Урок литературного чтения во 2 классе на тему: Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Изъянова Ольга Александровна

В процессе урока совершенствуются навыки чтения и связной монологической речи учащихся. В ходе всего урока осуществляется развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon charushin_.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: познакомить с творчеством Е.И.Чарушина

Задачи урока:

1.  Познакомить детей с рассказом Чарушина. Раскрыть его идейное содержание.        

2. Формировать навыки правильного и выразительного чтения.

3. Закреплять умение прогнозировать и анализировать .

4. Развивать креативность мышления, обогащать словарный запас учащихся.

5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное, анализировать  делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование: презентация, мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями для работы в группах, парах, индивидуально.

Ход урока

1. Организационный момент.

  - Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.  Улыбнитесь    друг другу,  пожелайте мысленно себе удачи. А теперь тихонечко сядьте за свои парты.

- Для чего нам нужны уроки чтения?  (Чтобы научиться хорошо читать, чтобы познакомиться с  новыми интересными произведениями, узнать много нового, познавательного, чему – то научиться, прислушиваться к тому, что говорит автор произведения.)

Недаром говорят: «Кто много читает, тот много знает». С человеком, который много читает интересно общаться.

2. Постановка темы и цели урока

- Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы? (ПИСАТЕЛЬ)

- А как называют человека, который пишет картины? (ХУДОЖНИК)

- А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

-Таким удивительным человеком был Е.И.Чарушин. (Слайд №2 с портретом писателя). Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Слайд 3

- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.

На экране запись: (Слайд 3)

Тема... (Евгений Иванович Чарушин).

 Познакомиться... (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

 Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение ).

 Проанализировать... (новое произведение).

- А как всё начиналось…(Сведения из биографии писателя рассказывает ученик)(Слайд 4)

Евгений Иванович Чарушин родился  много лет назад в старинном городе Вятке. Всю жизнь, с раннего детства, прожил Чарушин среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом, дома, это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с родителями  он выкармливал уток, лечил зверей. Держали коз, кроликов, голубей и еще 20 певчих птиц. Это были друзья мальчика. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. С детства Евгений Иванович увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он все рисовал, записывал. Более 30 лет Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки. И знаете почему? Он говорил об этом так:

«Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

-  И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – конечно, художником-анималистом.

- Кто такой художник - анималист? (Он рисует животных)

Посмотрите на книжную полку. Здесь вы видите книги Е.И.Чарушина, которые можно взять и прочитать в библиотеке.

Просмотр рисунков Е.И Чарушина. (Слайды №5-6 -7с  рисунками Е. И. Чарушина)

3.Изучение нового материала.

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. (Слайд 8)

- Откройте учебники на стр.136. Прочитайте название произведения.

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

 Скажите, когда и почему бывает страшно?

 Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

- Попробуйте предположить, о чём будет это произведение.

 (Предположения детей)

-  Проверим, верны ли ваши предположения - прочитаем текст произведения.

Прежде чем приступить к чтению следует выяснить значение незнакомых слов.

Это слова “чулан” и “сени”. (Слайд 9-10)

Объясните лексическое значение слов.

(Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.)

Отработка техники чтения

– Прежде чем приступить к повторному чтению, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем  целыми словами)

ма-лень-кий

стем-не-ло

по-стель-ки

лю-до-е-дов

кро-ко-ди-лов

бро-сит-ся

за-кры-лись

при-жа-лись

рас-ска-за-ли

дёр-га-ет-ся

блюд-це

Первичное чтение.

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения  каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

а) Чтение до слов « … по стене кто-то ползает – шуршит.» (с.136)

- Как звали мальчиков?

- Где они жили?

- Почему мальчики остались одни?

 - Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные)

- Что может случиться дальше?

б) Чтение до слов «Но тут пришли папа с мамой». (с.137)

- Почему мальчикам было страшно?

- Почему Петя бросился к Шуре на кровать, и «они закрылись с головой одеялом»?

- Что может произойти дальше?

в) Чтение до конца рассказа.

- Какие чувства испытали Шура и Петя, когда увидели ежа?

( удивление, радость, восторг)

Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.

Определите жанр произведения?

СЛАЙД 14

РАССКАЗ:

1) повествовательное произведение небольшого размера;

2) словесное изложение каких-нибудь событий.

                                                     (по С. И. Ожегову)

Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре.

Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события.

- Понравился вам рассказ?

Вопросы после прочтения:

- Соответствует ли название рассказа его содержанию?

- Кто испугал ребят?  Сравним, оправдался наш прогноз?

- Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так?

- Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались? (Они не знали, что это ёж. Дети испугались шагов в темноте)

-Что вы знаете о еже?

Слово учителя о еже.

СЛАЙД  15

Ёж – маленький зверёк с вытянутой заострённой мордочкой и короткими лапками. Спинка и бока у него покрыты твёрдыми иглами. У ежа очень хороший слух и нюх. Спит он в гнезде под корнями деревьев или в норе. Примерно с октября по апрель ёж находится в зимней спячке.

Вопреки широко бытующему мнению ёж не делает запасов на зиму и яблоки на колючках не носит.

Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной –

Ёжик добрый, а не злой.

Физкультминутка. (Слайд 16)

Хитрый ёжик-чудачок                        

 Сшил колючий пиджачок:                (делают вид, что шьют)

 Сто булавок на груди,                        (повороты туловища)

 Сто иголок позади.                        (наклоны влево - вправо)

 Ходит ёж в саду по травке,                

 Натыкает на булавки                        (шаг)

 Грушу, сливу - всякий плод,                

 Что под деревом найдёт,                (приседания)

 И с подарочком богатым

 Возвращается к ежатам.                (прыжки)

Повторное чтение рассказа

1)- Прочитайте 1, 2, 3 абзацы жужжащим чтением

- Найдите ответ на вопрос  - где произошла история, о которой говорится в рассказе ?

- Что узнали о мальчиках?

2)- Прочитайте о том, как мальчики уговаривали себя не бояться. ( Прочитайте этот отрывок по ролям)

– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему? (дрожащим голосом, медленно)

- Что больше всего испугало ребят? ( шаги)

- Как они чувствовали себя под одеялом?

3) Чтение последней части цепочкой.

- Кто испугал ребят?

- Как вёл себя ёжик, когда его искали?  (Свернулся в углу шариком)

- Почему ёж свернулся шариком? (Почувствовал опасность)

- Где настоящий дом ежа?

- Почему ёжик не ушел потом в лес? 

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- Что вы здесь видите?

- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

- А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери  неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)

- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

- Всегда ли фантазии, которые возникают в темноте, совпадают с реальностью? Случилась бы такая история с ребятами, если был бы день?

А что случилось с тем, кого напугались ребята? На самом деле кому было так страшно?

Так чего же на самом деле напугались ребята? (Своих фантазий)

Что нужно сделать, чтобы не бояться? (сначала выяснить причину страха)

Какой мы сделаем вывод? (со своими страхами нужно бороться)

- Можем ли мы осуждать их за трусость? (Нет, мы все можем испытывать страх. Это были маленькие дети. У русского народа даже  есть много пословиц о страхе.

Подберите пословицы к прочитанному рассказу.

Работа с пословицами.  Работа в группах.   (3 минуты)

Задание для каждой группы одинаковое.

-Повторим правила работы в группе (Слайд  17)

- Чья группа быстрее соберёт пословицы? (Слайд  18)

Трус и куста боится.

Трусливому зайцу и пень волк.

У страха глаза велики.

- Какая  пословица больше всего подходит к нашему рассказу?

- Итак, ребята, мы сегодня с вами сделали важное открытие. Мы научились бороться с некоторыми страхами.

- А как вы думаете, нужно ли человеку чувство страха? (Страх помогает воспитать осторожность, способность находить быстрые решения, даёт возможность человеку выжить в трудных условиях)

- Скажите в форме одного предложения, о чём это произведение, используя следующую запись.

Запись на экране: “Это произведение о том, как Ш...  и  П...    и...     е...” (Слайд 19)

Работа в рабочей тетради стр.45 зад.1 - самостоятельно

Тему мы определили. А какова главная мысль? Для чего автор рассказал нам эту историю? Чему хотел научить?

 (Не нужно бояться неизвестного. )

Выполнение теста самостоятельно. (слайд 20)

- Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. А для этого выполним тест. Вспомните события рассказа. Если событие из рассказа верное -нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие - МИНУС.

(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках)

Тест Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

 1

Мальчиков звали Шура и Петя.

2

Без мамы и папы дети не ложились спать.

3

В темноте шуршала мышка.

4

От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

5

В углу свернулся шариком ёжик.

6

Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7

Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

Самопроверка с доски. (!, +, -)

VIII. Домашнее задание. ( Слайд 21) (2 минуты)

Одно из заданий по желанию:

  1. Прочитайте рассказ стр.136-138
  2. Подготовьте чтение по ролям.
  3. Нарисуйте рисунок к рассказу.

Рефлексия (3 минуты)

Составление синквейна в парах

А теперь все ваши мысли, чувства о произведении вы выложите в синквейне, над которым будете работать в парах.

 - Что такое синквейн? (Пятистрочный стих)

- По какому правилу он составляется? (Слайд 23)

Ёжик.

Маленький, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёж испугал мальчиков топотом.

Зверёк

Проверка с экрана

Итог урока (слайд 24)

– Вы можете прочитать и другие, не менее интересные произведения Чарушина. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Л. Н. Толстой. Рассказ «Котёнок».

Конспект урока чтения для 2 класса по рассказу Л. Н. Толстого "Котенок"....

урок по литературному чтению 4 класс "Сила мечты и любви" (по рассказу Куприна "Слон")

конспект урока по литературному чтению (автор учебника Свиридова)...

Урок литературного чтения 2 класс. Тема : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

Тема: Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ». Цель урока: ознакомить с творчеством и произведением Е.И. Чарушина «Страшный рассказ» Задачи урока: Продолжить работу над совершенствованием н...

Урок литературного чтения 4 класса на тему "Рассказ Н.С. Тихонова «Поединок»"

Тема: Рассказ Н.С. Тихонова «Поединок»  "Цель: Прочитать и осмыслить рассказ Н.С. Тихонова «Поединок»         Знать: про ВОВПонимать: главную мысль текстаПрименять: уметь...