Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс)
Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» составляют следующие документы:
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по родной литературе и авторской программы Александровой О. М., Вербицкой Л. А. и др. «Родная литература». Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2020 год.
Рабочая программа ориентирована на учебник Александровой О. М., Вербицкой Л. А. и др. «Родная литература», Москва, «Учебная литература», 2020 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_3_klassa.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» составляют следующие документы:
Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области, принятое на заседании педагогического совета школы (протокол №1 от 30.08.2021 г.), введенное в действие приказом по школе №43 от 31.08.2021 г.
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по родной литературе и авторской программы Александровой О. М., Вербицкой Л. А. и др. «Родная литература». Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2020 год.
Рабочая программа ориентирована на учебник Александровой О. М., Вербицкой Л. А. и др. «Родная литература», Москва, «Учебная литература», 2020 г.
Цель программы - формирование читательской компетенции младшего школьника.
Задачи программы:
1) формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
2) формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
3) развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
4) формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
5) формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
6) развитие воображения, творческих способностей;
7) формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
8) обогащение представлений об окружающем мире
Согласно учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» в 3 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на содержание основного курса «Литературное чтение», сопровождает и поддерживает его, соотносится с включенным в него содержанием, но при этом не дублирует это содержание.
В содержании программы выделены следующие разделы: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность обучающихся».
При определении содержания курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в центре внимания находятся:
1. Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т. д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся начальной школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает младшим школьникам понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.
2. Интересы ребенка младшего школьного возраста: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники младшего школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своем творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному школьнику.
3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отраженные средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучающиеся научатся:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
- устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопрос по прочитанному или прослушанному произведению;
- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
- сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
- сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
- сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
- самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
- рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
- понимать понятия притчи, былины, мифы, литературная сказка;
- отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
- сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;
- сравнивать былину сказочный текст;
- сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
- определять ритм стихотворения.
- делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведений;
- самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, репродукций картин художников, серии иллюстраций, личного опыта.
Метапредметные результаты (на курс)
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
- составлять план решения вопросов совместно с учителем;
- работать в соответствии с заявленным планом;
- корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное высказывание по аналогии;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии.
Коммуникативные:
- составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- строить понятные для партнера (собеседника) высказывание;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные (на курс)
в результате формирования личностных универсальных учебных действий у ребенка будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературы как источнику получения информации;
- умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью?»;
- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Содержание учебного предмета
Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе.
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная литература (произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова, В.П. Астафьева, С.Г. Георгиева, Л.И. Давыдычева, В.П. Крапивина).
Литературное образование представлено шестью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров. В первый раздел «Все мы родом из детства…» включены рассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка» и А.Г. Алексина «Самый счастливый день». Второй раздел «Думают ли звери?» посвящен литературе о природе и животных, сюда вошли как стихотворения отечественных поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного), так и рассказы современных писателей (В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч», Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»).
Раздел «Вверх ногами» знакомит школьников с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартное мышление и творческое воображение детей. Он представлен стихотворениями классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б. Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийными» рассказами и сказками Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского писателя Милоша Мацоурека.
В четвертом разделе, озаглавленном «Школьные годы чудесные», представлены рассказы, повести и сказки, посвященные школьной тематике: «История Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л.И. Давыдычева, «История с азбукой» В.К. Железникова, «Маленькая Баба-Яга» классика немецкой детской литературы Отфрида Пройслера и «Меховой интернат» Э.Н. Успенского. Произведения, включенные в раздел «Преданья старины глубокой», знакомят учащихся в художественной форме с историей отечества, начиная с периода Древней Руси. Сюда вошли отрывки из «Повести временных лет» («Сказание о князе Олеге») и знаменитой воинской повести 15 века «Сказание о Мамаевом побоище», третьеклассники также знакомятся с выдающейся детской исторической энциклопедией 19 века А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей», в свое время высоко оцененной А.С. Пушкиным и В.Г. Белинским.
Завершает программу раздел «Обыкновенное чудо», состоящий из произведений сказочного и фантастического характера, таких, как: сказки Н.К. Абрамцевой, сказочная повесть классика шведской детской литературы Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», фантастическая повесть Кира Булычева «Путешествие Алисы».
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на детских праздниках и утренниках.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов, отводимое на изучение данной темы | ЭОР |
1 | Все мы родом из детства… | 7 | |
2 | Думают ли звери?.. | 7 | |
3 | Вверх ногами | 5 | |
4 | Школьные годы чудесные… | 7 | |
5 | Преданья старины глубокой… | 3 | |
6 | Обыкновенное чудо | 6 | |
Итого: | 35 |
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке на 3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | |
план | факт | ||||
Все мы родом из детства… (7 ч.) | |||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с книгой. | 1 | Принести детские книги | ||
2 | Странички дневника нашего детства | 1 | Нарисовать иллюстрацию | ||
3 | Наши самые близкие люди | 1 | Проект «Моя семья» | ||
4 | Что такое счастье? | 1 | Найти и прочитать рассказы о счастье | ||
5 | Мир детства в сказках Х.К. Андерсена | 1 | Иллюстрация к сказке «Дюймовочка» | ||
6 | Аркадий Гайдар и герои его книг. | 1 | Читать рассказы А. П. Гайдара | ||
7 | Аркадий Гайдар и герои его книг. | Читать рассказы А. П. Гайдара | |||
Думают ли звери? (7 ч.) | |||||
8 | Думают ли звери? | 1 | Выучить понравившееся стихотворение | ||
9 | Мы хозяева нашей земли | 1 | Дочитать рассказа В. П. Астафьева «Белогрудка» | ||
10 | Друзья моего детства | 1 | Рассказ о домашнем питомце-друге | ||
11 | Наши соседи по планете | 1 | Принести энциклопедию о планете | ||
12 | Наши соседи по планете | 1 | Читать рассказы о животных других стран | ||
13 | Рассказы о животных | 1 | Сообщение о любимом питомце | ||
14 | Рассказы о животных Е.И. Чарушина | 1 | Сообщение о любимом питомце | ||
Вверх ногами (5 ч.) | |||||
15 | Все наоборот | 1 | Выучить стих. Т. Собакина | ||
16 | Веселые игры со словами | 1 | Составить загадку | ||
17 | Кто такие «пуськибятые»? | 1 | Выучить потешку, считалку | ||
18 | Хохотальная путаница | 1 | Иллюстрация к стихотвор. П. Мориц | ||
19 | Странные сказки о вещах | 1 | Дочитать сказки | ||
Школьные годы чудесные… (7ч.) | |||||
20 | Трудно ли учиться в школе? | 1 | Вспомнить интересную историю из школьной жизни | ||
21 | Трудно ли учиться в школе? | 1 | Иллюстрация школьной жизни по фото | ||
22 | Школьные рыцари | 1 | Составить рассказ «Мой верный рыцарь» | ||
23 | Учитель-волшебник | 1 | Рассказ «Мой учитель» | ||
24 | Учитель - волшебник | 1 | Дочитать сказку О. Пройслер «Маленькая Баба – Яга» | ||
25 | Поиграем в школу | 1 | Читать Рассказы Э. Н. Успенского | ||
26 | Поиграем в школу | 1 | Читать Рассказы Э. Н. Успенского | ||
Преданья старины глубокой… (3 ч.) | |||||
27 | Откуда мы родом? | 1 | Принести энциклопедии о России | ||
28 | Кто наши предки? Великие русские князья | 1 | Сообщение о князе Олеге | ||
29 | Героические страницы нашей истории | 1 | Найти и прочитать произведения о воинах, их подвигах. | ||
Обыкновенное чудо (6 ч.) | |||||
30 | Сказки для добрых сердец | 1 | Принести рассказы о дружбе | ||
31 | О чудесах дружбы | 1 | Рассказ «Мой друг» | ||
32 | Детская фантастика | 1 | Иллюстрирование книг о фантастике | ||
33 | Детская фантастика | 1 | Иллюстрирование книг о фантастике | ||
34 | Заключительное занятие. | 1 | - | ||
35 | Резервный урок | 1 | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.
Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе....
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс по ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке.3 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс...