Открытый урок (развитие речи) Я – сердце маленького человека. Услышь меня.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цели:
1.Развитие речи учащихся.
2.Обогощение словарного запаса
3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu_ya_serdtse_malenkogo_cheloveka.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ средняя общеобразовательная школа № 1п. Пангоды»
Открытый урок
(развитие речи)
4 класс
Я – сердце маленького человека. Услышь меня.
Учитель
начальных классов
Кравченко Н.А.
2017
Цели:
1.Развитие речи учащихся.
2.Обогощение словарного запаса
3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания.
ХОД УРОКА.
-Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок и чтобы он прошёл хорошо нам надо хорошее настроение. Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, улыбнёмся солнышку и пусть от наших улыбок на сердце станет спокойнее.
-Тема нашего урока: СЕРДЦЕ. Я – СЕРДЦЕ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА. На уроке мы с вами узнаем, сколько значений имеет слово СЕРДЦЕ. Попытаемся понять, ЧТО ЗНАЧИТ УСЛЫШАТЬ СЕРДЦЕ человека и как можно услышать сердце человека. Напишем мини- сочинение, в котором постараемся передать, что рассказало бы нам сердце, если бы оно могло говорить.
-Начать наш разговор мне хотелось бы словами из песни «Сердце человека» слова Н.Добронравова.
Когда умолкнет дискотека,
Ты возвращаешься ко мне.
Услышать сердце человека
Возможно только в тишине.
Сердце человека
Услышишь только в тишине.
-Ребята, что означают слова «Услышать сердце человека»?
(понять, что оно хочет тебе сказать; почему оно так сильно бьётся…)
Это значит, услышать просто стук человеческого сердца? Или услышать что-то другое?
(услышать, что-то другое)
Да, эти слова, конечно же, имеют второй смысл. Услышать сердце человека - значит услышать, понять его мысли. Что он чувствует, переживает, понять его радость, боль. Прикоснуться к святая святых - человеческим чувствам.
-Что же произойдёт, если стук сердца прекратиться? (ответы детей)
-Как узнают - человек жив или умер?
Прежде всего, прислушиваются, бьётся ли сердце. Сердце остановилось, значит, человек мёртв
-Сердце человека невелико. Это плотный мускулистый мешочек, размером немного кулака. Сожмите кулак - вот такое сердечко бьётся у вас в груди. Ежедневно оно перекачивает примерно 10 т крови, т.е. целую цистерну, равную весу 2 огромных слонов.
-Почему оно не устаёт? (ответы детей)
-Потому что отдыхает. Протолкнёт сердце кровь и отдохнёт, протолкнёт и отдохнёт. Иначе не выдержать бы ему круглосуточной работы на протяжении всей жизни.
-Сердце наше имеет очень сложное строение, оно четырёхкамерное, т.е. состоит из 4 отделов - двух желудочков и двух предсердий. Кровь в сердце не смешивается, потому что между отделами есть «дверцы» - клапаны, которые открываются в одну сторону.
Вот как о работе сердца рассказывает Н.Кнушевицкая. (дети читают наизусть стихотворение)
В груди у каждого из нас
И день, и ночь, и всякий час
Мотор стучит чудесный,
Конечно, вам известный.
Любой его назвать бы мог.
Лишь только жизни огонёк
Однажды разгорится-
Начнёт тут сердце биться.
Оно, как маленький насос,
Совсем не в шутку, а всерьёз
Качает кровь, качает
И устали не знает.
И если кто из вас сидит,
Читает или пишет,
Оно тихонечко стучит,
И мы его не слышим.
Но если быстро побежать,
Иль сказку стоит услыхать
Про злого Бармалея,-
Забьётся посильнее.
Моторчик наш, он непростой,
Он не железный, а живой.
Он тосковать умеет,
И любит, и жалеет.
-Когда сердце бьётся тихо?
(Когда человек спокоен, выполняет нетрудную работу)
-Когда бьётся сильнее?
(Когда человек переживает, выполняет тяжёлую работу, быстро бежит)
-Было ли у вас состояние, когда сердце «готово выскочить из груди»? (Приведите примеры)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
И на месте развернитесь,
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Спину прямо все держите,
Раз и два, раз и два!
На друзей мы посмотрели
И за парты тихо сели.
-.Что же такое сердце, если оно не только «качает кровь», но и «тосковать умеет, и любит, и жалеет»?
-Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.
(Ученик открывает словарь, читает вслух определение)
Даётся 4 значения этого слова:
1.Центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка.
2.(перен.) Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений.
3.(перен.) Важнейшее место чего-нибудь, средоточие.
4.Символическое изображение средоточия чувств, в виде вытянутого по бокам овала, мягко разведённого сверх, книзу сужающегося и заострённого.
- Какое значение слова чаще используют поэты?(2.) В стихах и прозе часто используют эпитеты. Кто знает, что такое эпитет.
ЭПИТЕТ - образное определение, делающее предмет ярким, образным.
-Какие эпитеты можете назвать вы?
(Доброе, золотое, каменное, отзывчивое…….)
-Доброго, отзывчивого человека часто называют сердечным, подарки дарят от чистого сердца…
Много в русском языке устойчивых сочетаний со словом «сердце», наверное, потому, что русские люди многое воспринимают душой, сердцем…Мы их часто слышим, но всегда ли правильно понимаем их значения? У вас на партах лежат файлы с фразеологизмами. Возьмите в руки чёрный фломастер и соедините фразеологизм и его значение. Кто знает, что такое фразеологизм? Давайте прочитаем в словаре:
ФРАЗЕОЛОГИЗМ - устойчивое сочетание слов.
(распечатать каждому) |
Положа руку на сердце понравилось |
от чистого сердца искренне |
сердце кровью обливается забыть кого-либо |
сердце не камень откровенно |
вырвать из сердца почувствовать облегчение |
отлегло от сердца пожалел кого-либо |
по сердцу пришлось чувствовать сострадание, |
горесть |
Давайте проверим, что у вас получилось.
(Положа руку на сердце - откровенно, от чистого сердца - искренне, сердце кровью обливается - чувствовать сострадание, по сердцу пришлось - понравилось, сердце не камень - пожалел кого-либо, вырвать из сердца - забыть, отлегло от сердца - почувствовать облегчение.)
-Ребята, а как вы понимаете смысл слова МИЛОСЕРДИЕ? (на доске появляется слово милосердие)
Это слово образовалось от двух слов милое сердце. А что значит милое сердце? (Доброе, жалостливое, сострадательное)
-Дома вы должны были порассуждать на эту тему.
(Медицинских сестёр называли сёстрами милосердия. И если врач оказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем - добрым, жалостливым, чутким.)
-А …. хочет вам рассказать вот какую историю.
( 1945год.) Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля бледные лица пленных немцев, сбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тётю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет: » Как? Ты всё забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемёта, как бомбили, как умерли наши малыши?» А тётя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». Это был первый в моей жизни урок милосердия.)
-Вы в этом случае, на чьей стороне? Тёти или девочки?
-Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством, на подлость подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе. Злому не страшны жестокость, бездушие, хамство: он сам такой.
Но прежде, чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их дурными. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения.
А чем их лечить? Добротой, сердечностью, душевностью.
Милосердие
включает в себя:
незлобивость, человеколюбие, благотворительность,
сострадание, жалостливость,
отзывчивость, чуткость,
сердечность, душевность, доброту (на доске)
-ПОДГОТОВКА И ПРОВЕРКА МИНИ-СОЧИНЕНИЯ.
-Сердцем человек реагирует на окружающий мир. А, как и что чувствует само сердечко? Если бы оно могло говорить, что рассказало бы нам?
(Учитель включает спокойную классическую музыку 3 секунды тишина.) Учитель спокойным голосом говорит
Положи руку на сердце, закрой глаза и представь, что это ты стучишь в груди. Ты - сердце.
-В груди какого человека ты бьёшься?
-Что тебя радует?
-А что огорчает?
-О чём ты мечтаешь? (музыка выключается)
-Откройте глаза и всё, что вы сейчас чувствовали, запишите в тетради. Попробуйте сами написать небольшие сочинения,5-6 предложений, а те ребята, которые затрудняются это сделать самостоятельно
переверните файлы№2 ,которые лежат на партах в них листочки с вопросами они помогут вам написать сочинение (На листках вопросы.1.В груди какого человека ты бьёшься?2.Что тебя радует?3.А что огорчает?4.О чём ты мечтаешь?) дети пишут мини-сочинения.
( ПРИМЕР) «Я - сердце маленького ребёнка. Я очень устаю за целый день. Ребёнок много прыгает и бегает и мне приходится перекачивать много крови. Когда по телевизору показывают страшные мультфильмы, я сжимаюсь в комочек, мне очень страшно. Я не люблю, когда меня пугают»
-Ребята, кто хочет прочитать своё сочинение?
*ИТОГ
-Что нужно делать, чтобы вас называли «сердечными» людьми и «сердце кровью не обливалось» глядя на вас?
(Не поступать дурно, заботиться о других)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Дома вам надо продолжить два предложения:
-Людям очень нужны-
-Людям очень мешают-
(это написано на листочках и лежит на парте)
Слабым ученикам даётся подсказка
(-Людям очень нужны-
-Людям очень мешают-
Выберите подходящие по смыслу слова: доброта, отзывчивость, грубость, душевность, хамство добросердечность, жестокость, злость, воспитанность, бездушие, подлость, человеколюбие, мягкосердечность, тактичность, милосердие).
2. Найдите пословицы и поговорки о сердце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок развития речи "Изложение с творческими дополнениями "Колокольчики" 3 класс
Зрительное изложение с языковым анализом и творческими дополнениями....
Открытый урок развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности по теме «Раннецветущие растения. Подснежник».
План-конспект открытого урока по предмету развитие речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности....
Конспект открытого урока развития речи в 4 классе по теме «Январь – сечень, просинец, лютовей»
Данный урок позволяет обобщить наблюдения о природе в январе, отобрать наиболее яркие высказывания поэтов и писателей о природе в январе; использовать отобранный материал для создания январской ...
Открытый урок развития речи по теме «Обучающее изложение с коллективным составлением плана» во 2-м классе
В основе урока лежит заметка "Юная героиня" из "Пионерской правды" о Наташе Зайцевой из города Рославля, спасшей из пожара троих детей. На уроке используется дифференцированная работа. Большое внимани...
Конспект открытого урока развития речи по теме "Зимние игры"
Урок разработан для 2 отделения 2 класса специальной(коррекционной) школы для детей с нарушением слуха.Материал адаптирован....
Открытый урок развития речи "Звуки весны".
Урок представляет собой коллективное написание мини - сочинения – описания на тему "Звуки весны" по опорным словам, используя групповую и парную форму работы....