ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
статья по окружающему миру по теме
В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
68% учащихся начальных классов Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения «Школа-интернат №4 VI вида» г.Саратова составляют дети с диагнозом «детский церебральный паралич». Среди них 96% имеют различные нарушения речи. Поэтому развитие речи является одной из важнейших задач коррекционной работы с такими детьми. Большую роль в этом играют уроки ознакомления с окружающим миром. Развитие речи на данных уроках происходит в непринужденной, свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы.
Учащиеся с церебральным параличом часто затрудняются в выделении существенных признаков предметов, явлений, действий. Этим объясняется то, что дети часто формально усваивают слово, не наполняя его содержанием. Поэтому воспитание любознательности, умения видеть, слышать, чувствовать и воспринимать окружающий мир на различном материале является основой для развития речи учащихся. Этому во многом
способствует применение загадок на уроках ознакомления с окружающим миром. Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт. Как же избежать ошибки при отгадывании загадок? Для этого необходимо: внимательно слушать; подумать над каждым признаком отгадываемого предмета; не торопиться, а внимательно взвесить все признаки.
Приведу пример использования загадок на уроке «Лиственные и хвойные растения зимой». Предлагаю ребятам отправиться в очень интересный лес, зеленый даже зимой. «Как называется этот лес?» (хвойный) А вот какие деревья в нем растут, предлагаю детям самим угадать. Для этого загадываю загадки:
«Зимой и летом зелена, в лесу живет она. А на ней иголки и коротки, и колки». (Ель) «У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви – только на макушке». (Сосна) «Есть у родственницы елки неколючие иголки, но, в отличие от елки, опадают те иголки». (Лиственница)
Первые две загадки обычно не вызывают затруднений. Ребята легко догадываются, что это ель и сосна. Спрашиваю их: «А по каким признакам вы догадались, что это ель, сосна?» Третья загадка может поставить детей в тупик, потому что лиственница не свойственна нашей природной зоне. В тексте загадки начинаем выявлять существенные признаки этого дерева: «Какие слова говорят о том, что это хвойное дерево?» Дети объясняют, что у него есть иголки и оно названо родственницей елки, а ель – хвойное дерево. Затем прошу назвать отличие его от ели. Дети находят, что иголки неколючие и опадают. Требую, чтобы ребята давали развернутые ответы. Далее дети выполняют практическую работу с веточками этих деревьев, находя те отличительные черты, которые они обнаружили в загадках. Таким образом, загадка помогает выделить признаки предметов, создать образ нового слова, учит находить сходство и различие между предметами.
Очень хороший результат дает составление загадок учащимися. Чтобы составить загадку, ребенку нужно отобрать самые важные, существенные признаки предмета или явления. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, речи, сообразительности.
Вот пример загадок, составленных учащимися:
«Ходит, бродит по полям, по лугам и по садам, светит ярко и тепло, только очень далеко». (Солнце) «Идет, а ног нет; лежит, а постели нет». (Снег) «Без ног, а идет, в тучке живет, цветы поливает, жажду утоляет». (Дождь)
Использую также описания-загадки. Я кратко описываю растение или животное, природное явление. Ученики должны догадаться, о чем идет речь, и дать развернутое объяснение своему предположению. Затем ребята сами составляют такие описания. Причем, это можно провести в форме игры «Лотерея загадок».
Предмет или слово, с которым необходимо придумать загадку, выбирается методом лотереи. Для этого задания пишутся на отдельных листочках, сворачиваются и помещаются в мешочек, откуда и достаются играющими. Игровая задача состоит в придумывании загадки с выбранным словом. Важно, что учитывается не только то, насколько интересно составлена загадка, а также качество ее составления и прочтения.
Вот пример загадок-описаний, составленных детьми: «Есть в каждом доме, с ней суп варят и картошку жарят; добывают в озерах, белая, как снег». (Соль) «Темно-зеленое заросшее озеро. Иногда в нем вспыхивают огоньки. Там живут птицы – утка, журавль, кулик. В нем добывают торф». (Болото)
В процессе всей учебной работы школьников обращаю внимание на то, чтобы дети правильно произносили слова, верно ставили ударение, выбирали слова, наиболее точно выражающие мысли, учу построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы.
В ходе составления загадок у учащихся вырабатывается положительный мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приемами художественной речи. Детские творческие работы – это и есть результат работы, где четко прослеживается формирование правильной, выразительной, грамотной речи, стремление к занятиям словесным творчеством, овладению приемами художественной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме: "Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся."
Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся....
ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Опыт методической работы по теме "ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ"....
Приемы развития УСТНОЙ речи на уроках ознакомления с окружающим миром
Приемы развития УСТНОЙ речи на урокахознакомления с окружающим миром...
Загадка как средство развития речи и мышления учащихся
Обобщение опыта работы по развитию речи и мышления у детей с задержкой психического развития в школе на уроках русского языка и литературы....
Урок ознакомления с окружающим миром для учащихся 4 класса УМК "Школа России". Тема: "Водные богатства нашего края"
Материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе при изучении раздела "Наш край"....
Развитие наглядно-образного мышленияна уроках ознакомления с окружающим миром слабовидящих детей начальных классов
Сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды ( переход из одного состояния в другое...
Загадка как средство развития речи и мышления младшего школьника
Работа по развитию речи младших школьников требует разнообразных приемов и средств. Загадки выступают как средство воспитания и обучения детей, расширяя их кругозор, знакомя с окружающим миром, явлени...