Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс)

Татьяна Ивановна Подколзина

Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» составляют следующие документы:

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по родной литературе и авторской программы Александровой О. М., Вербицкой Л. А. и др. «Родная литература». Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2020 год.  

Рабочая программа ориентирована на учебник Александровой О. М., Вербицкой Л. А. и др. «Родная литература», Москва, «Учебная литература», 2020 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnaya_literatura_3_klassa.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» составляют следующие документы:

Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области, принятое на заседании педагогического совета школы (протокол №1 от 30.08.2021 г.), введенное в действие приказом по школе №43 от 31.08.2021 г.

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по родной литературе и авторской программы Александровой О. М., Вербицкой Л. А. и др. «Родная литература». Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2020 год.  

Рабочая программа ориентирована на учебник Александровой О. М., Вербицкой Л. А. и др. «Родная литература», Москва, «Учебная литература», 2020 г.

Цель программы - формирование читательской компетенции младшего школьника.

Задачи программы:

1) формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

2) формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

3) развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

4) формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

5) формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

6) развитие воображения, творческих способностей;

7) формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

8) обогащение представлений об окружающем мире

Согласно учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» в 3  классе  отводится  35 часов из расчета  1 час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на содержание основного курса «Литературное чтение», сопровождает и поддерживает его, соотносится с включенным в него содержанием, но при этом не дублирует это содержание.

В содержании программы выделены следующие разделы: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность обучающихся».

При определении содержания курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в центре внимания находятся:

1. Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т. д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся начальной школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает младшим школьникам понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.

2. Интересы ребенка младшего школьного возраста: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники младшего школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своем творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному школьнику.

3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отраженные средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучающиеся научатся:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

- устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопрос по прочитанному или прослушанному произведению;

- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

- сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

- сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

- сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

- самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

- рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

- понимать понятия притчи, былины, мифы, литературная сказка;

- отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

- сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;

- сравнивать былину  сказочный текст;

- сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;

- определять ритм стихотворения.

- делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведений;

- самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, репродукций картин художников, серии иллюстраций, личного опыта.

Метапредметные результаты (на курс)

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

- составлять план решения вопросов совместно с учителем;

- работать в соответствии с заявленным планом;

- корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное высказывание по аналогии;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии.

Коммуникативные:

- составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- строить понятные для партнера (собеседника) высказывание;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные (на курс)

в результате формирования личностных универсальных учебных действий у ребенка  будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературы как источнику получения информации;

- умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью?»;

- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Содержание учебного предмета

Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе.

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная литература (произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова, В.П. Астафьева, С.Г. Георгиева, Л.И. Давыдычева, В.П. Крапивина).

Литературное образование  представлено шестью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанровВ первый раздел «Все мы родом из детства…» включены рассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника  «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка» и А.Г. Алексина «Самый счастливый день». Второй раздел «Думают ли звери?» посвящен литературе о природе и животных, сюда вошли как стихотворения отечественных поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного), так и рассказы современных писателей (В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч», Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»).

Раздел «Вверх ногами» знакомит школьников с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартное мышление и творческое воображение детей. Он представлен стихотворениями  классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б. Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийными» рассказами и сказками Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского писателя Милоша Мацоурека.

В четвертом разделе, озаглавленном «Школьные годы чудесные», представлены рассказы, повести и сказки, посвященные школьной тематике: «История Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л.И. Давыдычева, «История с азбукой» В.К. Железникова, «Маленькая Баба-Яга» классика немецкой детской литературы Отфрида Пройслера и «Меховой интернат» Э.Н. Успенского. Произведения, включенные в раздел «Преданья старины глубокой», знакомят учащихся в художественной форме с историей отечества, начиная с периода Древней Руси. Сюда вошли отрывки из «Повести временных лет» («Сказание о князе Олеге») и знаменитой воинской повести 15 века «Сказание о Мамаевом побоище», третьеклассники также знакомятся с выдающейся детской исторической энциклопедией 19 века А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей», в свое время высоко оцененной А.С. Пушкиным и В.Г. Белинским.

Завершает программу раздел «Обыкновенное чудо», состоящий из произведений сказочного и фантастического характера, таких, как: сказки Н.К. Абрамцевой, сказочная повесть классика шведской детской литературы Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», фантастическая повесть Кира Булычева «Путешествие Алисы».

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на детских праздниках и утренниках.

Тематическое планирование 

Тема

Кол-во часов, отводимое на изучение данной темы

ЭОР

1

Все мы родом из детства…

7

http://school-collection.edu.ru 

http://fcior.edu.ru

http://eor.np.ru 

2

Думают ли звери?..

7

http://school-collection.edu.ru 

http://fcior.edu.ru

http://eor.np.ru

3

Вверх ногами

5

http://school-collection.edu.ru 

http://fcior.edu.ru

http://eor.np.ru

4

Школьные годы чудесные…

7

http://school-collection.edu.ru 

http://fcior.edu.ru

http://eor.np.ru

5

Преданья старины глубокой…

3

http://school-collection.edu.ru 

http://fcior.edu.ru

http://eor.np.ru

6

Обыкновенное чудо

6

http://school-collection.edu.ru 

http://fcior.edu.ru

http://eor.np.ru

Итого:

35

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке на 3 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Домашнее задание

план

факт

Все мы родом из детства… (7 ч.)

1

Вводное занятие. Знакомство с книгой.

1

Принести детские книги

2

Странички дневника нашего детства

1

Нарисовать иллюстрацию

3

Наши самые близкие люди

1

Проект «Моя семья»

4

Что такое счастье?

1

Найти и прочитать рассказы о счастье

5

Мир детства в сказках Х.К. Андерсена

1

Иллюстрация к сказке «Дюймовочка»

6

Аркадий Гайдар и герои его книг.

1

Читать рассказы А. П. Гайдара

7

Аркадий Гайдар и герои его книг.

Читать рассказы А. П. Гайдара

Думают ли звери? (7 ч.)

8

Думают ли звери?

1

Выучить понравившееся стихотворение

9

Мы хозяева нашей земли

1

Дочитать рассказа В. П. Астафьева «Белогрудка»

10

Друзья моего детства

1

Рассказ о домашнем питомце-друге

11

Наши соседи по планете

1

Принести энциклопедию о планете

12

Наши соседи по планете

1

Читать рассказы о животных других стран

13

Рассказы о животных

1

Сообщение о любимом питомце

14

Рассказы о животных Е.И. Чарушина

1

Сообщение о любимом питомце

Вверх ногами (5 ч.)

15

Все наоборот

1

Выучить стих. Т. Собакина

16

Веселые игры со словами

1

Составить загадку

17

Кто такие «пуськибятые»?

1

Выучить потешку, считалку

18

Хохотальная путаница

1

Иллюстрация к стихотвор. П. Мориц

19

Странные сказки о вещах

1

Дочитать сказки

Школьные годы чудесные… (7ч.)

20

Трудно ли учиться в школе?

1

Вспомнить интересную историю из школьной жизни

21

Трудно ли учиться в школе?

1

Иллюстрация школьной жизни по фото

22

Школьные рыцари

1

Составить рассказ «Мой верный рыцарь»

23

Учитель-волшебник

1

Рассказ «Мой учитель»

24

Учитель - волшебник

1

Дочитать сказку О. Пройслер «Маленькая Баба – Яга»

25

Поиграем в школу

1

Читать Рассказы Э. Н. Успенского

26

Поиграем в школу

1

Читать Рассказы Э. Н. Успенского

Преданья старины глубокой… (3 ч.)

27

Откуда мы родом?

1

Принести энциклопедии о России

28

Кто наши предки? Великие русские князья

1

Сообщение о князе Олеге

29

Героические страницы нашей истории

1

Найти и прочитать произведения о  воинах, их подвигах.

Обыкновенное чудо (6 ч.)

30

Сказки для добрых сердец

1

Принести рассказы о дружбе

31

О чудесах дружбы

1

Рассказ «Мой друг»

32

Детская фантастика

1

Иллюстрирование книг о фантастике

33

Детская фантастика

1

Иллюстрирование книг о фантастике

34

Заключительное занятие.

1

 -

35

Резервный урок

1

 -

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.

Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе....

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс УМК "Школа  России"...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс по ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке.3 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс...