Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "В. Бианки Мышонок Пик" 3 класс "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Муратхузина Карина Алишеровна

Виталий Бианки "Мышонок Пик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мышонок Пик(1 урок)21.31 КБ
Файл Мышонок Пик (2 урок)26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                                Выполнил(а) студент(ка)     44 гр.

                                                                        Ф.И. Муратхузина   Карина

Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

                                                           Дата: 19.02.2018

Челябинск, 2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: литературное чтение

Класс:3 «Б»

Тема урока: «В.Бианки Мышонок Пик»

Цели урока:

- ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Бианки;

- учить видеть и понимать окружающую природу;

- развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

- прививать любовь к природе и интерес к чтению;

Планируемые результаты:

  • Предметные: знакомиться с творчеством В.Бианки; учиться прогнозировать содержание  произведения; видеть и понимать поступки героев; определять жанр произведения;
  • Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание; выбирать виды деятельности на уроке; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие  его поступки, описывающие характер; придумывать свои рассказы о животных;

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – «Просвящение», 2013. – 223 с., презентация

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Практич: хоровое чтение

Практич.: чтение в парах

2-3

- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Желаю всем хорошего настроения на весь день.

- Давайте настроимся на урок и проведём небольшую речевую разминку. Посмотрите на слайд№1

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше,

Несли по два гроша. Что это? (скороговорка).

 Прочитаем её медленно хором, прочитаем побыстрее, прочитаем быстро с разной интонацией: весело, грустно, с восхищением, с удивлением, тихо).

  Ребята, а кто знает, что такое грош? (грош – старинна монета стоимостью в 2 копейки).

- А теперь прочитаем в парах, дружно. Молодцы. Немного размялись.

Приветствовать;

Читать скороговорку хором;

Объяснять значение слова;

Читать в парах;

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

Постановка учебных задач

Словесн.: объяснение смысла

Практич: разгадывание ребуса

6-7

- Ребята, посмотрите на слайд№2. Прочитайте пословицы и объясните их значение.

1.Не велика мышка, да зубок остер.

2. Сытая мышь и муки не ест.  

- Ребята, а что вы знаете о мышах?

- А сейчас давайте расшифруем имя писателя (слайд№3), с творчеством которого мы сегодня познакомимся.

ВИбиТАанЛИкиЙ (Виталий Бианки).

- Хорошо, откройте учебники и посмотрите, с каким произведением мы сегодня познакомимся. Какова тема нашего урока?  (Мышонок Пик). Кто автор этого произведения?

- Рассмотрите иллюстрацию к произведению, как вы думаете, о чём оно?

- Какие цели мы можем поставить на урок? (познакомиться с творчеством В. Бианки; прочитать произведение и проанализировать его;) Хорошо.

Объяснять смысл пословиц;

Разгадывать ребус;

Определять тему;

Высказывать свои предположения;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

П: определение темы и целей урока

Решение частных задач

Словесн: слово о писателе

4-5

- Ребята, а кто-нибудь слышал о таком писателе как Виталий Бианки? Читали его произведения;

- Послушайте немного о его жизни и творчестве.

Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) родился в семье ученого-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций Зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Герои Бианки живут своей обычной «природной» жизнью, но при этом говорят человечьим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы.

Отвечать на вопросы;

Слушать;

П: расширение общего кругозора учащихся;

Физминутка

1-2

- Ребята, ну а чтобы нам плодотворно поработать, давайте немного передохнём.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками)
хома раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щеки руками)
лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

- Молодцы. Продолжаем работать.

Выполнять упражнения;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: чтение по цепочке

7-8

Словарная работа

Ребята, сейчас посмотрите на слайд, давайте прочитаем эти слова с ударение и объясним их значение:

Рубнул – ударил ножом, срубил.

Порскнуть – броситься врассыпную.

Извести – уничтожить, убить.

Наладить парус – сделать, поставить парус.

Долблёное судёнышко – выдолбленное из целого куска дерева.

- Ребята, прочитайте название первой главы. («Как мышонок Пик попал в мореплаватели») Кто герой произведения? (мышонок) Как вы думаете, как автор относится к нему? (наверное, автор любит его, потому что называет его ласково.

- Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели?  

- Итак, давайте прочитаем первую главу по цепочке, следите и слушайте внимательно.

- Ребята, как мышонок попал в мореплаватели? (на корабле)

- Почему мышонок получил такое прозвище? (т.к. пищал).

- Из чего ребята делали кораблики? (из толстых кусков сосновой коры и тряпочек). Хорошо.

Отвечать на вопросы;

Высказывать свои предположения;

Читать;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

Словесн.: ответы на вопросы.

Практич.: чтение по цепочке;

Словесн.: Ответы на вопросы

10-15

- Посмотрите название 2 главы? («Кораблекрушение»).

- Не стало ли страшно вам за мышонка? Как вы думаете, что может с ним случиться?  А сейчас мы узнаем это, прочитав вторую главу. Я начну, а вы продолжите, следите и будьте внимательны.

- Итак, ребята, что приключилось с маленьким мышонком?

- Сколько было мышонку от роду? (2 недели).

- Кто первым заметил Пика? (чайки). Что они делали?

- Кто ещё охотился за беззащитным мышонком? (щука).

- Кто же спас от смерти Пика? (птица рыболов-скопа). Как она это сделала? (он сложил крылья, ринулся вниз, упал в реку и краешком крыло задел судёнышко, оно перевернулось).

- Что же дальше произошло с мышонком Пиком? (он добрался до берега, выскочил на песок и ринулся в кусты). Что вы испытывали во время чтения этой главы? Хорошо.

Отвечать на вопросы по содержанию;

Читать по цепочке;

Анализировать содержание;

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков 

Практич.: чтение

Словесн.: ответы на вопросы;

5-10

- Сейчас мы с вами прочитаем ещё одну главу. Как она называется? (страшная ночь). Как вы думаете, о чём пойдет речь?

- Я начну читать, а вы продолжите.  

- Как высушил себя мышонок Пик? (вылизал язычком) Чем он питался, чтобы не умереть от голода? (стеблями растений)

- С кем встретился мышонок? (с лягушонком).

- Что случилось с лягушонком? (его съела змея).

- Где провел оставшуюся ночь мышонок Пик? (на ветке куста, высоко над землёй).

Высказывать предположения;

Отвечать на вопросы;

К: участвовать в учебном диалоге;

Рефлексия. Подведение итогов.

2-5

- Ребята, читать продолжим на следующем уроке. С каким произведением мы познакомились? Кто его автор? Понравилось ли тебе это произведение? Что бы вам хотелось сделать после этого урока? Дома прочитайте ещё раз первые 3 главы, подготовьте краткий пересказ.

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                                Выполнил(а) студент(ка)     44 гр.

                                                                        Ф.И. Муратхузина   Карина

Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

                                                           Дата: 19.02.2018

Челябинск, 2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: литературное чтение

Класс:3 «Б»

Тема урока: «В.Бианки Мышонок Пик»

Цели урока:

- продолжить знакомство с творчеством и произведениями В.В.Бианки из цикла «Люби живое»;

- развивать навыки беглого чтения, речь, память, внимание, воображение;

- воспитывать любовь к чтению, к природе, бережное отношение к меньшим братьям нашим.

Планируемые результаты:

  • Предметные: -учащиеся будут знать произведение В. Бианки «Мышонок Пик»; учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;  осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.
  • Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание; выбирать виды деятельности на уроке; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие  его поступки, описывающие характер; придумывать свои рассказы о животных; анализировать и синтезировать прочитанное.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – «Просвящение», 2013. – 223 с., презентация

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

2-3

- Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

- Прижмите ладошки к  ладошкам соседа (соседки) и пожелайте друг другу  удачи, успеха и радости от работы на уроке.

Приветствовать;

Настраиваться на урок;

Л: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения;

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Формулирование темы и цели урока;

6-7

- Какое произведение мы начали изучать на прошлом уроке? Кто его автор?

(«Мышонок Пик» В.Бианки)

- Верно, а как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (продолжим изучение произведения «Мышонок Пик»)

- Верно, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством и произведением Виталия Валентиновича Бианки.

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Решение частных задач

Словесный: слово о писателе;

Практический:

анализ рассказа;

Практический: чтение по ролям

Словесный: ответы на вопросы;

Практический:

анализ рассказа;

Словесный: ответы на вопросы;

Практический:

анализ рассказа;

Словесный: ответы на вопросы;

Практический: выборочное чтение;

4-5

- Нет ни одного мальчика, девочки или взрослого, который бы не знал книг Бианки. Настоящий писатель по сути своей первооткрыватель: он всегда открывает читателям новое. По книгам В. Бианки мы не просто узнаём о жизни животных, живущих с нами на одной земле, но у нас рождается и вырабатывается отношение к ним, мы проникаем к ним сочувствием.

- Нашей задачей на этом уроке является доказать, что мы достойны быть мореплавателями, а для этого вспомним содержание главы «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».

Станция « Мы мореплаватели »

– Кто главный герой произведения? (Мышонок Пик)
– Почему ребята назвали мышонка Пиком?
(открыл ротик и пискнул)

- Давайте вспомним, как мышонок попал в мореплаватели.

- Прочитаем эту часть по ролям.


– Что брат хотел сделать с мышонком? Почему?
(убить, т.к. они вровали хлеб)
– Как вы думаете, почему сестра не разрешила убить мышонка?

(он был маленький, и ей стало его жалко)
– Что она придумала?
(посадила его в кораблик)
– Как Пик стал мореплавателем?

Станция «Кораблекрушение»

– Как настоящие мореплаватели вы должны знать, почему может возникнуть кораблекрушение.
– Что нужно сделать, чтобы его избежать?
– Проверим, как вы умеете это делать, используя знания главы «Кораблекрушение».

– Как вы думаете, испугался ли мышонок, оказавшись на кораблике?
– Умел ли он защищаться от врагов?
 (нет, ему было 2 недели от роду)
– Кто хотел погубить мышонка? (чайки, щука, рыболов – скопа, чайки)
– Какая птица спасла мышонка от чаек и щуки?
(рыболов – скопа)
– Удалось ли Пику выбраться из воды?
 (да)
– Как он это сделал?
 (вынырнул и ухватился за кораблик)
– Да ребята, вы умело можете избегать кораблекрушения, пройдя через самые сложные рифы.

– Интересно ли вам было прочитать, что произошло с мышонком дальше? 

Станция «Страшная ночь»

– Значит, мы отправляемся дальше на станцию «Страшная ночь».

– Как мышонок стал искать себе пищу?

 (принялся сосать все листья и стебли)
– Кого он встретил на берегу?
(лягушку)
– Испугался ли мышонок, когда увидел лягушонка?
(да)
– Что произошло с лягушонком?
(его проглотила змея)
– Где мышонок провёл остаток ночи?
(на ветке куста)


– Знаете ли вы, что настоящий капитан должен уметь читать карту, чтобы умело вести свой корабль?
– Посмотрим, умеете ли вы читать по иллюстрациям? Посмотрите на слайд, определите и прочитайте отрывок, к которому относится каждый рисунок.

1. «Пик осторожно вылез из - под куста…»

2. «Он испуганно уставился на мышонка…»

3. «Тут он и провел остаток ночи…»
– Вы хорошо справились с этим заданием. Я думаю, что вы могли бы, как настоящие капитаны читать карту.

Извлекать информацию

Анализировать

Читать отрывок по ролям

Высказывать свои предположения

Анализировать

Высказывать свои предположения

Анализировать

Высказывать свои предположения

Определять отрывок произведения

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К : аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Физминутка

1-2

- Ребята, ну а чтобы нам плодотворно поработать, давайте немного передохнём.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками)
хома раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щеки руками)
лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

- Молодцы. Продолжаем работать.

Выполнять упражнения;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Практический: чтение по цепочке

Практический: анализ рассказа;

Практический:

анализ рассказа;

Словесный: ответы на вопросы;

7-8

Станция «Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка».

– Интересно ли вам было, что произошло с мышонком дальше? Давайте прочитаем.
– Чтение главы «Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка».
 (Дети читают цепочкой по одному предложению.)

– Как настоящие мореплаватели, вы должны быть очень внимательными и сказать после прочтения главы: «Какую цель поставил перед собой мышонок Пик, чтобы выжить?»
– Да, одному путешествовать нелегко.
– А нам, ребята, легко путешествовать? Почему?

Станция «Соловей-разбойник»

- Как вы поняли, почему глава называется так?

- Удалось ли мышонку найти других мышей? (нет)

- Почему мышонок боялся выходить днем? (боялся птиц)

- Кого он встретил? И что с ним произошло? (сорокопута – жулана; полетел с ветки)

- Как мышонку удалось перехитрить соловья – разбойника? Почему автор его так назвал?  (когда птица заснула, мышонок убежал)

- Встречали ли вы такое название раньше?
- Как выглядит соловей-разбойник у Бианки?

- Каков он: найдите все слова, которыми автор его рисует? (красивая птичка с розовой грудью, серой головкой, красно – коричневой спинкой)

- Какое разочарование ожидало мышонка, после того, как он спасся от Соловья-разбойника? /Может быть, впопыхах…/ (он заблудился)

- Какой вывод мы можем сделать?

(Можно выйти победителем из любой ситуации, только нужно не впадать в панику и не унывать, а добиваться своего.)

Читать рассказ  по цепочке;

Анализировать рассказ,

высказывать свои предположения

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р: читься высказ

своё предположение;

П: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

Рефлексия. Подведение итогов.

Словесн.: ответы на вопросы;

2-5

Д.З : нарисовать иллюстрацию к одному из отрывков.

- Ребята, чему научился мышонок Пик во время своего путешествия?

- Подумайте, что писатель мог наблюдать из жизни, а что он сочинил.

- Чему учит данное произведение?

(Чтобы мы любили и бережно относились к живой природе;

могли сочувствовать животным и не обижать их.)

– Понравилось ли вам путешествовать по морю с мышонком?
– Хотели бы вы прочитать продолжение этой сказки и узнать, что случилось с мышонком Пиком потом?


- За что Вы можете похвалить себя?

- За что можете похвалить одноклассников?

- На столах у вас лежат звездочки, если вам было интересно на уроке, и вы усвоили материал, разукрасьте в красный цвет, если было скучно и непонятно – в синий.

- Молодцы! А наше сегодняшнее путешествие завершилось!

Подводить итог урока;

Записывать домашнее задание;

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1

Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1...

Урок по литературному чтению «В. В. Бианки «Мышонок Пик», 3 класс.

Урок по литературному чтению «В. В. Бианки «Мышонок Пик», 3 класс. 2018г 3четверть...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Бунин. Матери", 2 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведением И.А.Бунина “Матери”. Задачи уро...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Агния Львовна Барто "Верёвочка"" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения стихотворения А. Л. Барто «Веревочка"Задачи урока:Дидактические:1. Продо...

Технологическая карта урока по литературному чтению "С.Д. Дрожжин "Родине"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора С.Д. Дрожжина, содержанием стихотворени...

Технологическая карта урока по литературному чтению "К. Булычев "Путешествие Алисы"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающих...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен "Русалочка"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: развитие читательской компетенции у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с биографией и...