конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения; развивает навык слушания; умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, учит чувствовать и понимать образный язык поэтической речи; воспитывает любовь к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_s_dobrym_utrom_office_word_6.docx | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
тема. Особенности поэтического взгляда на мир.
с. есенин «с добрым утром!»
Цели:
Познакомить учащихся с творчеством С.Есенина, развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей,
формировать умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения; развивать навык слушания; умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи; воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: портрет С. Есенина, презентация ,видеоролик.
Ход урока,
1. Организационный момент.
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать, рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
- Я желаю вам хорошей и активной работы, а что вы хотите пожелать мне?
- Отгадайте загадку.
Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает. (Летом)
3. Проверка домашнего задания
- Какой раздел литературного чтения мы начинаем изучать? Прочитайте. (Природа летом)
- Рассмотрите иллюстрации на с. 86-87. Кто здесь изображён? Какое настроение передал художник на своём рисунке? Какие цвета для этого он использовал?
- Какое задание вы выполняли дома? (писали сочинения и рисовали рисунки)
- Что характерно для природы летом, и чем она отличается от других времён года, мы узнаем из ваших сочинений .
- учащиеся читают свои сочинения.
– Как вы думаете, что такое фантазия?
– А вы любите фантазировать?
3. Сообщение темы урока с первичной актуализацией знаний.
-Сегодня мы отправляемся в мир поэзии.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Особенности поэтического взгляда на мир) (Слайд 1)
-Что вы хотели бы узнать и чему научиться?
Исходя из этого- цель нашего урока? (Учиться чувствовать и понимать образный язык поэтической речи). (Слайд 2)
-Для чего нужны вам эти знания?
-Давайте с вами подумаем что такое поэзия? ( Это стихи)
-Прочитайте предложения:
( На доске написаны предложения) Поэзия золотой осени.
Поэзия летнего утра.
Поэзия родной природы.
-Как вы их понимаете?
-Замените в этих предложениях слово “поэзия” словом “красота”.
- Что получилось?
-Что теперь вы скажите о поэзии? ( Поэзия это красота окружающей природы).
4. Работа в группах
-Сколько значений слова “поэзия” мы теперь знаем? (2) Заглянем в словарь Ожегова. ( Показать словарь)
Поэзия: 1) Стихи, произведения ,написанные стихами;
2) красота и прелесть чего-либо.
(Из словаря Ожегова) Какое это слово? ( Многозначное). Где нам пригодятся нам эти знания? ( В русском языке).
5. Речевая разминка.
-Начнём наше путешествие с речевой зарядки.
Ребята, с какой целью мы выполняем речевую зарядку? ( Для того чтобы развивать свой артикуляционный аппарат).
- Читаем вслух на выдохе по моей указке:
росы рожок утром
косы лужок перламутром
- Похожи ли эти слова на стихи? Почему?
- Совершенно верно. И это один из признаков стихотворения, называемый – рифма.
Игра “Подберите рифму к слову”.
Свет - нет, привет, ответ, обед, первоцвет, букет, балет
-Когда читаем стихотворение все ли слова произносим одинаково?
( Нет) Некоторые произносим с большей силой голоса ,т.е. с ударением.
-Правильно. И это называется – интонация.
- Читаем слова хором с чувством радости, выделяем голосом первое слово.
- Читаем с интонацией удивления, выделяем второе слово.
6. Мотивация учебной деятельности школьников.
– Ребята, сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом. Попробуйте услышать в стихотворении его фамилию.
В этом имени – слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёз и синь – рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
- Услышали ли вы эту фамилию?
Только скажут – «Сергей Есенин»,
Всей России встают черты… Н. Браун
- Какой приём использовал Николай Браун в своём стихотворении? (Звукопись)
Слайд№ 3
– Посмотрите на портрет С. Есенина и попробуйте сказать, какой он.
Он сумел взять у природы черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив, мягкие кудри – у крон родных берёз.
- Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи –
Я ни сколько не чувствую боли…
- А главное, что поэт взял у родины – глубокую и необъятную душу.
Душа моя – поле безбрежное…
- В нашем классе есть ребята, которые поработали с дополнительной литературой и подготовили сообщения к уроку.
7. Актуализация знаний.
- портрет поэта С. Есенина.
СООБЩЕНИЕ О ПОЭТЕ
Слайд 4.
Турченко П. Я подготовил сообщение о С.Есенине и хочу представить его вашему вниманию.
Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году, умер в 1925 году. (Слайд 5) Родители его были бедными крестьянами, Отдали сына на воспитание в семью деда. (Слайд 6) В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную, русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому так светлы и мелодичны его стихи о природе. А писать стихи он начал в девять лет. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе.
Козлова Т.
Я хочу дополнить выступление
Сергей Есенин родился в живописных окрестностях села Константинова Рязанской области. (Слайд 7) В прошлом году мы с классом побывали на Родине Есенина. (Слайд 8 весь класс). Посетили земскую школу, в которой он учился. (Слайд 9) Из рассказа экскурсовода мы узнали, о том как одевались крестьянские дети того времени (Слайд 10), попробовали писать пером, как они это делали. (Слайд 11) Узнали много интересного о жизни учеников земской школы.
Сергей Александрович окончил сельскую школу с похвальной грамотой. (Слайд 12) уехал в Москву, нашёл место корректора в типографии и с большим усердием ходил и слушал лекции в народном университете.
Он умел замечать всё, что происходит в природе, он умел удивляться и восхищаться увиденным. Но судьбе было так угодно, чтобы на земле Есенин пробыл недолго, он умер рано, но за свою недолгую жизнь поэт создал много прекрасных стихотворений.
Слайд 13.
Картошкина К.
У меня дополнение.
Первая книга стихов Сергея Есенина называлась «Радуница» и вышла она в 1916 году, книга была доброжелательно принята читателями и Сергей Есенин стал популярным поэтом. Многие стихи Есенина положены на музыку и из них получились песни и романсы. Специальных детских стихов у поэта очень мало.
- Спасибо ребятам.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним прекрасным стихотворением Сергея Есенина. Попробуем открыть для себя мир поэта, попытаемся раскрыть секрет красоты есенинского слова.
8. Физминутка.
9. Работа по теме урока.
1. Подготовка к восприятию.
– Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром? (Слайд 14)
– Послушайте, как изобразил картину утра С. Есенин в стихотворении «С Добрым утром!», подумайте над вопросами.
Постановка проблемного вопроса.
Какой он увидел природу? Какие чувства его охватили.
Видеоролик. А сейчас вы услышите образец литературного чтения стихотворения поэтом Марселем Давлатовым.
– Красивое стихотворение? Поделитесь своими мыслями. О чем это стихотворение?
2. Чтение и анализ стихотворения (с. 87).
Прочитайте самые красивые словосочетания с эпитетами. (Слайд 15, 16)) (Ответы детей)
Найдите олицетворения. (Слайд 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23) ( Ответы детей)
В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Он часто прибегает к приему сравнения, найдите их (Слайд 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30)).
Почему поэт говорит про звезды задремали?
Как вы понимаете выражение «растрепали шёлковые косы»?
Какой рисует крапиву поэт? Если бы у неё было личико, какое было бы его выражение?
– Прочитайте строчки, которые вам нравятся больше всего.
– Что вас в них удивило?
Слайд 31
10. Лексическая работа.
Затон – длинный нетронутый залив реки.
Заводь – низкие берега залива.
Румянить – покрываться розово-красным цветом
Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.
Перламутр – твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском.
Брезжит свет – как это?
- Росы горят – это как? Ведь росы гореть не могут, горит костёр. Здесь Есенин использует особую фигуру речи – оксюморон, (Слайд 33) то есть несочетаемые сочетания.
- Красоту какого момента в жизни природы переживает поэт? (Красоту пробуждения природы, раннего утра)
- Прочитайте первое слово в каждой строчке двух первых четверостиший. Какой частью речи они являются? (глаголы)
- Почему он начинает строки с глагола? ( Благодаря этому картины природы в его стихотворении – живые, динамичные, создаётся ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни).
- «Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы». Кто же их растрепал? (Ветерок)
- Зачитайте строки, которые это подтверждают (Шелестят серёжки, задрожало зеркало затона, крапива качается).
– Подходит ли стихотворению название, данное поэтом?
(В названии – общее настроение восхищения красотой пробуждающейся природы. Это не только крапива, это вся Природа словно говорит человеку: «С добрым утром!»)
- Да, чтобы увидеть такую красоту, надо быть очень внимательным и любить природу.
11. Работа над выразительностью чтения.
- Теперь, когда нам понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно. Обратите внимание на то, какие звуки слышал поэт.
(Шелест серёжек. Шёпот крапивы.)
- Как надо читать это место? А как будем читать в конце стихотворения? Почему?
(Читать надо спокойно, не торопясь. А в конце нужно читать громче, так как всё просыпается.)
3. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
12. Итог урока.
- Пригодилась ли вам сегодня фантазия?
- В какой момент урока?
- А в какой момент урока вам пригодилось умение работать с дополнительной литературой?
- А умение выразительно читать.
- Какие же чувства у читателя пробуждают произведения С. Есенина?
- Действительно, я согласна с вами, секрет стихов Сергея Есенина в том, что он открывает нам красоту простой русской природы, которую мы не всегда замечаем в повседневной жизни. И мы благодарны поэту за его необычайно щедрый дар – открывать и дарить эту красоту другим. Перед вами выставка произведений С.Есенина. Обратите внимание на эти книги. Вы можете взять их в нашей библиотеке и прочитать.
- Стихи наполнены особым ароматом. Букет из каких цветов вы бы составили, чтобы его передать? Докажите строчками из стихов.
Черёмуха.
Черёмуха душистая
С весною расцвела.
Ромашка
«пахнет ромашкой и мёдом от ос…»
«под венком лесной ромашки
Я строгал, чинил челны…»
Ландыши
«Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил…»
Колокольчик
«Ах, колокольчик,! Твой ли пыл
Мне в душу песней позвонил…»
Василёк
«И рассказал, что васильки
Очей любимых далеки…»
- Вот какой замечательный, красивый букет из полевых цветов у нас получился.
VII.Рефлексия.
- Стихи Есенина наполнены удивительными красками и звуками. Его поэзия напевна. Не зря одним из его псевдонимом было «Аристон», что означает «музыкальный ящик». Стихи Есенина привлекали многих композиторов. Давайте послушаем один из романсов на его стихи «Отговорила роща золотая).
Поставить романс « Отговорила роща золотая».
- Чему учат нас стихи Сергея Есенина? (любить и хранить мир земной красоты, быть добрыми, милосердными, гуманными)
- Закончите предложение: «Соприкосновение с поэзией помогло мне…». (Слайд 34)
Ответы детей:
- …больше узнать о С. Есенине;
- …ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом;
- …увидеть красоту в самых обычных предметах;
- …получить наслаждение от урока.
VI.Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть с.87.
Нарисовать иллюстрацию и подписать строчками из стихотворения.
Слайд 35
- А на сегодня урок закончен. Спасибо за работу.
Приложение 1.
« Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи –
Я ни сколько не чувствую боли…»
«Душа моя – поле безбрежное…»
Черёмуха.
«Черёмуха душистая
С весною расцвела…»
Ромашка
«пахнет ромашкой и мёдом от ос…»
«под венком лесной ромашки
Я строгал, чинил челны…»
Ландыши
«Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил…»
Колокольчик
«Ах, колокольчик,! Твой ли пыл
Мне в душу песней позвонил…»
Василёк
«И рассказал, что васильки
Очей любимых далеки…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»
В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...
Урок литературного чтения 1 класс М. Пришвин "Предмайское утро"
Урок литературного чтения ОС ШКОЛА РОССИИ...
Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК Школа России "Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина".
Конспект урок литературного чтения в 4 классе.Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина. Цели урока: учить анализировать произведения.Образовательны...
Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.
Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....
Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)
Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...