Раздел «Мир волшебных сказок». Литературная викторина по прочитанным сказкам.
план-конспект урока по чтению

Гольтяпина Инна Васильевна

Раздел «Мир волшебных сказок».

Литературная викторина  по прочитанным сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_i.k._microsoft_word.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел «Мир волшебных сказок».

Литературная викторина  по прочитанным сказкам. (4)

Занятие 1 (2 часа)

Разминка:

1. Какое животное в темноте видит так же, как и на свету, а спереди – так же, как и сзади?

(Крот)

2. Как далеко может забежать заяц в лес?( Только до середины: дальше он уже выбегает)

3. В какой части земного шара самые длинные сутки? (Везде одинаковы)

4. Назовите место в театральном зале, куда не продают билетов.( Сцена)

5. Назовите город, центральное сооружение которого было изрядно исписано советскими людьми. (Берлин (речь идет о рейхстаге)

6. Самое известное поповское изобретение.(Радио)

7. Какое селение помещается в бауле?(Аул)

8. У какого животного огромные ноздри по причине очень толстых пальцев?(у гориллы)

Развитие логического мышления (логические сказки)

Дубы для царя

Однажды поехал царь посмотреть на свое царство.

Проезжает через лес, видит – стоят на поляне двадцать

дубов, один другого краше. Обомлел царь от удивленья.

А потом и говорит слугам:

– Хочу, чтобы эти дубы у моего дворца росли.

Да разве столетние дубы пересадишь? Но приказ

есть приказ. Дни и ночи думали царские мастеровые,

а толку ни какого. Как веленье царя исполнить? Дались

ему эти дубы…

Подсказка. Дубы переносить затруднительно… Но уж

если царь приказал, чтобы у царского дворца дубы

росли, – придется выполнить. Как?

«Может, посадить маленькие дубки, а царь

подождет лет сто?»

Ответ. Один мастеровой посоветовал не дубы пере-

садить, а на поляне дворец построить. Так и сделали.

Царь остался до волен. И дубы при дворце, и дворец

при царе.

«А можно сделать большие искусственные

дубы, точь-в-точь как настоящие».

Занятие 2 (2 часа)

Разминка:

1. Вершины какой горы достичь легче, чем ее подножия? (Айсберга)

2. Как называют человека, подбирающего себе друзей по вкусу?(Каннибал)

3. Назовите имя самого известного русского утописта.(Герасим)

4. Каким осветительным прибором пользуются только зимой, и то раз в году?( Елочной гирляндой)

5. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?(Когда открыта дверь)

6. Когда человек бывает в комнате без головы?( Когда высовывает ее в окно)

7. Когда небо бывает ниже земли?( Когда отражается в воде)

8. Для каких животных губителен атмосферный воздух?(Например, для рыб)

Развитие логического мышления (логические сказки)

Невеста по жребию

Жил-был царь Косарь. И была у того царя краса-

вица дочь – царевна Зоренька. Как-то раз звездочет

предсказал царю, что потеряет он царство свое, если

отдаст дочь замуж. Пришла пора Зореньке замуж идти.

Вот уж и первые три жениха у ворот стоят. А краше

всех – царевич Переяслав. Назначил царь женихам

испытание – жребий тянуть. И вот собрался народ

на берегу реки.

– Два камня я положил в золотой сосуд, – ска зал царь

Косарь. – Один камень белый, другой камень крас-

ный. Кто вытащит белый, тот получит царевну в жены95

и полцарства в придачу, а кто вытащит крас ный – не сно-

сить тому головы.

Не испугались женихи, но не знали они, что царь два

красных камня в сосуд положил. В первый день первый

жених вытащил красный камень – и ему отру били

голову. На другой день со вторым женихом случилось

то же самое.

Настала очередь третьего жениха. Но полюбила

Зо ренька Переяслава и тайком рассказала ему о злом

царском умысле.

Что же делать Переяславу? Отказаться – значит, честь

погубить и царевну потерять, не отказаться – с жизнью

надо прощаться.

Подсказка. Переяслав знает, что в сосу де два красных

камня.

«Может, ну ее, эту царевну? Если макушку

отрубят, на чем ушки носить?»

Ответ. На третий день подошел Переяслав жребий тя-

нуть. Опустил он руку в сосуд, достал камень и поднял

зажатый в кулак жребий высо ко над головой.

– Знаю, что верно выбрал, не хочу и глядеть на ка-

мень! – и с этими словами царевич широко размах нулся

и закинул камень в реку.

– Что за камень был у тебя в руке? – спросил судья.

– Белый. А не верите – так проверьте тот, что остал-

ся! – ответил Переяслав.

Делать нечего, пришлось царю отдавать Зо реньку

в жены Переяславу, ведь в сосуде остался красный

камень.

«Молодец царевич! А вот если бы реки

не было?»

Приложение: папка «Мир волшебных сказок»

 

 Раздел «Правописание буквосочетаний  жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн».(2)

Занятие 1 (2 часа)

Разминка:

1. Как называют граждан самой большой республики?(Китайцы)

2. Императором какой страны был японец?( Японии, конечно)

3. Какой мужчина никогда не врет своей жене?( Холостяк.)

4. Какое транспортное средство приводилось в движение рыбой?(Печь)

5. Хотя она и вызывает смех, ее многие боятся.( Щекотка.)

6. Как называют человека, который тратит новые деньги на приобретение старых?

( Нумизмат)

7. Про каких животных можно утверждать, что они одной крови с человеком?( Комар и клоп)

8. Где находится край света?( Там, где начинается тень)

Развитие логического мышления (логические сказки)

Смекалка

против Змея Горыныча

Повадился Змей Горыныч

де ревни разорять да лю-

дей умы кать. Опустел край.

В одном селе так и вовсе

остались только ста рые

да малые… Однажды зим-

ним вечером унес Змей двоих

детей – брата и сестру – и по-

садил в темницу – подрастут,

мол, до весны, тогда и съем.

Но дети оказались смека-

листые. Подняли они такой

крик и визг, что поте рял

Горыныч покой и сон, а глав-

ное – аппетит, все семь голов

за болели… И решил Змей

Горыныч обхитрить детей.

– Выпущу я вас на волю, –

сказал он, – если принесете

мне живой воды, чтобы омо-

лодиться. Но вот вам условие:

воду принести – без посуды!

Делать нечего – согла-

сились дети. Где ручей под-

земный с живой водой – из-

вестно. Да как условие Змея

выполнить?

Подсказка. Вы не забыли,

что дело-то зимой было?

«Ну и что! Эту задачу и летом решить можно.

Всего-то и нужно, чтобы между ушами мысли

шевелились».

Ответ. Дети набрали воды в миску, а потом воду замо-

розили, ледышку из миски достали и Змею принесли.

Можно решить задачу и летом: набрать каждому в рот воды

и принести; намочить какие-нибудь мочалки, тряпки – даже

свою одежду – а потом отжать у Змея; прокопать канал,

если не очень далеко.

«Здорово! Люблю умных де тей – они котов

не обижают. Только будь у меня побольше

вре мени, я бы еще не то придумал!»

Приложение: папка «Правописание жи-ши»

раздел «Алфавит»(2)

Занятие 1 (2 часа)

Разминка:

1.Как зовут сына папы Карло?

2.Из чего папа Карло сделал Буратино?

3.Какую косу нельзя заплести?

4.Что в русской народной сказке было не простое, а золотое?

5.Кто тащил репку в сказке «Репка»

6.Живая мышеловка. Кто это?

7.Назови слова, начинающиеся со слога «бу».

8.Как называется «лыжное» время года?

Развитие логического мышления (логические сказки)

Много войска из ничего

Прибегает один раз к царю перепуганный воево да

от самой границы царства. И говорит:

– Не гневайся, царь, за плохую весть. Пошел на нас

войной соседний король, и войско у него ог ромное.

– А почем ты знаешь, что у него огромное войско?

– Приложил я ухо к земле и по топоту узнал большую

конницу. А посмотрел – столько пыли от этой конницы,

что самих коней издалека не видать.

– А с какой стати соседнему королю на нас вой ной

идти?

– Дело известное, их король на те царства напа дает,

где войско небольшое. А от большого войска он сам

убегает. И на нас этот супостат напал, потому что у нас

луга самые сочные да стада самые тучные. Была бы у нас

большая конница, он бы к нам и носа не сунул.

Что же делать царю? Ведь большой конницы у него

нет, а царство терять неохота.

Подсказка. Нужно навстречу врагу послать большую

конни цу, чтобы испугать его, да нет у царя большой

конницы. Как бы без конницы врага испугать?

«Ну и задача – конницы нет, но конни ца

должна быть. Чем бы ее заменить?»

Ответ. Созвал царь всех пасту хов царства своего и при-

казал им гнать тучные стада на врагов. Поднялась из-под

копыт пыль столбом. Увидели вражеские дозорные тучи

пыли, услышали, как земля загудела, – и к вра жескому

королю кинулись. Так, мол, и так, ваше коро левское

величество, идет на нас войско – видимо-невидимо.

Решил король уносить ноги, пока цел… Так и победил

царь не силой, а хитростью.

«Сообразительный царь. Я сообрази тельных

уважаю. Даже если они не цари, а просто

дети или коты, например».

Творческое задание. Ученикам предлагается работа в форме доклада, презентации на тему «История возникновения моего имени»

Приложение: папка «Алфавит» (история возникновения азбуки, древние азбуки)

Раздел «Мастерская учебного поиска  «Животные – «дипломаты» в литературе».(2)

Занятие 1 (2 часа)

Разминка:

1.Какое сегодня число?(месяц, год) Какое число было 3 дня назад? Неделю назад? Год назад?

2.Мудрая приятельница Вини-Пуха.

3.Какая польза от коровы?

4. Что растёт у человека на голове?

5.Домашнее животное с рогами и бородой.

6.Мой приятель шёл, пятак нашёл.

   Двое пойдём, сколько найдём:

7.Какие две рыбы в русских сказках исполняют желания?

8.Какая фамилия у Кощея?

 Развитие логического мышления (логические сказки)

Разъяренный

Джинн

Выкопал как-то

крестьянин на своем

поле кув шин. Тут же

открыл его – думал зо-

лотые монеты най ти…

Но из кувшина выскочил

разъяренный Джинн.

– Тысячу лет я молил бога,

чтобы кто-нибудь выпустил меня

на волю, – кричал он, потрясая

кулаками. – Я обещал спасителю

горы золота и бриллиан тов…

Но никто не внял моим прось-

бам! Тогда я решил расправиться

с тем, кто нарушит мой покой. Прошла

еще тысяча лет – и вот тебе вздумалось

добывать клады в собственном огоро де!!!

Прощайся с жизнью, несчастный!

Но крестьянин был не робкого де сятка…

– Будь по-твоему, Джинн. Но выполни мою

последнюю просьбу.97

– Говори, – неохотно со гласился Джинн, – выполню.

Но имей в виду – тебя не отпущу, себе никакого вреда

не при чиню и обратно в кувшин не полезу. Я ведь тоже

сказки чи тал – меня не проведешь.

Крестьянин высказал свою просьбу и остался в жи-

вых. Что именно он попросил?

Подсказка. Нужно учесть, что джинны свое слово всегда

выполняют. Значит, нельзя просить бессмертия – ведь

Джинн по клялся убить своего освободителя.

«Да… Нужно, чтобы и Джинн свое слово

сдержал, и крестьянин жив ос тался. Ну и по-

ложеньице… Прямо мы шеловка какая-то!»

Ответ. Крестьянин сказал:

– Хорошо, убей меня, – но через сто лет.

«Зря он так, я бы тысячу попросил!»

Подготовка учениками справочных материалов о животных – героях сказок (среда обитания, повадки, поведение в природе). Дипломатические качества, изучение особенностей дипломатического характера. Выполняется в форме доклада.

Работа в группах: Изготовление паспорта героя: имя, прописка (из какого произведения, автор), его роль в сказке, назначение, какими качествами характера обладает, дополнительная информация).

Разгадывание загадок о животных, выбор литературных произведений, в которых действуют эти животные (работа с выставкой книг)

Инсценировка сказок.

Приложение: папка «Занимательные задания, шарады»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Концовки волшебных сказок" для урока литературного чтения.2 класс."Школа 2100"

В презентации содержатся концовки волшебных авторских, русских, белорусских сказок. Рекомендуется для использования на  уроках литературного чтения во 2 классе по программе "Школа 2100"....

Мультимедийный урок "Волшебный мир сказок" .Литературное чтение, 2 класс

Аннотация      Действие информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе весьма широко и разнообразно, ими усиливается эффект воздействия на...

КВН "В стране сказок". Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина.

Для закрепления полученных знаний и формирования дальнейшего интереса к изучению творчества А.С. Пушкина я разработала литературную игру - КВН "В стране сказок". К игре прилагается ПРЕЗЕНТАЦИЯ, что де...

Презентация КВН "В стране сказок". Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина.

Презентация КВН «В стране сказок». Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина. Возраст детей – 8-9 лет. РАЗРАБОТКУ САМОЙ ИГРЫ можно найти на моем сайте. Презентация делает игру более зрелищной, увлекат...

«Исследуем законы волшебных сказок. Ю. Мориц «Песенка про сказку»

Урок  литературного чтения во 2 классе  по теме "Исследуем законы волшебных сказок. Ю. Мориц "Песека про сказку"...

Разработка плана-конспекта по литературному чтению для 2 класса Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). На примере русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель: ознакомление обучающихся с видами сказок на примере русской народной сказки «У страха глаза велики».Задачи:Образовательная: познакомить с видами сказок;способствовать формированию це...