Открытый урок по литературному чтению для 4 класса на тему: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Лукьянова Евгения Николаевна

В данном плане-конспекте представлено первичное ознакомление с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению по теме:

 К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Составила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 Е.Н. Лукьянова

Цель урока: формирование у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э.Грига.

Задачи:

Обучающие: - познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;

- формирование навыка выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;

- обучение анализу художественного произведения;

- формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.

Развивающие: - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

- развитие речи учащихся;

- развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.

Воспитательные: - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;

- воспитание любви к музыке и литературе.

Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: запись музыкального произведения Э.Грига «Утро», портреты К.Г.Паустовского и Э.Грига, толковый словарь Ожегова.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы и язык классической музыки.

     2. Целеполагание и мотивация.

        Наш урок я хотела бы начать красивыми и мудрыми словами. Давайте прочитаем их вместе.

СЛАЙД 2

       « …Не жалейте сердца, не таите доброты и нежности своей,

        Ни своих презрений и открытий не держите в тайне от людей…

        Торопитесь все отдать при жизни, чтоб, уйдя к небытию во власть,

        Теплым ливнем, снегом ли пушистым снова к милой родине припасть.»

То, что прозвучало в этих строках, касается нас всех. Автор этих строк дает совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так

 прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот урок чтения. Это Константин  Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.

Прежде чем мы начнем знакомство с новым для вас литературным произведением давайте настоимся на чтение. У вас на столах лежат карточки со стихотворением.

  1. Прочитайте его «Птичьим базаром»
  2. Прочитайте его вслух с вопросительной интонацией
  3. Прочитайте его с интонацией радости, восхищения
  4. Прочитайте его выразительно

Беседа после прочтения:

Ребята, а вы любите гулять в лесу?

Чем вас привлекают эти прогулки?

О чём вы думаете или мечтаете, когда прогуливаетесь?

        Я тоже очень люблю гулять по лесу, особенно зимой и осенью потому, что в эти времена года лес очень красив и необычен.

 Сегодня необычно мы начнем знакомство с новым произведением. Загляните в конец рассказа. Прочитайте последние четыре слова. («…чем должен жить человек…»)

- Какой знак препинания стоит после этих слов? (многоточие)

- Для чего автор поставил многоточие? (есть продолжение или недосказанность, что-то нужно домыслить)

- В литературе это называется: риторический вопрос. Давайте посмотрим в толковом словаре, что это означает. ( Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься)

- Попробуйте сформулировать цель урока. ( задуматься: чем должен жить человек, найти ответ автора на этот вопрос в тексте, выразить свое мнение на поставленный вопрос)

3. Подготовка к художественному восприятию произведения

- Мы уже читали произведения К.Г.Паустовского.            

( на доску повесить портрет К.Г.Паустовского)

 Вспомните их. («Заячьи лапы», «Какие бывают дожди», «Стальное колечко», «Барсучий нос») СЛАЙД 3

        Ну, а сейчас Таня нам расскажет о жизни Константина Георгиевича.

Ученица рассказывает рассказ об авторе.

- К. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Он встречался со многими известными людьми: композиторами, художниками, писателями. Часто Константин Георгиевич описывал случаи из их жизни. С одной такой историей мы сегодня познакомимся. Надо отметить, что с человеком, о котором мы будем сегодня читать, К.Г. Паустовский познакомился через музыку. Послушайте музыкальное произведение и представьте себе композитора, который написал его.

( звучит музыка Э. Грига «Утро»)

Релаксация под тихую классическую музыку

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

Что вы представляли, когда слушали эту музыка? (плеск волн океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких волшебных гномов)

( на доске появляется портрет Э. Грига)

- Автор этого музыкального произведения – великий норвежский композитор Эдвард Григ.

Давайте послушаем небольшой рассказ о нём, который приготовила для нас Ксюша.

Ученица рассказывает рассказ о композиторе.

Вот об этом человеке мы и будем читать рассказ К.Паустовского « Корзина с еловыми шишками».

Давайте прочитаем рассказ и постараемся увидеть композитора таким, каким он был в представлении К.Паустовского.

1 часть – читает учитель

2- 3 часть – читают дети «по цепочке»

4 часть – читает учитель на фоне музыки Грига «Утро»

4. Проверка первичного восприятия

- Где происходят события рассказа?

- Что делал в лесу Э. Григ?

- С какой целью отправилась в лес дочь лесника?

- Расскажите о встрече маленькой Дагни с композитором. Используйте в своем рассказе слова автора.

Перечитайте отрывок о том, как Григ сочинял свое произведение, посвященное дочери лесника. О чем думал композитор во время игры? Какие картины виделись ему?

- Что говорил великий композитор о жизни?

- Почему он чувствовал себя счастливым человеком?

- Как слушала Дагни музыку, посвященную ей?

- Какие мысли и чувства вдруг охватили ее?

- Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками?

- Что она думала о композиторе? Как называла его?

6. Обобщение

- В жизни ни Паустовский, ни Григ не встречались. Как вы думаете, почему?

- Почему же тогда К. Паустовский решил написать рассказ об Э. Григе?

- Могли бы они подружиться? Объясните свое мнение.

- Какое чудо случилось в жизни Дагни?

- Какую главную истину открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?

7. Итог урока

  - Так чем же должен жить человек?

  - Кто захотел после этого урока прочитать другие произведения К.Г.Паустовского, послушать другие музыкальные произведения Э.Грига?

8. Рефлексия

- За что могли бы себя похвалить после урока?

- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?

- Какие выводы сделали для себя?

- Надеюсь, что теперь вы будете чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.

Домашнее задание: подготовить пересказ той части рассказа, которая вам понравилась больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Открытый урок по литературному чтению 2 класс, УМК «Гармония» Тема: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Использовала на уроке различные средства: рассказ, объяснение, работа с учебником. Произведение «Живая шляпа» находится в разделе «В мире книг». Изучили произведение Н.Н.Носова «Затейники»,следующее п...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).

Технологическая карта  предназначена для  проведения урока литературного чтения в 3 классе  по развивающей системе Л.В. Занкова  по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему: "И.А.Крылов.Лебедь,щука и рак"

В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс по теме : Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Открытый урок по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов. " Исследовательская деятельность,как механизм реализации ФГОС". 4 класс тема : Д.Н.Мамин-Сибиряк "...