Рабочая программа по предмету "Литературное чтение". 4 класс. УМК "Планета Знаний"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение". 4 класс. УМК "Планета Знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 103.5 КБ |
ktp_literaturnoe_chtenie_4_klass.docx | 73.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 19» г. Тулы
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей _______________________ ________/______________/ ФИО Протокол №_______ от «___» __________201_ г | Принято На педагогическом совете
Протокол №_______ от «___» _________201_г | Утверждаю Директор «ЦО № 19»
__________/_____________/ ФИО
Приказ №______ от «___» ___________201_ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_______________________________ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ__________________________________
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
ДЛЯ__4 _КЛАССА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576, № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт» в части требований к рабочим программам учебных предметов;
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253;
- О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548;
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №19»;
- Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №19» на 2018 – 2019 учебный год.
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Э.Э.Кац «Литературное чтение» (УМК «Планета Знаний»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Русский язык» в четвертом классе отводится 102 часов в год, 3 часа в неделю.
Основное содержание программы по литературному чтению
- Круг чтения
Мифы (8 ч)
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.
Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки (11 ч)
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».
Былины (9 ч)
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».
Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки (14 ч)
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».
Басни (6 ч)
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».
Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея».
Слово о родной земле (10 ч)
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».
О прошлом Родины (8 ч)
«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».
Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война (5 ч)
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте (13ч)
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина»; А. Блок «Летний вечер».
Мир детства (13 ч)
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения (5 ч)
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).
- Виды деятельности
Навыки и культура чтения.
Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.
Работа с текстом и книгой.
Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами.
Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.
Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменого диалога повествованием, с включением рассуждений.
Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.
Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.
Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности.
Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.
Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.
Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.
Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.
Литературоведческая пропедевтика.
Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе.
Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной, драмой.
Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.
Программное и учебно – методическое оснащение
Класс | Предмет | Авторская программа | Методическое пособие | Контрольно-оценочные материалы | Учебник, рабочая тетрадь |
4 | Литературное чтение | Авторская программа курса «Литературное чтение» 1-4 классы/ Э.Э.Кац. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель, 2013 | Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение» Э.Э.Кац (Программа. Методические реко-мендации. Тематическое планирование) (Э.Э.Кац) М.: АСТ Астрель, 2014 | Литературное чтение. Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение» 4 класс (Э.Э.Кац). М.: ДРОФА Астрель, 2017 Литературное чтение. Проверочные и диагностические работы к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение» 4 класс (Э.Э.Кац). М.: ДРОФА Астрель, 2017 | Литературное чтение. 4 класс. Учебник в 3-х частях / Э.Э.Кац – М.: ДРОФА Астрель, 2018 Литератруное чтение. 4 класс. Рабочие тетради № 1, 2, 3 к учебнику Э.Э,Кац «Литературное чтение» / Э.Э.Кац – М.: ДРОФА Астрель, 2017 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
К КОНЦУ 4 КЛАССА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке;
- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
- регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
- эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
- эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
- познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
- устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
- толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
(ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ ЛИНИЯМ)
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
- читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
- находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
- различать последовательность событий и последовательность их изложения;
- выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
- пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменого диалога повествованием, с включением рассуждений;
- обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
- составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
- соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
- высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
- высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
- создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать по ролям художественное произведение;
- создавать текст на основе плана;
- придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
- писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
- участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
- создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
- создавать иллюстрации к произведениям;
- создавать в группе сценарии и проекты
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
- определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
- выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
- вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
- определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
- различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
- находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
- делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
- самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
- планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
- сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
- строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
- работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
- точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- владеть диалогической формой речи;
- корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»
4 КЛАСС, 2018-2019 учебный год
Программа Э.Э.Кац
«Литературное чтение»
(УМК «Планета знаний»)
102 часа (3 часа в неделю)
№ | Тема урока | Элементы содержания | Результаты | Дата | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||
I ТРИМЕСТР | ||||||
МИФЫ – 8 часов | ||||||
1. | День знаний. Вводный инструктаж по ОТ. | 01.09. | ||||
2. | Часть 1. Мифы. Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты». | Знакомство с понятием «миф», историей возникновения мифологии и особенностями мифов у разных народов, знакомство с мифами шумеров, анализ текста с точки зрения характеристики поступков героев, выделение признаков мифа в произведении. | Ориентироваться в учебном тексте, рассказывать о происхождении мифологии на доступном уровне, выделять и называть признаки мифа как литературного жанра. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. | 03.09. – 07.09. |
3. | Древнегреческие мифы. «Нарцисс и Эхо». | Знакомство с особенностями древнегреческих мифов, анализ текста с точки зрения характеристики поступков героев, выделение признаков мифа в произведении. | Выделять и называть сходства и различия мифов разных народов, читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Привлекать личный опыт для проведения аналогий между литературными произведениями, учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. | |
4. | Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции. | Знакомство с приемами поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию. | |
5. | Научно-популярная литература. Статья «Восточные славяне в сочинениях византийцев». | Различение художественных и научных текстов, получение информации из текстов различных стилей. | Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | 10.09. – 14.09. |
6. | Славянские мифы. | Знакомство с героями славянской мифологии, сравнение известных детям народных сказок, песен и мифов. | Ориентироваться в учебном тексте, рассказывать о происхождении героев мифологии на доступном уровне. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность; понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Привлекать личный опыт для проведения аналогий между литературными произведениями, использовать различные источники информации, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. | |
7. | Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай». | Закрепление представлений о литературных приемах олицетворения, сравнения и метафоры, анализ поэтического текста с точки зрения выявления литературных приемов, заимствованных в мифологии. | Проводить элементарный литературоведческий анализ текста, рассказывать о литературных приемах, связанных с мифологией, читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выборе решения. | |
8. | Читальный зал. Древнегреческий миф «Царь Мидас». Проверочная работа по разделу «Мифы» (работа № 1 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). | Закрепление представлений о специфике мифологических произведений, самостоятельный анализ произведения на доступном уровне. | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию, владеть диалогической формой речи. | |
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ – 11 часов | ||||||
9. | Анализ работ. Коррекция ошибок. Народные сказки. | Знакомство с отличительными признаками народных сказок. | Ориентироваться в научно-популярном тексте, различать жанры литературных произведений, определять основные особенности малых жанров фольклора. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность культур разных народов. | Выделять существенную информацию из текста, устанавливать аналогии, строить логичные, корректные высказывания. | 17.09. – 21.09. |
10. | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Знакомство со сказкой. | Знакомство с текстом сказки, первичное определение главной мысли сказки. | Читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Учитывать выделенные учителем ориентиры при освоении нового художественного текста, выделять существенную информацию в тексте. | |
11. | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Анализ текста сказки. | Анализ текста с точки зрения мифологических сюжетов, сказочной и устаревшей лексики, признаков волшебной сказки, поступков героев, деление текста на смысловые части. | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические высказывания в устной форме, сравнивать и классифицировать героев, произведения, устанавливать аналогии. | 24.09. – 28.09. |
12. | «Находчивый солдат» (русская народная сказка). | Знакомство с текстом, подготовка к выборочному пересказу, анализ текста с точки зрения поступков героев, работа с устаревшей и заимствованной лексикой. | Читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Осуществлять поиск дополнительной информации в различных источниках, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою позицию с опорой на источник. | |
13. | «Мужик и царь» (русская народная сказка). | Анализ текста с точки зрения признаков бытовой сказки, поступков героев, деление текста на смысловые части, подготовка к пересказу. | Читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения, делить текст на смысловые части. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, планировать деятельность, действовать по плану. | |
14. | «Портной и царь» (армянская народная сказка). | Анализ текста с точки зрения признаков бытовой сказки, поступков героев, деление текста на смысловые части, подготовка к пересказу. | Читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения, делить текст на смысловые части. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, планировать деятельность, действовать по плану, сравнивать и делать выводы. | 01.10. – 05.10. |
15. | «Кола-Рыба» (итальянская народная сказка). Составление плана сказки. | Анализ текста с точки зрения типа сказки, поступков героев, Деление текста на смысловые части, подготовка к пересказу. | Читать со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Учитывать выделенные учителем ориентиры при освоении нового художественного текста, удерживать цель учебной деятельности, выделять существенную информацию в тексте. | |
16. | Составление словесных портретов героев итальянской народной сказки «Кола-Рыба». | Выделение и характеристика персонажей сказки, создание словесных портретов героев с опорой на текст, творческий пересказ текста. | Давать характеристику персонажам произведения с опорой на текст, пересказывать текст от лица разных героев. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков других людей, иметь познавательную мотивацию учения. | Соотносить собственные действия с поставленной целью, учитывать выделенные ориентиры, оказывать взаимопомощь и осуществлять взаимоконтроль. | |
17. | Научно-популярная литература. Статья «Землетрясение». | Различение художественных и научных текстов, получение информации из текстов различных стилей. | Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | 08.10. – 12.10. |
18. | Внеклассное чтение. Сказки народов мира. | Закрепление приемов поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, создание отзыва о прочитанной книге в письменной форме. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями фольклора разных народов. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | |
19. | Обобщение по разделу «Народные сказки». Проверочная работа по разделу (работа № 2 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). | Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации. | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | Способность к самоконтролю и самооценке. | Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. | |
БЫЛИНЫ – 9 часов | ||||||
20. | Анализ работ. Коррекция ошибок. Былины. | Знакомство с новым литературным жанром – былинами, их особенностями, стилистикой, персонажами, сказителями, историей записи былин. | Рассказывать об особенностях создания, сохранения и отличительных признаках былин. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Получать информацию из текста, выделять существенное, строить логические высказывания, владеть диалогической формой речи. | 15.10. – 19.10. |
21. | Былина «Как Илья из Мурома богатырём стал». | Знакомство с текстом былины в прозаической форме, выделение отличительных признаков былины, знакомство с жизнеописанием Ильи Муромца как реального человека и героя былин. | Выделять в тексте основную мысль, определять причины поступков героев, определять темп, скорость, выразительные средства для художественного чтения. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. | Осуществлять поиск информации в различных источниках (в т.ч. ИКТ), анализировать текст, делать выводы, аргументировать личную позицию. | |
22. | Знакомство с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник». | Знакомство с текстом былины в поэтической форме, первичная беседа по тексту, лексическая работа с устаревшими словами и оборотами речи. | Высказывать личное мнение о литературном произведении, формулировать вопросы по тексту. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Учитывать выделенные учителем ориентиры при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. | |
23. | Работа с текстом былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». | Анализ текста с точки зрения языка, характеристики героев и их поступков, деление текста на части, подготовка к подробному пересказу с элеметами былинной речи. | Выделять в тексте основную мысль, определять причины поступков героев, определять темп, скорость, выразительные средства для художественного чтения, составлять план изложения с помощью учителя. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии, сравнивать и делать выводы, планировать учебную деятельность. | |
24. | Научно-популярная статья «Княжение Владимира Святого». | Знакомство с историческими фактами княжения Владимира Святого, сравнение сказочных, былинных сюжетов и исторических событий. | Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. | Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
25. | А.К.Толстой «Илья Муромец». | Знакомство с текстом стихотворения, сравнение былины и литературного произведения, объединенных одним героем. | Различать фольклорные и авторские произведения, характеризовать их, делать элементарный литературоведческий анализ. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию. | 22.10. – 26.10. |
26. | Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях. | Закрепление приемов поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, создание отзыва о прочитанной книге в письменной форме. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями фольклора разных народов. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | 29.10. – 02.11. |
27. | Картинная галерея. В.М.Васнецов «Богатыри». | Знакомство с творчеством Васнецова на былинные сюжеты, узнавание сюжетов и героев, рассматривание репродукции картины, выделение опорных точек для подготовки к описанию картины, составление примерного плана описания. | Соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать композицию картины, изобразительные средства живописи. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Находить нужную информацию в различных источниках, строить логические высказывания, удерживать цель деятельности. | |
28. | Обобщение по разделу «Былины». Проверочная работа по разделу (работа № 3 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). | Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации. | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | Способность к самоконтролю и самооценке. | Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. | |
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ – 14 часов | ||||||
29. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | Знакомство с историей создания сказок А.С. Пушкиным, с текстом сказки, беседа на основе первичного восприятия. | Читать с соблюдением норм выразительного чтения, различать жанры литературы. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Строить логичные, аргументированные высказывания, анализировать свои эмоции, чувства. | 12.11. – 16.11. |
30. | Составление характеристик главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». | Анализ текста сказки, выделение описания персонажей автором, составление устных портретов героев. | Характеризовать персонажей с опорой на текст, сравнивать героев разных сказок автора. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков других людей, иметь познавательную мотивацию учения. | Использовать текст для аргументации своей позиции, сравнивать, проводить аналогии, планировать собственную речевую деятельность. | |
31. | Деление на части сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». | Анализ текста с точки зрения выделения смысловых частей, озаглавливание частей, составление плана сказки, выбор отрывков для чтения наизусть и иллюстрирования. | Читать со скоростью, позволяющей осознать содержание, находить ключевые слова, выделять смысловые части текста, составлять план изложения. | Иметь познавательную мотивацию учения. | Планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, ставить новые задачи для освоения текста в сотрудничестве с учителем. | |
32. | Пересказ фрагментов из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Обобщение. | Чтение наизусть фрагментов сказки по выбору, анализ и оценка по критериям выразительного чтения, обобщение прочитанного. | Читать выразительно наизусть стихотворный текст с элементами драматизации. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, иметь познавательную мотивацию учения. | Осуществлять синтез на основе предварительного анализа, осуществлять взаимоконтроль, самооценку, анализировать и оценивать деятельность партнера, строить корректные оценочные высказывания. | 19.11. – 23.11. |
33. | Внеклассное чтение. Сказки Вильгельма Гауфа. | Закрепление приемов поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, создание отзыва о прочитанной книге в письменной форме. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | |
34. | Н.С.Гумилёв «Маркиз де Карабас». | Знакомство с биографией Н. Гумилева, с текстом произведения, сравнение стихотворения и сказки с теми же героями, определение главной мысли стихотворения, подготовка к выразительному чтению. | Уметь отличать выдуманное и реальное в произведении, находить ключевые слова и определять основную мысль, осуществлять подготовку текста к выразительному чтению | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Анализировать, сравнивать и делать выводы, проводить аналогии, строить аргументированные высказывания с привлечением информации из текста. | |
35. | Биография и творчество К. Чапека. К. Чапек «Случай с русалками». | Знакомство с биографией и творчеством чешского писателя К.Чапека. Чтение текста, в том числе и по ролям с предварительной подготовкой, анализ текста с точки зрения чувств персонажей, выделение в тексте отрывков на заданную тему. | Ориентироваться в научно-популярном тексте, использовать полученную информацию. Определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные выводы об их качествах, читать литературный текст по ролям. | Осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. Иметь способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию чувств других людей. | Получать информацию из различных источников. Анализировать, сравнивать, делать выводы о прочитанном, выделять существенную информацию, строить аргументированные высказывания. | 26.11. – 30.11. |
36. | Внеклассное чтение. К.Чапек «Сказки». | Закрепление приемов поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, создание отзыва о прочитанной книге в письменной форме. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | |
37. | Часть 2. Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». | Знакомство с биографией и творчеством Редьярда Киплинга, презентация предварительно подготовленных сообщений о Киплинге. Знакомство с первой частью текста, первичное обсуждение прочитанного. | Читать со скоростью, позволяющей осознать, воспринимать на слух содержание. | Иметь способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию чувств других людей. | Получать информацию из различных источников, анализировать и высказывать свои эмоции и чувства. | |
II ТРИМЕСТР | ||||||
38. | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». Продолжение работы со сказкой. | Знакомство со второй частью текста, первичное обсуждение прочитанного, деление текста на смысловые части, озаглавливание каждой части. | Читать со скоростью, позволяющей осознать содержание, находить ключевые слова, выделять смысловые части текста, составлять план изложения. | Иметь способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию чувств других людей. | Получать информацию из различных источников, анализировать и высказывать свои эмоции и чувства, планировать учебную деятельность. | 03.12. – 07.12. |
39. | Работа с текстом Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». | Анализ текста с точки зрения проявления авторского отношения, характеристики героев и их поступков, приемов выразительности. | Выделять в тексте основную мысль, определять причины поступков героев. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, регулирование поведения в соответствии с познанными этическими требованиями. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы. | |
40. | Картинная галерея. М.А.Врубель «Царевна-лебедь». | Знакомство с творчеством Врубеля, узнавание сюжетов и героев, рассматривание репродукции картины, выделение опорных точек для подготовки к описанию картины, составление примерного плана описания. | Соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать композицию картины, изобразительные средства живописи. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Находить нужную информацию в различных источниках, строить логические высказывания, удерживать цель деятельности. | |
41. | Читальный зал. О.Кургузов «Телевизионные макароны», С. Седов «Король женится». | Закрепление представлений о специфике авторских сказочных произведений, самостоятельный анализ произведения на доступном уровне. | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию, владеть диалогической формой речи. | 10.12. – 14.12. |
42. | Обобщение по разделу «Авторские сказки». Проверочная работа по разделу (работа № 4 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). | Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации. | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | Способность к самоконтролю и самооценке. | Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. | |
БАСНИ – 6 часов | ||||||
43. | Анализ работ. Коррекция ошибок. Басни. И.А. Крылов «Трудолюбивый медведь».
| Углубление знаний о жанре басни, жизни и творчестве И.А.Крылова, знакомство с текстом басни, анализ произведения. | Читать басни с соблюдением литературных норм, находить ключевые слова, определять основную мысль произведения, определять основные особенности басни. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков своих и других людей, иметь способность к самооценке. | Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи. | |
44. | И.А. Крылов «Любопытный». | Знакомство с текстом басни, анализ произведения, характеристика персонажа. | Читать басни с соблюдением литературных норм, находить ключевые слова, определять основную мысль произведения, определять основные особенности басни, использовать текст для подтверждения своего мнения. | Иметь способность к самооценке. | Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи. | 17.12. – 21.12. |
45. | Эзоп «Ворон и лисица». И.А.Крылов «Ворона и Лисица». | Знакомство с творчеством Эзопа, текстом басни, анализ произведения. Анализ текста басни, сравнение произведений Эзопа и Крылова на один сюжет. | Читать басни с соблюдением литературных норм, находить ключевые слова, определять основную мысль произведения, определять основные особенности басни, использовать текст для подтверждения своего мнения. | Иметь способность к самооценке, ориентироваться в нравственном содержании поступков своих и других людей. | Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи. | |
46. | Научно-популярная литература. Статья «Кумушка лиса». | Различение художественных и научных текстов, получение информации из текстов различных стилей. | Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
47. | Обобщение по разделу «Басни». Проверочная работа по разделу (работа № 5 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). | Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации. | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | Способность к самоконтролю и самооценке. | Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. | 24.12. – 27.12. |
48. | Анализ работ. Коррекция ошибок. Внеклассное чтение «Басни». | Драматизация басни по выбору (работа в малых группах). | Отбирать материал для драматизации, анализировать, отличать слова автора и героев, участвовать в драматизации. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Учитывать выделенные ориентиры при творческой деятельности, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение, договариваться, распределять обязанности, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. | |
СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ – 10 часов | ||||||
49. | Ю. Яковлев «Мама». | Углубление представлений о понятиях «Родина», «Отечество», выделение выразительных средств в тексте. | Выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, делать выводы, аргументированно строить логические высказывания. | 11.01. |
50. | М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Научно-популярная литература. Статья «Ландыш». | Анализ лирического произведения с точки зрения эмоционально-смыслового содержания. Различение художественных и научных текстов, получение информации из текстов различных стилей. | Выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом, находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте. Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Анализировать, делать выводы, аргументированно строить логические высказывания. | 14.01. – 18.01. |
51. | Итоговое контрольное чтение. | Проверка индивиду-ального уровня овладения читатель-скими умениями и навыками, их соответствия требова-ниям 4 класса. | Умение читать произведения с соблюдением норм литературного произношения. | Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение осуществлять контроль и самоконтроль, анализ результатов и их оценку, вносить коррективы в действие после его завершения. | |
52. | С.А. Есенин «С добрым утром!». | Анализ лирического произведения с точки зрения эмоционально-смыслового содержания, авторских переживаний. | Определять идею произведения, соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями, определять переживания лирического героя. | Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. | Анализировать, выделять существенное, логически аргументировать свое мнение. | |
53. | Внеклассное чтение. Стихотворения С.А. Есенина. | Поиск, отбор и анализ лирических произведений, характеристика отобранных книг, обучение созданию отзыва о лирическом произведении. | Находить книги, нужные произведения, обосновывать свой выбор, представлять сборник произведений. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить оценочные высказывания. | 21.01. – 25.01. |
54. | М.М. Пришвин «Моя родина». | Анализ произведения с точки зрения эмоционально-смыслового содержания, авторских переживаний, общечеловеческих проблем, сравнение произведений сходной тематики. | Определять идею произведения, соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями, определять переживания лирического героя, сравнивать позицию поэтов, выявлять способы ее выражения. | Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. | Анализировать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания. | |
55. | Научно-популярная литература. Статья «Валдайский национальный парк». | Различение художественных и научных текстов, получение информации из текстов различных стилей. | Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
56. | И. Северянин «Запевка». | Анализ лирического произведения с точки зрения эмоционально-смыслового содержания, авторских переживаний, общечеловеческих проблем, сравнение произведений сходной тематики. | Определять идею произведения, переживания лирического героя, сравнивать позицию поэтов, выявлять способы ее выражения. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания, осуществлять поиск информации в различных источниках. | 28.01. – 01.02. |
57. | И.С. Никитин «Русь». Выразительные средства в стихотворении И.С. Никитина «Русь». | Знакомство с биографией И.Никитина, чтение текста и беседа о первичном восприятии. Литературоведческий анализ текста стихотворения, словесное рисование. | Определять идею произведения, переживания лирического героя, выявлять способы их выражения, соотносить мысли поэта и личные размышления. Проводить доступный литературоведческий анализ текста, составлять описательные тексты в устной форме. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания. | |
58. | Внеклассное чтение. Любимые стихотворения о родине. Проверочная работа по разделу «Слово о родной земле» (работа № 6 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). | Закрепление приемов поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, чтение наизусть выбранных произведений. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями близкой тематики. | Испытывать чувство любви к Родине и природе, стремиться к бережному отношению к природным богатствам. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение. | |
О ПРОШЛОМ РОДИНЫ – 8 часов | ||||||
59. | Анализ работ. Коррекция ошибок. «Повесть временных лет». | Знакомство с историей первых книг на Руси, чтение отрывка, сравнение с современными литературными произведениями, анализ и выявление особенностей древних летописей. | Определять особенности летописей, делать элементарный литературоведческий анализ текста, формулировать вопросы о прочитанном. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | 04.02. – 08.02. |
60. | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | Сравнение произведения с летописью, выявление сходства и отличия, лексическая работа с текстом. | Сравнивать произведения разных жанров, использовать цитирование для аргументации своего мнения. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, иметь познавательную мотивацию учения. | Анализировать, сравнивать, проводить аналогии, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | |
61. | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Чтение по ролям. | Подготовка текста к чтению по ролям (выделение слов автора, героев), анализ характеров героев, их речи для введения элементов драматизации. | Читать по ролям художественное произведение. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Учитывать выделенные ориентиры при творческой деятельности, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение, договариваться, распределять обязанности, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. | |
62. | Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь». | Знакомство с жанром исторической песни, историческими событиями, связанными с произведением, анализ текста с точки зрения особенностей жанра. | Определять особенности исторической песни, делать элементарный литературоведческий анализ текста, формулировать вопросы о прочитанном. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | 11.02. – 15.02. |
63. | К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». | Знакомство с подвигом Ивана Сусанина и историческими событиями, описываемыми в тексте, сравнение авторского текста с текстом исторической песни, выявление сходства и различия. | Определять основную мысль произведения, авторское отношение к герою, использовать цитирование для подтверждения своего мнения. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков людей. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | |
64. | Составление словесного портрета главного героя Ивана Сусанина. | Анализ текста с точки зрения качеств героя, отношения к нему автора, составление описания героя в письменной форме. | Определять авторское отношение, описывать, как оно выражено. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков людей. | Учитывать выделенные ориентиры при творческой деятельности, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение, аргументировать личное мнение. | |
65. | Картинная галерея. В.В. Маторин «Дмитрий Донской». | Знакомство с творчеством художника В.Маторина, биографией Дмитрия Донского, рассматривание репродукции картины, выделение опорных точек для подготовки к описанию картины, составление примерного плана описания. | Соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать композицию картины, изобразительные средства живописи. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Находить нужную информацию в различных источниках, строить логические высказывания, удерживать цель деятельности. | 18.02. – 22.02. |
66. | Читальный зал. Ф.Н. Глинка «Москва». Проверочная работа по разделу «О прошлом Родины» (работа № 7 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). | Самостоятельный литературоведческий анализ текста (на доступном уровне). | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания, планировать читательскую деятельность. | |
ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА – 5 часов | ||||||
67. | А.А. Ахматова «Мужество». | Обогащение знаний об Отечественной войне. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт в процессе анализа литературного произведения, соединять систему образов произведения с его главной мыслью. | Находить образные слова и выражения, объяснять их смысл. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания. | |
68. | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». Работа над определением главной мысли рассказа. | Знакомство с текстом, беседа о первичном восприятии, сравнение произведений, схожих по сюжету. | Читать вслух и про себя с соблюдением скорости и литературных норм, сравнивать произведения и их героев. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, сравнивать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания. | 25.02. – 28.02. |
69. | Составление плана рассказа Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина». | Анализ текста, деление на смысловые части, озаглавливание частей, составление плана пересказа. | Выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный план, пересказывать тест. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Планировать собственную учебную деятельность, осуществлять взаимопомощь. | |
III ТРИМЕСТР | ||||||
70. | А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». | Обогащение знаний об исторических событиях конкретной эпохи, о поведении людей на войне, выделение главной мысли произведения, изобразительных средств, помогающих понять эмоционально-смысловое содержание произведения. | Выявлять изобразительные средства, определять отношение автора к персонажам, обращаться к тексту для подтверждения своей позиции. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, выделять существенное, аргументировать личную позицию. | 01.03. |
71. | Внеклассное чтение. Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне. Проверочная работа по разделу «Прошла по земле война» (работа № 8 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). | Закрепление приемов поиска и отбора произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, чтение наизусть выбранных произведений. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями близкой тематики. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение. | |
О ДОБРЕ И КРАСОТЕ – 13 часов | ||||||
72. | Анализ работ. Коррекция ошибок. А.А. Фет «На рассвете». | Обогащение знаний о богатстве, красоте родной природы, закрепление знаний об изобразительных средствах языка, подбор музыкальных произведений, схожих по настроению с литературным текстом. | Выявлять и характеризовать выразительные средства, читать стихотворения с правильным интонированием, темпом, ударениями. | Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. | Анализировать текст, выделять главное в соответствии с задачей, строить обсуждение в паре. | 04.03. – 08.03. |
73. | И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…». | Передача при чтении переживаний, выраженных поэтом в произведении, приобретение опыта самоанализа, попытка стихосложения. | Выявлять и характеризовать выразительные средства, читать стихотворения с правильным интонированием, темпом, ударениями. | Испытывать эмпатию, чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. | Анализировать текст, выделять главное в соответствии с задачей, синтезировать текст на основе анализа. | |
74. | Н.А. Некрасов «Саша». | Анализ авторской позиции, определение способов ее выражения, создание письменных работ по личным впечатлениям. | Анализировать и выражать в устной форме чувства, вызванные чтением произведения, аргументировать свою позицию с использованием цитирования. | Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать текст, строить грамотные высказывания, аргументировать позицию. | 11.03. – 15.03. |
75. | Часть 3. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Чтение первой части рассказа, выделение опорных блоков, составление портретов персонажей, составление плана пересказа первой части. | Ориентироваться в тексте, составлять план текста для пересказа, выделять опорные слова, определять взаимосвязь образов, выраженных в разных формах. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Выделять существенное, классифицировать информацию, планировать учебную деятельность. | |
76. | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Продолжение работы с рассказом. | Чтение второй части текста, анализ эмоций и чувств героев, составление синквейна. | Пересказывать текст выборочно, составлять описание по опорным словам, передавать свое отношение к сюжету и героям произведения в заданной письменной форме. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Систематизировать информацию, синтезировать материал на основе анализа текста и собственных переживаний. | |
77. | Внеклассное чтение. Музыка и литература. | Сопоставление впечатлений, вызванных разными видами искусства; определение авторской позиции, отражение в процессе чтения собственных переживаний, вызванных произведением. | Проводить аналогии между произведениями разных видов искусств, жанров на близкую тематику, подбирать художественный материал в соответствии со своими ощущениями, передавать чувства в письменной форме. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, синтезировать материал, строить корректные высказывания в устной и письменной форме. | 18.03. – 22.03. |
78. | А.Н.Майков «Мать». | Выделение выразительных средств, описывающих чувства автора, отношение к героям; определение основной мысли стихотворения. | Определять основную мысль произведения, обращаться к тексту для подтверждения своего мнения. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, делать выводы, обосновывать точку зрения. | |
79. | Х.К.Андерсен «Соловей». Работа с текстом сказки. | Знакомство с произведением, обсуждение первоначальных впечатлений. Анализ текста с точки зрения проявления авторского отношения, характеристики героев и их поступков, приемов выразительности. | Читать со скоростью, позволяющей осознать содержание, воспринимать на слух содержание. Выделять в тексте основную мысль, определять причины поступков героев. | Иметь способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию чувств других людей. Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, регулирование поведения в соответствии с познанными этическими требованиями. | Получать информацию из различных источников, анализировать и высказывать свои эмоции и чувства. | |
80. | Х.К.Андерсен «Соловей». Составление плана сказки. Чтение по ролям отрывков из сказки. | Анализ текста, деление на смысловые части, озаглавливание частей, составление плана пересказа. Составление портретов героев, характеристика персонажей, подготовка отрывков сказки к чтению по ролям. | Выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный план, пересказывать тест. Выделять слова автора, героев, читать по ролям с элементами драматизации. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Планировать собственную учебную деятельность, осуществлять взаимопомощь. | 03.04. – 05.04. |
81. | Научно-популярная литература. Статья «Соловьи». | Различение художественных и научных текстов, получение информации из текстов различных стилей. | Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
82. | Внеклассное чтение. Х.К.Андерсен «Снежная королева». | Закрепление приемов поиска и отбора книг, внешнего и внутреннего анализа произведения, создание отзыва-рекомендации о прочитанной книге в письменной форме. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, следовать алгоритму при письменной деятельности. | 08.04. – 12.04. |
83. | Картинная галерея. И. Шишкин «Рожь». | Знакомство с творчеством художника И. Шишкина, рассматривание репродукции картины, выделение опорных точек для подготовки к описанию картины, составление примерного плана описания. | Соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать композицию картины, изобразительные средства живописи. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Находить нужную информацию в различных источниках, строить логические высказывания, удерживать цель деятельности. | |
84. | Обобщение по разделу «О добре и красоте». Проверочная работа по разделу (работа № 9 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). | Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации. | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | Способность к само-контролю и самооцен-ке. | Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. | |
МИР ДЕТСТВА – 13 часов | ||||||
85. | Анализ работ. Коррекция ошибок. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». | Анализ текста, подготовка текста к чтению по ролям, чтение с элементами драматизации, расширение представлений о быте детей в прошлом. | Читать по ролям, рассказывать об отношении автора к персонажам с использованием цитирования. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, делать выводы, планировать деятельность, строить корректные аргументированные высказывания, согласовывать работу в малой группе. | 15.04. – 19.04. 22.04. – 26.04. |
86. | Создание словесных иллюстраций к стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». | Анализ текста, выделение характеристик персонажей, сюжетных ситуаций, создание словесных иллюстраций, выражение собственных впечатлений о своем детстве. | Чтение наизусть отрывков стихотворения, создание устных и письменных рассказов на заданную тему. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать текст, собственные эмоции и чувства, создавать высказывания в устной и письменной форме, осуществлять взаимооценку. | |
87. | Л.Н.Толстой. Главы из повести «Детство». | Знакомство с фрагментами биографии Толстого, чтение и анализ текста, создание словесного портрета персонажа, создание устного рассказа о своей маме. | Выделять существенное в тексте, характеризовать персонажей с опорой на текст, создавать устный рассказ на заданную тематику. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, выделять существенное, формулировать и аргументировать высказывания. | |
88. | И.А. Бунин «Детство». | Определение выразительных средств, авторского отношения, подготовка к чтению наизусть. | Выразительно читать наизусть, определять средства выражения авторского отношения, выделять рифмы. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные аргументированные высказывания. | |
89. | Марк Твен. Отрывок из книги «Приключения Тома Сойера»: «Великолепный маляр». | Чтение текста, обсуждение первичных впечатлений. Чтение текста по ролям с элементами драматизации | Читать с достаточной скоростью, чтобы понимать прочитанное. Читать текст по ролям. | Иметь познавательную мотивацию учения. Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение. | |
90. | Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | Закрепление приемов поиска и отбора книг, внешнего и внутреннего анализа произведения, создание отзыва-рекомендации о прочитанной книге в письменной форме. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, характеризовать персонажей. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию. | |
91. | В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой». | Знакомство с фрагментами биографии и творчества Солоухина, чтение текста, обсуждение первичных впечатлений. | Читать с достаточной скоростью, чтобы понимать прочитанное. | Иметь познавательную мотивацию учения. | Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение. | |
92. | Работа с текстом рассказа В.А.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой». | Анализ текста с точки зрения чувств персонажей, деление на смысловые части, озаглавливание частей, составление плана пересказа. | Выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный план, пересказывать тест. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения, испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Планировать собственную учебную деятельность, осуществлять взаимопомощь. | 29.04. – 03.05. |
93. | М.И. Цветаева «Наши царства». | Анализ текста с точки зрения чувств персонажей, сравнение взрослого и детского взгляда на мир. | Выделять существенное, обращать внимание и приводить примеры выразительных средств. | Иметь способность к самооценке, испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные, аргументированные высказывания. | |
94. | Р.Л. Стивенсон «Страна кровати». | Анализ текста с точки зрения чувств персонажей, сравнение взрослого и детского взгляда на мир, произведений схожей тематики. | Выделять существенное, обращать внимание и приводить примеры выразительных средств, проводить аналогии. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение. | |
95. | А.П.Чехов «Мальчики». | Знакомство с фрагментами биографии и творчества Чехова, чтение текста, обсуждение первичных впечатлений. | Читать с достаточной скоростью, чтобы понимать прочитанное. | Иметь познавательную мотивацию учения. | Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение. | 06.05. – 10.05. |
96. | Работа с текстом рассказа А.П.Чехова «Мальчики». | Анализ текста с точки зрения чувств персонажей, сравнение взрослого и детского взгляда на мир, героев произведений схожей тематики. | Выделять существенное, сравнивать и проводить аналогии, обращаться к тексту для подтверждения своего мнения. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение. | |
97. | Научно-популярная литература. Статья «Николай Пржевальский». Проверочная работа по разделу «Мир детства» (работа № 10 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). | Различение художественных и научных текстов, получение информации из текстов различных стилей. | Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ – 5 часов | ||||||
98. | Анализ работ. Коррекция ошибок. Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена». | Выделение в тексте реального и фантастического, глупого и остроумного. | Составлять личное мнение о литературном произведении, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. | Планировать собственную читательскую деятельность, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. | 13.05. – 17.05. 20.05. – 24.05. |
99 | Д. Свифт «Путешествия Гулливера». | Составление портретов героев, характеристика персонажей, сравнение произведений Распе и Свифта. | Выделять существенное, обращать внимание и приводить примеры выразительных средств, проводить аналогии. | Осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные, аргументированные высказывания. | |
100 | Внеклассное чтение. Т.Крюкова «Хрустальный ключ». Проверочная работа по разделу «удивительные приключения» (работа № 11 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). | Развитие созданного писателем сюжета, использование знания об устном народном творчестве в процессе анализа текста современного автора; выражать свое отношение к прочитанному и аргументировать его. | Выражать основную мысль произведения, составлять личное мнение о произведении, определять жанровую принадлежность произведения. | Иметь познавательную мотивацию учения. | Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные аргументированные высказывания. | |
101 | Итоговое контрольное чтение. | Проверка индивиду-ального уровня овладения читатель-скими умениями и навыками, их соответствия требова-ниям 4 класса. | Умение читать произведения с соблюдением норм литературного произношения. | Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение осуществлять контроль и самоконтроль, анализ результатов и их оценку, вносить коррективы в действие после его завершения. | |
102 | Заключительный урок-викторина. Определение круга книг для чтения летом. | Применение получен-ных знаний в нестандартной ситуа-ции, работа со словом, текстом | Использовать полученную информацию при выполнении заданий литературоведческого пла-на | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора | Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:·...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Планета знаний"
Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской .Литературное чтение 2 класс "Планета знаний"...
Рабочая программа по литераурному чтению 3 класс Планета знаний
Рабочая порограмма, тематическое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Планета знаний"
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью созд...
рабочая программа по литературному чтению 4 класс Планета знаний
рабочая программа по литературному чтению 4 класс Планета знаний...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Планета знаний
Методическая разработка рабочей программы по литературному чтению за 2 класс "Планета знаний"....
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. "Планета Знаний".
Рабочая программа для 3 класса. "Планета знаний"...