Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Планета знаний"
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_no1_literaturnoe_chtenie_2_klass.docx | 699.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ №2
____________Е.В. Фролов
Приказ от _________ № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Уровень общего образования:
начальное общее 2 класс
Количество часов: 130 часов
Учитель: Шебанова Марина Николаевна
Программа разработана на основе:
Примерной программы по предмету «Литературное чтение», рекомендованная Министерством образования РФ, Э. Э. Кац М., АСТ Астрель, 2012 год.
Пояснительная записка к рабочей программе
по литературному чтению.
Данная рабочая программа по литературному чтению 2 класса составлена на основе нормативно-правовой базы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ)
- Областной закон от 14.11.2013 № 26 – 3С «Об образовании в Ростовской области»
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт содержания начального образования II поколения
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 186 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 №582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы»
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего и среднего общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области в 2014 – 2015 учебном году»
- Приказ Муниципального учреждения отдела образования администрации города Донецка Ростовской области от 09.06.2014 № 305 «Об организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях муниципального образования «Город Донецк» в 2014 – 2015 учебном году»
- Приказ по МБОУ СОШ №2 от 02.07.2014 года № 108 «Об утверждение учебного плана на 2014 – 2015 учебный год»
- Учебный план школы на 2014 – 2015 учебный год.
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №2 на 2014 – 2015 учебный год.
- Локальный акт МБОУ СОШ №2 «Положение о рабочей программе учебных курсах, предметов, дисциплин (модулей) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2»
- Устав МБОУ СОШ №2
- Примерная программа по предмету «Литературное чтение», рекомендованная Министерством образования РФ, Э. Э. Кац.
Основными целями изучения курса литературного чтения являются:
- развитиехудожественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Для эффективного достижения целей предусматривается в процессе обучения решение следующих задач:
- формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
- развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы; формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
- развитие воображения, творческих способностей;
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
- обогащение представлений об окружающем мире.
Общая характеристика учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Важную роль в обучении литературного чтения играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают осмысленную, творческую деятельность, освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия учащихся. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовного нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных «личностных смыслов», раскрывающих нравственное значение поступков «героев» литературных произведений.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.
На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи. Во втором классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
Ценностные ориентиры содержания.
- формирование духовно-нравственного воспитания и развитие учащихся начальных классов;
- знакомство учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствующее формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям;
- развитие техники чтения, совершенствование качеств чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д.;
- формирование эмоциональной грамотности;
- формирование личных качеств человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
В классе на 2014 – 2015 учебный год учатся 26 учеников: 12 мальчиков и 14 девочек. Для детей, обучающихся на 4 – 5 характерен высокий уровень развития познавательных процессов: высокий уровень собранности, внимательности, умение работать сосредоточенно; настойчивость в достижении поставленных целей; стремление преодолевать трудности в учебе; умение видеть и поставить новый вопрос, а затем решить его своими силами.
Для детей, обучающихся на 3 – 4 характерен недостаточный уровень развития познавательных процессов: памяти, восприятия, мышления. Слабость запечатления и воспроизведения поступающей информации обусловливают малый запас знаний и представлений, препятствующий усвоению программы обучения.
Поэтому в программе предусмотрены задания и упражнения различного уровня сложности, а также временные рамки выполнения этих заданий.
Таким образом, на основе характеристики своего класса была составлена следующая программас учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально - дифференцированного к ним подхода.
Место учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в учебном плане
Процесс изучения курса литературного чтения 2 класса определяется разработанным календарно-тематическим планированием, которое представляет собой вариант структурированного учебного процесса в условиях реализации программы курса, рассчитанного на 4 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование по объёму соответствует Федеральному государственному общеобразовательному стандарту содержания начального образования II поколения и требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников начальной школы.
На реализацию программы по русскому языку в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 130 час(4 часа в неделю): 1 четверть – 32 ч.
2 четверть – 30 ч.
3 четверть – 38 ч.
4 четверть – 30 ч.
Художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов объединены в блоки, последовательность и количество часов изучения программного материала регулируются тематическим планом, разделы которого даются в соответствие с учебником.
Содержание учебного предмета, курса, дисциплины(модуля)
2 класс (130 часов)
Круг чтения
Осень пришла
Вспомним лето.С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».
Здравствуй, осень. М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; К. Паустовский «Прощание с летом».
Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада».
Народные песни, сказки, пословицы
Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал…»; шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».
Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».
Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип…»; сербская колыбельная «Нашей Любице…»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок…»
Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».
Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.
Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; «Тень-тень, потетень…»; шведская песня «Отличные пшеничные…»; французская песня «Сюзон и мотылёк».
Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».
Зимние картины
И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок).
Загадки о зиме.
Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; М. Пришвин «Птицы под снегом».
Авторские сказки
К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен «Оле-Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».
Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Писатели о детях и для детей
Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю…», А.Майков «Спи, дитя моё, усни…»; И. Токмакова «Как на горке — снег, снег…»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»;В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».
Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».
Весеннее настроение
Русские народные песни: «Идёт матушка-весна…», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних…»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?».
Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; О. Дриз «Зелёная карета»; М. Пришвин «Трясогузка».
Навык и культура чтения
Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов, с соблюдением орфоэпических норм; правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого; передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.
Работа с текстом и книгой
Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение.
Формирование умения пользоваться школьным толковым словарём для объяснения непонятных слов.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.
Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.
Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.
Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия.
Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи.
Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт.
Формирование умений определять главную мысль произведения.
Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.
Развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений.
Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.
Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.
Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарём, помещённым в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет.
Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.
Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам.
Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.
Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками.
Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению
Литературоведческая пропедевтика
Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы).
Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью.
Развитие умения выделять рифму в стихотворении.
Расширение представления о ритме (через прохлопывание в ладоши трёхсложного ритма).
Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы, основное содержание по темам | Характеристики основных видов деятельности ученика, универсальных учебных действий |
Вспомним лето.С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето». Здравствуй, осень. М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; К. Паустовский «Прощание с летом». | Предметные: Определять способы выражения авторской позиции, читать произведение с соблюдением норм литературного произношения.Подбирать заголовки к логическим частям произведения, пересказывать текст по составленному плану, читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием.Иллюстрировать литературное произведение устно и графически, пересказывать текст выборочно и творчески. Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного. Прогнозировать содержание произведения по его заглавию, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами, пересказывать текст подробно. Определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами, выделять смысловые части текста, составлять план изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям. Составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи. Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. Личностные: Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. Метапредметные: Находить и выделять нужную информацию в тексте, контролировать правильность выполнения работы. Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста. Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, строить логические рассуждения, выделять существенную информацию из текстов. | |
Народные песни, сказки, пословицы Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», Колыбельные песни разных народов. Сказки народов России. Сказки народов мира. Пословицы. | Предметные: Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного. Пересказывать текст подробно, выделять смысловые части текста, составлять простой план изложения текста с помощью учителя. Определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами, создавать текст по аналогии. Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке. Создавать устное высказывание с выражением личного отношения к изображенному, высказывать свое суждение об эстетической ценности художественного произведения. Личностные:Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках. Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. Метапредметные:Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, аргументировать собственную позицию, учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, выполнять учебные действия в устной и письменной форме. Владеть диалогической формой речи, выделять существенную информацию из текстов, сравнивать произведения и их героев. Планировать собственную читательскую деятельность, осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет. | |
Зимние картины И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок). | Предметные: Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне. Создавать устное высказывание с выражением личного отношения к изображенному, высказывать свое суждение об эстетической ценности художественного произведения. Личностные: Понимать и любить живую природу, беречь ее, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. Метапредметные: Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. Осуществлять поискинформации в различных источниках, учитывать выделенныеучителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач, аргументировать собственную позицию. | |
Авторские сказки К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен «Оле-Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек». | Предметные: Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне. Находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Личностные: Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, выражать эмпатию, понимание чувств других людей и сопереживание им. Эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, представления об общих нравственных категориях у разных народов, моральных нормах. Метапредметные: Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы. | |
Писатели о детях и для детей Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; | Предметные: умение читать произведения с соблюдением литературных норм. Умение соотносить поступки героев с нравственными нормами, подробно пересказывать текст. Личностные: Эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, представления об общих нравственных категориях у разных народов, моральных нормах. Метапредметные:Вести диалог, выслушивать мнение оппонента. Формулировать свою точку зрения. Оценивать свои переживания по поводу собственных поступков.Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным. Рассказывать о человеке, изображенном на картине, по предложенному плану. | |
Весеннее настроение Русские народные песни: «Идёт матушка-весна…», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних…»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?». | Предметные: Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного. Личностные: Чувствовать сопричастность с жизнью своего народа и Родины, осознавать этническую принадлежность; испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. Понимать и любить природу, бережно относиться к ней. Метапредметные:Анализировать, ориентироваться в тексте, выделять в тексте существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме, корректно строить речь при решении коммуникативных задач, получать информацию из различных источников. Планировать собственную читательскую деятельность. |
Э.Э. Кац Литературное чтение 2 класс 130 ч (4 ч в неделю)
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема урока, контрольные, проверочные и др. работы, проектная деятельность | Кол-во час. | Дата | Вид контроля | Дом.зад. | Основные виды учебной деятельности и требования к результату | ||||||
план | факт | |||||||||||
1-е полугодие ОСЕНЬ ПРИШЛА (12 ч) | ||||||||||||
Вспомним лето (6 ч) | ||||||||||||
1 | Знакомство с учебником Часть 1 С. 3 – 4 | 1 | 1.09 | 1.09 | Текущий Фронтальная | С. 4 | Воспринимать на слух художественное произведение, Читать вслух осмысленно, выразительно, передавать нужную интонацию. Пересказывать произведение выборочно, кратко. Выделять в тексте фрагменты для ответа на вопрос. Объяснять смысл названия произведения. Выявлять основную мысль произведения. Находить сравнения в тексте произведения. Придумывать сравнения и использовать их в собственной речи. Сопоставлять картины природы в произведениях разных авторов. Оценивать свои эмоциональные реакции. Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями. Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения | |||||
2 | С. П. Щипачев «Подсолнух» С. 5 | 1 | 2.09 | 2.09 | Текущий Фронтальная | С. 5 | ||||||
3 | И. З. Суриков «Степь» (отрывок) С. 6 – 7 | 1 | 4.09 | 4.09 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 6 – 7 | ||||||
4 | И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка» С. 8 – 9 | 1 | 5.09 | 5.09 | Текущий Фронтальная | С.8 – 9 | ||||||
5 | 1 | 8.09 | 8.09 | С. 9 | ||||||||
6 | Сравнение О. О. Дриз«Кончилось лето»С. 10 – 11 | 1 | 9.09 | 9.09 | Текущий Фронтальная Парная | С.10 – 11 | ||||||
Здравствуй, осень (6 ч) | ||||||||||||
7 | М. М. Пришвин «Полянка в лесу» С. 12 – 13 | 1 | 11.09 | 11.09 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 12 – 13 | Выразительно читать текст. Вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос. Объяснять действия персонажей, определять отношение автора к героям. Определять настроение, выраженное в произведении, передавать его при чтении. Определять впечатление от прочитанного. Выражать свое отношение к прочитанному, обсновывать его. Придумывать иллюстрации к прочитанному произведению, рассказывать о них или рисовать. Обозначать ритм стихотворения путем прохлопывания. Объяснять переносное значение слов, фразеологизмы. Сочинять рассказы, записывать их. Подтверждать фрагментами текста ответ на вопрос. Рассказывать об опыте общения с природой Привлекать свой жизненный опыт, рассказываяо своем впечатлении. Получать нужную информацию, задавая вопросы старшим | |||||
8 | А. Н. Майков «Осень» (отрывок) С. 14 – 15 | 1 | 12.09 | 12.09 | Текущий Фронтальная | С. 14 – 15 | ||||||
9 | А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок) С. 16 – 17 | 1 | 15.09 | 15.09 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 16 – 17 | ||||||
10 | К. Г. Паустовский «Прощание с летом» (отрывок)С. 18 – 19 | 1 | 16.09 | 16.09 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 18 – 19 | ||||||
11 | Картинная галерея С. 20 – 21 И. И. Машков«Натюрморт. Камелия» | 1 | 18.09 | 18.09 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 20 – 21 | ||||||
12 | Внеклассное чтение Осень в произведениях русских писателей и поэтов С. 22 – 25 | 1 | 19.09 | 19.09 | Тематич. Индивид. | С. 22 – 25 | ||||||
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ (30 ч) | ||||||||||||
Песни(5 ч) | ||||||||||||
13 | Статья о песнях «Как на тоненький ледок…» (русская народная песенка) С. 26 – 27 | 1 | 22.09 | 22.09 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 26 – 27 | Определять особенности жанра. Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать ее при чтении. Рассказывать о персонаже по предложенному плану. Придумывать продолжение песни, сочинять. Объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Рисовать иллюстрацию к прочитанному | |||||
14 | «Ходит конь по бережку…» (русская народная песенка)С. 28 | 1 | 23.09 | 23.09 | Текущий Фронтальная Парная | С. 28 | ||||||
15 | «Заинька, где ты был…» (русская народная песенка) С. 29 –31 | 1 | 25.09 | 25.09 | Текущий Фронтальная Групповая | С. 29 – 31 | ||||||
16 | «Спляшем!» (шотландская народная песенка), «Разговор лягушек», «Сенокос» (чешские народные песенки) С. 32 – 33 | 1 | 26.09 | 26.09 | Текущий Фронтальная Групповая | С. 32 – 33 | ||||||
17 | С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек» (английская народная песенка)С. 34 – 37 | 1 | 29.09 | 29.09 | Текущий Фронтальная | С. 34 – 37 | ||||||
Сказки народов России(15 ч) | ||||||||||||
18 | Сказки народов России «Сестрица Аленушка и братецИванушка» (русская народная сказка)С. 38 – 45 | 1 | 30.09 | 30.09 | Текущий Фронтальная Групповая Индивид. | С. 39 – 40 | Читатьвыразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию. Пересказывать фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику. Читать по ролям. Делить произведение на части, озаглавливать их. Определять главную мысль сказки, свое отношение к персонажам произведения. Объяснять смысл названия художественного произведения. Подтверждать собственное высказывание словами из текста. Сравнивать героев разных произведений. Оценивать действия героев. Соотносить иллюстрации с содержанием произведения. Создавать продолжение сказки. Рассказывать сказку от лица персонажа. Создавать рассказ по циклу картинок. Объяснять значение устойчивых выражений. Выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов. Рассказывать о чувствах, которые вызывает картина. Сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства | |||||
19 | 1 | 2.10 | 2.10 | С. 41 – 43 | ||||||||
20 | 1 | 3.10 | 3.10 | С. 44 – 45 | ||||||||
21 | Картинная галерея С. 76 – 77 В. М. Васнецов «Аленушка» | 1 | 6.10 | 6.10 | Текущий Фронтальная | С. 99 – 101 | ||||||
22 | «Хаврошечка» (русская народная сказка) С. 46 – 51 | 1 | 7.10 | 7.10 | Текущий Фронтальная Групповая Индивид. | С. 46 – 48 | ||||||
23 | 1 | 9.10 | 9.10 | С. 49 – 51 | ||||||||
24 | «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка) С. 52 – 55 | 1 | 10.10 | 10.10 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 52 – 53 | ||||||
25 | 1 | 13.10 | 13.10 | С. 54 – 55 | ||||||||
26 | «Каша из топора» (русская народная сказка С. 56 – 58 | 1 | 14.10 | 14.10 | Текущий Фронтальная | С. 56 –58 | ||||||
27 | «Кукушка» (ненецкая народная сказка) С. 59 – 60 | 1 | 16.10 | 16.10 | Текущий Фронтальная | С. 59 – 60 | ||||||
28 | «Три дочери» (татарская народная сказка) С. 61 – 66 | 1 | 17.10 | 17.10 | Текущий Фронтальная | С. 61 – 63 | ||||||
29 | 1 | 20.10 | 20.10 | С. 64 – 66 | ||||||||
30 | «Врозь — плохо, вместе — хорошо» (мордовская народная сказка) С. 67 | 1 | 21.10 | 21.10 | Текущий Фронтальная | С. 67 – 70 | ||||||
31 | «Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка) С. 71 | 1 | 23.10 | Текущий Фронтальная Парная | С. 71 – 74 | Самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, находят ответы на вопросы в тексте. Воспринимают текст с учётом поставленной задачи. | ||||||
32 | 1 | 24.10 | С. 75 | |||||||||
Колыбельные песни(3 ч) | ||||||||||||
33 | «Березонька скрип-скрип…» (русская колыбельная), «Нашей Любице…» (сербская колыбельная), «Спи, усни, мой медвежонок…»(латышская колыбельная)С. 78 – 80 | 1 | 6 .11 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 78 –79 | Определять фольклорный жанр и характеризовать его особенности. Выявлять переживания, выраженные в произведении. Читатьнаизусть понравившееся произведение, определять причину выбора | ||||||
34 | 1 | 7 .11 | С. 80 | |||||||||
35 | Внеклассное чтение Русский фольклор С. 97 – 101 | 1 | 10 .11 | Тематический Индивид. | С. 97 – 99 | |||||||
Сказки народов мира (4 ч) | ||||||||||||
36 | «Золотая рыба» (индийская народная сказка) С. 81 – 86 | 1 | 11.11 | Текущий Фронтальная | С. 81 – 83 | Читать по ролям, передавать интонацию говорящих. Пересказывать текст подробно и кратко, полностью или нужные фрагменты. Пересказывать от лица персонажа. Определять идею произведения. Подтверждатьсобственное высказывание словами из текста. Создавать сказки на определенную тему. Оценивать героев, аргументировать свою позицию. Привлекать свой читательский опыт для оценки персонажей. Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию | ||||||
37 | 1 | 13.11 | С. 84 – 86 | |||||||||
38 | «Счастливый мальчик» (иранская народная сказка) С. 87 – 89 | 1 | 14.11 | Текущий Фронтальная | С. 87 – 89 | |||||||
39 | «Два ленивца» (сербская народная сказка), «Век живи — век учись» (хорватская народная сказка) С. 90 – 93 | 1 | 17.11 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 90 – 93 | |||||||
Пословицы (3 ч) | ||||||||||||
40 | Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе С. 94 – 96 | 1 | 18.11 | Текущий Групповая Фронтальная | С. 94 | Определять особенности жанра. Выявлять смысл пословицы. Создавать произведения на тему пословиц. Сопоставлять нравственную позицию создателей разных сказок. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Устное народное творчество»: подбирать книги по разным темам;участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса знатоков; принимать участие в инсценировке сказок | ||||||
41 | 1 | 20.11 | С. 95 | |||||||||
42 | Внеклассное чтение Сказки народов мира С. 104 – 107 | 1 | 21.11 | Тематический Индивид. Фронтальный | С. 102 – 103 | |||||||
ЗИМНИЕ КАРТИНЫ (10 ч) | ||||||||||||
43 | И. С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок)С. 110 – 111 | 1 | 24.11 | Текущий Индивид. | С. 110 –111 | Выявлять смысл слова в лирическом произведении. Выразительно читать стихотворения. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Выделять в тексте нужные фрагменты. Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения. Рассказывать о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передавать свои переживания. Создавать рассказ по предложенным вопросам к репродукции картины. Сочинять рассказ, загадку на задуманную тему. Выразительно читать понравившееся произведение. Объяснять свое отношение к нему. Находить сравнения в тексте произведения. Рассказывать о чувствах и зрительных образах, которое вызвало произведение Находить объяснение незнакомых слов в словаре. Рассказывать о собственных впечатлениях от увиденного. Соотносить свои чувства, впечатления с чувствами детей, изображенных на картине. Высказывать свою позицию в диалоге, аргументировать ее, анализировать позицию оппонента | ||||||
44 | К. Г. Паустовский «Первый зимний день»С. 112 – 114 | 1 | 25.11 | Текущий Фронтальный | С. 112 – 114 | |||||||
45 | Картинная галерея С. 124 – 125 А. А. Пластов «Первый снег» | 1 | 27.11 | Текущий Фронтальный | С. 128 – 129 | |||||||
46 | С. А. Есенин «Пороша»С. 115 – 116 | 1 | 28.11 | Текущий Фронтальный | С. 115 – 116 | |||||||
47 | А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» (отрывок)С. 118 – 119 | 1 | 1.12 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 118 – 119 | |||||||
48 | Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»С. 120 – 121 | 1 | 2.12 | Текущий Фронтальный | С. 120 – 121 | |||||||
49 | С. Я. Маршак «Ветры, бури, ураганы…» (отрывок)С. 122 | 1 | 4.12 | Текущий Фронтальный Групповая | С. 122 | |||||||
50 – 51 | Загадки о зимеС. 122 – 123 | 1 | 5.12 | Текущий Парная | С. 122 – 123 | |||||||
1 | 8.12 | загадки о зиме | ||||||||||
52 | Внеклассное чтениеС. 126 – 129 Зима в произведениях русских писателей | 1 | 9.12 | Тематический Индивид. | С. 126 –127 | |||||||
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (11 ч) | ||||||||||||
53 | К. Д. Ушинский «Мена» С. 130 – 134 | 1 | 11.12 | Текущий Фронтальная | С.130 – 134 | Выразительно читать произведение. Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно. Читать по ролям. Определять основную мысль произведения. Выявлять отношение автора к героям, способы его выражения. Объяснять поведение героев. Определять свое отношение к персонажам, обосновывать его. Сравнивать героев сказок, главные мысли произведений. Выделять из списка слова, близкие по смыслу. Находить в словаре и в сноскахзначение незнакомых слов Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста. Читать по ролям, передавать интонацию говорящих. | ||||||
54 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»С. 135 – 148 | 1 | 12.12 | Текущий Фронтальный Групповая Парная | С. 135 – 137 | |||||||
55 | 1 | 15.12 | С. 138 – 140 | |||||||||
56 | 1 | 16.12 | С. 140 – 143 | |||||||||
57 | 1 | 18.12 | С. 144 –146 | |||||||||
58 | Братья Гримм «Храбрый портной» Часть 2 С. 3 – 13 | 1 | 19.12 | Текущий Фронтальная Коллективная | С. 4–6 | |||||||
59 | 1 | 22.12 | С. 7–10 | |||||||||
60 | 1 | 23.12 | С. 11–13 | |||||||||
61 | И. П. Токмакова «Гном»С. 14 Х.-К. Андерсен«Оле Лукойе» (отрывок) С. 15 – 21 | 1 | 25.12 | Текущий Фронтальная Индивид. Парная | С. 15–16 | |||||||
62 | 1 | 26.12 | С. 17–19 | |||||||||
63 | 1 | 12.01.15 | С.19 –20 | |||||||||
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (22 ч) | ||||||||||||
64 | Внеклассное чтение Х.-К. Андерсен «Сказки» | 1 | 13.01 | Тематический Индивид. | Сказки Х.-К.Андерсена | Описывать внешний вид персонажа. Сопоставлять персонажей разных произведений. Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения. Составлять план произведения. Уметь читать произведения с соблюдением литературных норм, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Иметь предствление о моральных нормах; ориентация в нравственном содержании как собственных поступках, так и поступках других людей. Регулирование поведения в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями. Уметь находить нужную информацию, использовать словари, помещённые в учебнике, учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста. Выделять существенную информацию из текста, выполнять учебные действия в устной и письменной форме. Корректно строить речь при решении коммуникативных задач. Строить логические высказывания, делать выводы . | ||||||
65 | Братья Гримм «Маленькие человечки»С. 22 – 25 | 1 | 15.01 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 22 – 25 | |||||||
66 | А. Н. Толстой. Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» С. 26 – 31 | 1 | 16.01 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 26 – 27 | |||||||
67 | 1 | 19.01 | С. 28 – 29 | |||||||||
68 | 1 | 20.01 | С. 30 – 31 | |||||||||
69 | Внеклассное чтение А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | 1 | 22.01 | Тематический Индивид. | С. 68 – 71 | |||||||
70 | Картинная галерея С. 64 – 65 А. Муха «Плакат» | 1 | 23.01 | Текущий Фронтальная | С. 64 – 65 | |||||||
71 | С. Хопп. Главы из книги «Волшебный мелок»С. 32 – 37 | 1 | 26.01 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 32 –33 | |||||||
72 | 1 | 27.01 | С. 34 | |||||||||
73 | 1 | 29.01 | С. 35 – 37 | |||||||||
74 | 1 | 30.01 | С. 66 – 67 | |||||||||
75 | Н. Н. Носов. Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей»С. 38 – 44 | 1 | 2.02 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 38 – 39 | |||||||
76 | 1 | 3.02 | С. 40 – 41 | |||||||||
77 | 1 | 5.02 | С. 42 – 43 | |||||||||
78 | Внеклассное чтение Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | 1 | 6.02 | Тематический Индивид. | ||||||||
79 | Б. В. Заходер «Про пана Трулялинского»С. 45 – 47 | 1 | 9.02 | Текущий Фронтальная | С. 45 – 46 | |||||||
80 | 1 | 10.02 | С. 47 | |||||||||
81 | Дж. Родари «Волшебный барабан» С. 48 – 55 | 1 | 12.02 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 48 – 52 | |||||||
82 | 1 | 13.02 | С. 53 –55 | |||||||||
83 | С. А. Седов «Два медведя» С. 56 – 58 | 1 | 16.02 | Текущий Фронтальная | С. 56 – 58 | |||||||
84 | О. О. Дриз «Очень Высокий Человек»С. 59 – 63 | 1 | 17.02 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 59 – 60 | |||||||
85 | 1 | 19.02 | С. 61 – 63 | |||||||||
ПИСАТЕЛИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ (31 ч) | ||||||||||||
86 | Л. А. Мей «Баю-баюшки…», А. Н. Майков «Спи, дитя мое, усни…», И. П. Токмакова «Как на горке снег, снег…», О. О. Дриз «Нашумелись…» С. 72 – 75 | 1 | 20.02 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 72 – 73 | Выразительно читать текст, делая нужные паузы. Выявлять общие черты жанра. Определять отличие сказки от рассказа. Объяснять смысл названия произведения. Определять свое отношение к прочитанному, аргументировать его. Сравнивать героев. Читать по ролям, передавая состояние героев. Выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. Ставить вопросы к тексту. Пересказывать фрагменты текста, весь текст кратко, от лица персонажа. Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним. Привлекать опыт собственных переживаний в процессе анализа произведения. Выбирать нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи. Сочинять рассказы по жизненным и читательским впечатлениям, записывать их полностью или частично. Придумывать подписи к иллюстрациям в учебнике. Соотносить предложенные пословицы с главной мыслью прочитанного рассказа. Подбирать рифмы. Выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к выбранному произведению. Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным. Рассказывать о человеке, изображенном на картине, по предложенному плану. Вести диалог, выслушивать мнение оппонента. Формулировать свою точку зрения. Оценивать свои переживания по поводу собственных поступков. Объединять слова, близкие по смыслу, в группы. Пользоваться толковым словарем. Находить книгу в библиотеке. Ориентироваться в аппарате книги. Сопоставлять иллюстрации разных художников к произведениям одного автора Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным. Рассказывать о человеке, изображенном на картине, по предложенному плану. Вести диалог, выслушивать мнение оппонента. Формулировать свою точку зрения. Оценивать свои переживания по поводу собственных поступков. Объединять слова, близкие по смыслу, в группы. Пользоваться толковым словарем. Находить книгу в библиотеке. Ориентироваться в аппарате книги. Сопоставлять иллюстрации разных художников к произведениям одного автора | ||||||
87 | 1 | 24.02 | С. 73 – 74 | |||||||||
88 | 1 | 26.02 | С. 75 – 76 | |||||||||
89 | А. Л. Барто «Колыбельная» С. 75 | 1 | 27.02 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 75 | |||||||
90 | Н. Н. Носов «Фантазеры» С. 77 – 83 | 1 | 2.03 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 77 – 78 | |||||||
91 | 1 | 3.03 | С. 79 – 80 | |||||||||
92 | 1 | 5.03 | С. 81 – 83 | |||||||||
93 | С. Я. Маршак «Чего боялся Петя?» С. 84 – 85 | 1 | 6.03 | Текущий Фронтальная | С. 84 – 85 | |||||||
94 | А. Л. Барто «Олень» С. 86 | 1 | 10.03 | Текущий Фронтальная | С. 86 | |||||||
95 | О. Ф. Кургузов «Надоело летать» С. 87 – 89 | 1 | 12.03 | Текущий Фронтальная | С. 87 – 89 | |||||||
96 | Ю. М. Владимиров «Чудаки» С. 90 – 91 | 1 | 13.03 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 90 – 91 | |||||||
97 | Л. Н. Толстой«Косточка» С. 92 – 93 | 1 | 16.03 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 92 – 93 | |||||||
98 | А. П. Гайдар «Совесть» С. 94 – 95 | 1 | 17.03 | Текущий Фронтальная | С. 94 – 95 | |||||||
99 | В. Ю. Драгунский «Друг детства» С. 96 – 101 | 1 | 19.03 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 96 – 97 | |||||||
100 | 1 | 20.03 | С. 98 – 100 | |||||||||
101 | 1 | 30.03 | С. 101 | |||||||||
102 | Внеклассное чтение Поэты о детях | 1 | 31.03 | Тематический Индивид. | Стихи поэтов о детях | |||||||
103 | В. А. Осеева «Волшебное слово» с. 102 – 106 | 1 | 2.04 | Текущий Фронтальная | С. 102 – 104 | |||||||
104 | 1 | 3.04 | С. 105 – 106 | |||||||||
105 | Л. Н. Толстой «Птичка» С. 107 – 109 | 1 | 6.04 | Текущий Фронтальная | С. 107 –109 | |||||||
106 | Л. Пантелеев «Трус» С. 110 – 111 | 1 | 7.04 | Текущий Фронтальная | С. 110 –111 | |||||||
107 | Н. Н. Носов «Живая шляпа» С. 112 – 115 | 1 | 9.04 | Текущий Фронтальная | С. 112 – 115 | |||||||
108 | А. Л. Барто «Снегирь»С. 116 – 119 | 1 | 10.04 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 116 – 118 | |||||||
109 | 1 | 13.04 | С. 119 | |||||||||
110 | В. К. Железников «Рыцарь» С. 120 – 123 | 1 | 14.04 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 120 –122 | |||||||
111 | 1 | 16.04 | С. 123 | |||||||||
112 | Внеклассное чтение Рассказы о детях | 1 | 17.04 | Тематический Индивид. | ||||||||
113 | А. Г. Алексин «Первый день» С. 124 – 126 | 1 | 20.04 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 124 –126 | |||||||
114 | 1 | 21.04 | С. 126 | |||||||||
115 | С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»С. 127 | 1 | 23.04 | Текущий Фронтальная | С. 127 | |||||||
116 | Картинная галерея С. 128 – 129 В.И. Суриков «Портрет дочери художника» | 1 | 24.04 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 128 –129 | |||||||
ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ (14 ч) | ||||||||||||
117 | «Идет матушка-весна…» (русская народная песня), «Призыв весны», «Сад» (русские народные песни) С. 136 – 137 | 1 | 27.04 | Текущий Фронтальная Коллективная Индивид. | С. 136 | Выразительно читать лирические и эпические произведения. Выбирать стихотворения для заучивания. Рассказывать о впечатлениях, полученных при восприятии природы, произведений разных видов искусства. Сопоставлять описание природы в разных произведениях. Выделять фрагменты произведения, нужные для ответа на вопрос. Создавать сочинения по своим наблюдениям Рассказывать о собственных наблюдениях за отношением человека к природе. Подбирать книги на заданную тему. Работать в группе, выслушивать мнение партнера, объяснять собственную позицию. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Любимые писатели, произведения и герои»: подбирать книги выбранной тематики;участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса сочинителей; принимать участие в инсценировке литературных произведений | ||||||
118 | 1 | 28.04 | С. 137 | |||||||||
119 | 1 | 30.04 | С. 159 | |||||||||
120 | А. Н. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок)С. 138 – 139 | 1 | 05.05 | Текущий Фронтальная Парная | С. 138 | |||||||
121 | 1 | 07.05 | С. 139 | |||||||||
122 | Картинная галерея С. 154 – 155 И. И. Левитан «Март» | 1 | 08.05 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 156 –157 | |||||||
123 | В. В. Вересаев «Перелетные птицы»С. 140 – 141 | 1 | 12.05 | Текущий Фронтальная Индивид. | С. 140 –141 | |||||||
124 | А. С. Пушкин «Только что на проталинах весенних…»С. 142 | 1 | 14.05 | Текущий Индивид. | С. 142 | |||||||
125 | А. Н. Толстой«Весна» С. 143 – 144 | 1 | 15.05 | Текущий Групповая | С. 143 –144 | |||||||
126 | Саша Черный «Зеленые стихи» С. 144 – 145 | 1 | 18.05 | Текущий Фронтальная | С. 144 –145 | |||||||
127 | Л. Милева «Синяя сказка» С. 146 – 148 | 1 | 19.05 | Текущий Индивид. | С. 146 –148 | |||||||
128 | 1 | 21.05 | С. 148 | |||||||||
129 | О. Ф. Кургузов «Мы пишем рассказ»С. 149 – 151 | 1 | 22.05 | Текущий Парная Фронтальная | С. 149 – С. 151 | |||||||
130 | Б. В. Заходер «Что красивей всего?»С. 152 – 153 | 1 | 25.05 | Текущий Фронтальная | С. 152 –153 |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами.
Программа курса «Литературное чтение» (автор – Э. Э. Кац.). –М.: АСТ: Астрель, 2012.
Учебники и учебные пособия:
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. — М., ACT, Астрель, 2013.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. — М., ACT, Астрель, 2014.
Методические пособия для учителя:
Э. Э. Кац. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. — М., ACT, Астрель, 2013.
Л. Ю. Терещук: 2 класс система уроков по учебнику Э.Э. Кац Волгоград: Издательство «Учитель», 2012г.
Э.Э. Кац, Н.А. Миронова Литературное чтение Проверочные и диагностические работы 2 класс М., ACT, Астрель, 2014.
Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.
Результаты освоения конкретного учебного курса, дисциплины (модуля) и система их оценки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по литературному чтению к концу 2 класса.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут формироваться
- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
- ориентация 8 нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
- регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
- эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
- эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой; познавательная мотивация учения.
У учащuхся могут быть сформированы:
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
- устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;
- толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух - примерно 35-40 слов в минуту, про себя ~ примерно 50 слов в минуту);
- читать произведения разных жанров С соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
- находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
- различать последовательность событий и последовательность их изложения;
- выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
- пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
- обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию: ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
- ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
- соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
- высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
- выражать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
- создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме;
- составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
- самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
- планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные Учащиеся научатся:
- находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
- сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
- строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
- работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные Учащиеся научатся:
- работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
- точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- владеть диалогической формой речи;
- корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
- ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
- оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
- осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
- использование критериальной системы оценивания;
- оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик на-учится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5»
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень | Отметка | Комментарий |
Материал не усвоен | «2» (неудовлетворит.) | Учащийся не владеет терминологией, не может назвать изученных авторов, произведения; владение навыком чтения не соответствует нормам для данной ступени обучения (не понимает прочитанное, не может ответить на вопросы по содержанию.) |
Минимальный уровень | «3» (удовлетворительно) | Выполнение читательского задания с серьёзными недочётами, неточный пересказ содержания прочитанного, ответы на вопросы по содержанию при помощи учителя, неточное знание авторов и произведений по программе. |
«4» (хорошо) | Выполнение читательского задания самостоятельно и без серьёзных ошибок, пересказ содержания близко к тексту, ответы на вопросы по содержанию без серьёзной помощи учителю, знание авторов и произведений с несерьёзными ошибками. | |
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) | «4+» (очень хорошо) | Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами), не влияющими на результат |
«5» (отлично) | Выполнение нестандартного задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно. | |
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) | «5+» (превосходно) | Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок |
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выразительного чтения, пересказа (подробного, выборочного, краткого ), чтения наизусть, а также в письменном виде, например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию текста, описанию героя.
Контрольное чтение проводится раз в четверть для установления уровня развития читательских умений (скорости, выразительности , понимания прочитанного), навык работы с текстом. Для контрольного чтения подбирается небольшой текст (100 – 120 слов), учитель фиксирует (желательно без ведома детей) скорость чтения, выразительность(правильность употребления пауз, логических ударений ), грамотности чтения (правильности прочтения слов )задаёт вопросы по содержанию. Все данные вносятся в таблицу.
Тематический контроль осуществляется в конце изучения раздела учебника в виде проверочной работы (тестирования) в устной и письменной форме.
Итоговое тестирование проводится в конце учебного года. Учитель может воспользоваться вопросами ,представленными в учебнике, или подобрать свои. Данный вид контроля позволяет выявить уровень владения изученным материалом, знание изученных произведений, литературных терминов и понятий , Умение работать с текстом произведений.
Итоговая проверка навыка чтения должна выявить индивидуальную динамику уровня развития читательских умений:
- Индивидуальную динамику развития скорости чтения;
- Индивидуальную динамику развития плавности чтения (по слогам, по слогам и целыми словами, целыми словами, плавное быстрое чтение);
- Индивидуальную динамику развития выразительности чтения;
- Индивидуальную динамику развития понимания текста;
- Индивидуальную динамику развития умения выделять основную мысль текста, объяснять поступки героев.
Критерии оценки проверочных работ учащихся по литературному чтению.
Вид работы | «5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетворительно) | «2» (неудовлетворительно) |
Контрольное чтение | Плавное выразительное чтение с соблюдением интонаций, пауз, передачей голосом характера героев, подробный пересказ прочитанного, полные связные ответы на вопросы о поступках героев | Плавное чтение с небольшими отклонениями от литературных норм, не влияющими на передачу смысла текста, незначительные затруднения в пересказе и ответах на вопросы | Послоговое чтение либо плавное чтение с серьезными нарушениями литературных норм, влияющими на передачу смысла произведения, серьезные затруднения в пересказе текста и ответах на вопросы, привлечение помощи учителя | Медленное чтение с серьезными нарушениями, влияющими на передачу смысла текста, серьезные затруднения в пересказе текста даже с помощью учителя, в ответах на вопросы по содержанию |
Тестирование | Безошибочное выполнение всех заданий | Безошибочное выполнение более 80 % заданий либо незначительные ошибки в отдельных заданиях (неполный или неточный ответ на некоторые вопросы) | Медленное чтение с серьезными нарушениями, влияющими на передачу смысла текста, серьезные затруднения в пересказе текста даже с помощью учителя, в ответах на вопросы по содержанию | Безошибочное выполнение менее 50 % заданий |
В соответствии с требованиями ФГОС введено также критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т. п.)
Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.
Критерии формирующего оценивания устного ответа:
- Выразительное чтение.
- Умение объяснять новые слова.
- Связный, выразительный пересказ/чтение наизусть.
- Ответы на вопросы по содержанию.
- Ответы на вопросы на понимание текста.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения МБОУ СОШ №2 от______________20__года № ____ Руководитель МО ________/ __________/ Подпись Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________________/________/ Подпись Ф.И.О. ______________________20__ года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний". Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе Планета знаний
Календарно -тематическое планирование Пояснительная запискаРазвернутое тематическое планирование...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе Планета знаний
Календарно -тематическое планирование Пояснительная запискаРазвернутое тематическое планирование...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе Планета знаний
Календарно -тематическое планирование Пояснительная запискаРазвернутое тематическое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению М...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по программе "Планета знаний"
Рабочая программа по литературному чтению разработана для 1 класса по программе "Планета знаний" , по учебнику Э.Э. Кац. 40 часов.Рабочая программа имеет следующую структуру:...
Рабочая программа по литературному чтению. Планета Знаний.
Материал содержит тематическое планирование и полную рабочую программу по литературному чтению для 3 класса. "Планета Знаний"...