Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской .Литературное чтение 2 класс "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3544_-2_.doc | 437.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ /Курыгина Н.А../ Протокол №____ от «___» _________ 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ«СОШ с.Вязовка» _____ /Клочкова Е.В../ «___» _________ 2013г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ с.Вязовка» _____ /Маркова Л.В./ Приказ № ______ от «___» _________ 2013 г. |
Рабочая программа
по предмету «Литературное чтение»
2 класс
2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
- Авторская программа курса «Литературное чтение» 1-4 классы Э.Э.Кац, Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2011.)
- Учебный план МОУ ИРМО «СОШ с.Вязовка» на 2013/2014 учебный год.
Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Курс направлен на реализацию целей обучения литературному чтению в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС).
Планирование рассчитано на 136 учебных часов (4 часа в неделю).
Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетические и нравственные чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.
Во 2 классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре; обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Учащиеся учатся видеть близость нравственно - эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения «про себя». Известно, что к шести - семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно - эстетическими проблемами.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике 2 класса они объединены в рубрику «Читальный зал». Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности. Урок внеклассного чтения запланирован в каждом разделе.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствует формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
Цели:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи курса:
- формирование потребности чтения художественной литературы, читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- развитие навыков чтения вслух и «про себя»; устной и письменной речи; воображения, творческих способностей ребенка;
- освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст; устной и письменной речи;
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки, коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- обогащение представлений ребенка об окружающем мире.
Эти положения реализуются в программе и учебно - методическом комплекте по изучению литературного чтения.
В данный УМК входят:
Учебник в 2 ч. «Литературное чтение» 2 класс (автор Э. Э. Кац), Москва, изд-во АСТ-Астрель, 2012
Рабочие тетради № 1, № 2 «Литературное чтение» 2 класс (автор Э. Э. Кац), Москва, изд-во АСТ-Астрель, 2012
Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. (автор Э. Э. Кац), Москва, изд-во АСТ-Астрель, 2012
- Учебно-тематический план учебного курса
по предмету «Литературное чтение»
Класс 2
Учитель Курыгина Н.А.
Количество часов: Всего 139 часов; в неделю 4 час.
Плановых контрольных уроков 4, зачетов 4 , словарных диктантов 4
Планирование составлено на основе:
- Авторская программа курса «Литературное чтение» 1-4 классы Э.Э.Кац, Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2011.)
- Учебник в 2 ч. «Литературное чтение» 2 класс (автор Э. Э. Кац) - АСТ: Астрель; Москва: 2012
- Рабочие тетради № 1, № 2 «Литературное чтение» 2 класс (автор Э. Э. Кац) - АСТ: Астрель; Москва: 2012
- Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. (автор Э. Э. Кац) - АСТ: Астрель; Москва: 2012
Период обучения | Количество часов |
1 четверть | |
2 четверть | |
4 четверть | |
Итого | |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Осень пришла | 12 |
2 | Народные песни, сказки, пословицы | 30 |
Песни | 5 | |
Сказки народов России | 15 | |
Сказки народов мира | 4 | |
Колыбельные песни | 3 | |
Пословицы | 3 | |
3 | Зимние картины | 12 |
4 | Авторские сказки | 35 |
5 | Писатели о детях и для детей | 32 |
6 | Весеннее настроение | 15 |
Итого | 136 |
- Содержание тем учебного курса
2 класс (136ч)
Осень пришла (12 ч)
Вспомним лето
С. Щипачев "Подсолнух"; И. Суриков "Степь"; И. Соколов-Микитов "Вертушинка"; О. Дриз "Кончилось лето".
Здравствуй, осень
М. Пришвин "Полянка в лесу"; А. Майков "Осень"; А. Пушкин "Уж небо осенью дышало…"; К. Паустовский "Прощание с летом".
Самостоятельное чтение. М. Пришвин "Последние цветы"; К. Ушинский "Пчелы и муха"; А. Барто "Вам не нужна сорока?"; С. Аксаков "Осень"; В. Берестов "Урок листопада".
Народные песни, сказки, пословицы (30 ч)
Песни. Русские народные песни "Как на тоненький ледок", "Ходит конь по бережку", "Заинька, где ты был побывал…", шотландская народная песня "Спляшем!"; чешские народные песни "Разговор лягушек", "Сенокос"; английская народная песня "Дом, который построил Джек".
Сказки народов России. Русские сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Хаврошечка", "Мальчик с пальчик", "Каша из топора"; ненецкая сказка "Кукушка"; татарская сказка "Три дочери"; мордовская сказка "Врозь - плохо, вместе - хорошо"; лезгинская сказка "Как проверяется дружба".
Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная "Березонька скрип, скрип…"; сербская колыбельная "Нашей Любице…"; латышская колыбельная "Спи, усни, мой медвежонок…"
Сказки народов мира. Индийская сказка "Золотая рыба"; иранская сказка "Счастливый мальчик"; сербская сказка "Два ленивца"; хорватская сказка "Век живи - век учись".
Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учебе.
Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни "Уж как я ль мою коровушку люблю…"; "Тень тень, потетень…", шведская песня "Отличные пшеничные…"; французская песня "Сюзон и мотылек".
Народные сказки. Русская сказка "Снегурочка"; корейская сказка "Дружные братья"; норвежская сказка "Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил".
Зимние картины (12 ч)
И. Никитин "Встреча зимы" (отрывок); К. Паустовский "Первый зимний день"; С. Есенин "Пороша"; А. Пушкин "Опрятней модного паркета…"; Н. Сладков "Песенки подо льдом"; С. Маршак "Двенадцать месяцев" (отрывок).
Загадки о зиме.
Самостоятельное чтение. Н. Некрасов "Мороз, Красный нос" (отрывок); С. Есенин "Поет зима, аукает…"; М. Пришвин "Птицы под снегом".
Авторские сказки (35 ч)
К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.-К. Андерсен «Оле Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».
Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Писатели о детях и для детей (32 ч)
Авторские колыбельные. Л. Мей «Баю баюшки баю…»; А.Майков «Спи, дитя мое, усни…»; И. Токмакова «Как на горке – снег, снег…»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазеры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья товарищи».
Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».
Весеннее настроение (18 ч)
Русские народные песни «Идет матушка весна…», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелетные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних…»; А. Толстой «Весна»; Саша Черный «Зеленые стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?»
Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; О.Дриз «Зеленая карета»; М. Пришвин «Трясогузка».
Навык и культура чтения
Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов с соблюдением орфоэпических норм; правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого; передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.
- Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Учащиеся должны уметь:
- осознанно, плавно, правильно читать целыми словами;
- соблюдать нужную интонацию, темп и громкость речи.
Работа с текстом и книгой
Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение.
Формирование умения пользоваться школьным толковым словарем для объяснения непонятных слов.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.
Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.
Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.
Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия.
Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи.
Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт.
Формирование умений определять главную мысль произведения.
Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.
Развитие умения определять и объяснять свое отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений.
Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.
Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.
Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарем, помещенным в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием;
- прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
- делить текст на части и озаглавливать их с помощью учителя;
- определять с помощью учителя основную мысль текста;
- выделять нужный эпизод из текста при ответе на вопрос;
- выявлять авторское отношение к персонажам с помощью учителя;
- характеризовать героя, выбирая слова из предложенного в учебнике списка, объяснять сделанный выбор;
- объяснять причины поступков героя;
- пересказывать небольшое произведение или его фрагмент;
- выражать на доступном уровне в речи свое отношение к герою произведения и к произведению в целом.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет.
Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.
Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам.
Формирование умения писать сочинения миниатюры из 3-4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.
Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками.
Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.
Учащиеся должны уметь:
- пересказывать тексты от имени одного из героев произведения по данному плану с помощью учителя;
- развивать сюжет произведения;
- писать сочинения миниатюры (в объеме 3-4 предложений) по литературным или жизненным впечатлениям;
- составлять устные рассказы по рисункам;
- читать по ролям (драматизация художественного произведения);
- выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Литературоведческая пропедевтика
Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы).
Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью.
Развитие умения выделять рифму в стихотворении.
Расширение представления о ритме (через похлопывание в ладоши трехсложного ритма).
Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Учащиеся должны уметь:
- находить сравнения в тексте произведения;
- выделять в стихотворении рифму.
Личностные УУД:
- самоопределение – система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: поэтические и прозаические тексты, посвящённые:
- формированию базовых нравственных ценностей (тексты о том, что быть наблюдательным, уметь смотреть на одно явление с разных точек зрения, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями (ценить и понимать их точку зрения), любить и быть любимым это богатство и ценность);
- проблеме настоящего и ненастоящего богатства:
- проблеме понимания разницы между ложью в корыстных целях и творческой фантазией
- теме ценности общения, дружбы, привязанности, любви
- проблеме разных точек зрения
- поэтические и прозаические тексты, посвящённые: формированию базовых эстетических и экологических ценностей, в которых формируются: представление о том, что красота – это то, что вокруг, – необходимо лишь научиться её обнаруживать.
- теме особого зрения – способности видеть не глазами, а сердцем (обсуждение
- вопросы, цель которых – опереться на опыт ребёнка, побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, опыт примерок.
Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности). Решение задачи создания условий и обстоятельств для формирования данных учебных действий связано с предъявлением школьнику разных оценочных суждений по поводу поведения персонажей литературных произведений. Эти разные точки зрения высказывают сквозные герои УМК.
Познавательные УУД (информационные, поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)::
- поиск и выделение необходимой информации в словарях
- поход в Хрестоматию с целью поиска конкретного произведения и выполнения задания.
- перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек
- работа с маркированными в тексте словами и строчками (в учебнике при маркировании текста часто жёлтым цветом обозначены фрагменты, где находят выражение эмоции радости и счастья; голубым цветом – фрагменты, в которых выражаются негативные переживания (грусть, страх и так далее).
- самостоятельное маркирование (если в учебнике маркирование уже нанесено, т.е. текст уже каким-то образом структурирован для школьника и эмоциональные акценты расставлены, то в тетради для самостоятельной работы ученик, используя желтый и голубой карандаши, сам выделяет необходимые фрагменты текста или строчки, красит строчки текста или подчеркивает их карандашом нужного цвета и даже сам определяет
- работа с дидактическими иллюстрациями
Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение русских сказок о животных со сказками о животных других народов с целью показать, что они с одной стороны, сходны (действуют такие же животные; животных часто характеризуют такие же взаимоотношения), а с другой стороны, отличаются (могут действовать и другие животные, взаимоотношения между животными могут быть совершенно другими)
- подведение под понятие: формирование понятия «волшебная сказка» через анализ текстов.
- установление причинно-следственных связей: между наличием повторов в авторской сказке и выводом: «это делает её похожей на народную сказку»
Коммуникативные УУД:
- управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества (чтение по цепочке или по ролям)
- взаимодействие
Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста, например, его жанровой принадлежности: в одном и том же авторском тексте можно обнаружить и черты шутки-прибаутки (по одним основаниям), и небылицы (по другим основаниям)
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей и быстрого поиска нужной словарной статьи; ориентироваться в учебной книге : уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию; работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, «Рабочей тетрадью» и «Хрестоматией»; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)
В области регулятивных УУД обучаемый научится: подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения и приблизиться к пониманию того, что разные точки зрения имеют разные основания.
В области коммуникативных УУД обучаемый научится: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; - в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
- Учебно-методическое обеспечение
для обучающихся:
- Э.Э. Кац. «Литературное чтение» 2 класс.
Учебник. – М., Астрель, 2012
- Э.Э. Кац. «Литературное чтение» Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику «Литературное чтение» 2 класс.
.. – М., Астрель, 2012
для учителя:
- Сборник «Программы общеобразовательных учреждений». 2 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний», М.: АСТ Астрель, 2011г.
- Э.Э. Кац. «Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». – М., Астрель, 2012
- Календарно – тематическое планирование
№ | тема урока (тип урока) | Кол- Во часов | Тип урока | УУД | требования к уровню подготовки обучающихся | вид контроля | Словар ная работа | дата проведения | |
По плану | фактически | ||||||||
1 | Знакомимся с учебником. Осень пришла. Вспомним о лете | 1 | УИПЗЗ | Пересказывать произведение выборочно, кратко. Выделять в тексте фрагменты для ответа на вопрос. Объяснять смысл названия произведения. Выявлять основную мысль произведения. Находить сравнения в тексте произведения. Придумывать сравнения и использовать их в собственной речи. | Знать структуру учебника «Литературное чтение», информацию, помещенную на титульном листе, развороте, а предисловии, оглавлении; названия авторов литературных произведений. Уметь демонстрировать результаты творческой работы; | Фронтальный опрос. | Чтение | ||
2 | С. П. Щипачёв «Подсолнух» | 1 | УИПЗЗ | Оценивать свои эмоциональные реакции. Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями. Внимательно выслушивать собеседника и оценивать его высказывание. | Уметь ориентироваться по содержанию учебника; выразительно читать лирические стихотворения; отвечать на вопросы. | Индивидуальный опрос. | Жанр стихотворение | ||
3 | И. З. Суриков «Степь» (отрывок) | 1 | УИПЗЗ | Уметь находить концовку в произведении; объяснять авторские обороты; читать текст художественного произведения «про себя»; | Фронтальный опрос. | Отрывок | |||
4 | И, С. Соколов- Микитов «Вертушинка». | 1 | УИПЗЗ УКЗУН | Уметь объяснять смысл названия произведения; пересказывать отдельные части рассказа. Иметь представление о приеме художественной выразительности- олицетворение. | Фронтальный опрос. | Рассказ | |||
5 | О. О, Дриз «Кончилось лето». | 1 | УИПЗЗ | Обозначать ритм стихотворения путём похлопывания. Объяснять переносное значение слов, фразеологизмы. Сочинять рассказы, записывать их. | Уметь рассказывать о собственных впечатлениях; замечать похожие черты в предметах и явлениях; читать вслух и про себя. | Фронтальный опрос. | Как будто словно | ||
6 | М. М. Пришвин «Полянка в лесу». | 1 | УИПЗЗ | Объяснять действия персонажей, определять отношение автора к героям. Определять настроение, выраженное в произведении, передавать его при чтении. | Знать художественный прием- сравнение. Уметь выделять фрагменты текста для ответа на вопрос; объяснять действия персонажей; определять состояние рассказчика, используя слова; | Индивидуальный опрос. Работа в парах. | Автор | ||
7 | А. Н. Майков «Осень» (отрывок) | 1 | УИПЗЗ | Придумывать иллюстрации к прочитанному произведению, рассказывать о них или рисовать. Обозначать ритм стихотворения путём похлопывания. Объяснять переносное значение слов, фразеологизмы. Сочинять рассказы, записывать их. | Иметь представление о трехсложном ритме. Уметь рассказывать о собственном опыте общения с природой; анализировать позицию автора; находить в тексте стихотворные слова и словосочетания, позволяющие ответить на вопрос; | Индивидуальный опрос. | |||
8 | А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | 1 | УИПЗЗ | . Подтверждать фрагментами текста ответ на вопрос. Рассказывать об опыте общения с природой. | Уметь рассказывать о своих жизненных впечатлениях; анализировать настроение автора, выраженное в произведении; выразительно читать лирические стихотворения; читать наизусть; | Фронтальный опрос. | |||
9 | К. Г, Паустовский «Прощание с летом» (отрывок) | 1 | УИПЗЗ | Привлекать свой жизненный опыт, рассказывая о своём впечатлении. Получать нужную информацию, задавая вопросы старшим | Уметь высказывать своё мнение, выражать чувства, вызванные литературным произведением; вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос; сравнивать переживания писателей, | Фронтальный опрос. | |||
10 | Внеклассное чтение. Рассказы и стихи об осени | 1 | УКЗУН | Работать самостоятельно с книгой. Рассказывать о прочитанном. Анализировать прочитанный материал. | Уметь самостоятельно работать с книгой. | С/Р Устный опрос. | |||
11 | Картинная галерея: И, И. Машков «Натюрморт. Камелия» | 1 | УКЗУН | Получать нужную информацию при анализе картины. Оценивать свои эмоциональные реакции, роль иллюстрации в понимании произведения. | Уметь анализировать детали, изображенные на картине. | Фронтальный опрос. | Натюрморт | ||
12 | Проверка навыков чтения И.Соколов- Микитов «Черёмуха» | 1 | |||||||
13 | Статья о песнях «Как на тоненький ледок…» Русская народная песенка. | 1 | УИПЗЗ | Определять особенности жанра. Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать её при чтении. | Уметь анализировать настроение песни, позиции её создателей, форму слова, как способ выражения этой позиции; предавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении; придумывать по аналогии продолжение народной песни;. | Фронтальный опрос. | Народные песни | ||
14 | «Ходит конь по бережку…» Русская народная песенка. | 1 | УИПЗЗ | Определять особенности жанра. Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать её при чтении. Рассказывать о персонаже по предложенному плану. | Уметь придумывать по аналогии продолжение народной песни; рассказывать о персонаже по предложенному плану; рисовать иллюстрации, сочинять мелодии к народной песне. | Фронтальный опрос. | |||
15 | «Заинька, где ты был…» Русская народная песенка. | 11 | УИПЗЗ | Придумывать продолжение песни, сочинять. Объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Рисовать иллюстрацию к прочитанному. | Уметь передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении; придумывать по аналогии продолжение народной песни; рассказывать о персонаже по предложенному плану; рисовать иллюстрации,. | Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. | Диалог | ||
16 | Шотландская народная песня «Спляшем!». Чешские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос». | 1 | УИПЗЗ | Определять особенности жанра. Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать её при чтении. Рассказывать о персонаже по предложенному плану. | Знать понятие «песня». Уметь анализировать настроение песни, позиции её создателей, форму слова, как способ выражения этой позиции; предавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении; | Фронтальный опрос. | Разговор | ||
17 | Английская народная песенка «Дом, который построил Джек». | 1 | УИПЗЗ | Придумывать продолжение песни, сочинять. Объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Рисовать иллюстрацию к прочитанному. | Уметь рассказывать о персонаже по предположенному плану; рисовать иллюстрации, сочинять мелодии к народной песне; заучивать наизусть песню по выбору. | Фронтальный опрос. | Чулан | ||
18 | Сказки народов России Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 3 | УИПЗЗ | Сообщение начальных знаний о народах, населяющих Россию. Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, | Формирование умений выдерживать паузы при чтении, выделять нужные слова, находить реплики героев при чтении по ролям | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос.. | сказка | ||
19 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | УИПЗЗ | Иметь представление о народностях России. Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию. Пересказывать фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику. Читать по ролям. | Уметь пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики; озаглавливать отдельные части сказки; оценивать героев; обосновывать свой вывод; выдерживать паузы при чтении; выделять нужные слова; находить реплики героев при чтении по ролям. | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос.. | ||||
20 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | УИПЗЗ | Индивидуальный опрос. | ||||||
21 | Картинная галерея : В. М. Васнецов «Аленушка». | 1 | УИПЗЗ | Получать нужную информацию при анализе картины. Оценивать свои эмоциональные реакции, роль иллюстрации в понимании произведения. | Уметь анализировать детали, изображенные на картине. | Фронтальный опрос. | |||
22 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | 2 | УИПЗЗ | Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию. Пересказывать фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику. Читать по ролям. | Уметь пересказывать фрагменты текста; объяснять причины поступков героев; сравнивать персонажей различных сказок; придумывать продолжение сказки; привлекать читательский опыт и рассказывать о нем. | Фронтальный опрос. | |||
23 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | УКЗУН | Индивидуальный опрос. | ||||||
24 | Русская народная сказка «Мальчик- с пальчик» | 2 | УИПЗЗ | Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию. Пересказывать фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику. Читать по ролям. | Иметь представление о многозначности слова. Уметь определять значение слова в контексте; использовать в рассказе фольклорную лексику; определять отношение персонажей друг к другу, подкрепляя выводы фрагментами текста; | Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. | |||
25 | Русская народная сказка «Мальчик- с пальчик» | УКЗУН | Индивидуальный опрос. | ||||||
26 | Русская народная сказка «Каша из топора» | 1 | УИПЗЗ | Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность. | Уметь соотносить иллюстрации с содержание текста; определять значение слова в контексте; использовать в рассказе фольклорную лексику | Индивидуальный опрос. Словарный диктант | топор | ||
27 | Ненецкая народная сказка «Кукушка». | 1 | УИПЗЗ | Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию. Пересказывать текст от определенного лица. | Уметь анализировать и передавать собственные переживания, вызванные конкретным произведением; понимать внутреннее состояние персонажа, | Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. | |||
28 | Татарская народная сказка «Три дочери». | 2 | УИПЗЗ | Сравнительный анализ бытовых сказок и зарубежных сказок. | Уметь делить текст на смысловые части; пересказывать произведения по плану; определять значение слова в контексте; использовать в рассказе фольклорную лексику; | Фронтальный опрос. | |||
29 | Татарская народная сказка «Три дочери». | УКИЗ | Получать нужную информацию при анализе картины. Оценивать свои эмоциональные реакции, роль иллюстрации в произведения. | Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. | |||||
30 | Мордовская народная сказка «Врозь – плохо, вместе- хорошо». | 1 | УИПЗЗ | Различие жанров произведений. | Уметь выделять из текста необходимые эпизоды для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица разных персонажей. | Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. | |||
31 | Лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба». | 1 | УИПЗЗ | Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность. | Уметь выделять из текста необходимые эпизоды для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей; обосновывая свою позицию; прогнозировать развитие сюжета; создавать рассказ по циклу иллюстраций | Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. | |||
32 | Лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба». | 1 | УКИЗ | Формирование умений выделять определенные эпизоды из текста, читать и пересказывать их, оценивать поступки персонажей. | |||||
33 | Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип...»; сербская колыбельная | 1 | УКЗУН | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Уметь анализировать и передавать собственные переживания, вызванные конкретным произведением; понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы | Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. | |||
34 35 | Сербская колыбельная «Нашей Любице...»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок...» | 2 | УИПЗЗ | Определять фольклорный жанр и характеризовать его особенности. Выявлять переживания, выраженные в произведении. Различение жанров произведений. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. | Знать о колыбельной песни как жанре фольклора. Уметь находить в тексте слова, позволяющие ответить на вопрос; заучивание произведения по собственному выбору; анализировать эмоциональную окрашенность произведения. | Фронтальный опрос. | колыбель | ||
УКЗУН | Индивидуальный опрос. | ||||||||
36 | Индийская народная сказка «Золотая рыба | 2 | УИПЗЗ | Определять идею произведения. Подтверждать собственное высказывание словами из текста. Создавать сказки на определённую тему. Оценивать героев, аргументировать свою позицию. | Уметь определять причины поступков персонажей, оценивать их, выбирая нужные слова из предложенного списка; обосновывать свой выбор; выделять реплики героев; читать по ролям; | Фронтальный опрос. | |||
II четверть – часов | |||||||||
37 | Индийская народная сказка «Золотая рыба | УКЗУН | Определять идею произведения. Подтверждать собственное высказывание словами из текста. Создавать сказки на определённую тему. | Уметь обосновывать свой выбор; выделять реплики героев; читать по ролям; передавать интонацию говорящих; определять основную мысль произведения. | Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. | ||||
38 | Иранская народная сказка «Счастливый мальчик». | 1 | УИПЗЗ | Определять идею произведения. Подтверждать собственное высказывание словами из текста. Оценивать героев, аргументировать свою позицию. | Уметь находить в тексте нужный эпизод, читать и пересказывать его; объявлять и оценивать поступки персонажа; определять главную мысль произведения; пересказывать | Фронтальный опрос. | сверстник | ||
39 | Сербская сказка «Два ленивца»; Хорватская сказка «Век живи — век учись». | 1 | УИПЗЗ | Определять идею произведения. Подтверждать собственное высказывание словами из текста. Создавать сказки на определённую тему. Оценивать героев, аргументировать свою позицию. | Уметь определять эциональную окрашенность произведения; аргументировать свой выбор; оценить персонажей; привлекать читательский опыт; создавать сказки, | Индивидуальный опрос. Словарный диктант | |||
40 | Пословицы о правде, о труде, о дружбе, об учебе. | 2 | УИПЗЗ | Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Уметь объяснять смысл пословиц; соотносить содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей; создавать сказки и рассказы по мотивам пословиц. | Фронтальный опрос. | пословица | ||
41 | Пословицы о правде, о труде, о дружбе, об учебе. | УКЗУН | Фронтальный опрос. | учеба | |||||
42 | Внеклассное чтение. | 1 | УОСЗ | Умение работать с книгой; различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг | Уметь самостоятельно работать с книгой, определять содержание книги по ее элементам. | С/Р Устный опрос. | |||
43 | И. С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок). | 1 | УИПЗЗ | Выявлять смысл слова в лирическом произведении. Выразительно читать стихотворения. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. | Уметь анализировать поэтическое слово , его смысл в контексте произведения, по авторскому переживанию, способу его выражения; привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста; | Фронтальный опрос. | картина | ||
44 | К. Г. Паустовский «Первый зимний день» | 1 | УИПЗЗ | Выделять в тексте нужные фрагменты. Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения. | Индивидуальный опрос. | ||||
45 | Картинная галерея: А, А, Пластов «Первый снег». | 1 | УИПЗЗ | Рассказывать о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передавать свои переживания | Уметь рассказывать о собственных наблюдениях за природой по предложенным вопросам; создавать рассказ по репродукции с картины. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | художник | ||
46 | С. А. Есенин «Пороша». | 2 | УИПЗЗ | Уметь высказывать свои впечатления о художественном произведении; воссоздавать в устной речи картины, возникшие при чтении стихов; анализировать поэтический образ. | Выразительно читать понравившееся произведение. Объяснять своё отношение к нему. Находить сравнения в тексте произведения. | Фронтальный опрос. | пороша | ||
47 | С. А. Есенин «Пороша». | УИПЗЗ | Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||||
48 | А. С, Пушкин «Опрятней модного паркета…» | 2 | УИПЗЗ | Соотносить свои чувства, впечатления с чувствами детей, изображённых на картине. Высказывать свою позицию в диалоге, аргументировать её, анализировать позицию оппонента Рассказывать о чувствах и зрительных образах, которое вызвало произведение. | Уметь анализировать название произведения; воспринимать настрой поэтического произведения; выражать в устной речи впечатление от стихотворения; придумывать рассказ н а заданную тему. | Фронтальный опрос. | опрятный | ||
49 | А. С, Пушкин «Опрятней модного паркета…» | УКЗУН | Фронтальный опрос. | ||||||
50 | Н. И. Сладков «Песенки подо льдом». | 1 | УИПЗЗ | Рассказывать о чувствах и зрительных образах, которое вызвало произведение. Рассказывать о собственных впечатлениях от увиденного. | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения.Уметь выделять в тексте нужные фрагменты | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |||
51 | С. Я Маршак «Ветры, бури, ураганы…» | 1 | УИПЗЗ | Рассказывать о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передавать свои переживания. Высказывать свою позицию в диалоге, аргументировать её, анализировать позицию оппонента | Уметь сопоставлять картины природы из произведения и своей памяти. | Фронтальный опрос. | |||
52 53 | Загадки о зиме. | 2 | УКЗУН | Знакомство с некоторыми принципами построения загадок. Формирование умения сочинять загадки | Знать принципы построения загадок. Уметь сравнивать загадки; сочинять загадки. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | загадка | ||
54 | Внеклассное чтение. | 1 | УОСЗ | Умение работать с книгой; различать тип книги, пользоваться исходными данными | Уметь выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе проектной деятельности под руководством учителя и библиотекаря. | С/Р Устный опрос. | |||
55 | К. Д, Ушинский «Мена» | 11 | УИПЗЗ | Выявлять отношение автора к героям, способы его выражения. Объяснять поведение героев. Определять своё отношение к персонажам, обосновывать его. | Уметь прогнозировать поведение персонажей; выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос; | Фронтальный опрос. | герои | ||
56 57 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 5 | УИПЗЗ УКЗУН | Сравнивать героев сказок, главные мысли произведений. Выделять из списка слова, близкие по смыслу. Находить в словаре и в сносках значение незнакомых слов Создание условий для сравнения характеров героев. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. | Уметь пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста; определять внутреннее состояние героев, причины их поведения; оценивать героев произведения, | Фронтальный опрос. | писатель | ||
58 59 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | УКЗУН | Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||||
60 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», обобщение | УОСЗ | С/Р Устный опрос. | ||||||
61 | Братья Гримм «Храбрый портной» | 3 | УИПЗЗ | Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста. Читать по ролям, передавать интонацию говорящих. Описывать внешний вид персонажа. Сопоставлять персонажей разных произведений. | Уметь выделять в тексте нужный эпизод и пересказывать его; определять причины поступков героя и оценивать их. Уметь объяснять сделанные выводы; определять основную мысль произведения; сопоставлять. | Фронтальный опрос. | |||
62 | Братья Гримм «Храбрый портной» | УКЗУН | Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||||
63 | Братья Гримм «Храбрый портной» | УОСЗ | Фронтальный опрос. | ||||||
64 | И. П, Токмакова «Гном». | 1 | УИПЗЗ | Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения. Привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей. | Уметь сочинять по заданной теме; передавать впечатления, полученные при чтении литературного произведения, в рисунке; читать стихи наизусть; определять ритм стихотворения. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |||
65 | Х.-К. Андерсен «Оле- Лукойе» (отрывок) | 3 | УИПЗЗ | Рассказывать о прочитанном, обосновывать своё отношение к произведению. Передавать в рисунке впечатление, произведённое литературным произведением. | Выделить нужный эпизод; пересказать фрагмент текста; высказывать собственное отношение к героям; участвовать в диалоге. | Фронтальный опрос. | |||
66 | Х.-К. Андерсен «Оле- Лукойе» (отрывок) | УКЗУН | Привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей. Продолжать сказку, создавать сказки по заданной теме в устной и письменной форме. Рассказывать о прочитанном, обосновывать своё отношение к произведению. | Уметь объяснять сделанные выводы; определять основную мысль произведения; сопоставлять персонажей авторских и народных сказок. | Фронтальный опрос. | персонаж | |||
67 | Х.-К. Андерсен «Оле- Лукойе» (отрывок) | УОСЗ | Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||||
68 | Внеклассное чтение Х.-К. Андерсен «Сказки» | 1 | УОСЗ | Умение работать с книгой; различать тип книги, пользоваться исходными данными | Уметь выполнять самостоятельную работу с книгой | С/Р Устный опрос | |||
69 | Братья Гримм «Маленькие человечки». | 1 | УИПЗЗ | Работать в паре: выслушивать мнение партнёра, оценивать его, вырабатывать общую позицию. Оценивать своё отношение к учёбе. Объяснять значение устойчивых выражений. | Уметь кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды; развивать отдельные сюжетные линии; | Фронтальный опрос. | |||
70 | А. Н. Толстой. « Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | 3 | УИПЗЗ | Находить сходство и различие в значении однокоренных слов. Выяснять значение слов в толковом словаре в конце учебника. Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку. | Уметь выражать состояние персонажей при чтении; определять границы реплик героев; оценивать поведение героев; давать характеристику героям произведения. | Фронтальный и опрос. | приключение | ||
71 | А. Н. Толстой. « Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | УОСЗ | Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||||
72 | А. Н. Толстой. « Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | УИПЗЗ | Работать в паре: выслушивать мнение партнёра, оценивать его, вырабатывать общую позицию. Оценивать своё отношение к учёбе. Объяснять значение устойчивых выражений. Находить нужные книги в библиотеке. | Уметь выражать состояние персонажей при чтении; определять границы реплик героев; оценивать поведение героев; | Индивидуальный опрос. | ||||
73 | Внеклассное чтение. | 1 | УОСЗ | Умение работать с книгой; различать тип книги, пользоваться исходными данными | Уметь выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе проектной деятельности под руководством учителя | С/Р Устный опрос | |||
74 | Картинная галерея: А. Муха «Плакат». | 1 | УКЗУН | Уметь анализировать композицию картины; осознавать эмоционально- смысловые связи ее элементов; пересказывать содержание произведения изобразительного искусства. | Рассказывать о чувствах и зрительных образах, которое вызвало произведение. Находить объяснение незнакомых слов в словаре | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |||
75 | С. Хопп «Юн и колдунья» из книги «Волшебный мелок». | 1 3 | УИПЗЗ | Выражать впечатления, полученные при чтении художественного произведения. | Уметь вычленять эпизоды; выразительно читать и пересказывать отрывки из текста; | Фронтальный и опрос. | волшебник | ||
76 | С. Хопп «Юн и колдунья» из книги «Волшебный мелок». | УКЗУН | Выражать впечатления, полученные при чтении художественного произведения, использовать письменную речь для фиксации результатов творческой деятельности. | Уметь использовать письменную речь для фиксации результатов творческой деятельности; выражать в рисунке, пении впечатления, полученные при чтении художественного произведения; прогнозировать поступки. | Индивидуальный опрос. | ||||
77 | С. Хопп «Юн и колдунья» из книги «Волшебный мелок». | УОСЗ | Фронтальный и опрос. | ||||||
78 | С Хопп «По ту сторону калитки» из книги «Волшебный мелок». | 1 | УИПЗЗ | Работать в паре: выслушивать мнение партнёра, оценивать его, вырабатывать общую позицию. Оценивать своё отношение к учёбе. | Уметь кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды; развивать отдельные сюжетные линии; | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |||
79 | Н. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи» из книги «Приключения Незнайки и его друзей» | 3 | УИПЗЗ | Формировать умений вычленять реплики персонажей, верно их интонировать при чтении по ролям. Формировать умения определять причину поступков героя произведения | Уметь определять причину поступков героев произведения; анализировать причинно- следственные связи совершаемых героями поступков. | Фронтальный и опрос. | рифма | ||
80 | Н. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи» из книги «Приключения Незнайки и его друзей» | УКЗУН | Индивидуальный опрос. | ||||||
81 | Н. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи» из книги «Приключения Незнайки и его друзей» | УОСЗ | Делить текст на части; пересказ текста от какого-нибудь лица; читать по ролям. Отвечать на вопросы по прочитанному материалу. | Уметь вычленять реплики персонажей, верно их интонировать при чтении по ролям. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||
82 | Внеклассное чтение Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей | 1 | УОСЗ | Формирование умений рассказывать о действиях литературного героя, определять свое отношение к нему | Уметь выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе проектной деятельности под руководством учителя | ||||
83 | Б. В. Заходер «Про пана Трулялинского» (из Ю. Тувима) | 2 | УИПЗЗ | Развивать внимания к смыслу слова, интереса к словотворчеству. Формировать умения характеризовать внутреннее состояние персонажей. Развивать внимания к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи. | Уметь анализировать ритм стихотворения; характеризовать внутреннее состояние персонажа; анализировать смысл слова. | Фронтальный опрос. | |||
84 | Б. В. Заходер «Про пана Трулялинского» (из Ю. Тувима) | УКЗУН | Выражать впечатления, полученные при чтении художественного произведения, использовать письменную речь для фиксации результатов творческой деятельности. | Уметь использовать письменную речь для фиксации результатов творческой деятельности; выражать в рисунке | Индивидуальный опрос. | ||||
85 | Дж. Родари «Волшебный барабан» (в сокращении). | 2 | УИПЗЗ | Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста. Читать по ролям, передавать интонацию говорящих. Описывать внешний вид персонажа. | Уметь пересказывать конкретные фрагменты произведения; определять нужную информацию при чтении по ролям; объяснять многозначные слова. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | словарь | ||
86 | Дж. Родари «Волшебный барабан» (в сокращении). | УКЗУН | Развивать внимания к многозначности слова, Развивать умения помещать себя в вымышленную ситуацию, продолжать предложенный сюжет. | Уметь определять смысл слова в контексте; высказывать собственное отношение к прочитанному; | Фронтальный опрос. | ||||
87 88 | С. А Седов «Два медведя». | 2 | УИПЗЗ | Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста. Читать по ролям, передавать интонацию говорящих. Описывать внешний вид персонажа. Сопоставлять персонажей разных произведений. | Уметь выделять в тексте нужные эпизоды; объяснять внутренне состояние персонажей; рассказывать о поступках героев; составлять и записывать план произведения; анализировать характер и мотивы поведения героя. | Фронтальный опрос. | |||
89 | О. О. Дриз «Очень Высокий Человек». | 1 | УИПЗЗ | Развивать внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте. Сочинять сказки определённой эмоциональной окрашенности, запись их. | Уметь объяснять поступки героев, его внутреннее состояние с опорой на текст; объяснять значение многозначных слов; сочинять сказки | Индивидуальный опрос. | каланча | ||
90 | Л. А. Мей «Баю- баюшки…» | 1 | УИПЗЗ | Знать особенности колыбельной как поэтического жанра. Уметь объяснять собственное эмоциональное впечатление от прочитанного; самостоятельно работать с книгой. | Выразительно читать текст, делая нужные паузы. Выявлять общие черты жанра. Определять отличие сказки от рассказа. Объяснять смысл названия произведения. | Фронтальный опрос. | детские писатели | ||
91 | А. Н Майков «Спи, дитя мое, усни…» | 1 | УИПЗЗ | Выявлять общие черты жанра. Определять отличие сказки от рассказа. Объяснять смысл названия произведения. Определять своё отношение к прочитанному, аргументировать его. | Уметь определять ритм стихотворения; определять жанр произведения; выразительно читать. | Фронтальный опрос. | |||
92 | И. П. Токмакова «Как на горке снег, снег…», О. О. Дриз «Нашумелись…» | 1 | УИПЗЗ | Выявлять общие черты жанра. Определять отличие сказки от рассказа. Объяснять смысл названия произведения. Определять своё отношение к прочитанному, аргументировать его. | Уметь сравнивать стихотворения современных авторов для детей; сочинять колыбельную песенку. Читать по ролям, передавая состояние героев. | Индивидуальный опрос. | |||
93 | А. Л. Барто «Колыбельная» | 1 | УИПЗ | н Находить незнакомых слов в словаре. Рассказывать о Собственных впечатлениях от увиденногоЗ | Рассказывать о чувствах и зрительных образах, которое вызвало произведение. . | Фронтальный опрос. | |||
94 | Н. Н. Носов «Фантазеры» | 3 | УИПЗЗ | Пересказывать фрагменты текста, весь текст кратко, от лица персонажа. Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним. Привлекать опыт собственных переживаний в процессе анализа произведения. | Уметь объяснять смысл названия произведения; определять причину поступков персонажей; высказывать свое отношение к героям; правильно интонировать речь героев при чтении по ролям | Фронтальный опрос. | фантазия | ||
95 | Н. Н. Носов «Фантазеры» | УКЗУН | Индивидуальный опрос. | ||||||
96 | Н. Н. Носов «Фантазеры» | УОСЗ | Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||||
97 | С. Я. Маршак «Чего боялся Петя?» | 1 | УИПЗЗ | Пересказывать фрагменты текста, весь текст кратко, от лица персонажа. Характеризовать состояние героев, автора к ним. | Уметь рассказывать о переживаниях героя, давать им оценку, определять причины; сопоставлять героев разных произведений; | Фронтальный опрос. | |||
98 | А.Л. Барто «Олень». | 1 | УИПЗЗ | Пересказывать фрагменты текста, весь текст кратко, от лица персонажа. Характеризовать состояние героев, | анализировать ритм лирического произведения; находить объекты для сопоставления по аналогии. | Фронтальный опрос. | |||
99 | О. Ф. Кургузов «Надоело летать» | 1 | УИПЗЗ | Грамотно определять позицию автора по отношению к героям произведения, анализировать название произведения. При прочтении передавать эмоциональную сторону содержания. | Уметь выделять реплики персонажей; передавать при чтении по ролям необходимую интонацию; анализировать причины совершенных героями поступков,. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |||
100 | Ю. М. Владимиров «Чудаки». | 1 | УИПЗЗ | Фронтальный опрос. | Кушак колпак | ||||
101 | Л, Н. Толстой «Косточка». | 1 | УИПЗЗ | Оценивать свои переживания по поводу собственных поступков. Объединять слова, близкие по смыслу, в группы. Пользоваться толковым словарём. Находить книгу в библиотеке. Ориентироваться в аппарате книги. Сопоставлять иллюстрации разных художников к произведениям одного автора | Уметь анализировать внутреннее состояние персонажа и способы его выражения в литературном произведении; сопоставлять близкие по смыслу слова; определять их значение в тексте художественного произведения; воспроизводить ситуацию от лица разных персонажей. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |||
102 | А. П. Гайдар «Совесть». | 1 | УИПЗЗ | Фронтальный опрос. Словарный диктант | совесть | ||||
103 | В. Ю. Драгунский «Друг детства» | 3 | УИПЗЗ | Выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать своё отношение к выбранному произведению. Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным. Вести диалог: выслушивать мнение оппонента, формулировать свою точку зрения. | Уметь находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; выразительно читать прозаическое произведение; сочинять рассказы по жизненным впечатлениям. Уметь выделять в тексте нужные эпизоды; объяснять внутреннее состояние персонажей; рассказывать о поступках героев; составлять и записывать план произведения; | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |||
104 | В. Ю. Драгунский «Друг детства» | УКЗУН | Фронтальный опрос. | ||||||
105 | В. Ю. Драгунский «Друг детства» | УОСЗ | Индивидуальный опрос. | ||||||
106 | Внеклассное чтение. «Поэты о детях» | 1 | УОСЗ | Формирование умений рассказывать о действиях литературного героя, определять свое отношение к нему | Уметь выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе проектной деятельности под руководством учителя и библиотекаря. | С/Р Устный опрос. | |||
107 | В. А. Осеева «Волшебное слово». | 2 | УИПЗЗ | Формировать собственное отношение к прочитанному, умения передавать его при чтении. Формировать умения выявлять авторскую позицию, сопоставлять героев различных произведений. | Уметь высказывать собственное отношение к прочитанному; выявлять авторскую позицию; сопоставлять героев различных произведений; пересказывать текст от третьего лица | Индивидуальный опрос. | |||
108 | В. А. Осеева «Волшебное слово». | УКЗУН | Фронтальный опрос. | ||||||
109 | Л. Н. Толстой «Птичка» | 2 | УИПЗЗ | Формировать умений работать с текстом произведения. Развивать внимания к внутренней жизни персонажа, умения соотносить его слова и действия. | Уметь вычленять в тексте необходимые фрагменты; анализировать внутренний мир героев; соотносить поступки героев с его словом и действием. Уметь выделять нужные эпизоды | Фронтальный и опрос. | |||
110 | Л. Н. Толстой «Птичка» | УКЗУН | Формировать умений работать с текстом произведения. Развивать внимания к внутренней жизни персонажа, умения соотносить его слова и действия. | Уметь вычленять в тексте необходимые фрагменты; анализировать внутренний мир героев; соотносить поступки героев с его словом и действием. | Фронтальный опрос. | ||||
111 | Л. Пантелеев «Трус» | 1 | УИПЗЗ | Формировать умений работать с текстом произведения. Развивать внимания к внутренней жизни персонажа, умения соотносить его слова и действия. | Уметь вычленять в тексте необходимые фрагменты; Уметь выделять нужные эпизоды; | Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. | храбрость | ||
112 | Н. Н. Носов «Живая шляпа» | 1 | УИПЗЗ | Формировать умений работать с текстом произведения. Развивать внимания к внутренней жизни персонажа, умения соотносить его слова и действия. | Уметь вычленять в тексте необходимые фрагменты; анализировать внутренний мир героев; соотносить поступки героев с его словом и действием. | Фронтальный опрос. | история | ||
113 | А. Г. Барто «Снегирь» | 2 | УИПЗЗ | Формировать умений работать с текстом произведения. Развивать внимания к внутренней жизни персонажа, умения соотносить его слова и действия. | Уметь вычленять в тексте необходимые фрагменты; анализировать внутренний мир героев; соотносить поступки героев с его словом и действием. Уметь выделять нужные эпизоды; | Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. | |||
114 | А. Г. Барто «Снегирь» | УКЗУН | Фронтальный опрос. | ||||||
115 | В. К. Железников «Рыцарь» | 2 | УИПЗЗ | Формировать умения работать с текстом произведения. Развивать внимания к внутреннему состоянию героя, определяющему его поступки. | Уметь находить в тексте фрагменты, позволяющие ответить на поставленный вопрос; озаглавливать части текста; | Фронтальный опрос. | |||
116 | В. К. Железников «Рыцарь» | УКЗУН | Фронтальный опрос. | рыцарь | |||||
117 | Внеклассное чтение. «Рассказы о детях» | 1 | УОСЗ | Умение работать с книгой; различать тип книги, пользоваться исходными данными аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Уметь выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе проектной деятельности под руководством учителя и библиотекаря. | С/Р Устный опрос. | |||
118 | А. Г. Алексин «Первый день». | 2 | УИПЗЗ | Формировать умения пересказывать нужные фрагменты текста. Развивать внимание к внутреннему состоянию персонажей, умения объяснять причины их поступков, соотносить пословицу с содержанием произведения. | Уметь находить нужные фрагменты текста; пересказывать их кратко и близко к тексту; сочинять рассказ по предложенному плану; привлекать впечатление от восприятия различных видов искусств; аргументировать свои выводы. | Фронтальный опрос. | |||
119 | А. Г. Алексин «Первый день». | УКЗУН | Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. | ||||||
120 | С. Я. Маршак «Друзья- товарищи» | 1 | УИПЗЗ | Формировать умения пересказывать нужные фрагменты текста. Развивать внимание к внутреннему состоянию | Уметь выбирать, читать и пересказывать нужные фрагменты текста; | Фронтальный опрос. | |||
121 | Картинная галерея: В. И. Суриков «Портрет дочери художника» | 1 | УКЗУН | Оценивать свои переживания по поводу собственных поступков. Объединять слова, близкие по смыслу, в группы. Пользоваться толковым словарём. Ориентироваться в аппарате книги. Сопоставлять иллюстрации разных художников к произведениям одного автора. | Уметь анализировать композицию картины; осознавать эмоционально- смысловые связи ее элементов; пересказывать содержание произведения изобразительного искусства. | Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. Словарный диктант | |||
122 | Русская народная песня «Идет матушка- весна…» | 1 | УИПЗЗ | Выразительно читать лирические и эпические произведения. Выбирать стихотворения для заучивания. Рассказывать о впечатлениях, полученных при восприятии природы, произведений разных видов искусства. Сопоставлять описание природы в разных произведениях. | Знать народные обряды Древней Руси. Уметь привлекать собственный опыт общения с природой, полученные ранее знания, переживания при общении с природой; анализировать русскую народную песню. | Фронтальный опрос. | произведения | ||
123 | «Призыв весны», (русские народные песни) | 1 | Фронтальный опрос. | ||||||
124 | «Сад» (русские народные песни) | 1 | Фронтальный опрос. | ||||||
125 | А. Н. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок) | 2 | УИПЗЗ | Рассказывать о собственных наблюдениях за отношением человека к природе. Подбирать книги на заданную тему. Создавать сочинения по своим наблюдениям. Сопоставлять иллюстрации разных художников к произведениям одного автора. Развивать внимание к композиции и деталям картины | Уметь сопоставлять описание отдельных явлений природы в разных стихотворениях; анализировать переживания автора; Уметь определять ритм стихотворения. | Фронтальный опрос. | |||
126 | А. Н. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок) | УКЗУН | Устный опрос. | ||||||
127 | Картинная галерея: И. И. Левитан «Март» | 1 | УКЗУН | Оценивать свои переживания по поводу собственных поступков. Сопоставлять иллюстрации разных художников к произведениям автора. | Уметь понимать настроение художника; вычленять выразительные средства в художественном произведении. | Фронтальный опрос. | |||
128 | В. В. Вересаев «Перелетные птицы» | 1 | УИПЗЗ | Работать в группе: выслушивать мнение партнёра, объяснять собственную позицию. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Любимые писатели, произведения и герои»: подбирать книги выбранной тематики принимать участие в инсценировке литературных произведений. | Уметь выделять фрагменты текста для ответа на вопрос; определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать ее при чтении произведения; самостоятельно выбирать стихотворения для заучивания. | Фронтальный опрос. | |||
129 | А. С. Пушкин «Только что на проталинах весенних…» | 1 | УИПЗЗ | Фронтальный опрос. | |||||
130 | А Н. Толстой «Весна» | 1 | УИПЗЗ | Рассказывать о собственных наблюдениях за отношением человека к природе. Подбирать книги на заданную тему. Создавать сочинения по своим наблюдениям. Сопоставлять иллюстрации разных художников к произведениям одного автора. Развивать внимание к композиции и деталям картины | Уметь читать лирическое стихотворение; предавать переживания, выраженные в произведении; выделять фрагменты текста для ответа на вопрос; сопоставлять персонажей различных произведений. | Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. | |||
131 | Саша Черный «Зеленые стихи» | 1 | УИПЗЗ | Фронтальный опрос. Устный опрос. | |||||
132 | Л. Милева «Синяя сказка». | 2 | УИПЗЗ | Формировать умения находить нужные фрагменты текста, пересказывать их кратко и близко к тексту, сочинять рассказ по предложенному плану, привлекать впечатления от восприятия разных видов искусства | Уметь выбирать,, читать и пересказывать нужные фрагменты текста; привлекать собственные наблюдения за отношением человека к природе; | Фронтальный опрос. | |||
133 | Л. Милева «Синяя сказка». | УКЗУН | Фронтальный опрос. Устный опрос. | ||||||
134 | О. Ф. Кургузов «Мы пишем рассказ». | 2 | УИПЗЗ | Формировать умения понимать эмоциональное состояние персонажа при чтении лирического произведения, привлекать эстетические впечатления, | Уметь находить нужные фрагменты текста; пересказывать их кратко и близко к тексту; сочинять рассказ по предложенному плану; привлекать эстетические впечатления, | ||||
135 | О. Ф. Кургузов «Мы пишем рассказ». | 1 | УКЗУН | искусство | |||||
136 | Б. В. Заходер «Что красивее всего?» | 1 | УИПЗЗ | Формировать умения понимать эмоциональное состояние персонажа при чтении лирического произведения, привлекать эстетические | Уметь понимать эмоциональное состояние персонажа при чтении лирического произведения; привлекать эстетические впечатления, |
Использованная литература:
- Федеральный образовательный стандарт начального общего образования; http://www.yar-edudep.ru/fgos
- Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.» 2 класс. УМК «Планета знаний»; Москва, АСТ-Астрель, 2011
- Авторская программа курса «Литературное чтение 2 класс», автор Э. Э. Кац, Москва, АСТ-Астрель, 2012
- ФЗ Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Москва, 2011; http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=95046
- Закон РФ «Об образовании», Москва, 2010; http://knigazhalob.ru/zknd/obra/
- «Конвенция о правах ребенка», Сборник международных договоров, Москва, 2009; http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12885
Приложения.
Нормы оценок по литературному чтению
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | |
I четверть | 5-10 сл/м | 25-30 сл/м | 50-54 сл/м | 70-74 сл/м |
II четверть | 11-15сл/м | 31 -40 сл/м | 55-60 сл/м | 75-80 сл/м |
III четверть | 16-24 сл/м | 41-45 сл/м | 6 1-69 сл/м | 81-90 сл/м |
IV четверть | 25-30 сл/м | 46-50 сл/м | 70-75 сл/м | 91 -95 сл/м |
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:
- беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4"ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст-
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения;
2. Соблюдение пауз;
3. Правильный выбор темпа;
4. Соблюдение нужной интонации;
5. Безошибочное чтение.
Оценка "5"- выполнены правильно все требования;
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования;
Оценка "3"-допущены ошибки по трем требованиям;
Оценка "2"- допущены ошибки более чем по трем требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова;
2. Подбирать правильную интонацию;
3. Читать безошибочно;
4. Читать выразительно.
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5"- пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4"-допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3"- пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2"- не может передать содержание прочитанного
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний". Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе Планета знаний
Календарно -тематическое планирование Пояснительная запискаРазвернутое тематическое планирование...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе Планета знаний
Календарно -тематическое планирование Пояснительная запискаРазвернутое тематическое планирование...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе Планета знаний
Календарно -тематическое планирование Пояснительная запискаРазвернутое тематическое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению М...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по программе "Планета знаний"
Рабочая программа по литературному чтению разработана для 1 класса по программе "Планета знаний" , по учебнику Э.Э. Кац. 40 часов.Рабочая программа имеет следующую структуру:...
Рабочая программа по литературному чтению. Планета Знаний.
Материал содержит тематическое планирование и полную рабочую программу по литературному чтению для 3 класса. "Планета Знаний"...