День знаний в 3 классе. Тематический урок: "И в каждом сердце Пушкин отзовется..."
презентация урока для интерактивной доски (3 класс)

Махотина Лариса Петровна

Методическая разработка тематического урока, посвящённого 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           1 сентября, 2019-2020 уч. год

Сценарий тематического урока

Тема: «И в каждом сердце Пушкин отзовется...»

Цель:  формирование  положительного  отношения  к личности А.С.Пушкина и его произведениям.

Задачи:

  • воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к России, её национальному достоянию в лице великого поэта;  
  • обобщить  и расширить  представление  о жизни и творчестве А.С.Пушкина,  в том числе,  через краеведческий материал;
  • организовать исследование истоков поэтического таланта и тематики произведений;
  • способствовать пробуждению и реализации  эстетических потребностей и чувств детей при чтении произведений А.С.Пушкина. 


Оборудование
: портрет А.С.Пушкина; выставка рисунков к сказкам А.С. Пушкина; выставка книг с произведениями А.С. Пушкина; плакаты: «Солнце русской поэзии», « 1799-1837г.г.); листы-раскраски для индивидуальной работы; мультимедийная установка, презентация.

Форма проведения – урок   библиографического характера  с  элементами викторины.

Методы и приемы работы на уроке:

  • Беседа с элементами исследования;
  •  просмотр презентации о жизни и творчестве поэта;
  • чтение отрывков  знакомых  и любимых произведений А.С. Пушкина;
  • викторина по сказкам Пушкина;
  • создание  книжки-раскраски по сказкам Пушкина.

Ход урока.

  1.  Вступление. Беседа.

(Слайд 1). – Ребята! Наш тематический урок называется «И в каждом сердце Пушкин отзовется...». Как вы думаете, почему в первый день учебного года урок посвящён Александру Сергеевичу?

(мнения детей)

- Верно. В этом году А.С.Пушкину  исполнилось бы 220 лет. А когда родился Пушкин?

(6 июня 1799 года – 18 век)

(Слайд 2.) - Верно. Великий поэт родился 6 июня 1799 года. Все люди Земли знают и любят произведения гениального русского поэта и торжественно отмечают эту замечательную дату. Мы гордимся тем, что Россия богата такими талантами и подарила миру великого  поэта, драматурга, сказочника.

- Что вы знаете о жизни А.С.Пушкина?

(мнения детей)

- Как вы думаете, что повлияло на проявление дарований поэта? Попробуем ответить на этот вопрос.

  1. Знакомство с эпизодами из жизни поэта

(Слайд 3.)  

- Саша родился в Москве. Кроме него в семье было ещё семеро детей. До 12 лет он  воспитывался дома. Его обучала мама Надежда Осиповна Ганнибал-Пушкина, потом гувернёры. На лето маленького Сашу возили к бабушке Марии Алексеевне Ганнибал в село Захарьево. Там он познакомился с Ариной Родионовной, ставшей его няней. Та самая Арина Родионовна, о которой Пушкин потом напишет: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя…» оказалась талантливым человеком. Она говорила по-особенному: с приговорками, прибаутками. Позднее, когда Пушкин в селе Михайловском начнёт писать свои сказки со слов няни, в его стихах появятся те деревенские словечки, которым  его не могли научить профессора и гувернёры.

Маленький Саша был непоседливым,  очень рассеянным мальчиком. Матушка хотела видеть своих детей послушными, благовоспитанными, и потому нередко наказывала Сашу за потерянные носовые платочки, за покусанные ногти и разбитую вазу. Неповоротливый мальчик много  шалил. Матушка, случалось, в гневе наказывала его. Только няня Арина Родионовна прижимала к себе своего любимца и принималась сказывать сказки. И в комнате, словно бы,  появлялись и Кот Баюн, и Серый Волк, и Иван Царевич, и богатыри.

Саша рано выучился читать и писать. У отца Сергея Львовича Пушкина была очень хорошая библиотека. Маленький Саша очень любил там бывать и много читал! Мальчик хорошо знал французский язык. А вот родной русский язык он стал осваивать значительно позднее. Дело в том, что в то время дома было принято разговаривать между собой на французском. Поэтому маленький Саша хорошо знал этот язык, а русский – плохо.

Няня Арина Родионовна через сказки и песни, пословицы и поговорки учила его говорить на родном языке, заложила в Саше любовь к русской культуре. Бабушка Мария Алексеевна тоже старалась воспитывать и образовывать Сашу на родном языке.

(Слайд 4.) Когда Саше исполнилось 12 лет, его определили в Царскосельский лицей. Это учебное заведение открылось по указу императора Александра I, и предполагалось, что в нем будут готовить молодых людей для государственной службы. В лицее будущий великий поэт сочинял стихи, посвящённые природе, родите, друзьям.

         Позднее, со слов няни, Пушкин пишет «Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и о работнике его Балде» и другие. Пушкин начинал писать на французском языке, и если бы не бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, то не известно, стал бы Пушкин русским поэтом?!

(Слайд 5). - У нижегородцев к творчеству и личности А.С.Пушкина особенно трепетное отношение: Пушкин останавливался в Нижнем Новгороде

на пути в Большое Болдино, свое родовое имение, а ныне музей-заповедник.  

(Слайд 6) Здесь он создал огромное количество произведений, и традиционно каждый год на день рождения А.С. Пушкина, на праздник «Болдинская осень», сюда съезжаются поклонники таланта поэта со всего мира.

(Физкультминутка)

- Ребята, как бы вы сейчас ответили на мой вопрос: что повлияло на проявление дарований поэта?

(воспитание бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал, няней Ариной Родионовной, чтением книг из богатой библиотеки отца Сергея Львовича)

  1. Чтение наизусть стихотворений  А.С. Пушкина.

- Кому хотелось бы прочесть строчки из любимых стихотворений Пушкина?

(Можно хором прочесть отрывки из романа «Евгений Онегин»: «У Лукоморья дуб зелёный…», « Мороз и солнце…» и другие.)

IV. Викторина

- Какие  сказки А.С.Пушкина вы знаете? А хорошо ли вы их знаете? Проверим?

Задание 1. Строчки из сказок заблудились. Попробуйте восстановить отрывки и назвать сказку: (слайд 7)

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Чуть опасность, где видна
Он бежит себе в волнах,
Верный сторож, как со сна
На раздутых парусах.
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке повернётся.
Пошёл он к своей землянке
И кричит: «Кири – ку–ку!
А землянки нет уж и следа.
На девичник собираясь
Царствуй, лёжа на боку!».
Вот царица, наряжаясь
Перед ним изба со светёлкой
Перед зеркальцем своим
Пошёл Балда в ближний лесок,
С кирпичною, белёною трубою.
Поймал двух зайков, да в мешок.
Перемолвилась с ним.

Задание 2. - Кто был сторожем у царя Додона?  (Петушок)

- С чем любила разговаривать царица в своей светлице? (С зеркальцем)

- Кто и в какой сказке много хотел, но ничего не получил? (Старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»)

- Чем Балда хотел морщить море? (Верёвкой)

- Как звали собаку семи богатырей? (Соколко)

Задание 3.

- К каким сказкам эти иллюстрации?

(Слайды 8, 9, 10, 11, 12)

- Так сколько всего сказок написал А.С.Пушкин?

(7, но одну из них он не успел закончить»

(Слайд 13)

V. Итог урока.  

- Ребята, кому захотелось в свободное время перечитать сказки или стихотворения А.С.Пушкина? Прекрасно! Ну а сейчас, на память о нашем тематическом уроке, я предлагаю вам создать книжку иллюстраций по сказкам Пушкина. Ваша задача – узнать сказку, раскрасить иллюстрацию и записать на свободных строчках название сказки (можно закончить работу дома).

(Слайд 14).

Список литературы

1 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009

2 Львов М.Р. и др. Методика русского языка в начальной школе. – М., 2000

3 Одегова В.Ф. Нижегородская сторона. 4 класс, часть 2: методическое пособие для учителя.– Нижний Новгород, 2010

4 Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. Т.5. – М., 1981

5 Тивикова С.К. и др. Уроки гражданского образования в начальных классах:

Методическое пособие к учебному комплекту «Жар-птица», ч.1. – Нижний Новгород, 2008


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией

Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....

Урок "День Знаний"2 класс Конспект урока

Урок День Знаний составлен в виде путешествия с Мудрой совой по урокам математики, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению. Ребята будут выполнять разнообразные интересные задания...

Урок-праздник. 1сентября – День Знаний! 1 класс. Тема урока: «Давайте познакомимся!»

1сентября для родителей первоклассников самый волнительный и счастливый день в жизни семьи. Их малыш становится школьником! А первоклассники! Как ждут они этого дня! Да и учитель тоже волнуется не мен...

Праздник. День Знаний. 4 класс. "Викторина по сказкам А.С.Пушкина"

Викторина была направлена на знание сказок А.С.Пушкина. Дети выполняли разные задания, разгадывали головоломки....

Внеклассное мероприятие. Урок-размышление: «В каждом сердце зажжется олимпийский огонь!»

Урок-размышление: «В каждом сердце зажжется олимпийский огонь!»...

Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).

Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...