«Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква А. Деление текста на части».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Браун Мария Эдуардовна

Конспект урока с использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_klass_-_i._tokmakova._alya_klyaksich_i_bukva_a.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

План-конспект урока на тему:

«Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква А.

Деление текста на части».

Тема: Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква А. Деление текста на части.

Цель:  продолжить совершенствовать умение читать вслух по слогам и  целыми словами, передавая интонационно конец предложения; учить по названию прогнозировать содержание произведения, делить текст на части и составлять картинный план произведения; создать условия для развития речевых умений, творческих способностей, воображения, памяти; воспитывать читательский интерес.

Задачи урока:  познакомиться с новым автором; прочитать сказку, разделить ее на части, составить картинный план

Планируемые результаты :

Предметные: умение читать вслух плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения.

Личностные: наличие интереса к учебному труду; умение оценивать свои поступки и поведение в школе и дома.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: делить текст на части и составлять картинный план, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев,

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение  формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах; объяснительно-иллюстративный; межпредметные и внутрипредметные связи; работа с мультимедийной презентацией (Power Point)

Тип урока: изучение нового материала


Ход урока

  1. Оргмомент

Буквы тихо пошептались,

Улыбнулись, подтянулись,

Ровно выстроились в ряд

И нам с вами говорят:

Слайд 1.

«Не ленитесь, не деритесь,

Сядьте тихо, не шалите,

Тишину все берегите!»

  1. Актуализация опорных знаний

Слайд 2.

Работа с классом.  Ребята, посмотрите на экран.

  На экране появляются буквы   (К У В Ы Б )

-Какие буквы выстроились в ряд? Прочитайте их.

-На какие группы можно поделить эти буквы?  (Гласные и согласные)

-Чем буквы отличаются от звуков?      (Буквы мы видим и пишем,

                                                                 звуки – слышим и произносим)

-Составьте слово из этих букв.  Что получилось?  (Дети называют слово Буквы)

Давайте для разминки прочтем стихотворение о буквах шепотом.

Слайд 3.

                              Буквы, буквы, буквочки,
                              Эй, эй, эй!
                              Ваши дверцы запирал
                              Чародей.
                              Кто умеет отпирать,
                              Тридцать три замка,
                              В эту книжку заходи –
                              Вот моя рука.

А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую тихо.

Прочитайте стихотворение выразительно.

  1. Игра «Прятки». Работа с презентацией.

Слайд 4.

- Ребята, сегодня буквы решили с нами поиграть в прятки. Они спрятались в картинках. Какие буквы узнали на рисунке?

Работа с классом

-Где живут буквы? (в алфавите)

-А ещё? (в книгах)

  1. Постановка учебной задачи урока

- В книжках живут не только буквы, а ещё  картинки – иллюстрации.

Посмотрите  на картинки.  По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово.

Слайд 5.

На экране появляется слово: СКАЗКА.  

  • Любите ли вы сказки?
  • Что происходит в сказках?
  • Какие действующие лица обычно бывают в сказках?
  • Так что жt такое сказка? (ответы детей)
  • А вот какое определение сказки я нашла в толковом словаре:

Слайд 6.

  • сказка – фольклорное (народное) или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль).
  • А как вы думаете, чем отличается народная сказка от литературной? (ответы детей). Слайд 7.

- Сегодня мы познакомимся с автором многих детских книг и прочитаем одну из ее сказок. Давайте сформулируем задачи урока. (Вместе с детьми формулируем задачи)

Слайд 8.

  1. Познакомиться с новым автором;
  2. Прочитать сказку
  3. Разделить сказку на части.
  4.  Составить картинный план.

  1. Основная  часть  урока.  Изучение  нового  материала

Слайд 9

Ирина Петровна Токмакова (1929-2018) - детский поэт, прозаик и переводчик детских стихов. Все ее творчество посвящено детям и предназначено для детской аудитории. Ее книги могут не только спасти от скуки, но и научить считать, писать и грамотно выражать свои мысли.

Слайд 10

- Ребята, произошло что-то странное! Что это за пятно на доске?

- Может, кто-то из вас знает, что это такое? (клякса)

- А как же появляются кляксы? (ответы детей)

Слайд 11-13

- Раньше ручек, какими вы пишете сейчас, не существовало. Но зато у всех учеников были ручки, представляющие собой тонкую, деревянную палочку со стальным наконечником - пером. А на каждой парте было специальное углубление для чернильниц. Чернильница – сосуд, в который во время письма окунают перьевую ручку для набора порции чернил. Писать такой ручкой было непросто. Острый кончик царапал бумагу, скрипел. Если нажимать на перо слишком слабо – оставляет на бумаге невнятный след, чересчур сильно – может сломаться. И как бы аккуратно не писал ученик, кляксы в тетради и на парте были всегда.

- Поэтому, раньше кляксы часто встречались в литературных произведениях.

Физминутка. Слайд 14

Отгадывание названия произведения с помощью ребусов. Слайд 15-18

- Ребята, я предлагаю вам отгадать ребусы. С их помощью мы сможем узнать название сказки, которую прочитаем сегодня.

 Прочтите название произведения. Как думаете, о ком или о чём будет это произведение? Как догадались? (по названию и иллюстрациям)

  • А скажите мне, пожалуйста, когда вы читаете какое-либо произведение, все ли слова вам знакомы, понятны? (нет)
  • Что же вы делаете, если такие встречаются?

Работа с презентацией

В произведении есть сложные слова. Для того, чтобы вам было легче их прочитать, мы поработаем с ними.  Читаем сначала слово по слогам, затем – целиком.

Слайд 19.

  • Ста – ра – лась   / старалась
  • Не – слу – ша – лись / Не слушались
  • Пе – ре – ссо – ри – лись / Перессорились
  • Раз – ма – хи  – ва – ла / Размахивала
  • И – зу – ми – лась / Изумилась
  • Вы – го – во – ри – ла / Выговорила
  • Вос – клик – ну  – ла /  Воскликнула
  • Пле – мян – ни  – ца / Племянница

Словарная работа

Слайд 20

В сказке вам встретятся слова, значение которых надо объяснить. Для этого мы поработаем в парах.

У вас на партах есть две группы слов, близких по значению. Ваша задача найти пары. (Проверка на интерактивной доске)

Изумилась - удивилась.

Воскликнула - громко сказала, крикнула.

Клякса - чернильное пятно на листе бумаги.

Племянница - родственница.

Первичное чтение текста

А сейчас расслабьтесь и послушайте отрывок из сказки И. Токмаковой.

Аудиозапись

  • Понравилось ли вам произведение?
  • Можно ли это произведение назвать сказкой? Почему?
  • Это сказка народная или литературная? Докажи.
  • Назовите главных героев сказки.
  • Почему у одного из персонажей такое странное имя – Кляксич?

  1. Физминутка  для  глаз

Работа  с  учебником. Работа с текстом.

- Откройте учебники на с. 9

Давайте прочитаем сказку (Чтение текста учениками).

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ

- Возьмите листочки, на которых изображены картинки.

- Попробуем составить план сказки. 

Работа с  первой частью текста (стр. 9)

  • С чего начинается сказка? (Аля писала письмо маме, но буквы её не слушались.)

- Какая иллюстрация будет первой? (один ученик на доске ставит номер)

- Как можно озаглавить этот отрывок?

(ответы детей)

1) Как Аля писала письмо. 

Работа со  второй частью текста (стр. 9)

- Что происходит дальше? (Выбежала буква А)

- Как  вела себя буква А?(ответы детей)

- Какая иллюстрация будет второй? (один ученик на доске ставит номер)

- Какой придумаем заголовок?

2) Разговор с буквой. 

Работа с третей частью текста (стр. 9 – 10)

- О каком злом герое мы узнаём дальше в сказке?

- Какая иллюстрация будет второй? (один ученик на доске ставит номер)

- Как озаглавим эту часть?

3) Злой Кляксич. 

- У нас с вами получился план. Дома вы сможете попробовать пересказать по этому плану сказку своими словами.

  1. Подведение итогов урока

- Ребята, как называется произведение, которое мы прочитали?

- Почему оно так называется?

- Можно ли его назвать сказкой? Почему?

- Сколько частей в сказке?

- Сумели ли мы найти рисунки, подходящие к каждой из частей?

  1. Рефлексия

- Как вы думаете, на этом история Али и Кляксича закончилась?

Мы прочитали только начало истории, а продолжение вы можете прочитать в свободное время.

- Посмотрите внимательно на доску. Что на ней появилось? (кляксы)

- У вас тоже сейчас на партах появятся кляксы.

- Раскрасьте их, пожалуйста:

Зелёным – если вам было всё понятно, интересно.

Жёлтым – было понятно, но не всё.

Красным – было трудно, непонятно.

  1. Домашнее задание. Пересказ сказки по коллективно составленному плану.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему: "И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А" с презентацией

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе. Тема:  Ирина Токмакова     «Аля, Кляксич и буква “А”. Цели деятельности педагога: продолжить совершенствова...

Методическая разработка теста по произведению И.Токмаковой " Аля, Кляксич и Буква Я".

Для проверки знания содержания произведения И.Токмаковой " Аля, Кляксич и Буква Я"   в 1-2 классе....

Литературное чтение 1 класс. Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.

Литературное чтение 1 класс.Тема:  Ирина Токмакова     «Аля, Кляксич и буква “А”.Цели деятельности педагога: продолжить совершенствовать умение читать вслух по слогам и ...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)...

УМК 1 кл ШР "И. Токмакова Аля Кляксич и буква А"

Цели деятельности учителя: Познакомить с литературной сказкой  И. Такмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»»;Обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пон...

Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.

продолжить совершенствовать умение читать вслух по слогам и целыми слова­ми, передавая интонационно конец предложения; ввести понятия «народная сказка», «литературная сказка&raqu...