Литературное чтение 1 класс. Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Наумова Надежда Николаевна

Литературное чтение 1 класс.

Тема:  Ирина Токмакова     «Аля, Кляксич и буква “А”.

Цели деятельности педагога: продолжить совершенствовать умение читать вслух по слогам и  целыми слова­ми, передавая интонационно конец предложения; ввести понятия «народная сказка», «литературная сказка»; учить по названию прогнозировать содержание произведения, делить текст на части и составлять картинный план произведения; создать условия для развития речевых умений, творческих спо­собностей, воображения, памяти; воспитывать читательский. интерес.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты :

Предметные: умение читать вслух плавно по слогам и целыми словами, передавать ин­тонационно конец предложения, объяснять название произведения.

Личностные: наличие интереса к учебному труду; умение оценивать свои поступки и по­ведение в школе и дома.

Мета предметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками ге­роев, делить текст на части и составлять картинный план.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: алфавит; касса букв; ребусы; иллюстрации к произведениям: ри­сунки для картинного плана; толковый словарь; проектор, ПК, экран, презентация

Сценарий урока:

 

I.                   Мобилизующие начало.                                                                   СЛАЙД  1

- Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Обратите внимание на гостей и им тоже улыбнитесь.

Настроимся на рабочий лад:                                                                         СЛАЙД  2

 - Мы умные. Мы дружные. Мы внимательные. Мы старательные. Мы в первом классе учимся, всё у нас получится!

Личностные УУД: развитие познавательного интереса; формирование определённых позна­вательных потребностей и учебных мотивов.

Учитель читает стихотворение:

Сегодня не наяву и не во сне,

Без страха и без робости,

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна… ( Литературия).                                         СЛАЙД 3

II. Речевая минутка.         

                                                                                                                                   СЛАЙД 4

Учащиеся читают чисто говорку медленно, быстрее, тихо, громко:         Ло-ло-ло - на улице тепло.

Лу-лу-лу - стол стоит в углу.

Ул-ул-ул - у нас сломался стул.

Оль-оль-оль - мы купили соль.

III.           Актуализация знаний.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать своё мнение и позицию.

- Ребята, дома вы пробовали себя в роли поэтов и художников, давайте посмотрим , что у вас получилось.

1. Учащиеся читают свои двустишия и показывают рисунки «Загадочные буквы».

- Молодцы, вам понравилось быть поэтами и художниками?

Заранее подготовленный учащийся читает стихотворение о буквах:

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ…

Но когда с умом, толково

Их поставить в чёткий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят…

ФИЗМИНУТКА (звуковая)

IV.        Мотивация к деятельности.

- А сейчас, определим, какое произведение прочтём сегодня.        СЛАЙД 5

Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста, находить объяснение незнакомых слов в словаре.

Эвристическая беседа.

-     По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово и выложите из букв у себя на столе.

 

 

- Какое получилось слово?

Ответ: сказка (каждый ученик выкладывает на столе слово из букв разрезной азбуки).

-     Любите ли вы сказки?

-     Какие сказки вы читали сами? Если помните автора, назовите.

-     С родителями?

-      Что происходит в сказках?

-      Какие действующие лица обычно бывают в сказках?

-      Так что ж такое сказка? (ответы детей)

-      А вот какое определение сказки в словаре: сказка – фольклорное (народное) или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль).

-      А как вы думаете, чем отличается народная сказка от литературной? (ответы детей).

-      Посмотрите на  книги, чем они похожи и чем отличаются? (групповая работа с выставками – сравнение и вывод).

-      Так чем же отличается народная сказка от литературной?

-      Да, это самое главное отличие, а ещё… (таблица)

Народная сказка

Авторская (литературная) сказка

1.     Автор – народ

 

2.     Первоначально создается в устной форме

3.     Существует в нескольких вариантах

 

4.     Время создания определить невозможно

1.     Автор – конкретное лицо (например, И. Токмакова)

2.     Создается в письменной форме

3.     Внесение изменений в содержание не допускается

4.     Время написания известно

 

 

- Скажите, а каких героев произведений вы знаете?

-      А кто является главными героями нашего раздела? (Буквы.)

-      Так о чём же будет сегодняшняя сказочная история? (о буквах)

V. Изучение нового материала.

Познавательные УУД: прогнозировать содержание произведения по его названию, ключе­вым словам.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме в со­ответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

1.Работа по учебнику с. 9.Подготовка      к чтению сказки «Аля, Кляксич и буква “А”».

- Откройте учебникипрочтите фамилию автора. (краткие сведения из её биографии, портрет)                                                                                      СЛАЙД 6

-    Вы знакомы с какими – либо её произведениями?

-    Прочтите название произведения. Как думаете, о ком или о чём будет это произведение? Как догадались? (по названию и иллюстрации)

-    А скажите мне пожалуйста, когда вы читаете какое-либо произведение, все ли слова вам знакомы, понятны? (нет)

-    Что же вы делаете, если такие встречаются? (варианты ответов)

-    Громко кричу и топаю ногами.

-    Смотрю в толковом словаре.

-    Спрашиваю у взрослых.

-    Плачу.

-    Прошу помощи у учительницы.

-    Хорошо. Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:                                                                                              СЛАЙД 7

ста-ра-лась - старалась

не слу-ша-лись - не слушались пе-рес-со-ри-лись - перессорились

раз-ма-хи-ва-ла - размахивала и-зу-ми-лась - изумилась

вы-го-во-ри-ла - выговорила вос-клик-ну-ла - воскликнула

пле-мян-ни-ца - племянница

2.Словарная      работа.

-     Объясните значение слов:

Изумилась - удивилась.

Воскликнула - громко сказала, крикнула.

Клякса - чернильное пятно на листе бумаги.

Племянница - родственница.

3.Первичное чтение (АУДИОЗАПИСЬ).

-А сейчас расслабьтесь и послушайте отрывок из сказки.

Коммуникативные УУД: высказывать своё отношение, аргументировать собственную позицию.

-    Понравилось ли вам произведение?

-    Можно ли это произведение назвать сказкой? Почему?

-    Это сказка народная или литературная? Докажи.

4.Чтение фрагмента из сказки учителем и анализ произведения

-    Назовите главных героев сказки.

-    Почему у одного из персонажей такое странное имя - Кляксич?

5.     Выборочное чтение.

 

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной форме.

Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию из художественного текста.

- Легко ли давалось письмо Але? Почему?

-    Найдите и зачитайте описание причины неудачного письма девочки.

-    Почему буква «А» была взволнована?

-    Кто поссорил буквы?

-    Прочтите фрагмент сказки, в котором об этом говорится.

-    Отгадайте слово:

Мой первый слог

В начале алфавита вы найдёте.

Второй мой слог Шестою нотой пропоёте.

(Аля.)

-    Составьте это слово из букв разрезной азбуки.

-    Опишите девочку Алю. Какой вы себе её представили?

-      Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень прилежная и старательная.

-Разгадайте ребус.                                                     СЛАЙД 8

 

Ответ: буква.

-     Какая буква герой этой сказки? (Буква «А».)

-     Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?

-      Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А».

-     О каком герое этой сказки можно сказать, что он злой?

-     Каким вы представляете себе Кляксича?

-     Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича.

                        ФИЗМИНУТКА для глаз                                             СЛАЙД 9, 10

6.     Составление картинного плана сказки.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД: владеть навыком смыслового чтения художественного текста; уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев.

-     С чего начинается сказка? (Аля писала письмо, но буквы её не слушались.)

а) Как Аля писала письмо.

-     Прочтите первую часть сказки.

-     Какие иллюстрации можно нарисовать к этому отрывку?

-     Что происходит дальше? (Выбежала взволнованная буква «А».)

б) Диалог девочки с буквой.

-     Прочтите вторую часть сказки.

-     Какой вы видите букву «А» при разговоре с девочкой?

в) Злой Кляксич.

-     Кто рассорил буквы? Почему? (Кляксич хочет заменить, превратить все буквы в кляксы.)

-     Прочтите следующую часть сказки.

-     Расположите иллюстрации на столе  в порядке изложения сказки. (у каждого 3 иллюстрации).

 

 

 

 

- Как вы думаете, какие приключения могли бы произойти с героями этой сказки дальше?

-     Будет ли побеждён Кляксич?

-     Кто поможет его победить?

-     Чем закончится эта сказка?

VI. Итог урока                                                            СЛАЙД 11

Личностные УУД: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями. Регулятивные УУД: уметь прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

-С каким произведением вы познакомились?

-Кто автор этой сказки?

-Понравилась ли вам сказка?

- Чему же учит вас сегодняшняя сказочная история

VII.Рефлексия.

 - Ребята, наш урок подошёл к концу.

-Подумайте, что у вас сегодня на уроке получалось хорошо, легко?

- А что не получалось? Почему?

- Оцените свою работу с помощью смайликов, возьмите того, которой отражает уровень ваших достижений на уроке.

- Молодцы, спасибо за урок.                                                              СЛАЙД 12

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i-tokmakova-alya-klyaksich-i-bukva-a.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

сказка

Слайд 4

Ста-ра-лась Не слу-ша-лись Пе-ре-ссо-ри-лись Раз-ма-хи-ва-ла И-зу-ми-лась Вы-го-во-ри-ла Вос-клик-ну-ла Пле-мян-ни-ца

Слайд 5

буква

Слайд 6

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему: "И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А" с презентацией

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе. Тема:  Ирина Токмакова     «Аля, Кляксич и буква “А”. Цели деятельности педагога: продолжить совершенствова...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)...

Литературное чтение 1 класс И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»

План-конспект урока к предмету «Литературное чтение 1 класс» на тему: «И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»»...

Литературное чтение 1 класс И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»»

Презентация к уроку «Литературное чтение 1 класс» на тему: «И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»»...

Конспект урока литературного чтения по произведению И.П.Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»»

Тема урока: И.П.Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»».Цель: Познакомить детей с творчеством И.П. Токмаковой. Прочитать и осмыслить рассказ И.П.Токмаковой «Аля, Кляксич и б...