Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.
методическая разработка по чтению (1 класс)

продолжить совершенствовать умение читать вслух по слогам и целыми слова­ми, передавая интонационно конец предложения; ввести понятия «народная сказка», «литературная сказка»; учить по названию прогнозировать содержание произведения, делить текст на части и составлять картинный план произведения; создать условия для развития речевых умений, творческих спо­собностей, воображения, памяти; воспитывать читательский. интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_1_klass.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 1 класс.

Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.

Цели деятельности педагога: продолжить совершенствовать умение читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; ввести понятия «народная сказка», «литературная сказка»; учить по названию прогнозировать содержание произведения, делить текст на части и составлять картинный план произведения; создать условия для развития речевых умений, творческих способностей, воображения, памяти; воспитывать читательский. интерес.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты :

Предметные: умение читать вслух плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения.

Личностные: наличие интереса к учебному труду; умение оценивать свои поступки и поведение в школе и дома.

Мета предметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев, делить текст на части и составлять картинный план.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: алфавит; касса букв; ребусы; иллюстрации к произведениям: рисунки для картинного плана; толковый словарь; проектор, ПК, экран, презентация

Сценарий урока:

  1. Мобилизующие начало. СЛАЙД 1

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Обратите внимание на гостей и им тоже улыбнитесь.

Настроимся на рабочий лад: СЛАЙД 2

- Мы умные. Мы дружные. Мы внимательные. Мы старательные. Мы в первом классе учимся, всё у нас получится!

Личностные УУД: развитие познавательного интереса; формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.

Учитель читает стихотворение:

Сегодня не наяву и не во сне,

Без страха и без робости,

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна… ( Литературия). СЛАЙД 3

II. Речевая минутка.

СЛАЙД 4

Учащиеся читают чисто говорку медленно, быстрее, тихо, громко: Ло-ло-ло - на улице тепло.

Лу-лу-лу - стол стоит в углу.

Ул-ул-ул - у нас сломался стул.

Оль-оль-оль - мы купили соль.

  1. Актуализация знаний.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать своё мнение и позицию.

- Ребята, дома вы пробовали себя в роли поэтов и художников, давайте посмотрим , что у вас получилось.

1. Учащиеся читают свои двустишия и показывают рисунки «Загадочные буквы».

- Молодцы, вам понравилось быть поэтами и художниками?

Заранее подготовленный учащийся читает стихотворение о буквах:

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ…

Но когда с умом, толково

Их поставить в чёткий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят…

ФИЗМИНУТКА (звуковая)

  1. Мотивация к деятельности.

А сейчас, определим, какое произведение прочтём сегодня. СЛАЙД 5

Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста, находить объяснение незнакомых слов в словаре.

Эвристическая беседа.

  • По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово и выложите из букв у себя на столе.


- Какое получилось слово?

Ответ: сказка (каждый ученик выкладывает на столе слово из букв разрезной азбуки).

  • Любите ли вы сказки?
  • Какие сказки вы читали сами? Если помните автора, назовите.
  • С родителями?
  • Что происходит в сказках?
  • Какие действующие лица обычно бывают в сказках?
  • Так что ж такое сказка? (ответы детей)
  • А вот какое определение сказки в словаре: сказка – фольклорное (народное) или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль).
  • А как вы думаете, чем отличается народная сказка от литературной? (ответы детей).
  • Посмотрите на книги, чем они похожи и чем отличаются? (групповая работа с выставками – сравнение и вывод).
  • Так чем же отличается народная сказка от литературной?
  • Да, это самое главное отличие, а ещё… (таблица)

Народная сказка

Авторская (литературная) сказка

  1. Автор – народ

  1. Первоначально создается в устной форме
  2. Существует в нескольких вариантах

  1. Время создания определить невозможно
  1. Автор – конкретное лицо (например, И. Токмакова)
  2. Создается в письменной форме
  3. Внесение изменений в содержание не допускается
  4. Время написания известно

- Скажите, а каких героев произведений вы знаете?

  • А кто является главными героями нашего раздела? (Буквы.)
  • Так о чём же будет сегодняшняя сказочная история? (о буквах)

V. Изучение нового материала.

Познавательные УУД: прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

1.Работа по учебнику с. 9.Подготовка к чтению сказки «Аля, Кляксич и буква “А”».

Откройте учебникипрочтите фамилию автора. (краткие сведения из её биографии, портрет) СЛАЙД 6

  • Вы знакомы с какими – либо её произведениями?
  • Прочтите название произведения. Как думаете, о ком или о чём будет это произведение? Как догадались? (по названию и иллюстрации)
  • А скажите мне пожалуйста, когда вы читаете какое-либо произведение, все ли слова вам знакомы, понятны? (нет)
  • Что же вы делаете, если такие встречаются? (варианты ответов)
  • Громко кричу и топаю ногами.
  • Смотрю в толковом словаре.
  • Спрашиваю у взрослых.
  • Плачу.
  • Прошу помощи у учительницы.
  • Хорошо. Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами: СЛАЙД 7

ста-ра-лась - старалась

не слу-ша-лись - не слушались пе-рес-со-ри-лись - перессорились

раз-ма-хи-ва-ла - размахивала и-зу-ми-лась - изумилась

вы-го-во-ри-ла - выговорила вос-клик-ну-ла - воскликнула

пле-мян-ни-ца - племянница

2.Словарная работа.

  • Объясните значение слов:

Изумилась - удивилась.

Воскликнула - громко сказала, крикнула.

Клякса - чернильное пятно на листе бумаги.

Племянница - родственница.

3.Первичное чтение (АУДИОЗАПИСЬ).

-А сейчас расслабьтесь и послушайте отрывок из сказки.

Коммуникативные УУД: высказывать своё отношение, аргументировать собственную позицию.

  • Понравилось ли вам произведение?
  • Можно ли это произведение назвать сказкой? Почему?
  • Это сказка народная или литературная? Докажи.

4.Чтение фрагмента из сказки учителем и анализ произведения

  • Назовите главных героев сказки.
  • Почему у одного из персонажей такое странное имя - Кляксич?
  1. Выборочное чтение.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной форме.

Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию из художественного текста.

- Легко ли давалось письмо Але? Почему?

  • Найдите и зачитайте описание причины неудачного письма девочки.
  • Почему буква «А» была взволнована?
  • Кто поссорил буквы?
  • Прочтите фрагмент сказки, в котором об этом говорится.
  • Отгадайте слово:

Мой первый слог

В начале алфавита вы найдёте.

Второй мой слог Шестою нотой пропоёте.

(Аля.)

  • Составьте это слово из букв разрезной азбуки.
  • Опишите девочку Алю. Какой вы себе её представили?
  • Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень прилежная и старательная.

-Разгадайте ребус. СЛАЙД 8

Ответ: буква.

  • Какая буква герой этой сказки? (Буква «А».)
  • Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?
  • Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А».
  • О каком герое этой сказки можно сказать, что он злой?
  • Каким вы представляете себе Кляксича?
  • Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича.

ФИЗМИНУТКА для глаз СЛАЙД 9, 10

  1. Составление картинного плана сказки.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД: владеть навыком смыслового чтения художественного текста; уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев.

  • С чего начинается сказка? (Аля писала письмо, но буквы её не слушались.)

а) Как Аля писала письмо.

  • Прочтите первую часть сказки.
  • Какие иллюстрации можно нарисовать к этому отрывку?
  • Что происходит дальше? (Выбежала взволнованная буква «А».)

б) Диалог девочки с буквой.

  • Прочтите вторую часть сказки.
  • Какой вы видите букву «А» при разговоре с девочкой?

в) Злой Кляксич.

  • Кто рассорил буквы? Почему? (Кляксич хочет заменить, превратить все буквы в кляксы.)
  • Прочтите следующую часть сказки.
  • Расположите иллюстрации на столе в порядке изложения сказки. (у каждого 3 иллюстрации).

- Как вы думаете, какие приключения могли бы произойти с героями этой сказки дальше?

  • Будет ли побеждён Кляксич?
  • Кто поможет его победить?
  • Чем закончится эта сказка?

VI. Итог урока СЛАЙД 11

Личностные УУД: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями. Регулятивные УУД: уметь прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

-С каким произведением вы познакомились?

-Кто автор этой сказки?

-Понравилась ли вам сказка?

- Чему же учит вас сегодняшняя сказочная история

VII.Рефлексия.

- Ребята, наш урок подошёл к концу.

-Подумайте, что у вас сегодня на уроке получалось хорошо, легко?

- А что не получалось? Почему?

- Оцените свою работу с помощью смайликов, возьмите того, которой отражает уровень ваших достижений на уроке.

- Молодцы, спасибо за урок. СЛАЙД 12

МКОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературного чтения

в 1 класс

Тема: И. Токмакова

« Аля, Кляксич и буква “А”».

Учитель: Прудникова Елена Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему: "И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А" с презентацией

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе. Тема:  Ирина Токмакова     «Аля, Кляксич и буква “А”. Цели деятельности педагога: продолжить совершенствова...

Литературное чтение 1 класс. Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.

Литературное чтение 1 класс.Тема:  Ирина Токмакова     «Аля, Кляксич и буква “А”.Цели деятельности педагога: продолжить совершенствовать умение читать вслух по слогам и ...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)...

«Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква А. Деление текста на части».

Конспект урока с использованием интерактивной доски....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: "И.Токмакова: "Аля, Кляксич и буква А"

На данном уроке обучающиеся ознакомятся с произведением Ирины Токмаковой "Аля, Кляксич и буква А", будут упражняться в выразительном чтении произведения...