рабочая программа по литературному чтению 4 класс Планета знаний
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Хабирова Аида Фаязовна

рабочая программа по литературному чтению  4 класс Планета знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный год: 2015-2016

Наименование учебного предмета: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Класс: 4б

Количество часов: по учебному плану:  всего  часов  в год 136;  в неделю  4 ч.

Планирование составлено на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 4-й класс. Учебно-методический

комплект «Планета знаний»: «Литературное чтение», автор Э.Э. Кац. [сборник]. — М.:Астрель, 2013. — 413, [3] с. — (Планета знаний).

Учебник:   Э.Э. Кац. «Литературное чтение»     Учебник для 4класса, – М., АСТ, Астрель, 2014 г;

Контрольные и диагностические работы Э.Э.Кац, М., АСТ, Астрель, 2015г.

Дополнительная литература:

Э.Э. Кац. Обучение в 4 классе   по учебнику  «Литературное чтение» - М.: Астрель, 2014 (Планета знаний)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Уровень рабочей программы – базовый.

     Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы Э.Э. Кац «Литературное чтение» (УМК «Планета знаний»).

   

     Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования.

     Цель уроков литературного чтения -  формирование читательской компетенции младшего школьника. 

     Художественная литература может оказывать комплексное воздействие на все стороны личности человека. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но, для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя.

      Задачи курса:

  1. формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
  2. формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
  3.  развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
  4. формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  5. формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  6. развитие воображения, творческих способностей;
  7. формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
  8. обогащение представлений об окружающем мире.

     Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

    Ребенок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями. Поэтому в программу по литературному чтению включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов, которые  объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно-эстетическими проблемами.

    Повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

    Список произведений,  предлагаемых к чтению третьеклассниками,  расширен произведениями нравственной тематики: о мужестве, дружбе, любви и ответственности по отношению к тем, кто рядом, совести, долге, что обогащает представления детей о взаимоотношениях между людьми, способствует формированию ценностных ориентиров, решению проблемы достижения заложенных в новом стандарте личностных результатов обучения.

    В третьем классе расширяется представление о типах литературных текстов, вводятся научно-популярные тексты различной тематики (о животных, растениях, природных явлениях), а также периодические издания для детей.

    Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Поэтому в данной программе обращается внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им.

    Важной частью курса« Литературное чтение» является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений, пробуждая желание прочитать произведение полностью, либо глубже ознакомиться с творчеством того или иного автора. В учебниках третьего  класса отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

    Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»:

  • формирование духовно-нравственного воспитания и развитие учащихся начальных классов;
  • знакомство учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствующее формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям;
  • развитие техники чтения, совершенствование качеств чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д.;
  • формирование эмоциональной грамотности;
  • формирование личных качеств человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

4 класс

В результате изучения предмета учащиеся 4 классов должны уметь:

правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.

• объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;

• определять тему и главную мысль произведения;

• ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);

• составлять план произведения, рассказы о героях;

• сопоставлять разных героев;

• определять своё отношение к произведению и героям, объяснять его;

• выявлять отношение автора к персонажам;

• делать подборку книг определённого автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

• создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;

• вести рассказ от лица героя;

• читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.

• различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия;

• различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.);

• находить в тексте сравнения, метафоры, олицетворения;

• выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера комнаты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

К концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • способность к самооценке;
  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
  • познавательная мотивация учения;

могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного, декламировать стихотворные произведения (в том числе вологодских авторов – региональный компонент).
  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;
  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
  • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
  • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • создавать текст на основе плана;
  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
  • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
  • создавать иллюстрации к произведениям;
  • создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
  • определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
  • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
  • вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
  • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
  • различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
  • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  1. работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  2. аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
  3. точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
  4. оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  5. владеть диалогической формой речи;
  6. корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

   Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Литературное чтение» является урок.

В процессе изучения курса использую уроки-презентации, уроки-путешествия, уроки-театрализации, игровые уроки.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

Виды:  текущий, промежуточный (тематический), итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

4 класс

Круг чтения

Мифы (8 ч)

Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.

Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».

Народные сказки (15 ч)

Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».

Былины (12 ч)

«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».

Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».

Авторские сказки (19 ч)

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».

Басни (9 ч)

И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».

Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».

Слово о родной земле (11 ч)

Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина»,

Региональный компонент: В.Федотов «Снега России», «На родине», «Дед Егор».

О прошлом Родины (9 ч)

«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».

Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».

Прошла по земле война (9 ч)

А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».

О добре и красоте (17 ч)

А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».

Мир детства (18 ч)

Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».

Удивительные приключения (9 ч)

Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).

Навыки и культура чтения

Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.

Скорость чтения вслух — примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного чтения про себя — примерно 120 слов.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова в тексте.

Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.

Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.

Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.

Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.

Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.

Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.

Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.

Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.

Литературоведческая пропедевтика

Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе.

Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.

Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

примечание

Дата фактич.

1

Знакомство с учебником. Мифы

С.4-5

2

Шумерские мифы  «Подвиги бога Нинурты»

С. 5—7

3

Древнегреческие мифы «Нарцисс и Эхо»

С. 8—11

4

Древнегреческие мифы «Нарцисс и Эхо»

С. 8—11

5

Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции.

С. 18—20

6

Научно – популярная статья «Восточные славяне в сочинениях византийцев».

С. 117 -  118

7

Славянские мифы.

С. 12 - 15

8

Поэтические приёмы,  пришедшие из мифов А.В. Кольцов «Урожай»

С. 16—17

9

Народные сказки.

С. 21—22

10

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). 

С. 23—34

11

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка).

С. 23—34

12

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка).

С. 23—34

13

«Находчивый солдат» (русская народная сказка).

С. 35—37

14

«Мужик и царь»(русская народная сказка).

С. 38—41

15

«Мужик и царь» (русская народная сказка).

С. 38—41

16

«Портной и царь» (армянская народная сказка).

С. 42—46

17

«Портной и царь» (армянская народная сказка).

С. 42—46

18

«Кола - рыба» (итальянская народная сказка).

С. 47—53

19

«Кола - рыба» (итальянская народная сказка).

С. 47—53

20

«Кола - рыба» (итальянская народная сказка).  Проверка навыка чтения

С. 47—53

21

Научно –популярная статья «Землетрясение».

С. 118—120

22

Внеклассное чтение. Сказки народов мира

23

Проверочная работа  № 1 по разделам «Мифы. Народные сказки.»

24

Былины  «Как Илья из Мурома богатырём стал».

С. 66—71

25

Былины «Как Илья из Мурома богатырём стал».

С. 66—71

26

Былины «Как Илья из Мурома богатырём стал».

С. 66—71

27

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

С. 72—81

28

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

С. 72—81

29

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

С. 72—81

30

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

С. 72—81  

31

Научно – популярная статья «Княжение Владимира Святого».

С. 120—122

32

 А.К. Толстой «Илья Муромец».

С. 83—85

33

 Внеклассное чтение Былины о русских богатырях.

С. 82, 88—93

34

 Былины о русских богатырях.  

С. 82, 88—93

35

Картинная галерея В.М. Васнецов «Богатыри» Проверочная работа № 2 по теме: «Былины»

С. 86—87

36

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

С. 94—105

37

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

С. 94—105

38

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

С. 94—105

39

А. С. Пушкин  «Сказка о царе  Салтане…»

С. 94—105  

40

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане…»

С. 94—105

41

Внеклас-сное чтение  Сказки В. Гауфа

С. 105

42

Сказки В. Гауфа

С. 105

43

Н.С. Гумилёв «Маркиз де Карабас».

С. 106—109

44

Н.С. Гумилёв «Маркиз де Карабас».

С. 106—109

45

К. Чапек «Случай с русалками»

С. 110—116

46

К. Чапек «Случай с русалками»

С. 110—116

47

Внеклассное чтение К. Чапек «Сказки».

С. 116

48

К. Чапек «Сказки».

С. 116

49

Р. Киплинг  «Рикки – Тики - Тави».

С. 3—29

50

Р. Киплинг  «Рикки – Тики - Тави».

С. 3—29

51

Р. Киплинг  «Рикки – Тики - Тави».

С. 3—29

52

Р. Киплинг  «Рикки – Тики - Тави».

С. 3—29

53

Проверочная работа № 3 по теме «Авторские  сказки»

54

Внеклассное чтение О. Кургузов «Телевизионные макароны».

С. 32—34

55

Басни И.А. Крылов «Трудолюбивый Медведь».

С. 38—40

56

Басни И.А. Крылов «Трудолюбивый Медведь».

С. 38—40

57

Эзоп «Ворон и Лисица».

С. 43,40—42

58

И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

С. 44—46

59

И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

С. 44—46

60

Научно – популярная статья «Кумушка лиса».

С. 116—117

61

 И.А. Крылов  «Любопытный».

С. 40 - 42

62

Внеклассное чтение Басни.

С. 47—52

63

Проверочная работа № 4 по теме: «Басни»

64

Ю. Яковлев «Мама»

С. 56—57

65

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»

С. 59

66

Научно – популярная статья «Ландыш».

С. 117—118

67

С.А. Есенин «С добрым утром!».

С. 60—62

68

Внеклассное чтение  Стихотворения С.А. Есенина.

С. 62

69

М.М. Пришвин «Моя родина».

С. 62—65

70

М.М. Пришвин «Моя родина».

С. 62—65

71

Научно – популярная статья «Валдайский национальный парк».

С. 119—120

72

И. Северянин «Запевка». Проверочная работа № 5 по теме «Слово о родной земле»

С. 66—67

73

И.С. Никитин  «Русь».

С. 67—70

74

Внеклассное чтение . Любимые стихотворения.

С. 72—74

75

«Повесть временных лет» А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

С. 75—82

76

«Повесть временных лет» А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

С. 75—82

77

«Повесть временных лет» А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

С. 75—82

78

Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь».

С. 83—84

79

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин».

С. 85—89

80

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин».

С. 85—89

81

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин».

с. 85—89

82

Картинная галерея  В.В. Маторин «Дмитрий Донской»

83

Ф.Н. Глинка «Москва». Проверочная работа № 6 по теме «О прошлом Родины»

С. 90—93

84

А.А. Ахматова  «Мужество».

С. 95—96

85

Б. Полевой «Последний день  Матвея Кузьмина».

С. 96—105

86

Б. Полевой «Последний день  Матвея Кузьмина».

С. 96—105

87

Б. Полевой «Последний день  Матвея Кузьмина».

С. 96—105

88

Б. Полевой «Последний день  Матвея Кузьмина».

С. 96—105

89

Б. Полевой «Последний день  Матвея Кузьмина».

С. 96—105

90

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

С. 105—107

91

Проверочная работа № 7 «Прошла по земле война»

92

Внеклассное чтение Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне  

С. 108—109

93

А.А. Фет «На рассвете».

С. 110—111

94

И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги...».

С. 111—113

95

Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок).  

С. 113—115

96

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

С. 4—15

97

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

С. 4—15

98

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

С. 4—15

99

Проверка навыка сформированности чтения

100

А.Н. Майков «Мать».

С. 15—17

101

Х.К. Андерсен «Соловей».

С. 18—32

102

Х.К. Андерсен «Соловей».

С. 18—32

103

Х.К. Андерсен «Соловей».

С. 18—32

104

Х.К. Андерсен  «Соловей».

С. 18—32

105

Научно – популярная статья «Соловьи».

С. 119—120

106

Внеклассное чтение. Х.К. Андерсен «Снежная королева».

С. 32

107

А.А. Ахматова  «Перед весной бывают дни такие...».

С. 33  

108

Картинная галерея И.И. Шишкин  «Рожь». Внеклассное чтение А. Блок «Летний вечер».

С. 34—39

109

А. Блок «Летний вечер». Проверочная работа № 8 по теме: «О добре и красоте»

С. 34—39

110

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети».

С. 42—47

111

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети».

С. 42—47

112

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети».

С. 42—47

113

Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях.

С. 87—90

114

Л.Н. Толстой «Детство» (отрывки).

С. 48—51

115

Л.Н. Толстой «Детство»  (отрывки).

С. 48—51

116

И.А. Бунин «Детство».

С. 52

117

Марк Твен Главы из книги «Приключения Тома Сойера».

С. 53—63

118

Марк Твен  Главы из книги «Приключения Тома Сойера».

С. 53—63

119

Внеклассное чтение Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

С. 63

120

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

С. 63

121

В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой».

С. 64—71

122

В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой».

С. 64—71

123

М.И. Цветаева «Наши царства».

С. 72—73

124

Р.Л. Стивенсон «Страна кровати».

С. 74—75

125

А.П. Чехов  «Мальчики».

С. 76—86

126

А.П. Чехов «Мальчики». Проверочная работа №9 по теме «Мир детства»

С. 76—86

127

Научно – популярная статья «Николай Пржевальский».

С. 121—122

128

Р.Э. Распэ Главы из книги «Приключения барона Мюнхгаузена».

С. 91—97

129

Р.Э. Распэ Главы из книги «Приключения барона Мюнхгаузена».

С. 91—97

130

Д. Свифт «Путешествия Гулливера».

С. 98—108

131

Д. Свифт «Путешествия Гулливера».

С. 98—108

132

Д. Свифт «Путешествия Гулливера».

С. 98—108

133

Проверочная работа №10 по теме «Удивительные приключения»

134

Т. Крюкова «Хрустальный ключ».

С. 109—118

135

Т. Крюкова «Хрустальный ключ».

С. 109—118

136

Внеклассное чтение.Мои любимые книги.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Критерии оценивания

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

  1.  ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование  

                универсальных учебных действий;

  1.  оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
  2.  осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
  3.  включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и  

               самоанализу (рефлексии);        

  1.  использование критериальной системы оценивания;
  2.  оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
  3.  разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения,

               текущими учебными задачами; целью получения информации.

Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).

Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету

Уровень

Отметка

Комментарий

Материал не усвоен

«2»

(неудовлетворительно)

Учащийся не владеет терминологией, не может назвать изученных авторов, произведения, владение навыком чтения не соответствует нормам для данной ступени обучения (не понимает прочитанное, не может ответить на вопросы по содержанию и т. п. )

Минимальный

уровень

«3»

(удовлетворительно)

Выполнение читательского задания с серьезными недочетами, неточный пересказ содержания прочитанного, ответ на вопросы по содержанию при помощи учителя, неточное знание авторов и произведений по программе

«4»

(хорошо)

Выполнение читательского задания самостоятельно и без серьезных ошибок, пересказ содержания близко к тексту, ответы на вопросы по содержанию без серьезной помощи учителя, знание авторов и произведений с несерьезными ошибками

Программный уровень

(решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)

«4+» (очень хорошо)

Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами), не влияющими на результат

«5»

(отлично)

Выполнение нестандартного задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно

Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков)

«5+»

(превосходно)

Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок

В своей работе я буду использовать текущий контроль в форме устного опроса, выразительного чтения, пересказа (подробного, выборочного, краткого), чтения наизусть; в письменном виде - тесты, выполнение заданий в рабочей тетради краткие письменные ответы на вопрос по содержанию текста, описание героя и т.д.

Чтение наизусть

«5» -  твердо,  без   подсказок,  знает   наизусть, выразительно читает;

«4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

«3»  - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста, читает без выражения;

«2»  - нарушает  последовательность  при  чтении,  не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению: 

  • Правильная постановка логического ударения.
  • Соблюдение пауз.
  • Правильный выбор темпа.
  • Соблюдение нужной интонации.
  • Безошибочное чтение.

«5» - выполнены правильно все требования;

«4» - не соблюдены 1-2 требования;

«3» -допущены ошибки по трем требованиям;

«2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  • Своевременно начинать читать свои слова.
  • Подбирать правильную интонацию.
  • Читать безошибочно.
  • Читать выразительно.

«5» - Выполнены все требования

«4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию

«3» - допущены ошибки по двум требованиям

«2» -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ  «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков;

«4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их;

«3» - пересказывает при   помощи   наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки;

«2» - не может передать

Контрольное чтение проводится раз в четверть для установления уровня развития читательских умений (скорости, выразительности, понимания прочитанного), навыков работы с текстом. Для контрольного чтения подбираю небольшой текст (120-140 слов),  фиксирую (желательно без ведома детей) скорость чтения, выразительность (правильность употребления пауз, логических ударений), грамотность чтения (правильного прочтения слов), задаю вопросы по содержанию. Все данные вношу в таблицу с помощью знакового, балльного, цветового или словесного обозначения.

Мониторинг сформированности навыка чтения учеников 3__ класса за        четверть        20        - 20 __   учебного года

Фамилия, имя ученика

Скорость чтения (сл./мин.)

Плавность

(буквенное, слоговое, целыми словами)

Выразительность

(соблюдение пауз, логических ударений, интонаций героев)

Грамотность

(правильное чтение слов)

Понимание

(ответы на вопросы по содержанию)

Отметка

Примечание

Для мониторинга индивидуального развития навыков чтения учащегося можно веду личную таблицу, которая помещается в портфолио ученика.

Фамилия, имя ученика

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Скорость чтения (сл. /мин.)

Плавность

Выразительность

Грамотность

Понимание содержания

Тематический контроль осуществляется в конце изучения раздела учебника в виде проверочной работы (тестирования) в устной и письменной форме.

Итоговое тестирование проводится в конце учебного года. Учитель может воспользоваться вопросами, представленными в учебнике, или подобрать свои. Данный вид контроля позволяет выявить уровень владения изученным материалом, знание изученных произведений, литературных терминов и понятий, умение работать с текстом произведений.

Итоговая проверка навыка чтения должна выявить индивидуальную динамику уровня развития читательских умений:

  •  индивидуальную динамику развития скорости чтения;
  •  индивидуальную динамику развития плавности чтения (по слогам, по слогам и целыми словами, целыми словами, плавное быстрое чтение);
  •  индивидуальную динамику развития выразительности чтения;
  •  индивидуальную динамику развития понимания текста;
  •  индивидуальную динамику развития умения выделять основную мысль текста, объяснять поступки героев и т. п.

Критерии оценки проверочных работ учащихся по литературному чтению

Вид

работы

«5»

(отлично)

«4»

(хорошо)

«3»

(удовлетворительно)

«2»

(неудовлетворительно)

Контрольное

чтение

Плавное выразительное чтение с соблюдением интонаций, пауз, передачей голосом характера героев, подробный пересказ прочитанного, полные связные ответы на вопросы о поступках героев

Плавное чтение с небольшими отклонениями от литературных норм, не влияющими на передачу смысла текста, незначительные затруднения в пересказе и ответах на вопросы

Послоговое  чтение либо плавное чтение с серьезными нарушениями литературных норм, влияющими на передачу смысла произведения, серьезные затруднения в пересказе текста и ответах на вопросы, привлечение помощи учителя

Медленное чтение с серьезными нарушениями, влияющими на передачу смысла текста, серьезные затруднения в пересказе текста даже с помощью учителя, в ответах на вопросы по содержанию

Тестирование

Безошибочное выполнение всех заданий

Безошибочное выполнение более 80 процентов заданий либо незначительные ошибки в отдельных заданиях (неполный или неточный ответ на некоторые вопросы)

Безошибочное выполнение более 50 процентов заданий, либо незначительные отклонения во всех заданиях

Безошибочное выполнение менее 50 процентов заданий

В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом.

Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т. п.).

Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.

Примерные критерии формирующего оценивания устного ответа:

  1.  Выразительное чтение.
  2.  Объяснение новых слов.
  3.  Связный, выразительный пересказ/чтение наизусть.
  4.  Ответы на вопросы по содержанию.
  5.  Ответы на вопросы на понимание смысла.

Примерные критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):

  1.  Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
  2.  Разнообразие источников информации.
  3.  Выразительный устный рассказ.
  4.  Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
  5.  Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.

Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • портреты писателей и поэтов, художников, композиторов;
  • репродукции картин художников-пейзажистов, натюрморты, портреты, плакаты в соответствии с тематикой литературных произведений и рубрики «Картинная галерея»;
  • иллюстрации к литературным произведениям;
  • библиотека книг для внеклассного чтения, научно-популярных изданий для детей, детских периодических изданий;
  • демонстрационные образцы книг представленных авторов;
  • стеллаж (демонстрационная полка) для оформления выставок книг;
  • стеллаж для хранения книг, портретов, иллюстраций.

Электронно-программное обеспечение:

  • записи музыкальных произведений, соответствующих тематике литературных произведений;
  • видеофильмы и музыкальные слайд-шоу о природе, о писателях и поэтах;
  • презентации по литературному чтению.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор,
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • демонстрационный экран; цифровой фотоаппарат;

Контрольно – измерительные материалы: Контрольные и диагностические работы Э.Э.Кац, М., АСТ, Астрель, 2015г.

  1. Перечень литературных произведений наизусть:

1. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отр. )        

2. И. А. Крылов по выбору        

3. И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

4. Внеклассное  чтение. Региональный компонент. Басни. По выбору.        

5. Внеклассное  чтение. Стихотворения  С. А. Есенина.        

6. Внеклассное  чтение. Любимые стихотворения.  Региональный компонент.

7. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (отр. )        

8. А. А. Ахматова «Мужество»

9. Внеклассное  чтение. Стихотворения  о войне.        

10. С. А. Есенин. Черёмуха.        

11. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (отр. )        

12. Стихотворения о детях. По выбору.

  1. Примерные тексты для проверки техники чтения:

Примерные показатели по темпу чтения:

1 класс – 25-30 слов в минуту
2 класс – 30- 40 слов в минуту в конце первого полугодия,
40-50 слов в минуту в конце второго полугодия.
3 класс – 50- 60 слов в минуту в конце первого полугодия,
65-75 слов в минуту в конце второго полугодия.
4 класс – 70 - 80 слов в минуту в конце первого полугодия,
85-95 слов в минуту в конце второго полугодия.

Сентябрь.

ПЕРЕПОЛОХ В ИГРУШЕЧНОМ ГОРОДЕ.


По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались. Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька - Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На всякий случай подошел ближе к куклам: тигр все-таки. Вдруг понадобиться защита.
Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька - Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.
Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:

- Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу ?

- Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе ! – сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. – Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!

- Рразве мне жалко ? – сказал Тигр. – Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр !
Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.         173 слова (Т. Александрова)

Декабрь.

** *


Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.                                 

85 слов

Май.

ВЕТЕР

В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.

Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.

Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.

112 слов. Африканская сказка

***

Сидит соловей в густой зелени деревьев, не сразу его и увидишь. Хорошо ему в родном лесу, и песня запелась сама собой.

Заслушался соловья старичок, сидевший возле дома на скамеечке. Вышла старушка, неся в руках кухонное полотенце. Готовила она, да песня ее во двор выманила.

Перестала играть в мячик маленькая внучка. Стоит, песню слушает.

Даже облака в небе остановились, даже ветер притих. Только курица, копавшая червяков, обиделась:

- Подумаешь, соловей ! Разве я хуже пою ? Ко-ко-ко ! Куд-куда !

А песня соловья летела над лесом, над домом и двором. И была в той песне радость и грусть, и звала она куда-то ввысь, к счастью.

Даже курица не заметила, как, склонив голову, сама стала слушать лесного чародея…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс

Рабочая программа  по  литературному  чтению  содержит  в  себе  тип  урока, виды контроля, используемые технологии.   Программа  создана  на  основе  авторской   Э.Э. Кац...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" для 3 класса. Учебник Э.Э. Кац. Данная РП составлена с учётом всех требований ФГОС НОО на 2013-2014 уч.год. В РП имеются приложения(Крите...

рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Планета знаний" 3 класс

Рабочая программа: пояснительная записка, содержание программы, система оценивания, планируемые результаты....

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Планета знаний", 3 класс

Типовая базовая рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго покол...