Урок литературного чтения "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш", 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения (закрепление)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lit.chteniya_priyomysh.docx | 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26
Конспект открытого урока
по литературному чтению в 4 классе
по теме
«Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
для учителей школы
Форма урока – урок-путешествие
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ СОШ №26
Зиновьевой Ольги Николаевны
Дата проведения: 9 ноября 2018 года
Урок литературного чтения (закрепление)
Тема урока:
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
Цели урока:
- Обучающие:
1) совершенствовать технику чтения;
2) формировать умение работать с текстом: учить выделять главную мысль, находить ответы на вопросы.
- Развивающие:
1) развивать познавательные способности детей: учить обобщать, пересказывать, анализировать, быть внимательными;
2) развивать умения пользоваться толковым словарём, энциклопедиями, интернетом, т. е. добывать информацию из различных источников.
3. Воспитывающие:
1) воспитывать любовь к природе, учить видеть её красоту;
2) добиваться искреннего заинтересованного отношения к изучаемому произведению, к теме заботы о «братьях наших меньших»;
3) учить сопереживать.
Пропедевтика: географические названия.
Оборудование.
- Плакат – тема «Природа и человек».
- Плакат – кроссворд «Лебёдушка».
- Портрет писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.
- Таблица Шульте (для развития поля чтения).
- Выставка книг, рисунков.
- Доклады о жизни и творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка.
- Физическая карта России.
- Схема предложения.
- План рассказа.
- Распечатанный текст 1 части рассказа со «смазанными» окончаниями.
- Текст подлинника.
- «Кластер».
- Компьютер.
- Запись музыки П.И. Чайковского.
- Родная речь. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. (сост. Л.Ф. Климанова и др.)
- Книги для дополнительного чтения.
План урока
(этапы и виды работы)
I этап.
Организационный момент.
1) Приветствие.
2) Сообщение темы и целей урока (с помощью проблемного вопроса).
II этап.
Подготовительная работа (разминка).
1) Работа с таблицей Шульте.
2) «Птичий базар» - жужжащее чтение с использованием дополнительных книг.
III этап.
Проверка домашнего задания.
1) Кроссворд «Лебёдушка» (по биографии Д.Н. Мамина-Сибиряка), работа с физической картой России.
2) Поэтическая минутка (И. Никитин «Утро на берегу озера» под музыку П.И. Чайковского).
3) Чтение учителем отрывка из подлинника.
4) Выразительное чтение учащихся по «цепочке» 1 части (по желанию по тексту со «смазанными» окончаниями в словах).
5) Пересказ 2 части (по ролям).
Инсценировка.
IV этап.
Работа над рассказом.
1) Словарная работа.
2) Выборочное чтение ( 3 часть).
3) Работа со схемой предложения.
4) Составление модели-описания (работа в парах).
5) Физкультминутка.
6) Чтение с учителем «Доскажи словечко» (4 часть).
7) Чтение за лидером (4 часть).
8) чтение «глазами».
9) Беседа по содержанию.
V этап.
Итог урока.
1) Домашнее задание.
2) Подведение итогов урока с помощью «Кластера».
3) Рефлексия.
Ход урока.
I. этап. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Сообщение целей урока.
- Ребята, мы продолжаем работу по теме: «Природа и человек».
Проблемный вопрос: «Ответственен ли человек за природу, за «братьев наших меньших?»
Ответить на этот вопрос поможет нам рассказ известного русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина - Сибиряка «Приёмыш». Этот писатель в своих многочисленных произведениях рассказывает о природе, о взаимоотношениях человека с природой, учит любить свою Родину, учит уважать друг друга, учит охранять родную природу. А охранять природу – значит охранять Родину.
- Предлагаю работать активно, отвечать чётко, громко; думать, рассуждать; читать внимательно и выразительно. А поможет нам в этом разминка.
II. этап. Подготовительная работа.
1. Работа по таблице Шульте (для развития поля чтения).
2. «Птичий базар» - жужжащее чтение по книгам для дополнительного чтения.
- Что читали и кратко о чём?
III. этап. Проверка домашнего задания.
1.Кроссворд «Лебёдушка» (по биографии Д.Н. Мамин - Сибиряка).
-На прошлом уроке вы познакомились с биографией писателя. С помощью кроссворда «Лебёдушка» проверим, что из услышанного вы запомнили.
Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
А) Висимо - Шайтанск – это название рабочего посёлка, в котором родился писатель.
Б) Зелёные – так называл Мамин - Сибиряк горы, около которых жил и каждый день видел их красоту в окно своего дома.
В) Серая - это первое слово из названия знаменитой сказки «Серая Шейка».
Г) Алёнушка – имя дочери писателя, которая очень часто болела в детстве и Мамин - Сибиряк сочинил для неё «Алёнушкины сказки. Это была любимая книжка автора, так как «её писала сама любовь».
Д) У Р А Л – ключевое слово.
- Это горы, где и находился рабочий посёлок Висимо-Шайтанск, где родился писатель, где и видел из окна красивые Уральские горы, которые называл зелёными, это горы, про которые он рассказал всему миру в своих произведениях. Не зря Мамина - Сибиряка называют п е в ц о м У р а л а.
- Вот туда мы и отправляемся в путешествие, к Уральским горам, к Светлому озеру, в гости к старому рыбаку и охотнику Тарасу.
- Поможет нам в этом текс в учебнике, текст из подлинника, тексты со смазанными окончаниями по выбору детей и план к рассказу.
План в тетрадях и на доске.
- Старый знакомый.
- История появления Приёмыша.
- Жизнь на Светлом озере.
- «Спасибо за хлеб, за соль!»
2.Поэтическая минутка под музыку П.И. Чайковского.
И. Никитин «Утро на берегу озера».
Ясно утро. Тихо веет Тишине и солнцу радо,
Тёплый ветерок; По равнине вод
Луг, как бархат, зеленеет, Лебедей ручное стадо
В зареве восток. Медленно плывёт.
Окаймлённое кустами Вот один взмахнул лениво
Молодых ракит, Крыльями, - и вдруг
Разноцветными огнями Влага брызнула игриво
Озеро блестит. Жемчугом вокруг.
3. А) Вступление из подлинника (чтение учителя).
Б) Выразительное чтение учащихся по «цепочке» 1 части.
- Кто такой Приёмыш? (Лебедь)
- А как вы понимаете значение этого слова? (Это тот, кто воспитан и обласкан кем-нибудь)
4. Инсценировка (пересказ по ролям 2 части «История появления Приёмыша»)
- Какое впечатление произвели на вас речи Тараса?
- Почему старик взял лебедя к себе?
- Что можете сказать об охотниках?
IV. этап. Работа над рассказом.
1. Словарная работа (работа с «Толковым словарём»)
Жил бобылём - был одинокий, жил один.
Князь князем живу - сам себе хозяин.
Божья тварь - всякое живое существо, которое сотворил Бог.
2. Выборочное чтение по 3 части «Жизнь на Светлом озере»
- Что узнали о прошлой жизни Тараса? Зачитайте.
- Как Тарасу одному жилось на Светлом озере?
- Что забавляло старика?
- Как относиться к Тарасу сам писатель?
- Прав ли автор в том, что старик хорошо рассказывал?
- Что понравилось в речах Тараса?
3. Работа со схемой предложения.
- Найди в речах старого охотника самую удачную похвалу лебедю. Это предложение должно подойти к данной на доске схеме.
(Гордая, настоящая царская птица.)
- Подведём итог.
- О каких достоинствах царской птицы мы узнали из речей Тараса?
4. Работа в парах.
Составим модель - описание.
А) Необычайная красота.
Б) Ум.
В) Гордый нрав.
Г) Способность к привязанности.
Д) Стремление к свободе.
- А об этом мы подробнее узнаем из 4 части «Спасибо за хлеб, за соль!»
5. Физкультминутка.
6. Чтение с учителем «Доскажи словечко».
7. Чтение за лидером.
8. Чтение «глазами».
9. Беседа по содержанию.
- Почему сразу постарел, стал грустным старый охотник?
- Чем он заболел?
- Как вы думаете, может быть, Тарас зря не подрезал лебедю крылья и навсегда не сделал её ручной?
- А легко ли было Приёмышу улететь от старика и от собаки? Почему?
- Почему же всё - таки улетел лебедь?
- Почему в конце рассказа стоит многоточие?
V этап . Итог урока.
1. Домашнее задание.
- Придумайте продолжение рассказа, о том, как сложится дальнейшая судьба лебедя.
2. Подведение итогов урока с помощью кластера.
Д.Н. Мамин—Сибиряк – писатель—рассказы—повести—очерки—сказки—для детей—для взрослых—для дочки Алёнушки—о природе—о Родине—вызывают чувства – заставляют задуматься – учат любить.
- Какой проблемный вопрос мы поставили в начале урока? Кто смог найти на него ответ?
- Все книги, все произведения Мамина – Сибиряка очень добрые и правдивые, словно говорят нам:
«Давайте обитать вместе!
Давайте беречь зелёный мир природы!»
-Природа и человек – это единое целое!
3. Рефлексия.
- Продолжите фразы:
На уроке я узнал ….
На уроке мне понравилось ….
На уроке меня поразило ….
- Спасибо за урок! МОЛОДЦЫ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Урок литературного чтения в 3-м классе по сказке В.М. Гаршина + презентация к уроку "Лягушка–путешественница" (2 ч.)
Урок литературного чтения в 3-м классепо сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница" (2 ч.) Урок построен по технологии критического мышления...
Урок литературного чтения в 1-а классе ТЕМА УРОКА БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР. «ПЕСНЯ ИГРУШЕК»
Урок литературного чтения в 1-а классетема урока: БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР.«ПЕСНЯ ИГРУШЕК»...
Урок литературного чтения во 2-ом классе. Образовательная программа: «Школа России» Тема урока: Л. Н. Толстой «Русак»
Задачи:образовательные: дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;познакомить с новым рассказом;формировать навыки выразительного чтения;развивающие: развивать способность по...
Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».
Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...