Технологическая карта урока «В.Бианки «Мышонок Пик»»
методическая разработка по чтению (3 класс)

Кузнецова Юлия Александровна

Класс:

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством и произведениями В.В.Бианки из цикла «Люби живое»;

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание; выбирать виды деятельности на уроке; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие  его поступки, описывающие характер; придумывать свои рассказы о животных; анализировать и синтезировать прочитанное.

Предметные: учащиеся будут знать произведение В. Бианки «Мышонок Пик»; учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;  осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
  • высказывать своё предположение;
  • понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
  • осуществлять самооценку деятельности.

Познавательные:

  • читать в соответствии с целью чтения: выразительно;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание.

 

Коммуникативные:

  • владеть диалогической речью;
  • уметь аргументировать свою позицию;
  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  8-е изд. – «Просвещение», 2018. – 223 с., проектор,  презентация

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.bianki_myshonok_pik.docx33.13 КБ
Файл v._bianki_myshonok_pik_rl.docx147.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: литературное чтение

Дата: 01.03.2020г.

Класс: 3 «Г»

Тема урока: «В.Бианки «Мышонок Пик»»

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством и произведениями В.В.Бианки из цикла «Люби живое»;

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание; выбирать виды деятельности на уроке; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие  его поступки, описывающие характер; придумывать свои рассказы о животных; анализировать и синтезировать прочитанное.

Предметные: учащиеся будут знать произведение В. Бианки «Мышонок Пик»; учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;  осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
  • высказывать своё предположение;
  • понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
  • осуществлять самооценку деятельности.

Познавательные:

  • читать в соответствии с целью чтения: выразительно;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание.

Коммуникативные:

  • владеть диалогической речью;
  • уметь аргументировать свою позицию;
  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  8-е изд. – «Просвещение», 2018. – 223 с., проектор,  презентация

Этапы, методы и приёмы

Хро-

номе-

траж

Содержание. Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1.

Мотивационный.

Словесн.: слово учителя

1-2

- Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулисьэ

Приветствовать;

Настраиваться на урок;

К: Создание рабочего настроения на урок

2.

Постановка учебных задач.

Словесн.: ответы на вопросы;

Формулирование темы и цели урока;

1-2

- Какое произведение мы начали изучать на прошлом уроке? Кто его автор?

(«Мышонок Пик» В.Бианки)

- Верно, а как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (продолжим изучение произведения «Мышонок Пик»)

- Верно, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством и произведением Виталия Валентиновича Бианки.

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

3.

4.

Актуализация знаний.

Подготовка к восприятию текста.

Словесный: слово о писателе;

Практический:

анализ рассказа;

Практический: чтение по ролям

Словесный: ответы на вопросы;

Практический:

анализ рассказа;

Словесный: ответы на вопросы;

Практический:

анализ рассказа;

Первичное чтение.

Проверка первичного чтения.

Словесный: ответы на вопросы;

Практический: выборочное чтение;

7-8

3-4

7-8

- Нет ни одного мальчика, девочки или взрослого, который бы не знал книг Бианки. Настоящий писатель по сути своей первооткрыватель: он всегда открывает читателям новое. По книгам В. Бианки мы не просто узнаём о жизни животных, живущих с нами на одной земле, но у нас рождается и вырабатывается отношение к ним, мы проникаем к ним сочувствием.

- Нашей задачей на этом уроке является доказать, что мы достойны быть мореплавателями, а для этого вспомним содержание главы «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».

Станция « Мы мореплаватели »

– Кто главный герой произведения? (Мышонок Пик)
– Почему ребята назвали мышонка Пиком?
(открыл ротик и пискнул)

- Давайте вспомним, как мышонок попал в мореплаватели.

- Прочитаем эту часть по ролям.


– Что брат хотел сделать с мышонком? Почему?
(убить, т.к. они вровали хлеб)
– Как вы думаете, почему сестра не разрешила убить мышонка?

(он был маленький, и ей стало его жалко)
– Что она придумала?
(посадила его в кораблик)
– Как Пик стал мореплавателем?

Станция «Кораблекрушение»

– Как настоящие мореплаватели вы должны знать, почему может возникнуть кораблекрушение.
– Что нужно сделать, чтобы его избежать?
– Проверим, как вы умеете это делать, используя знания главы «Кораблекрушение».

– Как вы думаете, испугался ли мышонок, оказавшись на кораблике?
– Умел ли он защищаться от врагов?
 (нет, ему было 2 недели от роду)
– Кто хотел погубить мышонка? (чайки, щука, рыболов – скопа, чайки)
– Какая птица спасла мышонка от чаек и щуки?
(рыболов – скопа)
– Удалось ли Пику выбраться из воды?
 (да)
– Как он это сделал?
 (вынырнул и ухватился за кораблик)
– Да ребята, вы умело можете избегать кораблекрушения, пройдя через самые сложные рифы.

– Интересно ли вам было прочитать, что произошло с мышонком дальше? 

Станция «Страшная ночь»

- Запишите название этого пункта плана в рабочий лист.

– Значит, мы отправляемся дальше на станцию «Страшная ночь».

– Как мышонок стал искать себе пищу?

 (принялся сосать все листья и стебли)
– Кого он встретил на берегу?
(лягушку)
– Испугался ли мышонок, когда увидел лягушонка?
(да)
– Что произошло с лягушонком?
(его проглотила змея)
– Где мышонок провёл остаток ночи?
(на ветке куста)


– Знаете ли вы, что настоящий капитан должен уметь читать карту, чтобы умело вести свой корабль?
– Посмотрим, умеете ли вы читать по иллюстрациям? Посмотрите на слайд, определите и прочитайте отрывок, к которому относится каждый рисунок.

1. «Пик осторожно вылез из - под куста…»

2. «Он испуганно уставился на мышонка…»

3. «Тут он и провел остаток ночи…»
– Вы хорошо справились с этим заданием. Я думаю, что вы могли бы, как настоящие капитаны читать карту.

Извлекать информацию

Анализировать

Читать отрывок по ролям

Высказывать свои предположения

Анализировать

Высказывать свои предположения

Анализировать

Высказывать свои предположения

Определять отрывок произведения

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К : аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Физминутка

1-2

- Ребята, ну а чтобы нам плодотворно поработать, давайте немного передохнём.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками)
хома раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щеки руками)
лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

- Молодцы. Продолжаем работать.

Выполнять упражнения;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Практический: чтение по цепочке

Практический: анализ рассказа;

Практический:

анализ рассказа;

Словесный: ответы на вопросы;

     5-6

    5-6

Станция «Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка».

- Запишите название этого пункта плана в рабочий лист.

– Интересно ли вам было, что произошло с мышонком дальше? Давайте прочитаем.
– Чтение главы «Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка».
 (Дети читают цепочкой по одному предложению.)

– Как настоящие мореплаватели, вы должны быть очень внимательными и сказать после прочтения главы: «Какую цель поставил перед собой мышонок Пик, чтобы выжить?»
– Да, одному путешествовать нелегко.
– А нам, ребята, легко путешествовать? Почему?

Станция «Соловей-разбойник»

- Запишите название этого пункта плана в рабочий лист.

- Как вы поняли, почему глава называется так?

- Удалось ли мышонку найти других мышей? (нет)

- Почему мышонок боялся выходить днем? (боялся птиц)

- Кого он встретил? И что с ним произошло? (сорокопута – жулана; полетел с ветки)

- Как мышонку удалось перехитрить соловья – разбойника? Почему автор его так назвал?  (когда птица заснула, мышонок убежал)

- Встречали ли вы такое название раньше?
- Как выглядит соловей-разбойник у Бианки?

- Каков он: найдите все слова, которыми автор его рисует? (красивая птичка с розовой грудью, серой головкой, красно – коричневой спинкой)

- Какое разочарование ожидало мышонка, после того, как он спасся от Соловья-разбойника? /Может быть, впопыхах… (он заблудился)

- Какой вывод мы можем сделать?

(Можно выйти победителем из любой ситуации, только нужно не впадать в панику и не унывать, а добиваться своего.)

Читать рассказ  по цепочке;

Анализировать рассказ,

высказывать свои предположения

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р: высказывать

своё предположение;

П: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

5.

Закрепление.

Практический:

Оформление рабочего листа

5

- Мы прочитали с вами все части произведения В. Бианки «Мышонок Пик». Какие пункты в рабочем листе еще не заполнены? (враги Пика)

- Запишите, кто представлял для Мышонка опасность. (ребята, белые чайки, щука,  рыболов-скопа, сорокопут-жулан)

- Напомните мне, что такое синквейн?

-Составим синквейн по нашему произведению.

Отвечать на вопросы;

Анализировать рассказ,

Оформлять рабочий лист;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р: высказывать

своё предположение;

6.

Рефлексия. Подведение итогов.

Словесн.: ответы на вопросы;

2-4

- Ребята, чему научился мышонок Пик во время своего путешествия?

- Чему учит данное произведение?

(Чтобы мы любили и бережно относились к живой природе; могли сочувствовать животным и не обижать их.)

– Понравилось ли вам путешествовать по морю с мышонком?


- За что Вы можете похвалить себя?

- За что можете похвалить одноклассников?

- На столах у вас лежат звездочки, если вам было интересно на уроке, и вы усвоили материал, разукрасьте в красный цвет, если было скучно и непонятно – в синий.

- Молодцы! А наше сегодняшнее путешествие завершилось!

Д.з.: с. 75-81 пересказ любой части

Подводить итог урока;

Записывать домашнее задание;

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;



Предварительный просмотр:

C:\Users\Nat\Desktop\71732myshka_lovit_kapelku.jpg

                                                                                

МЫШЬ - ________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________

C:\Users\Nat\Desktop\71732myshka_lovit_kapelku.jpg

                                                                                

МЫШЬ - _______________ ________________________________________________________________________________________________________________________

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу В. Бианки "Мышонок Пик"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России", ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: В.Бианки. "Лис и Мышонок".

Задачи урока:Образовательные: познакомить со сказкой В. Бианки «Лис и Мышонок»; способствовать развитию навыков осознанного, выразительного чтения; формировать потребность в постоянном чте...

В. Бианки "Лис и мышонок" технологическая карта урока

УМК: «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой. Литературное чтение 1 класс. В. Бианки "Лис и мышонок" технологическая карта у...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Бианки "Мышонок Пик". УМК "Школа России".

Технологическая карта урока развития речи на основе произведения В Бианки "Мышонок Пик", 3 класс, УМК "Школа России"....