей. Есть загадки, имеющие не одну, а несколько разных отгадок, т.е. первая, содержащая загадковое описание часть собственно загадка может быть общей сразу для нескольких загадок.
В них по принципу внешнего сходства сближаются разные предметы, явления, действия и обстоятельство.
Разные отгадки обуславливают необходимость учитывать словесно-образные нюансы при переводах загадковых описаний. Это хорошо видно на следующем примере. Загадка « Бодум борбай, бажым саглай» имеет две совершенно разные отгадки и переводится в каждом случае по-разному, в соответствии с разными отгадками: 1) «Сам я кругловат, голова моя лохмата» (месяц) «Сама округлая,голова ветвистая» (Сарана).
Загадка «Чес аптара иштинде честем аъды киштеп тур» («В медном сундуке конь зятя ржёт») тоже имеет две отгадки: 1. Ламский колокольчик – конгулуур и 2. Освобождение трубки от несгоревшего табака и его собирание. Значение первой отгадки вытекает из метафорического понимания этого же слова уже в качестве действия: стучать трубкой, выбивать табак в маленькую медную чашечку – конгулуур (при этом возникает звук, напоминающий звон колокольчика). Вторая отгадка воспринимается, в сущности, как часть самостоятельной по содержанию загадки.
Есть также загадковые описания, состоящие из нескольких самостоятельных частей, и, как следствие, имеющие несколько разных, соответствующих этим частям загадок: 1-1,2-2,3-3 и т.д..
В многосоставных загадках о нескольких разных предметах, лицах и явлениях, объединённых по принципу внешнего и метафорического сходства, отдельные части порой вполне самостоятельны и содержательно и композиционно и синтаксически.
Не такова загадка о чёрном коршуне и летучей мыши, где два лица поставлены в определённые отношения друг к другу и вторая часть логически продолжает первую: «Тып-тып, Тылаастай, дылдыгыр кара Тылаастай; ону тыппаан уш диптин огбегер кара маадыры» - «Ищи,ищи Тылаастай, крикливый чёрный Тылаастай; его не нашёл трёх миров рыхлый чёрный богатырь». Здесь общий загадковый эпитет «кара» - «чёрный» характеризует, с одной стороны, тёмную коричнево-чёрную окраску чёрного коршуна, давшую название этому виду, а с другой – сумеречный и ночной образ жизни и охоты летучей мыши, исключающий возможность их встречи.
Чёткая часть между загадковыми частями прослеживается и в двух загадках о жёлтом суслике, в которых первая часть обозначает действие, а вторая – соответствующий ему результат: «Жёлтый жеребец пустился вскачь (вспугнутый суслик) – жёлтая глина запылилась вслед», «Рыча-урча на плоскогорье выбегает (волк) – рысью-рысью под землю залезает».
Совмещение различных частей раскрывает и внутренние, жизненные и природные связи, сближающие загадываемые предметы, лица и явления, что наблюдается, н-р., в загадках о ветре и буре, о громе и молнии, о туче, дожде и граде, об овце, волке и вороне, о лисе и зайце.
Однако не всегда связи между загадываемыми предметами, лицами или явлениями устанавливается легко. Н-р., в основе сближения рыбы и белки лежит белый цвет, глаз у рыбы и брюшко у белки. Рыбы и сурка-тарбагана – несоответствие их поведения (рыба постоянно разевает рот, «словно томится от жажды», а тарбаган всё время гложет траву, «словно страдает от голода») зримым предметом довольства и насыщения: рыбе «среди моря», а тарбаган «обёрнут белым салом». Змея и медведя, а также волка и змеи – невозможность их использования в быту и хозяйстве. Причиной объединения в одной загадке медведя-кукушки, пчелы и осы является несоответствие их относительно небольших размеров (медведь – «как двухгодовалый бычок – казыра», кукушка – «как топор», пчела (оса) – «как большой палец») издаваемым ими сильным шумам: медведь – «как бушующее море шумящий», кукушка – «как штормовое море гремящая», пчела (оса) – «как звонкий колокольчик» - конга звенящая.
4.Классификация загадкового материала.
Принцип квалификации фольклорного, в т.ч. и загадкового материала, различны: словесно-изобразительный, композиционно-синтаксический, функциональный, идейно-тематический и др. В соответствии со словесно-изобразительным принципом классификации подавляющее большинство тувинских загадок метафорическое и аллегорическое.
Композиционно-синтаксический принцип классификации проявляется в загадках-триадах, состоящих из косвенно вопроса и трёхчастной 9трёхрядной) стихотворной отгадки, отличающейся, как правило, философским содержанием, и в загадках-диалогах.
Формы загадок-диалогов различны: прямые вопросы, требующие прямых коротких, односложных ответов; вопросы и развёрнутые, обязательно остроумные ответы; вопросы, на которые следуют развёрнутые ответы в виде новых остроумных вопросов, иногда сочетающихся с ответами-восклицаниями. Предельно краткая по форме диалогическая загадка («Чангыс деп чул? Что такое один?» - Чангыс чагы. Чангыс коргенин уттур деп бе? Что увидишь один раз, никогда не забудешь и т.д.) за каждым числом первого десятка закрепляла важнейшие предметы и понятия.
По принципу функциональному основная масса загадок развлекательные. К ним относятся также имевшие широкое хождение и наполненные тувинскими реалиями арифметические (счётные) загадки, или загадки-задачи, остроумные загадки-поручения (они являлись неотъемлемой частью сказочного, особенно волшебного сюжета) и обладавшие яркой эмоциональной окраской загадки-шутки.
Древние загадки-задачи развивали смётку, навыки и приёмы устного счёта. Отстраняясь от абстрактных цифр, они требовали конкретных знаний, связанных со строением тела зверей («Сколько ушей с глазами у тридцати зайцев?»), домашних животных («Сколько рогов, ушей, глаз, хвостов, ноздрей у 160-ти коз?») и человека («Сколько у 30-ти человек пальцев на четырёх конечностях?», «Сколько суставов пальцев ан четырёх конечностях у 30-ти человек, если на одном пальце четыре сустава?», с конструкцией юрты («Сколько кожаных скрёпок – хана у шести стен – хана юрты, если у одной хана 208 хана когу?») и т.д.
Особая выразительность отличала диалогические загадки – шутки в виде длинной цепочки коротких вопросов и ответов, н-р:
- Чуу-даа чуве чуге хая корнурул? – Почему всё живое оглядывается назад?
- Чуге дизе соонда кара чок болгаш. Потому что сзади глаза нет.
- Шуут согур амытан кандыг болксаарыл? – Заветная мечта всех слепых?
- Чангыс-даа болза карактыг болуксаар. Иметь хотя бы один глаз.
5.Основные тематические группы загадок.
Тувинские загадки отражают прежде всего человека, части тела человека, быт, пищу, предметы обихода, явления природы.
- Загадки про человека:
Шыгыр-шыгыр чоруктуг,
Ийи дорзук хунезинниг. (Кавайлыг уруг)
Эртен дорт буттаар, (Кижинин чаш уези)
Дуъште ийи буттаар, (Аныяк назын)
Кежээ уш буттаар. ( Кырый бээри)
- Предметы быта:
Кежээ келир,
Эртен чанар. (Ореге)
- Загадки про пищу:
Мун кара хоюм уш чыл болгаш агарды. (Чинге тарааны арыглаары)
Дадаамал дег дилген чаагай,
Дадазын дег тырткан чаагай. (Быштак)
- Загадки про животных:
Аалынга кадарчы
Ээзинге эш. (Ыт)
Хоор аъдым хомду кудуруктуг. (Дилги)
- Чтобы показать явления природы использовалось метафорические образы, хорошо известные в жизни.
Дош кырында сарыг тараа токту берди. (Сылдыстар)
Санаттынмаан хой,
Хемчээттинмээн шол. (Сылдыстар, дээр)
6.Вывод.
Все жанры тувинского фольклора, том числе загадки, показывают целостность и неотделимость жизни от загадковых образов. Они развивают умственные навыки и у взрослых, и у детей требуя особых познавательных способностей. Загадки развивают речь у ребёнка, и имеют огромное воспитательное значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-202141-1361673791.jpg)
Конкурс знатоков, как средство развития основ исследовательской работы и познавательной деятельности младших школьников
Разработка внеклассного мероприятия в 3 Б классеТема: Весенние изменения в природе....
«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-64779-1425070423.jpg)
из опыта работы "Развитие внимания как формирование организации познавательной деятельности учащихся начальных классов"
Описаны приемы и методы , применяемые в работе, по формированию внимания младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/30/picture-39607-1475233252.jpg)
Загадка как средство развития речи и мышления учащихся
Обобщение опыта работы по развитию речи и мышления у детей с задержкой психического развития в школе на уроках русского языка и литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/15/picture-15253.jpg)
Развитие творческих способностей и активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.
Подготовила выступление на республиканскую конференцию (обобщение опыта) по развитию творческих способностей учащихся во внеурочное время.Провожу большую работу по этой теме.Со своими учениками ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/15/picture-15253.jpg)
Развитие творческих способностей и активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.Презентация
Чтобы лучше рассказать коллегам о своей работе я подготовила презентацию к своему докладу....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/06/picture-1351948-1633513777.jpg)
Загадка как средство развития речи и мышления младшего школьника
Работа по развитию речи младших школьников требует разнообразных приемов и средств. Загадки выступают как средство воспитания и обучения детей, расширяя их кругозор, знакомя с окружающим миром, явлени...