урок по литературному чтению 4 класс "Сила мечты и любви" (по рассказу Куприна "Слон")
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ситдикова Рания Ахняфовна

конспект урока по литературному чтению (автор учебника Свиридова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_mechty_i_lyubvi_po_rasskazu_a._kuprina_slon.docx471.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: СИЛА МЕЧТЫ И ЛЮБВИ (По рассказу А. Куприна «Слон»)

Цель урока: развитие читательских навыков, воспитание любви и уважения к животным, к родным людям.

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, ценностное отношение к природному миру, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, развитие этических чувств.

Предметные результаты: воспринимать на слух текст; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; находить в тексте материал для характеристики героя.

Ресурсы: учебник литературного чтения автор Свиридова , ноутбук, мультимедийный проектор.

  1. Оргмомент.

Прозвенел уже звонок. 
Начинаем наш урок. 
Будьте все внимательны. 
А ещё старательны. 
Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне и друг другу. 

Сегодня нам предстоит большая работа.

А чтобы вы были готовы начнем  с речевой разминки.

Прочитайте загадку

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом,

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит … слон

                                            http://razdeti.ru/images/photos/medium/article182.jpg

Разные виды чтения.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- С удивлением.

- Прочитайте весело.

- О ком была разминка?

- Кто-нибудь из вас видел живого слона?

- Что вы можете сказать о слоне? Какой он?

- Но характеристики слона можно услышать в адрес людей, для которых неповоротливость стала характерной чертой. Об этом гласят крылатые выражения. Проверяем домашнее задание.

-Объясните, что означают эти выражения.

(слайд с крылатыми выражениями)

Слона и не приметил.

Как слон в посудной лавке.

Делать из мухи слона.

Как слон.

- Давайте разберемся, что означают эти крылатые выражения.

  1. Не заметить главного.
  2. О большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди крупных вещей.
  3. Придать чему-либо незначительному большое значение.
  4. Неуклюжий, громоздкий, неповоротливый.

-В каких известных произведениях встречается слон? (Крылов «Слон и Моська», К. Чуковский «У меня зазвонил телефон»)

C:\Users\Рания\Downloads\Слон и Моська.jpgC:\Users\Рания\Downloads\Слон У меня зазвонил.jpg

-Молодцы, вы оказывается любите читать. В последнее время люди начали уделять меньше времени на чтение, поэтому чтобы привлечь внимание к литературе этот год в России  и в Башкортостане объявлен Годом Литературы. (слайд)

(Официальный символ изображает профили великих русских писателей и поэтов Александра Пушкина, Николая Гоголя и Анны Ахматовой, выполненных в цветах российского флага. Основной элемент эмблемы – гусиное перо. Верхняя часть пера в виде крыла Пегаса и Акбузата (крылатые кони - символы вдохновения и Башкортостана) над пером цветок курая. След от пера – флаг Башкортостана. 

C:\Users\Рания\Downloads\год литературы.jpgC:\Users\Рания\Downloads\год литер в башк.jpg

В этот год Литературы Александру Ивановичу Куприну исполняется 145 лет.  

-Вам известен этот писатель?

-Какое произведение читали?

- О чем этот рассказ?

- Подумайте и скажите, что на свете дороже всего?

Прозвучали разные варианты ответов, к этому вопросу мы обратимся в конце нашего разговора.

Итак, открыли тетради, записываем сегодняшнее число, тему урока.

 Перенесёмся в дом, где живёт девочка Надя с мамой и папой. Какая же обстановка царит в этом доме?
- Прочитаем отрывок (начало текста). – стр.55.  А поможет воссоздать всю картину «Прелюдия № 4» Фр.Шопена.
(Чтение фрагмента под музыку до слов: «До свидания, сударыня!»)
- Поделитесь своими мыслями. Какое настроение создаётся у нас? 

-Отчего же заболела маленькая Надя?
(Ей было скучно, она страдала от одиночества). -Девочка угасает с каждым днём от одиночества, чувства незащищённости.

Эта болезнь называется апатия.

-Как мама переживает  из–за болезни дочери?

-О ком эти строки? Почему папа так себя ведет?

-Но однажды девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит в окно и внимательно на маму.

- Что происходит, когда девочка вспоминает сон? Давайте прочитаем этот отрывок по ролям.
Чтение отрывка по ролям в группах.
- Через два часа папа сидит в зверинце и смотрит за выступлением животных
Чтение за ведущим (учителем)
- Чем отличается выступление слона?
Выборочное чтение.
- Как отреагировал хозяин – немец на просьбу Надиного отца?
- Но почему немец уступил?
- В чём трудность доставки?

Давайте посмотрим насколько большой слон.
На доске написаны меры веса и размер:
аршин-71 см
пуд -16 кг 38 г 
высота слона –  более 2м 
длина – 3 м  
вес – 2 т
 

Физминутка

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)

Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)

Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)


- Папа сделал всё возможное, чтобы привести домой слона. Перед вами лежат карточки с отрывком из текста о том, каким предстал перед Надей слон. Восстановите текст.

 

- Работа в парах. ( описать слона)
-Прочитайте, что получилось? 

Давайте мы этот отрывок посмотрим на видео (показ отрывка из м/ф)
- Какие отношения складываются между девочкой и слоном?
- Что происходит с девочкой?
- Меняется ли наше настроение? Как?

Составление плана.

 

Итог

- В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье. )

 - Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Родительская любовь способна творить настоящие чудеса.

 - Что же дороже всего на свете?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле?

 - Как вы должны отвечать на чувства родителей, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться)

 - Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу.

 - Поделитесь своими мыслями.

8. Рефлексия

Веселые зверята. Картинки

Application Package. Поступаем во 2 раунд MBA CoffTalk MBA, GMAT, TOEFL, Pre-MBA, бизнес-школы и бизнес образование.

Перед вами рисунок слона.  Нарисуйте смайлик.

9.Домашнее задание: по уровню сложности (выберите).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»

Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе  по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»   Цель:- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавли...

Конспект урока по литературному чтению.Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы

Тема: Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы Цель урока – формирование у детей общего понятия о типах текстов на основе произведений Л.Н. Толстого «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда дев...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Рассказ В. Осеевой "Печенье"

Тема урока близка и понятна детям. О своей семье, о любви и уважении к старшим учащиеся всегда говорят с большим интересом. Дети учатся размышлять над содержанием произведения, определять его идею, ст...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему: Рассказ Е.И. Носова «Где просыпается солнце»

Открытый урокпо литературному  чтениюв 3 классе на тему:                Рассказ Е. И. Носова  «Где просыпается солн...

презентация к уроку по литературному чтению "Сила мечты и любви" (по рассказу Куприна "Слон") 4 класс

Презентация к уроку по литературному чтению по учебнику Свиридовой 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса" (рассказ В. Бианки «По следам»)

Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса"....

Методическая разработка. Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Николай Носов. Рассказ «Затейники»"

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством известного писателя Н.Носова и его рассказом «Затейники»....