Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнения, метафоры), развивать навык слушания; воспитывать любовь к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение в 3 классе

по учебнику Н.А.Чураковой  (система Л.В.Занкова)

учителя начальных классов

МОУ «Гимназия №1 г. Волоколамска»

Тимофеевой Жанны Вадимовны

Тема раздела «Такой незнакомый знакомый мир».

Тема урока:  «Особый взгляд поэта на мир». С.Есенин «С добрым утром!» (Второй урок в теме.)

Цели: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнения, метафоры), развивать навык слушания; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение. 3 класс. 1 часть», копьютер,  мультимедийный проектор, диск с презентацией, распечатанные тексты со стихотворениями  С.Есенина, аудиозапись романса «Малиновый звон».

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания. (Дети зачитывают своё подражание хокку про облака. Каждое стихотворение помещается на облако.)

На небесах облака

Принимают разные очертания.

Природа – такая фантазёрка!

Зайцева Ирина.

Облака такие красивые,

И все разной формы.

Художник – небо нарисует каждое по-своему.

Быкова Лиза.

Плывут по небу облака,

Друг на друга непохожие.

В одном облаке люди видят разное.

Пономаренко Владислав.

Как причудливы облака!

По голубому небу плывут

Разные воздушные «звери».

Ефимова Настя.

Облака все разные,

А ещё и меняются каждую секунду –

Это и есть их чудо.

Григорьева Таня.

- Молодцы! Вы очень хорошо потрудились дома, каждый попытался увидеть своё, что-то необычное в таком, казалось на первый взгляд, знакомом привычном для нас творении природы, как облако.

ІІІ. Постановка темы.

- А теперь прочтите четверостишия?

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

- Чувствуете разницу в настроении? Отчего она?

- А как поэту удалось донести эту разницу? (Художественными средствами: сравнение (ветки что кудри, солнце - колесо), олицетворение (черёмуха словно человек кудри завила).

- А теперь попробуйте вы создать разные настроения. Прочитайте на листочках (Приложение 1.) отрывки из стихотворений, пытаясь передать различные настроения. (Дети в парах готовят выразительное чтение отрывков, обсуждают, а затем декламируют вслух.)

- Кто же автор этих произведений? (Сергей Есенин)

ІV. Работа по теме.

  1. Вступительное слово.

В этом имени – слово «есень»

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут – «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

Н.Браун

- Родился Сергей Есенин в живописных окрестностях села Константинова Рязанской области (Приложение 2). Он умел замечать всё, что происходит в природе, он умел удивляться и восхищаться увиденным. Стихи Есенина наполнены удивительными красками и звуками. Его поэзия напевна. Не зря одним из его псевдонимов было «Аристон», что означает «музыкальный ящик». Стихи Есенина привлекали многих композиторов. Давайте послушаем один из романсов на его стихи «Малиновый звон» и совершим небольшой экскурс на родину Сергея Есенина. (Просмотр видеофильма под музыку романса «Малиновый звон»)

  1. Прослушивание романса «Малиновый звон».

- Понравился вам романс?

- Что вас тронуло?

  1. Чтение стихотворения учителем.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним прекрасным стихотворением Сергея Есенина. Попробуем открыть для себя мир поэта, попытаемся раскрыть секрет красоты есенинского слова. (Учитель читает наизусть стихотворение С.Есенина «С добрым утром!»)

- Понравилось? Чем?

- Прочитайте строчки, которые вам больше всего понравились.

- Всё ли было понятно?

  1. Словарная работа.

- «Задремали звезды золотые». Но ведь звёзды не золотые, а серебряные. Отчего они у Есенина золотые? (Наверное, первые лучи солнца из-за горизонта уже отразились в звёздах.)

- Зеркало затона – что это? (Затон – вдавшийся в берег речной залив. Это место, где раньше затапливали старые лодки, поэтому вода в этом месте тёмная от гнилой древесины.)

- «Заводи речные» - что это? (Заводь – небольшой залив в реке с замедленным течением.)

- «Брезжит свет…» Как это?         (Брезжить – рассветать, чуть светиться.)

- «Румянит сетку небосклона», как понимаете эти строки? (Румянить – покрывать розовым цветом.)

- «Росы горят» - это как? Ведь росы гореть не могут, горит костёр и т.д. Здесь Есенин использует особую фигуру речи – оксюморон, то есть несочетаемые сочетания.

- А что такое плетень? (Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.)

- А что значит перламутром?  (Перламутр – ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее твёрдый  слой раковин, обладающий радужным блеском.)

5. Анализ произведения.

- Какое настроение?

- Как автору удалось в нас создать это настроение? (При помощи

художественных средств: олицетворение, эпитеты, сравнение.)

- Найдите олицетворения, прочитайте. (Звёзды задремали, свет румянит, берёзки улыбнулись и растрепали косы, крапива обрядилась перламутром и шепчет.)

- С помощью каких слов и выражений поэт наполняет картину летнего утра красками? (Звёзды золотые, сетка небосклона румяная, серёжки зелёные, росы серебряные, крапива обрядилась перламутром.)

- На кого похожи берёзки? (На  красавиц, они растрепали шёлковые косы, украсили себя зелёными серёжками, на которых горят серебряные росы.)

- А крапива? (Кокетливая красавица – шалунья.)

- Как вам такое отношение к крапиве? Чему должны поучиться у Есенина? (Любить всю созданную природу. Всё под солнцем равно.)

- А кто такой шалун? (Шалун – кто не вписывается в общую картину поведения.)

- Как Есенин смог передать шалость крапивы? (Эта строка короче остальных, она не вписывается в стихотворение.)

- Красоту какого момента в жизни природы переживает поэт? (Красоту пробуждения природы, раннего утра.)

- Как поэту удалось это передать? Прочитайте первое слово в каждой строчке двух первых четверостиший.  Какой частью речи они являются?

- Почему он начинает строки с глагола? (Благодаря этому картины природы в его стихотворении – живые, динамичные, создаётся ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни.

- «Улыбнулись сонные берёзки.

    Растрепали шёлковые косы». Кто же их растрепал? (Ветерок.)

- Зачитайте строки, которые это подтверждают. (Шелестят серёжки, задрожало зеркало затона, крапива качается.)

- Особую роль в этом стихотворении играет аллитерация (звуковые повторы согласных звуков), помогает создать звуковой образ лёгкого утреннего ветерка. Какие звуки помогают услышать шёпот и шелест? (Ш-С-З-Ч.)

- Попробуйте прочитать последние строфы, подчёркивая эти звуки, чтобы передать еле слышимое трепетание, которое заставляет берёзок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.

УлыбнулиСь Сонные берёЗки.

РаСтрепали Шёлковые коСы.

ШелеСтят Зелёные СерёЖки

И горят Серебряные роСы.

У плетня ЗароСШая крапива

ОбрядилаСь ярким перламутром

И, каЧаяСь, ШепЧет Шаловливо:

«С добрым утром!»

- Подходит ли стихотворению название, данное поэтом? (Да, словно вся природа говорит человеку «С добрым утром!»)

- Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению Есенина?(Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. В конце пусть звучит мелодия, передающая восторженную влюблённость поэта в мир.)

V. Обобщение.

- В чём же секрет стихов Сергея Есенина? (Свободные высказывания детей.)

- Секрет стихов Есенина в том, что он открывает нам красоту простой русской природы, которую мы иногда не замечаем, не умеем видеть. И мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант – открывать и дарить эту красоту другим людям, открывать такой незнакомый знакомый мир.

VІ. Домашнее задание.

- Выучить стихотворение С.Есенина наизусть.

Список литературы.

  1. Захарова В.В., Серова М.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс – М.: ВАКО, 2009. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).
  2. Литературное чтение. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. И.В.Блинова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 245 с.
  3. Методическая газета  «Первое сентября» для учителей начальной школы, № 2, 2005 год.

Приложение 1.

***

Гляну в поле, гляну в небо -
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

***

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

                    ***
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

***

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.

***

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

***

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

Приложение 2.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Ребёнком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина – духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием окончив Константиновское четырёхклассное училище, он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе, из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушёл из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И.Д.Сытина.  С детства слагал стихи, в основном в подражание А.В.Кольцову, И.С.Никитину, С.Д.Дрожжину. Печататься начинает с 1914 года, дебют – стихотворение «Берёза».

Приложение 3.

Метафора – скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.

Сравнение – приём, основанный  на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Эпитет – образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойство.

Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. С. Есенин. С добрым утром!

Разработка урока литературного чтения. С.Есенин. С добрым утром! (с презентацией)...

Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс

Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс по образовательной системе "Школа 2100"...

Конспект урока литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"

Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"....

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»

Технологическая карта урока литературного чтенияТема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»Класс: 2 класс Цель: 1. познакомить учащихся с расс...