Урок по литературному чтению "Храброе сердце"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Ирина Николаевна Дроздюк

Познакомить учащихся с творчеством Б. Житкова; развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части, составлять план; выражать свое собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам; прививать любовь к природе; воспитывать доброе отношение к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_hrabryy_utenok_b_zhitkov.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения "Б. Житков «Храбрый утенок»"

Учитель Дроздюк И.Н.

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Б. Житкова; развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части, составлять план; выражать свое собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам; прививать любовь к природе; воспитывать доброе отношение к животным.

Планируемые результаты: Учащиеся должны прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.

Оборудование: портрет и книги Б.Житкова; карточки для речевой разминки, задания.

Ход урока

I. Организационный момент

- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

Презентация.

II. Речевая разминка

- Прочитайте скороговорку с разной интонацией (удивления, восхищения, размышления; шёпотом, в полный голос с четкой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках)

Уточка – вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.

III. Постановка целей урока

Определение темы урока

-Сейчас мы с вами прослушаем аудиофайл, подумайте: какие животные могут издавать эти звуки и где это происходит? (Прослушивание аудиофайла  «Звуки птичьего двора»).

Ответы детей:

- Мы услышали : крик петуха, квохтание кур, индюков, крякание уток.

-Действие происходит на птичьем дворе.

- О ком будет рассказ Бориса Житкова ? ( О птицах живущих на птичьем дворе)

– Давайте сформулируем для себя учебную задачу.( Познакомимся с интересным произведением о животных, узнаем о творчестве ещё одного писателя, будем учиться выразительно читать новое произведение и анализировать его)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о животных. Узнаем о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, делить текст на части, пересказывать текст.

IV. Проверка домашнего задания

Работа в группах : Вставьте пропущенные слова в тексте.

Прочитайте составленные познавательные тексты о жизни своих питомцев. Какие повадки, привычки вы наблюдали у своих маленьких друзей.

V. Работа по теме урока

1. Введение.

Вспомните, как называется раздел, над которым мы работаем сейчас на уроках литературного чтения? / О братьях наших меньших/

Почему мы называем животных “братьями нашими меньшими”?

О чем писатели заставляют нас задуматься и что советуют?

Н. Сладков “Не навреди!”

Н. И. Сладков писал: “Природа испытывает тебя на миролюбие. Об этом перешёптываются цветы, перекликаются птицы. Зверьки нарочно попадаются тебе на глаза – как ты себя поведёшь? Окликают птицы – как ты поступишь?

Остановишься, посмотришь, послушаешь – или схватишь палку или камень? И тогда они решат, как к тебе относиться. Как ты – так и к тебе!

Природу может спасти только наша любовь!

Животные составляют часть природы.

Мы продолжаем работу над данным разделом.

2. Знакомство с героями сказки

- Давайте познакомимся с героями, которые будут сопровождать нас на уроке.

Отгадайте, кто же они?

А)

Наблюдаю я полет –
Надо мною вертолет.
Кто же ты? А ну, постой.
Длинный хвостик голубой,
Крылья будто в паутинке

Очень тоненькие льдинки.
И огромные глаза.
Кто же это? Стрекоза

- В каком произведении вам встречалась стрекоза?

/Басня Крылова “Стрекоза и Муравей”)

- Какой она представлена И. Крыловым?

/ленивая, беспечная, беззаботная/

- Чем питается стрекоза?

Каждая стрекоза имеет свою территорию, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками. Некоторые виды стрекоз в России занесены в Красную книгу.

Б)

Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. Утёнок

В каком произведении вы познакомились с уткой и утятами?

М. Пришвин “Ребята и утята”

Какой представил утку в своем произведении М. Пришвин?

Заботливая, любящая, внимательная.

Итак, наши гости – стрекоза и утёнок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними и которую сочинил для вас Борис Степанович Житков.

VI. Физкультминутка

VII. Изучение новой темы

  1. Выставка книг Б. Житкова + портрет писателя

Борис Степанович Житков учился в Одесской гимназии с будущим писателем К.Чуковским, который впоследствии стал его верным другом. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград.

    В 1924 г. Житков начал печататься (первый рассказ «Над морем) и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60-ти детских книжек.

    Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер». Работал корреспондентом в Дании. Б.Житков много знал : все созвездия в небе, хорошо говорил по – французски, увлекался фотографией. Это был человек «Необычной биографии».

Борис Степанович Житков переменил в жизни много профессий, ездил по России и другим странам. Рассказывая в книгах про своих героев, автор никогда не забывал сказать читателю: Не робей, не теряйся в опасности!” Книги писателя учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Б. Житкова “Храбрый утёнок”.

2. Подготовительная работа к чтению

- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

Руб – ле - ных – рубленых
Стре – ко – та - ла - стрекотала
Рас – ска - за – ли - рассказали
Ис – пу – га – ешь – ся - испугаешься
За – жуж – жа – ла - зажужжала
По – ло – ман – ным - поломанным

- Читайте целыми словами:

  • Бег – подбегали, убегали
  • Рассказ - рассказали
  • Испуг - испугались
  • Еда - наедались

3. Словарная работа

объясните значение каждого слова для того, чтобы лучше понять содержание сказки.

- Все ли слова для вас знакомы?

-Объясните значение слов.

  • Хозяйка – женщина, ведущая домашнее хозяйство.
  • Рубленые яйца – мелко нарублены.
  • Храбрец – смелый человек.
  • Хвастун – тот, кто хвастается.
  • Стрекотала – резкие, короткие частые звуки, напоминающие треск.
  • Насилу вырвалась – с большим трудом.
  • Поломанным – место повреждения.
  • Наедались – быть сытым.

4. Первичное знакомство с текстом сказки Б. Житкова “Храбрый утёнок”

Прослушивание чтения аудиозаписи.

5. Беседа по содержанию и пониманию произведения

- Чем хозяйка кормила утят?

- Почему утята не ели? Кого они боялись и почему?

- О чем думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

- Кто пришел в гости к утятам?

- Что он пообещал? Сдержал ли свое обещание?

- Прилетала ли стрекоза еще раз?

- Найдите строки и прочитайте

- Каким был утенок Алеша? Выберите нужное /кадры презентации/

Хвастун, храбрец, умница, сообразительным, глупый, верный друг, веселый, несмышленыш.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

Чтение текста, деление на части, озаглавливание каждой части плана, рисование словесной иллюстрации.

1 часть

- С чего начинается рассказ?

- Какую иллюстрацию вы нарисуете?

- Как озаглавите?

Хозяйка кормит утят

2 часть

- Почему утята не ели?

- Какую иллюстрацию вы нарисуете ко 2 части?

- Как озаглавите?

Утята боятся стрекозы

3 часть

- Чему удивлялась хозяйка?

- Какую иллюстрацию вы нарисуете ко 3 части?

- Как озаглавите?

“Должно быть, наши утята заболели, ...ничего не едят”.

4 часть

- Кто приходил к утятам в гости?

- Что происходило между ними?

- Какую иллюстрацию нарисуете к этой части?

- Как озаглавите?

Утёнок Алеша обещает помочь

5 часть

- Что произошло?

- Какую иллюстрацию нарисуете к этой части?

- Как озаглавите?

Утёнок сдержал свое слово и прогнал стрекозу

6 часть

- Чем заканчивается рассказ?

- Какое чувство испытывают утята?

- Какую иллюстрацию нарисуете к этой части?

- Как озаглавите?

Стрекоза больше никогда не прилетала

(перед глазами учащихся карточка с планом пересказа сказки)

  • План – короткое изложение текста.
  • Ни строительство дома, ни путь капитана
  • Не получается, если нет плана.
  • Будь как строитель и как капитан:
  • Готовишься к делу – обдумывай план!

VIII. Подведение итога урока

Итак, наша гостья – стрекоза улетела, а главный герой - утенок Алёша задает вопросы:

- С какой сказкой познакомились?

- Кто автор произведения?

- Можно ли назвать рассказ сказкой? Почему вы так считаете?

- Какую пословицу можно соотнести с этой сказкой?

- У страха глаза велики.

- Друзья познаются в беде.

Кончил дело-гуляй смело.

Х. Рефлексия

За что вы похвалили бы себя?

Подведение итогов ,награждение УМНИКОВ И УМНИЦ!

ХI. Домашнее задание

Выразительное чтение сказки с.139-141; пересказ сказки; кроссворд к сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "Добро в твоём сердце". 3 класс

Урок литературного чтения проводится в виде устного журнала, который раскрывает взаимоотношения людей и животных. Урок с использованием современного оборудования.Расчитан на 2 часа....

Урок по теме "Милые сердцу России города"

Урок-проект. Такая форма урока позволяет формировать общеучебные умения и навыки (организационные, поисково-информационные, учебно-интеллектуальные), даёт возможность в коллективных способах деятельно...

Внеклассное мероприятие. Урок-размышление: «В каждом сердце зажжется олимпийский огонь!»

Урок-размышление: «В каждом сердце зажжется олимпийский огонь!»...

Открытый урок (развитие речи) Я – сердце маленького человека. Услышь меня.

Цели:1.Развитие речи учащихся.2.Обогощение словарного запаса3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания....

День знаний в 3 классе. Тематический урок: "И в каждом сердце Пушкин отзовется..."

Методическая разработка тематического урока, посвящённого 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина....

Презентация к уроку на тему "Красивое сердце"

Предмет: технологияПрезентация к урокуКласс: 1 - 4 класс...

Технологическая карта урока технологии "Динамическая игрушка.Сердце с крыльями» 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: освоение технологии динамической игрушки посредством изготовления игрушки на палочке «сердце с крыльями»Задачи урока:Дидактические:термины дина...