Урок литературного чтения "А.Барто "С утра на лужайку"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Матвеева Надежда Юльевна

 

Тема урока:А.Барто«С утра на лужайку». Е. Благинина «По малину».

Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения.

Тип урока: урок – путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_30.docx29.55 КБ
Файл ur_lit_cht.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

                                                          Матвеева Надежда Юльевна

                                                         учитель начальных классов

                                                          высшей квалификационной категории  

                                                         МБОУ «Жарынская средняя школа»

                                                         д. Жарынь, Рославльский район    

 

Конспект урока литературного чтения

Тема урока:А.Барто«С утра на лужайку». Е. Благинина «По малину».

Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения.

Тип урока: урок – путешествие.

Цели урока: знакомство с произведениями А. Барто «С утра на лужайку» и

Е. Благининой «По малину»; развитие речи детей; развитие умения читать художественные тексты правильно, выразительно, вслух по слогам и целыми словами; развитие умения отвечать на вопросы к тексту; развитие умения определять авторское отношение и формулировать свое собственное отношение к прочитанному произведению;  развитие умения определять значимость каждого дела; воспитание любви к родным и чувства ответственности за порученные дела.

Оборудование: учебник «Литературное чтение 1класс», авторы:

Г. С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; рабочая тетрадь к учебнику, автор С.А. Болотова; презентация.

Ход урока:

Организационный момент.

Ножки на пол мы поставим,

                                        Спинки все мы разогнём,

                                        Локотки на стол поставим,

                                        Домик к носу подведём.

                                        Руку левую кладём,

                                        Руку правую кладём.

Учитель:  Ребята, сегодня наш урок пройдёт немного необычно, потому что к нам  пришли гости. Они хотят посмотреть, чему  вы научились  на уроках литературного чтения за время обучения в 1 классе. Мы вместе с гостями отправимся в путешествие на лесную полянку и на лужайку(слайд №2, №3, проводится словарная работа со словом лужайка), а помогут нам это сделать наши неизменные помощники, которые бывают с нами на каждом уроке. Подскажите мне, кто они такие?

Дети:  Совушка – Умная Головушка и дедушка – Всеведушка. (слайд № 4)

Учитель: Посмотрите, ребята, как сегодня нарядилась наша Совушка, и вы сегодня нарядные, значит, мы должны провести урок как праздник.

Приветствие.(слайд № 5)

Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.

Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

 Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

1 этап урока. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, давайте скажем нашим гостям тему произведений, которую мы сейчас изучаем.

Дети: Мы изучаем тему «Я и мои дела».

Учитель: Давайте вспомним, о каких делах мы уже читали?

Дети: Называют произведения и дела, о которых в них говорится.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Я и мои дела». Мы познакомимся с новыми художественными произведениями о делах детей: мы будем читать стихотворение Агнии Барто«С утра на лужайку», и стихотворение Елены Благининой «По малину». Мы будем учиться читать тексты плавно по слогам и целыми словами, правильно и выразительно. Будем учиться отвечать на вопросы к тексту. Будем учиться определять отношение автора к своему произведению и высказывать свое собственное отношение к прочитанному, а также мы сделаем вывод о значении и необходимости каждого дела, о котором мы прочитаем.

2 этап урока.Подготовка к первичному восприятию текста.

Учитель:Ребята, чтобы нам подготовиться к чтению стихотворения Агнии Барто «С утра на лужайку»,  нам как всегда необходимо выполнить задание нашей Совушки. Откройте тетрадочки на странице 60, прочитайте её вопрос и приготовьтесь на него ответить.(слайд № 6, №7)

Дети читают вопрос и отвечают на него.

2.1. Подготовка к чтению

  1. Работа со слоговой таблицей.(слайд № 8)

Учитель: Чтобы нам сосредоточить своё внимание, давайте обратимся к слайду и будем выполнять задание. Хором прочитаем слоги: медленно – быстро, громко.(Затем читает каждый ученик).

ГА           ГУ

БА        БУ

ТА          ТУ

ВЕ         БЕ

МА          МЯ

РА           РУ

ВА        ВУ

НА          НУ

НЁ         ЛЁ

СА             СЯ

ГОЙ

НЫМ

РИТ

НОЙ

ТОМ

ВЕР

2) Чтение слов по цепочке слогов.(слайд № 9)

Учитель: Прочитаем слова. Как вы их понимаете?    

ЛУ – ЖАЙ – КА    

МЯ – ЧИК

РАС – ПЕ – ВА – Ю

ПО – ВЕР – НЁТ – СЯ

СТО – РО – НОЙ

  1. Самостоятельная работа в тетрадях (задание №2, стр. 60). Учитель в это время работает со слабым учеником.

3)Игра «Что общего?».

Учитель:  Ребята, прежде чем поиграть в игру, давайте отгадаем загадку, она поможет нам выполнить это задание.

Загадка. (слайд № 10)

Люди бьют его руками,
Головою и ногами,
Клюшкой по траве катают,
В сетку и кольцо кидают,
Вверх взлетает птицей вольной
И ему совсем не больно.
В лоб ударит, ты не плачь.
Называется он …

Прочитаем слова в учебнике на странице 68. Что общего в этих словах? Чем они отличаются? Составьте предложения с каждым из этих слов.

МЯЧ МЯЧИК – МЯЧОМ

Физкультминутка. .(слайд № 11)

Учитель:  Ребята, Дедушка Всеведушка наблюдал внимательно за нашей работой и немножко устал, он предлагает нам отдохнуть и сделать физкультминутку.

Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Прилетел прекрасный жук
Ж - ж - ж.
Гуси шеи выгибали,
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш - ш - ш
И опять настала тишь.

3 этап урока. Первичное восприятие текста.

Учитель: Сейчас мы прочитаем первое произведение сегодняшнего урока. Это стихотворение А. Барто «С утра на лужайку». Слушая стихотворение, подумайте, окажется ли мальчик вместе с нами в нашем путешествии? Почему? Какое дело выполняет мальчик? (Текст читает учитель или хорошо читающий ученик).

4 этап урока. Проверка качества первичного восприятия текста.

Учитель: Ответьте на вопрос, поставленный перед прочтением текста. О  ком и о чем это стихотворение? Что вам понравилось и запомнилось?

5 этап урока. Вторичное восприятие произведения. Его перечитывание и анализ содержания текста.

Учитель: Сейчас мы будем учиться читать эти произведения вслух и без ошибок. Читаем текст самостоятельно вполголоса, обращая внимание на те слова, которые мы учились читать (Дети читают самостоятельно, учитель работает со слабым учеником).

5.1. Чтение вслух стихотворения А. Барто «С утра на лужайку»

Учитель:  Прочитаем  стихотворение Агнии Барто вслух и подумаем, чем занимался герой этого произведения (Вслух прочитывают произведение все 4  ученика, учитель обращает внимание на ошибки детей при чтении).

5.2.  Анализ содержания стихотворения А. Барто «С утра на лужайку»

Вопросы для обсуждения:

1. Чем занимался герой этого произведения?

2. Как описан мяч?

3. Что чувствует ребенок, играя в мяч?

4. Любите ли вы играть в мяч?

5. Чем вас привлекает эта игра?

6.  Если бы вы были художниками, какие иллюстрации сделали бы к этому стихотворению?

7. Приносит ли это дело пользу? Какую? Кому?

Физкультминутка.   .(слайд № 12)

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Глазки дружно открываем,
И к работе приступаем.

Далее ведётся аналогичная работа со стихотворением Е. Благининой «По малину»

Учитель:  А сейчас мы продолжим своё путешествие и отправимся на лесную полянку, оказавшись там, вы придёте в восторг от увиденного. Но в начале подумаем, а что такое «полянка», кто мне ответит?  (Дети дают свои ответы, а затем толкование слова читают на слайде № 13)

Ребята, давайте отгадаем, какой кустарник нам встретится на полянке? (слайд № 14)

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(Открывается слайд № 15)

1) Игра «Что получилось?»

Учитель: Прочитаем слоги и подумаем, какие слова получаются? Объясните значение этих слов.

ПОД + ВЯ + ЗА + ЛА = ?

ПО + БЕ + ЖА + ЛА = ?

РАЗ + ДВИ + НУ + ЛА = ?

ПО + БРО + ДИ + ЛА = ?

 2)Игра «Что общего?».

Учитель:  Прочитаем слова. Что общего в этих словах? Чем они отличаются?

КРУПНАЯ – КРУПНА – КРУПНОТЫ

  Первичное восприятие текста.

Учитель: Познакомимся с новым произведением о детских делах. Послушайте его.

Чтение вслух стихотворения Елены Благининой «По малину»

Учитель: Прочитаем  текст Елены Благининой вслух и подумаем,чем занимается героиня этого произведения (Вслух прочитывается произведение «цепочкой» по предложению каждый ученик, учитель обращает внимание на ошибки детей при чтении).

  Анализ содержания стихотворения Елены Благининой «По малину»

Вопросы для обсуждения:

  1. Чем занимается героиня этого произведения?
  2. Нравится ли ей собирать ягоды?
  3. Как автор описывает малину?
  4. Довольна ли девочка своей работой?
  5. Собирали ли вы когда-нибудь малину? Расскажите об этом.
  6. Если бы вы были художниками, какие иллюстрации сделали бы к этому стихотворению?

6 этап урока. Работа над выразительностью чтения.

Учитель: К каким жанрам принадлежат прочитанные нами произведения?

Учитель: Когда нравиться слушать художественное произведение?

Ученики: Нравиться, когда оно прочитано без ошибок, целыми словами и выразительно.

Учитель: Ребята, о каких секретах выразительного чтения вы узнали на прошлых уроках? Давайте ими воспользуемся, чтобы научиться читать новые произведения выразительно.

Работа ведется по аналогии с той, которая проходила на предыдущих уроках.                    

7 этап урока. Подведение итога урока.

Учитель: Назовите произведения, с которыми мы познакомились сегодня на уроке.

Ученики называют автора и название каждого произведения.

Учитель: О каких делах детей мы узнали из этих произведений?

Как авторы относятся к своим героям?

Давайте сравним значение  дел  из стихотворения «На лужайке» и «По малину».

Чему учат нас эти произведения?

Ученики отвечают.

Учитель: Как вы думаете, есть ли что-нибудь общее в этих произведениях с теми, которые мы изучали на прошлом уроке?

Рефлексия.

        Слайд № 16.

Учитель: Ребята, у меня на слайде лужайка, на которой играют дети, а с ними и наши помощники. Кто хочет поиграть вместе с ними, выходите и станьте рядом с Совушкой те, кто думает, что всё усвоил сегодня на уроке. А кто думает, что нужно ещё почитать стихотворения, станьте к Дедушке Всеведушке.  Он продолжает читать и вам поможет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе Учитель: Матвеева Надежда Юльевна

Слайд 2

Лужайка- небольшой луг на опушке или посреди леса .

Слайд 4

Наши помощники

Слайд 5

Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Будьте все внимательны. А ещё старательны. Я рада вас приветствовать на уроке Литературного чтения. Давайте подарим друг другу Хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, Вы улыбнётесь мне и друг другу. Приветствие

Слайд 6

Ч то ты любишь делать на природе? Почему?

Слайд 7

На природе

Слайд 8

ГА ГУ БА БУ ТА ТУ ВЕ БЕ МА МЯ РА РУ ВА ВУ НА НУ НЁ ЛЁ СА СЯ ГОЙ НЫМ РИТ НОЙ ТОМ ВЕР

Слайд 9

ЛУ – ЖАЙ – КА МЯ – ЧИК РАС – ПЕ – ВА – Ю ПО – ВЕР – НЁТ – СЯ СТО – РО – НОЙ

Слайд 10

Люди бьют его руками, Головою и ногами, Клюшкой по траве катают, В сетку и кольцо кидают, Вверх взлетает птицей вольной И ему совсем не больно. В лоб ударит, ты не плачь. Называется он… Загадка.

Слайд 11

Вышли уточки на луг Вышли уточки на луг Кря , кря , кря . Прилетел прекрасный жук Ж - ж - ж . Гуси шеи выгибали, Клювом перья расправляли. Зашумел в пруду камыш Ш - ш - ш И опять настала ти ... Физкультминутка

Слайд 12

Физкультминутка Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем… (пауза) Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали, Глазки дружно открываем, И к работе приступаем.

Слайд 13

Поляна - небольшое, заросшее травой, открытое пространство среди леса, кустарников

Слайд 14

Бусы красные висят Из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи.

Слайд 15

Елена Благинина «По малину»

Слайд 16

Рефлексия

Слайд 18

«Привет, сосед!» - Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь… Дети хором произносят текст: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил. Дыхательная гимнастика - Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе: * вдох носом, выдох через рот; * нюхаем цветок; * тушим свечу.

Слайд 19

Раз, два, три, четыре, пять Раз, два, три, четыре, пять Вышел зайка поиграть Прыгать серенький горазд Он подпрыгнул 300 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие ...

Урок литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Данный урок разработан в соответствии с принципами концепции УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"

Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнени...

конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения...

конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает  навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетв...

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.

В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....