Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе. Тема: К.Г.Паустовский. Корзина с еловыми шишками.
методическая разработка по чтению (4 класс)

КУЗЬМИНА Светлана Ивановна

Аннотация к методической разработке урока "Корзина с еловыми шишками".

Константин Георгиевич Паустовский - классик отечественной литературы. Паустовский был уверен, что книги "следует писать только до тех пор, пока автор может говорить правду". И этому принципу он следовал всю свою творческую жизнь. Писатель обладал редкостным талантом - способностью подмечать то, что ускользает от "ленивых человеческих глаз". Почему еловые шишки весят гораздо больше сосновых? Почему человека, идущего по некошеному полю, может неотступно преследовать ласточка и кричать так, будто у неё отняли птенца? Он заражает читателя восхищением природой, раскрывает простые, казалось бы, истины. Но Паустовский писал не только о природе. Дети - вот чьим языком владел он в совершенстве и для кого сочинил - увлекательно и с юмором - немало своих замечательных произведений. 
Предлагаемый материал содержит краткую методическую разработку урока по литературному чтению в 4 классе одного из  лучших  рассказов Константина Георгиевича  Паустовского - «Корзина с еловыми шишками». Материал подготовлен в соответствии с программой "Школа России" и прошел многократную апробацию в течение многих лет преподавания в школе. Автор-составитель разработки -  учитель начальных классов Кузьмина Светлана Ивановна, ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга.

 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korzina_s_elovymi_shishkami1.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературному чтению в 4  классе

Тема: К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

        Учитель: Кузьмина Светлана Ивановна, ГБОУ «Академическая гимназия № 56»
Санкт-Петербурга.

Программа:  «Школа  России».

Компетенции УУД: коммуникативная, информационная, учебно-познавательная.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям ФГОС по программе «Литературное чтение» для 4 класса начальной школы.

Цели урока: расширить знания о творчестве К.Г. Паустовского; помочь учащимся понять смысл произведения, учить видеть прекрасное вокруг, замечать и понимать окружающий мир; развивать память, мышление, воображение.

Задачи урока:

- познакомить детей с творчеством Паустовского;

- развивать навыки чтения, обучать приёмам работы над художественным произведением;

- развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;

- развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев произведения;

- развивать умение анализировать прочитанное;

- воспитывать любовь к классической музыке;

- воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Тип урока: интегрированный.

Учебник: Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х частях. Ч.2 / [Л.Ф.Климанова и др.]. – 10-е изд., -М.: Просвещение, 2020.- 160 с.ил.- (Школа России).

Планируемые результаты урока и формирование УУД

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации); контроль и оценка результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Регулятивные УУД: понимание и принятие учащимися цели поставленной учителем, адекватное восприятие оценки своей деятельности.

Оборудование урока:  портреты К.Паустовского и Э.Грига; презентация к уроку с аудиозаписью фрагментов музыкальных произведений  Грига, учебник и тетрадь.

                                         Ход урока

        I . Организационно-мотивационный момент

       II. Работа по теме урока

Сегодня мы познакомимся с одним из  лучших (на мой взгляд) рассказов Константина Георгиевича  Паустовского. Называется он «Корзина с еловыми шишками». События в рассказе происходят в северной стране-Норвегии, с её сумрачным величием хвойных лесов и суровой красотой фьордов – узких морских заливов с высокими берегами. История, описанная Паустовским,  имела место около ста лет назад.

Слайд 1.

Работа с текстом до чтения.  Прогнозирование содержания  рассказа на основе заглавия и иллюстраций:

- что вы представили, читая название и рассматривая иллюстрацию в учебнике?

- кто  автор произведения? О чём он пишет в своих рассказах, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках?

Знакомство с жизнью и творчеством К.Паустовского

Слайды 2, 3, 4. 
        
Сведения из  биографии К.Паустовского.

Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве, в семье железнодорожного статистика. Писатель вспоминал, что отец его был неисправимым мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселилась в Киеве. Здесь Константин Паустовский  поступил   в Первую Киевскую классическую гимназию. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учёбу самостоятельно, занимаясь репетиторством.

Пояснение: статистик – это специалист, который занимается статистическим учётом, то есть сбором, обработкой, анализом и представлением статистической информации.

Учитель: 
        - что вы видите у могилы писателя? Случайно ли это?

- как вы думаете, почему там оказалась корзина с еловыми шишками?

Мы с вами постараемся ответить на эти вопросы в течение урока. Но сначала хотелось бы прочитать стихи поэтессы Татьяны Кузовлевой, которые можно считать эпиграфом к нашему уроку.

Пояснение: эпиграф – это цитата, помещаемая во главе произведения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное.

Итак, стихи:

                               Не жалейте сердца, не таите,

                               Доброты и нежности своей,

                               Ни своих прозрений и открытий

                               Не держите в тайне от людей…


                              Торопитесь всё отдать при жизни,

                               Чтоб, уйдя к небытию во власть,

                               Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

                               Снова к милой Родине припасть.

Учитель: 

В этих стихах призыв к доброте и нежности людей, любви к своей родине, в них дух и смысл творчества Константина Паустовского, эпиграф  ко всему тому, что вышло из -под его пера!

В своих произведениях К.Паустовский  рассказывает о себе, «раскрывается» нам. Мы ощущаем сердечного, душевно щедрого  и необыкновенно доброжелательного человека. Его рассказы  наполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли. Однако этот рассказ всё же о другом. Дело в том, что К.Паустовский писал не только о природе, но ещё и о композиторах, художниках, писателях – то есть о людях, тонко чувствующих красоту окружающего мира и старающихся

своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ ведёт нас в необыкновенный мир творчества норвежского композитора и пианиста Эдварда Грига.

        Краткий обзор биографии Э.Грига

Слайды 5,6,7,8,9.
Учитель:

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Норвегии, в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона и других выдающихся композиторов. Игру юного Грига услышал один из знаменитых норвежских скрипачей и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил её по классам композиции и фортепиано.

Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру.  Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но всякий раз он стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик в Бергене на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой холодного Северного моря.

Работа над рассказом «Корзина с еловыми шишками»

Слайды 10,11. Словарная работа, поиск по толковому словарю.

        Берген – город в Норвегии.

Ничтожная часть – маленькая часть.

Кованые – обитые железом.

Портьеры – плотные тяжелые занавески для окон и дверей.

Ботфорты – высокие сапоги.

Благоухание – аромат, приятный запах.

Парча, шёлк, бархат, фетр – виды тканей.

Шпоры – металлическая дужка с колёсиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.

Шпага – колющее оружие с прямым длинным клинком.

Ш. Продолжение работы над рассказом

Чтение 1 части. «Встреча  Грига с Дагни» (стр. учебника 39-41).

Учитель.

Найдите, пожалуйста, этот отрывок в книге и  мы прочитаем его по ролям.

Учитель:

- почему у Грига появляется желание подарить музыку именно Дагни?  Попробуйте найти ответ на этот вопрос  во второй части произведения. (Потому что она была доброй девочкой, понравилась Григу своей открытостью и добротой).

- но почему  композитор не захотел сразу сделать подарок? (Потому что такие подарки маленьким детям не дарят, они не смогут понять и оценить серьёзную музыку).

IV Физкультминутка

V Продолжение работы по теме урока

Слайд 16. Чтение 2 части учителем и учащимися  «В доме композитора».

Учитель.  Мы с вами прочитали о том, что дом Грига украшал только рояль. Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о чём мог петь рояль (стр. 42-43, 3 и 4 абзацы).

Найдите отрывок, в котором говорится о чём думал Григ, когда писал музыку для Дагни (стр. 43, 3, 4 абзацы).

Слайд 17.

Учитель.

Когда Григ писал музыку, он подозревал, что его подслушивают.  Найдите отрывок, где  говорится об этом (стр.43, абзацы 6, 7, 8).

Учитель:

- какие слова 2-й части вы считаете самыми важными?

- все ли окружающие люди думают так же, как Григ?  Всем ли приятнее отдавать, чем брать? А какая ваша позиция?

Слайды 18,19. Чтение 3 части «В гостях».

Когда Дагни окончила школу, её отец отправил в гости к тётушке Магде и дядюшке Нильсу. Зачем это было сделано? (Посмотреть, как устроен свет, как живут люди и немного повеселиться).

Слайды 20,21. Чтение 4 части «На концерте».

Учитель.
            Дагни часто ходила в театр, но после спектаклей она долго не могла заснуть и даже иногда плакала.

- о чем это говорит?

- какой была Дагни? (Она была очень чувствительной и эмоциональной).

Учитель:

Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт.

Учитель включает музыку  и читает отрывки из 4 части (стр.46, абзацы 3,4,5,6,7,8).

Учитель:

- какое впечатление на вас произвела музыка?

- что же  почувствовала, пережила Дагни? А что почувствовали вы?

- какие картины  представляла Дагни? Почему она плакала, слушая музыку?

- найдите в тексте и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку?

- что вы заметили? (сходство мыслей и настроения Грига и Дагни, они подумали об одном и том же).

Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни, и напомнила картины природы родной Норвегии.

Слайд 22.

Учитель:

- как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?

- для чего живёт человек? Дагни поняла это, а вы?

Учитель.

Человек становится по-настоящему счастлив лишь тогда, когда  открывает вокруг себя красоту окружающего мира!

Учитель:

- как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?

Учитель.

Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив. Когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или краской, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку,  тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой и скучной.

Слайд 23.

Учитель:

- почему Паустовский называет Грига волшебником?

К.Паустовский называет Грига волшебником потому, что, благодаря музыке, Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Успейте насладиться детством, и вы поймёте, что жить в мире  - самый лучший подарок от природы!

Слайд 24. Писатель К.Паустовский и композитор Э.Григ великие мастера: один словами, а другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. К.Паустовский считал, что дарить людям «сказку жизни», способность открывать  прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.

           Слайд 25.

            VI. Рефлексия

        - с каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

        - что запомнилось вам на уроке?

        - за что бы вы похвалили сегодня себя?

- что особенно запомнилось вам в произведении «Корзина с еловыми шишками?

Продолжите предложения:

        - сегодня на уроке я узнал…

        - после урока мне захотелось …

        - сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

        Слайд 26.

Учитель:

 Прошло много лет, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора  Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми, бессмертны.

Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми, и слова М.Пришвина и В.Сухомлинского были бы вашим девизом по жизни.

                               Всё хорошее в природе – от солнца;

                               А всё лучшее в жизни – от человека.

                                                        М.Пришвин, русский писатель

        Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо!

                                                    В.Сухомлинский, педагог-новатор, писатель

        Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение  рассказа К.Паустовского по ролям (по группам), стр.39-47.   

        

Слайд 27.

На этом урок окончен, всем большое СПАСИБО!

Рекомендации учителю: ввиду большого объёма материала его целесообразно разделить на 2 урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса на тему: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

В данном плане-конспекте представлено первичное ознакомление с текстом....

Методическая разработка по литературному чтению 2 класс.Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…"

Данный урок показывает процесс формирования УУД. Урок предназначен показать определенный уровень развития образного, ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха; учит передавать ...

«Литературное чтение» в 4-м классе на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Цель -  создать условия для воспитания художественного, эстетического вкуса;  -  продолжить знакомство с произведениями К.Г.Паустовского;  -  познакомить с творчеством Э....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»"

Цель: продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского; показать многообразие творчества писателя; расширять кругозор учеников; прививать интерес к литературе, любовь к чтению....