Урок литературного чтения в 4 классе по теме "К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Четкуева Татьяна Анатольевна

Цель: продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского; показать многообразие творчества писателя; расширять кругозор учеников; прививать интерес к литературе, любовь к чтению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе             дата:31.01.18

Тема. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского; показать многообразие творчества писателя; расширять кругозор учеников; прививать интерес к литературе, любовь к чтению.

Задачи урока: продолжить знакомить детей с творчеством Паустовского; развивать навыки чтения, обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали; развивать речь, логическое и образное мышление; развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев; развивать умение анализировать прочитанное; воспитывать любовь к музыке, воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Тип урока: закрепление ЗУН            

Оборудование: портреты  К.Г. Паустовского и Э.Грига, запись пьесы Э.Грига «Утро»

                                                                                            Ход урока

I. Организационный момент.  

II. Разминка.          Скороговорка: На елке шишки, на столе книжки.

- Разомнем язычки: а) читаем про себя; б) шепотом; в) хором.

- Прочитав скороговорку, скажите о чем она? (о шишках, о елке, о книжках)  Скажите где растут елки? (В лесу).

- Ребята, а с каким произведением и с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? (К. Г. Паустовский  « Корзина с еловыми шишками»).

III.  Проверка домашнего задания. Обсуждение рисунков учащихся

IV. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и цели урока.

 Мы отправимся на встречу с великими волшебниками в области литературы и музыки К.Паустовским и Э.Григом.

V.  Актуализация опорных знаний.

1. Сообщения учащихся.

Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ   Паустовского, необходимо  больше узнать о жизни и творчестве этих людей.

Сообщение 1 уч-ся : Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг. Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом. Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.

- Кому посвятил этот рассказ  К.Г.Паустовский? ( композитору Эдварду Григу)

Сообщение 2-го уч-ся: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона. Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано. Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря .

2. Слушание муз. фрагментов Э.Грига. «Утро».

VI. Физминутка

VII. Закрепление и углубление знаний.

1. Беседа

- В какое время года произошла встреча?

-Что делал в лесу композитор Э.Григ?

 -Зачем они приходил сюда не однажды?

- Зачем сюда пришла дочь лесника Дагни? Для чего она собирала еловые шишки?

-Как выглядел осенний лес? (пересказ близко к тексту).

2. Обсуждение средств вы разительности в произведении.(карточка-словарь).

-Какие приёмы использует автор? Олицетворения эхо подхватило, швырнуло звук, живёт и ждёт эхо. Эпитеты - весёлое эхо, грибной воздух, осенний нарядМетафоры зелёные пряди, буйно разрастается. Сравнения - листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником.

3. Выразительное чтение по ролям эпизода встречи композитора и девочки.  

- Внимательно послушайте их разговор и подумайте:

Что же решил подарить композитор девочке?        Почему он решил сделать Дагни подарок?

4. Восстановление плана текста.

1 – Встреча в лесу композитора и девочки.  

 2 - Подарок для Дагни. Григ пишет музыку для Дагни.

3 - Дагни в гостях у тетушки.           

  4 –Дагни на концерте услышала всой подарок.

VIII. Итог урока

-  Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком? Найдите в тексте слова, подтверждающее это ("Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.").

IХ. Домашнее задание: подготовить отзыв о рассказе 



Предварительный просмотр:

     ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства (кусты в пушистых полушубках : снег на кустах такой же мягкий, теплый)

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (два цветка, два гладиолуса разговор ведут вполголоса).

Эпитет – это художественное определение ( тень ушла к немым дубровам : дубровы немыми не бывают, автор хочет подчеркнуть тишину дубров).

Сравнение – это сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое (и сыплет листья лес, как деньги медные : автор сравнивает листья осенние с деньгами медными).



Предварительный просмотр:

Сообщение 1 уч-ся : Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг. Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом. Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.

- Кому посвятил этот рассказ  К.Г.Паустовский? ( композитору Эдварду Григу)

Сообщение 2-го уч-ся: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона. Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано. Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря .

Встреча в лесу композитора и девочки.

Подарок для Дагни.

Григ пишет музыку.

Дагни в гостях у тетушки.            

Дагни на концерте услышала свой подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса на тему: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

В данном плане-конспекте представлено первичное ознакомление с текстом....

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Знакомство с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми  шишками» (I глава)....

Урок литературного чтения в 4 классе. К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками".

Представленный урок проводился в рамках муниципального конкурса "Учитель года-2011"...