Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе. Тема: К.Г.Паустовский. Корзина с еловыми шишками.
методическая разработка по чтению (4 класс)
Аннотация к методической разработке урока "Корзина с еловыми шишками".
Константин Георгиевич Паустовский - классик отечественной литературы. Паустовский был уверен, что книги "следует писать только до тех пор, пока автор может говорить правду". И этому принципу он следовал всю свою творческую жизнь. Писатель обладал редкостным талантом - способностью подмечать то, что ускользает от "ленивых человеческих глаз". Почему еловые шишки весят гораздо больше сосновых? Почему человека, идущего по некошеному полю, может неотступно преследовать ласточка и кричать так, будто у неё отняли птенца? Он заражает читателя восхищением природой, раскрывает простые, казалось бы, истины. Но Паустовский писал не только о природе. Дети - вот чьим языком владел он в совершенстве и для кого сочинил - увлекательно и с юмором - немало своих замечательных произведений.
Предлагаемый материал содержит краткую методическую разработку урока по литературному чтению в 4 классе одного из лучших рассказов Константина Георгиевича Паустовского - «Корзина с еловыми шишками». Материал подготовлен в соответствии с программой "Школа России" и прошел многократную апробацию в течение многих лет преподавания в школе. Автор-составитель разработки - учитель начальных классов Кузьмина Светлана Ивановна, ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korzina_s_elovymi_shishkami1.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе
Тема: К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»
Учитель: Кузьмина Светлана Ивановна, ГБОУ «Академическая гимназия № 56»
Санкт-Петербурга.
Программа: «Школа России».
Компетенции УУД: коммуникативная, информационная, учебно-познавательная.
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям ФГОС по программе «Литературное чтение» для 4 класса начальной школы.
Цели урока: расширить знания о творчестве К.Г. Паустовского; помочь учащимся понять смысл произведения, учить видеть прекрасное вокруг, замечать и понимать окружающий мир; развивать память, мышление, воображение.
Задачи урока:
- познакомить детей с творчеством Паустовского;
- развивать навыки чтения, обучать приёмам работы над художественным произведением;
- развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;
- развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев произведения;
- развивать умение анализировать прочитанное;
- воспитывать любовь к классической музыке;
- воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Тип урока: интегрированный.
Учебник: Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х частях. Ч.2 / [Л.Ф.Климанова и др.]. – 10-е изд., -М.: Просвещение, 2020.- 160 с.ил.- (Школа России).
Планируемые результаты урока и формирование УУД
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации); контроль и оценка результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Регулятивные УУД: понимание и принятие учащимися цели поставленной учителем, адекватное восприятие оценки своей деятельности.
Оборудование урока: портреты К.Паустовского и Э.Грига; презентация к уроку с аудиозаписью фрагментов музыкальных произведений Грига, учебник и тетрадь.
Ход урока
I . Организационно-мотивационный момент
II. Работа по теме урока
Сегодня мы познакомимся с одним из лучших (на мой взгляд) рассказов Константина Георгиевича Паустовского. Называется он «Корзина с еловыми шишками». События в рассказе происходят в северной стране-Норвегии, с её сумрачным величием хвойных лесов и суровой красотой фьордов – узких морских заливов с высокими берегами. История, описанная Паустовским, имела место около ста лет назад.
Слайд 1.
Работа с текстом до чтения. Прогнозирование содержания рассказа на основе заглавия и иллюстраций:
- что вы представили, читая название и рассматривая иллюстрацию в учебнике?
- кто автор произведения? О чём он пишет в своих рассказах, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках?
Знакомство с жизнью и творчеством К.Паустовского
Слайды 2, 3, 4.
Сведения из биографии К.Паустовского.
Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве, в семье железнодорожного статистика. Писатель вспоминал, что отец его был неисправимым мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселилась в Киеве. Здесь Константин Паустовский поступил в Первую Киевскую классическую гимназию. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учёбу самостоятельно, занимаясь репетиторством.
Пояснение: статистик – это специалист, который занимается статистическим учётом, то есть сбором, обработкой, анализом и представлением статистической информации.
Учитель:
- что вы видите у могилы писателя? Случайно ли это?
- как вы думаете, почему там оказалась корзина с еловыми шишками?
Мы с вами постараемся ответить на эти вопросы в течение урока. Но сначала хотелось бы прочитать стихи поэтессы Татьяны Кузовлевой, которые можно считать эпиграфом к нашему уроку.
Пояснение: эпиграф – это цитата, помещаемая во главе произведения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное.
Итак, стихи:
Не жалейте сердца, не таите,
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей…
Торопитесь всё отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Тёплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой Родине припасть.
Учитель:
В этих стихах призыв к доброте и нежности людей, любви к своей родине, в них дух и смысл творчества Константина Паустовского, эпиграф ко всему тому, что вышло из -под его пера!
В своих произведениях К.Паустовский рассказывает о себе, «раскрывается» нам. Мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека. Его рассказы наполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли. Однако этот рассказ всё же о другом. Дело в том, что К.Паустовский писал не только о природе, но ещё и о композиторах, художниках, писателях – то есть о людях, тонко чувствующих красоту окружающего мира и старающихся
своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ ведёт нас в необыкновенный мир творчества норвежского композитора и пианиста Эдварда Грига.
Краткий обзор биографии Э.Грига
Слайды 5,6,7,8,9.
Учитель:
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Норвегии, в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона и других выдающихся композиторов. Игру юного Грига услышал один из знаменитых норвежских скрипачей и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил её по классам композиции и фортепиано.
Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но всякий раз он стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик в Бергене на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой холодного Северного моря.
Работа над рассказом «Корзина с еловыми шишками»
Слайды 10,11. Словарная работа, поиск по толковому словарю.
Берген – город в Норвегии.
Ничтожная часть – маленькая часть.
Кованые – обитые железом.
Портьеры – плотные тяжелые занавески для окон и дверей.
Ботфорты – высокие сапоги.
Благоухание – аромат, приятный запах.
Парча, шёлк, бархат, фетр – виды тканей.
Шпоры – металлическая дужка с колёсиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.
Шпага – колющее оружие с прямым длинным клинком.
Ш. Продолжение работы над рассказом
Чтение 1 части. «Встреча Грига с Дагни» (стр. учебника 39-41).
Учитель.
Найдите, пожалуйста, этот отрывок в книге и мы прочитаем его по ролям.
Учитель:
- почему у Грига появляется желание подарить музыку именно Дагни? Попробуйте найти ответ на этот вопрос во второй части произведения. (Потому что она была доброй девочкой, понравилась Григу своей открытостью и добротой).
- но почему композитор не захотел сразу сделать подарок? (Потому что такие подарки маленьким детям не дарят, они не смогут понять и оценить серьёзную музыку).
IV Физкультминутка
V Продолжение работы по теме урока
Слайд 16. Чтение 2 части учителем и учащимися «В доме композитора».
Учитель. Мы с вами прочитали о том, что дом Грига украшал только рояль. Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о чём мог петь рояль (стр. 42-43, 3 и 4 абзацы).
Найдите отрывок, в котором говорится о чём думал Григ, когда писал музыку для Дагни (стр. 43, 3, 4 абзацы).
Слайд 17.
Учитель.
Когда Григ писал музыку, он подозревал, что его подслушивают. Найдите отрывок, где говорится об этом (стр.43, абзацы 6, 7, 8).
Учитель:
- какие слова 2-й части вы считаете самыми важными?
- все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? А какая ваша позиция?
Слайды 18,19. Чтение 3 части «В гостях».
Когда Дагни окончила школу, её отец отправил в гости к тётушке Магде и дядюшке Нильсу. Зачем это было сделано? (Посмотреть, как устроен свет, как живут люди и немного повеселиться).
Слайды 20,21. Чтение 4 части «На концерте».
Учитель.
Дагни часто ходила в театр, но после спектаклей она долго не могла заснуть и даже иногда плакала.
- о чем это говорит?
- какой была Дагни? (Она была очень чувствительной и эмоциональной).
Учитель:
Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт.
Учитель включает музыку и читает отрывки из 4 части (стр.46, абзацы 3,4,5,6,7,8).
Учитель:
- какое впечатление на вас произвела музыка?
- что же почувствовала, пережила Дагни? А что почувствовали вы?
- какие картины представляла Дагни? Почему она плакала, слушая музыку?
- найдите в тексте и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку?
- что вы заметили? (сходство мыслей и настроения Грига и Дагни, они подумали об одном и том же).
Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни, и напомнила картины природы родной Норвегии.
Слайд 22.
Учитель:
- как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?
- для чего живёт человек? Дагни поняла это, а вы?
Учитель.
Человек становится по-настоящему счастлив лишь тогда, когда открывает вокруг себя красоту окружающего мира!
Учитель:
- как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?
Учитель.
Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив. Когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или краской, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой и скучной.
Слайд 23.
Учитель:
- почему Паустовский называет Грига волшебником?
К.Паустовский называет Грига волшебником потому, что, благодаря музыке, Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Успейте насладиться детством, и вы поймёте, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!
Слайд 24. Писатель К.Паустовский и композитор Э.Григ великие мастера: один словами, а другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. К.Паустовский считал, что дарить людям «сказку жизни», способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.
Слайд 25.
VI. Рефлексия
- с каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
- что запомнилось вам на уроке?
- за что бы вы похвалили сегодня себя?
- что особенно запомнилось вам в произведении «Корзина с еловыми шишками?
Продолжите предложения:
- сегодня на уроке я узнал…
- после урока мне захотелось …
- сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
Слайд 26.
Учитель:
Прошло много лет, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми, бессмертны.
Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми, и слова М.Пришвина и В.Сухомлинского были бы вашим девизом по жизни.
Всё хорошее в природе – от солнца;
А всё лучшее в жизни – от человека.
М.Пришвин, русский писатель
Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо!
В.Сухомлинский, педагог-новатор, писатель
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение рассказа К.Паустовского по ролям (по группам), стр.39-47.
Слайд 27.
На этом урок окончен, всем большое СПАСИБО!
Рекомендации учителю: ввиду большого объёма материала его целесообразно разделить на 2 урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению для 4 класса на тему: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
В данном плане-конспекте представлено первичное ознакомление с текстом....
Открытый урок по литературному чтению для 4 класса на тему: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
В данном уроке предсталена интергация с уроком музыки....
Методическая разработка по литературному чтению 2 класс.Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…"
Данный урок показывает процесс формирования УУД. Урок предназначен показать определенный уровень развития образного, ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха; учит передавать ...
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс. Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг;
Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг; ...
«Литературное чтение» в 4-м классе на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Цель - создать условия для воспитания художественного, эстетического вкуса; - продолжить знакомство с произведениями К.Г.Паустовского; - познакомить с творчеством Э....
Урок литературного чтения в 4 классе по теме "К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»"
Цель: продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского; показать многообразие творчества писателя; расширять кругозор учеников; прививать интерес к литературе, любовь к чтению....
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс Тема :Б.Житков "Храбрый утенок "
Представлен конспект урока и презентация....