Д.Мамин- Сибиряк " Сказка про храброго Зайца, Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Галочкина Лариса Александровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mamin-sibiryak.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

Цели: продолжить знакомство с творчеством писателя Д. Н. Мамина- Сибиряка; развивать навыки выразительного чтения; умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев; память, внимание, речь учащихся. Развивать умение самостоятельно работать с текстом; развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; учить высказывать и отстаивать свою точку зрения. Воспитывать интерес к чтению; доброе отношение ко всему живому, положительные черты характера.

Планируемые результаты:

ПредметныеУчащиеся познакомятся с творчеством писателя Д. Н. Мамина- Сибиряка; продолжат работу над навыком выразительного чтения; самостоятельной работы с текстом; научатся выделять главное.

Метапредметные:

 анализировать  художественный  текст, выделять  в нем основной мысли, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

 формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), интереса к чтению

Тип урока: изучения нового материала

Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс Л.Ф.Климановой , презентация к уроку, иллюстрации к сказке

 

Ход урока

На доске «У страха глаза велики»



1.Организационный момент

Плохой герой наденет маску,
Бывает разная развязка.
Даю последнюю подсказку,
Все дети на ночь любят ...

2. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке чтения? (о сказке)

- Какие бывают сказки? (литературные и народные)

- Что вы знаете о народной и авторской сказке?

- Какую сказку мы называем литературной? (это авторская сказка)

- Какую сказку мы называем народной?

- Сказки каких авторов вы читали? (дети называют сказки и автора)

2. Речевая разминка

Зайчик по лесу прыг-скок,

Спрятался он за кусток.

Сидит зайка под кустом,

Куст для зайца — это дом.
- Прочитать загадки, отгадать, о ком или о чём идёт речь.  ( Слайд)

- Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их скороговоркой. (Чтение учащимися хором под руководством учителя)

3. Изучение нового материала. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя. А так же прочитаем новую сказку, автором которой является Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Рассмотрите его портрет. (на доске) ( Слайд )

Рассказ учителя.

 Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин. Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился в Петербургском университете. Однако из-за болезни получить законченное образование так и не смог.

Самую широкую известность получили “Алёнушкины сказки”, переведённые на многие языки мира. Они писались Дмитрием Наркисовичем для маленькой больной дочери Елены, которую он растил и воспитывал сам. Отец хотел научить ребенка любить жизнь. Герои сказок — муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цветы — малы, слабы, незаметны среди больших и сильных существ. Но все же в его сказках слабые одерживают верх над сильными, незаметные обретают свое место в жизни.

Когда «Алёнушкины сказки” вышли отдельной книгой, автор признался: “Это моя любимая книжка …» (слайд )

- На доске есть слова, соберите из них название произведения, с которым сегодня познакомимся.

(Слова: ПРО, СКАЗКА, ЗАЙЦА, ХРАБРОГО, УШИ, ГЛАЗА, ХВОСТ, ДЛИННЫЕ, КОРОТКИЙ, КОСЫЕ) слайд)

- “Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”

- Проверьте на слайде . У вас получилось название первой сказки из сборника «Аленушкины сказки», но в этот сборник входит много других сказок.

-Как вы думаете о чем эта сказка?

- Можно ли по названию сказки определить главного героя?

(ЗАЯЦ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ДАЁТСЯ ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ЕГО. ТОЛЬКО НЕПОНЯТНО, ПОЧЕМУ ОН ХРАБРЫЙ, ЕСЛИ ЗАЙЦЫ ОБЫЧНО ТРУСЫ)

-Давайте попробуем сформулировать цели урока, используя слова:

Познакомимся.., Научимся…, Будем учиться…,Оценивать поступки

- Какие же обычно бывают зайцы в сказках?

- А может ли заяц стать храбрым? (проблемный вопрос) На этот вопрос мы ответим позже.

- Нам предстоит сегодня узнать, каким же был заяц в этой сказке? Может быть, это какой-то необычный заяц, действительно сказочный.

Работа с текстом. Чтение сказки . с 183-187

Словарная работа (по ходу чтения ) (слайд )

душа в пятки – сильный испуг

Отведавшие волчьих зубов – побывавшие в пасти у волка

Расхрабрившийся – осмелевший

Ежели – если

Кубарем – вертясь

задал стрекача – стремительно убежал

приободрился – стал бодрым

4. Физкультминутка ( Слайд ) Лови комара

(Стоя, делать хлопки в ладоши на уровне груди , лица, над головой, поворачиваясь в разные стороны, имитируя ловлю комара)

Хлоп в ладоши, комара

Я поймал не сразу:

Хлопал я не раз, не два….

Хлопал до упаду.

Потом я очень ловким стал,

Сразу комара поймал.


5. Закрепление нового материала

Работа с текстом. Беседа после чтения:

- Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она интересная, весёлая. В ней много смешных моментов)

- Каким изображён заяц в начале сказки? (маленьким, трусливым) Найдите ответ на этот вопрос. (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки)
-Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится? (Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться).
-Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Зачитайте отрывок из сказки. (Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого).
- Прочитайте, как хвастался заяц. 
- Почему волк решил съесть именно этого зайца?
(Он услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех – хвастун заяц, который хвастался своей храбростью)
- Что случилось с зайцем, когда он увидел волка? (Язык у хвастуна точно примёрз.)
- Как вы понимаете это выражение? (Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка).
- Как автор говорит о том, как заяц убегал от волка?
(Задал такого стрекоча. Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи).
- Где нашли трусишку другие зайцы? (В ямке под кустиком).
-Какие чувства он испытывал? (Чувства страха.)
- Что ему сказали зайцы? Как они его стали называть? (Они его похвалили. Молодец, косой!..) 
- Найдите этот отрывок и прочитайте стр. 186
-Во что стал верить заяц, после этого происшествия? (Что он действительно никого не боится)
- Было ли вам жалко зайца? В какой момент? Почему?

Работа с иллюстрациями к сказке.

- Я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации к сказке и найдите в тексте отрывок, соответствующий им. (слайд)


8. Подведение итогов.
В народе всегда разграничивали добро и зло, правду и ложь, трусость и храбрость.

Работа с пословицами.
- Посмотрите внимательно на пословицы, и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке? (Рассуждают) (Слайд )

Ответы детей:
«Волка ноги кормят». Он хотел есть и пошёл искать себе добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу – и будет сыт. 

«У страха глаза велики» (и волку и зайцу – Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него).


- С какой сказкой познакомились на уроке?

- Кто автор сказки?

- С какой целью писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила)

- Может ли заяц стать храбрым?

9. Оценивание.

-Кто был сегодня активным?

- А кто не принимал участия в ходе урока ? Почему?

10 .Рефлексия . Написание кластера  (слайд)

11.Домашнее задание. Подготовить пересказ от имени зайца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Работа над произведением развивает  речь учащихся, обогащает их  словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...

Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Цель: сравнение  литературной (авторской) сказки с народной; осознанное восприятие  содержания текста, оценка его характера.Задачи: развивать навыки осознанного, правильного, выразитель...

Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР  в ко...

Литературное чтение (3 класс) , Д.Н. Мамин–Сибиряк «СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА, ДЛИННЫЕ УШИ , КОСЫЕ ГЛАЗА , КОРОТКИЙ ХВОСТ»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Школа России"Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца... "...

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»

Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...

Анализ сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Урок литературного чтения в 3 классе. Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным....