Урок по литературному чтению "Храброе сердце"
методическая разработка по чтению (1 класс)
Познакомить учащихся с творчеством Б. Житкова; развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части, составлять план; выражать свое собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам; прививать любовь к природе; воспитывать доброе отношение к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_hrabryy_utenok_b_zhitkov.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения "Б. Житков «Храбрый утенок»"
Учитель Дроздюк И.Н.
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Б. Житкова; развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части, составлять план; выражать свое собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам; прививать любовь к природе; воспитывать доброе отношение к животным.
Планируемые результаты: Учащиеся должны прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.
Оборудование: портрет и книги Б.Житкова; карточки для речевой разминки, задания.
Ход урока
I. Организационный момент
- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
II. Речевая разминка
- Прочитайте скороговорку с разной интонацией (удивления, восхищения, размышления; шёпотом, в полный голос с четкой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках)
Уточка – вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.
III. Постановка целей урока
Определение темы урока
-Сейчас мы с вами прослушаем аудиофайл, подумайте: какие животные могут издавать эти звуки и где это происходит? (Прослушивание аудиофайла «Звуки птичьего двора»).
Ответы детей:
- Мы услышали : крик петуха, квохтание кур, индюков, крякание уток.
-Действие происходит на птичьем дворе.
- О ком будет рассказ Бориса Житкова ? ( О птицах живущих на птичьем дворе)
– Давайте сформулируем для себя учебную задачу.( Познакомимся с интересным произведением о животных, узнаем о творчестве ещё одного писателя, будем учиться выразительно читать новое произведение и анализировать его)
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о животных. Узнаем о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, делить текст на части, пересказывать текст.
IV. Проверка домашнего задания
Работа в группах : Вставьте пропущенные слова в тексте.
Прочитайте составленные познавательные тексты о жизни своих питомцев. Какие повадки, привычки вы наблюдали у своих маленьких друзей.
V. Работа по теме урока
1. Введение.
Вспомните, как называется раздел, над которым мы работаем сейчас на уроках литературного чтения? / О братьях наших меньших/
Почему мы называем животных “братьями нашими меньшими”?
О чем писатели заставляют нас задуматься и что советуют?
Н. Сладков “Не навреди!”
Н. И. Сладков писал: “Природа испытывает тебя на миролюбие. Об этом перешёптываются цветы, перекликаются птицы. Зверьки нарочно попадаются тебе на глаза – как ты себя поведёшь? Окликают птицы – как ты поступишь?
Остановишься, посмотришь, послушаешь – или схватишь палку или камень? И тогда они решат, как к тебе относиться. Как ты – так и к тебе!
Природу может спасти только наша любовь!
Животные составляют часть природы.
Мы продолжаем работу над данным разделом.
2. Знакомство с героями сказки
- Давайте познакомимся с героями, которые будут сопровождать нас на уроке.
Отгадайте, кто же они?
А)
Наблюдаю я полет –
Надо мною вертолет.
Кто же ты? А ну, постой.
Длинный хвостик голубой,
Крылья будто в паутинке
Очень тоненькие льдинки.
И огромные глаза.
Кто же это? Стрекоза
- В каком произведении вам встречалась стрекоза?
/Басня Крылова “Стрекоза и Муравей”)
- Какой она представлена И. Крыловым?
/ленивая, беспечная, беззаботная/
- Чем питается стрекоза?
Каждая стрекоза имеет свою территорию, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками. Некоторые виды стрекоз в России занесены в Красную книгу.
Б)
Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. Утёнок
В каком произведении вы познакомились с уткой и утятами?
М. Пришвин “Ребята и утята”
Какой представил утку в своем произведении М. Пришвин?
Заботливая, любящая, внимательная.
Итак, наши гости – стрекоза и утёнок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними и которую сочинил для вас Борис Степанович Житков.
VI. Физкультминутка
VII. Изучение новой темы
- Выставка книг Б. Житкова + портрет писателя
Борис Степанович Житков учился в Одесской гимназии с будущим писателем К.Чуковским, который впоследствии стал его верным другом. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград.
В 1924 г. Житков начал печататься (первый рассказ «Над морем) и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60-ти детских книжек.
Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер». Работал корреспондентом в Дании. Б.Житков много знал : все созвездия в небе, хорошо говорил по – французски, увлекался фотографией. Это был человек «Необычной биографии».
Борис Степанович Житков переменил в жизни много профессий, ездил по России и другим странам. Рассказывая в книгах про своих героев, автор никогда не забывал сказать читателю: Не робей, не теряйся в опасности!” Книги писателя учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
Сегодня мы познакомимся с рассказом Б. Житкова “Храбрый утёнок”.
2. Подготовительная работа к чтению
- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
Руб – ле - ных – рубленых
Стре – ко – та - ла - стрекотала
Рас – ска - за – ли - рассказали
Ис – пу – га – ешь – ся - испугаешься
За – жуж – жа – ла - зажужжала
По – ло – ман – ным - поломанным
- Читайте целыми словами:
- Бег – подбегали, убегали
- Рассказ - рассказали
- Испуг - испугались
- Еда - наедались
3. Словарная работа
объясните значение каждого слова для того, чтобы лучше понять содержание сказки.
- Все ли слова для вас знакомы?
-Объясните значение слов.
- Хозяйка – женщина, ведущая домашнее хозяйство.
- Рубленые яйца – мелко нарублены.
- Храбрец – смелый человек.
- Хвастун – тот, кто хвастается.
- Стрекотала – резкие, короткие частые звуки, напоминающие треск.
- Насилу вырвалась – с большим трудом.
- Поломанным – место повреждения.
- Наедались – быть сытым.
4. Первичное знакомство с текстом сказки Б. Житкова “Храбрый утёнок”
Прослушивание чтения аудиозаписи.
5. Беседа по содержанию и пониманию произведения
- Чем хозяйка кормила утят?
- Почему утята не ели? Кого они боялись и почему?
- О чем думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
- Кто пришел в гости к утятам?
- Что он пообещал? Сдержал ли свое обещание?
- Прилетала ли стрекоза еще раз?
- Найдите строки и прочитайте
- Каким был утенок Алеша? Выберите нужное /кадры презентации/
Хвастун, храбрец, умница, сообразительным, глупый, верный друг, веселый, несмышленыш.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
Чтение текста, деление на части, озаглавливание каждой части плана, рисование словесной иллюстрации.
1 часть
- С чего начинается рассказ?
- Какую иллюстрацию вы нарисуете?
- Как озаглавите?
Хозяйка кормит утят
2 часть
- Почему утята не ели?
- Какую иллюстрацию вы нарисуете ко 2 части?
- Как озаглавите?
Утята боятся стрекозы
3 часть
- Чему удивлялась хозяйка?
- Какую иллюстрацию вы нарисуете ко 3 части?
- Как озаглавите?
“Должно быть, наши утята заболели, ...ничего не едят”.
4 часть
- Кто приходил к утятам в гости?
- Что происходило между ними?
- Какую иллюстрацию нарисуете к этой части?
- Как озаглавите?
Утёнок Алеша обещает помочь
5 часть
- Что произошло?
- Какую иллюстрацию нарисуете к этой части?
- Как озаглавите?
Утёнок сдержал свое слово и прогнал стрекозу
6 часть
- Чем заканчивается рассказ?
- Какое чувство испытывают утята?
- Какую иллюстрацию нарисуете к этой части?
- Как озаглавите?
Стрекоза больше никогда не прилетала
(перед глазами учащихся карточка с планом пересказа сказки)
- План – короткое изложение текста.
- Ни строительство дома, ни путь капитана
- Не получается, если нет плана.
- Будь как строитель и как капитан:
- Готовишься к делу – обдумывай план!
VIII. Подведение итога урока
Итак, наша гостья – стрекоза улетела, а главный герой - утенок Алёша задает вопросы:
- С какой сказкой познакомились?
- Кто автор произведения?
- Можно ли назвать рассказ сказкой? Почему вы так считаете?
- Какую пословицу можно соотнести с этой сказкой?
- У страха глаза велики.
- Друзья познаются в беде.
Кончил дело-гуляй смело.
Х. Рефлексия
За что вы похвалили бы себя?
Подведение итогов ,награждение УМНИКОВ И УМНИЦ!
ХI. Домашнее задание
Выразительное чтение сказки с.139-141; пересказ сказки; кроссворд к сказке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению "Добро в твоём сердце". 3 класс
Урок литературного чтения проводится в виде устного журнала, который раскрывает взаимоотношения людей и животных. Урок с использованием современного оборудования.Расчитан на 2 часа....
Урок по теме "Милые сердцу России города"
Урок-проект. Такая форма урока позволяет формировать общеучебные умения и навыки (организационные, поисково-информационные, учебно-интеллектуальные), даёт возможность в коллективных способах деятельно...
Внеклассное мероприятие. Урок-размышление: «В каждом сердце зажжется олимпийский огонь!»
Урок-размышление: «В каждом сердце зажжется олимпийский огонь!»...
Открытый урок (развитие речи) Я – сердце маленького человека. Услышь меня.
Цели:1.Развитие речи учащихся.2.Обогощение словарного запаса3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания....
День знаний в 3 классе. Тематический урок: "И в каждом сердце Пушкин отзовется..."
Методическая разработка тематического урока, посвящённого 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина....
Презентация к уроку на тему "Красивое сердце"
Предмет: технологияПрезентация к урокуКласс: 1 - 4 класс...
Технологическая карта урока технологии "Динамическая игрушка.Сердце с крыльями» 3 класс
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: освоение технологии динамической игрушки посредством изготовления игрушки на палочке «сердце с крыльями»Задачи урока:Дидактические:термины дина...