«Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква А. Деление текста на части».
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока с использованием интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_-_i._tokmakova._alya_klyaksich_i_bukva_a.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока на тему:
«Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква А.
Деление текста на части».
Тема: Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква А. Деление текста на части.
Цель: продолжить совершенствовать умение читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; учить по названию прогнозировать содержание произведения, делить текст на части и составлять картинный план произведения; создать условия для развития речевых умений, творческих способностей, воображения, памяти; воспитывать читательский интерес.
Задачи урока: познакомиться с новым автором; прочитать сказку, разделить ее на части, составить картинный план
Планируемые результаты :
Предметные: умение читать вслух плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения.
Личностные: наличие интереса к учебному труду; умение оценивать свои поступки и поведение в школе и дома.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: делить текст на части и составлять картинный план, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев,
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: умение формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах; объяснительно-иллюстративный; межпредметные и внутрипредметные связи; работа с мультимедийной презентацией (Power Point)
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
- Оргмомент
Буквы тихо пошептались,
Улыбнулись, подтянулись,
Ровно выстроились в ряд
И нам с вами говорят:
Слайд 1.
«Не ленитесь, не деритесь,
Сядьте тихо, не шалите,
Тишину все берегите!»
- Актуализация опорных знаний
Слайд 2.
Работа с классом. Ребята, посмотрите на экран.
На экране появляются буквы (К У В Ы Б )
-Какие буквы выстроились в ряд? Прочитайте их.
-На какие группы можно поделить эти буквы? (Гласные и согласные)
-Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы мы видим и пишем,
звуки – слышим и произносим)
-Составьте слово из этих букв. Что получилось? (Дети называют слово Буквы)
Давайте для разминки прочтем стихотворение о буквах шепотом.
Слайд 3.
Буквы, буквы, буквочки,
Эй, эй, эй!
Ваши дверцы запирал
Чародей.
Кто умеет отпирать,
Тридцать три замка,
В эту книжку заходи –
Вот моя рука.
А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую тихо.
Прочитайте стихотворение выразительно.
- Игра «Прятки». Работа с презентацией.
Слайд 4.
- Ребята, сегодня буквы решили с нами поиграть в прятки. Они спрятались в картинках. Какие буквы узнали на рисунке?
Работа с классом
-Где живут буквы? (в алфавите)
-А ещё? (в книгах)
- Постановка учебной задачи урока
- В книжках живут не только буквы, а ещё картинки – иллюстрации.
Посмотрите на картинки. По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово.
Слайд 5.
На экране появляется слово: СКАЗКА.
- Любите ли вы сказки?
- Что происходит в сказках?
- Какие действующие лица обычно бывают в сказках?
- Так что жt такое сказка? (ответы детей)
- А вот какое определение сказки я нашла в толковом словаре:
Слайд 6.
- сказка – фольклорное (народное) или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль).
- А как вы думаете, чем отличается народная сказка от литературной? (ответы детей). Слайд 7.
- Сегодня мы познакомимся с автором многих детских книг и прочитаем одну из ее сказок. Давайте сформулируем задачи урока. (Вместе с детьми формулируем задачи)
Слайд 8.
- Познакомиться с новым автором;
- Прочитать сказку
- Разделить сказку на части.
- Составить картинный план.
- Основная часть урока. Изучение нового материала
Слайд 9
Ирина Петровна Токмакова (1929-2018) - детский поэт, прозаик и переводчик детских стихов. Все ее творчество посвящено детям и предназначено для детской аудитории. Ее книги могут не только спасти от скуки, но и научить считать, писать и грамотно выражать свои мысли.
Слайд 10
- Ребята, произошло что-то странное! Что это за пятно на доске?
- Может, кто-то из вас знает, что это такое? (клякса)
- А как же появляются кляксы? (ответы детей)
Слайд 11-13
- Раньше ручек, какими вы пишете сейчас, не существовало. Но зато у всех учеников были ручки, представляющие собой тонкую, деревянную палочку со стальным наконечником - пером. А на каждой парте было специальное углубление для чернильниц. Чернильница – сосуд, в который во время письма окунают перьевую ручку для набора порции чернил. Писать такой ручкой было непросто. Острый кончик царапал бумагу, скрипел. Если нажимать на перо слишком слабо – оставляет на бумаге невнятный след, чересчур сильно – может сломаться. И как бы аккуратно не писал ученик, кляксы в тетради и на парте были всегда.
- Поэтому, раньше кляксы часто встречались в литературных произведениях.
Физминутка. Слайд 14
Отгадывание названия произведения с помощью ребусов. Слайд 15-18
- Ребята, я предлагаю вам отгадать ребусы. С их помощью мы сможем узнать название сказки, которую прочитаем сегодня.
Прочтите название произведения. Как думаете, о ком или о чём будет это произведение? Как догадались? (по названию и иллюстрациям)
- А скажите мне, пожалуйста, когда вы читаете какое-либо произведение, все ли слова вам знакомы, понятны? (нет)
- Что же вы делаете, если такие встречаются?
Работа с презентацией
В произведении есть сложные слова. Для того, чтобы вам было легче их прочитать, мы поработаем с ними. Читаем сначала слово по слогам, затем – целиком.
Слайд 19.
- Ста – ра – лась / старалась
- Не – слу – ша – лись / Не слушались
- Пе – ре – ссо – ри – лись / Перессорились
- Раз – ма – хи – ва – ла / Размахивала
- И – зу – ми – лась / Изумилась
- Вы – го – во – ри – ла / Выговорила
- Вос – клик – ну – ла / Воскликнула
- Пле – мян – ни – ца / Племянница
Словарная работа
Слайд 20
В сказке вам встретятся слова, значение которых надо объяснить. Для этого мы поработаем в парах.
У вас на партах есть две группы слов, близких по значению. Ваша задача найти пары. (Проверка на интерактивной доске)
Изумилась - удивилась.
Воскликнула - громко сказала, крикнула.
Клякса - чернильное пятно на листе бумаги.
Племянница - родственница.
Первичное чтение текста
А сейчас расслабьтесь и послушайте отрывок из сказки И. Токмаковой.
Аудиозапись
- Понравилось ли вам произведение?
- Можно ли это произведение назвать сказкой? Почему?
- Это сказка народная или литературная? Докажи.
- Назовите главных героев сказки.
- Почему у одного из персонажей такое странное имя – Кляксич?
- Физминутка для глаз
Работа с учебником. Работа с текстом.
- Откройте учебники на с. 9
Давайте прочитаем сказку (Чтение текста учениками).
РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ
- Возьмите листочки, на которых изображены картинки.
- Попробуем составить план сказки.
Работа с первой частью текста (стр. 9)
- С чего начинается сказка? (Аля писала письмо маме, но буквы её не слушались.)
- Какая иллюстрация будет первой? (один ученик на доске ставит номер)
- Как можно озаглавить этот отрывок?
(ответы детей)
1) Как Аля писала письмо.
Работа со второй частью текста (стр. 9)
- Что происходит дальше? (Выбежала буква А)
- Как вела себя буква А?(ответы детей)
- Какая иллюстрация будет второй? (один ученик на доске ставит номер)
- Какой придумаем заголовок?
2) Разговор с буквой.
Работа с третей частью текста (стр. 9 – 10)
- О каком злом герое мы узнаём дальше в сказке?
- Какая иллюстрация будет второй? (один ученик на доске ставит номер)
- Как озаглавим эту часть?
3) Злой Кляксич.
- У нас с вами получился план. Дома вы сможете попробовать пересказать по этому плану сказку своими словами.
- Подведение итогов урока
- Ребята, как называется произведение, которое мы прочитали?
- Почему оно так называется?
- Можно ли его назвать сказкой? Почему?
- Сколько частей в сказке?
- Сумели ли мы найти рисунки, подходящие к каждой из частей?
- Рефлексия
- Как вы думаете, на этом история Али и Кляксича закончилась?
Мы прочитали только начало истории, а продолжение вы можете прочитать в свободное время.
- Посмотрите внимательно на доску. Что на ней появилось? (кляксы)
- У вас тоже сейчас на партах появятся кляксы.
- Раскрасьте их, пожалуйста:
Зелёным – если вам было всё понятно, интересно.
Жёлтым – было понятно, но не всё.
Красным – было трудно, непонятно.
- Домашнее задание. Пересказ сказки по коллективно составленному плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему: "И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А" с презентацией
Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе. Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”. Цели деятельности педагога: продолжить совершенствова...
Методическая разработка теста по произведению И.Токмаковой " Аля, Кляксич и Буква Я".
Для проверки знания содержания произведения И.Токмаковой " Аля, Кляксич и Буква Я" в 1-2 классе....
Литературное чтение 1 класс. Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.
Литературное чтение 1 класс.Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.Цели деятельности педагога: продолжить совершенствовать умение читать вслух по слогам и ...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)...
УМК 1 кл ШР "И. Токмакова Аля Кляксич и буква А"
Цели деятельности учителя: Познакомить с литературной сказкой И. Такмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»»;Обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пон...
Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.
продолжить совершенствовать умение читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; ввести понятия «народная сказка», «литературная сказка&raqu...