КВН "В стране сказок". Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина.
методическая разработка (3 класс) на тему
Для закрепления полученных знаний и формирования дальнейшего интереса к изучению творчества А.С. Пушкина я разработала литературную игру - КВН "В стране сказок". К игре прилагается ПРЕЗЕНТАЦИЯ, что делает её более зрелищной и увлекательной. Предназначена для детей 8-9 лет и старше.
Чтение - это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца.В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого родителя и педагога, поскольку чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал: “Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению”. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.
В нашей гимназии работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, а также через внеурочную деятельность. Группа продлённого дня предоставляет мне, как воспитателю, широкие возможности для познавательного развития учащихся, для воспитания интереса к книгам и стремления к чтению. Посещение библиотек, викторины, игры, занимательные занятия,чтение по ролям - всё это способно заинтересовать ребёнка, увлечь его книгами.
Большое значение в моей работе имеет и выбор книг. Незаменимыми помощниками становятся сказки и, конечно, сказки А.С. Пушкина. Мы знакомимся с творчеством великого поэта с детства. Сказки Пушкина не только несут в себе мудрость русского народа, не только богаты своими незабываемыми сюжетами, но еще и обладают особой силой слова для восприятия. Поскольку дети эмоционально восприимчивы, то сказки великого поэта практически незаменимы. Потому они так и талантливы, что крайне многогранны и глубоки. Сказки Пушкина не имеют возрастных границ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА: КВН «В стране сказок». Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина.
Возраст детей – 8-9 лет.
Цели:
- Сформировать положительное восприятие творчества А.С. Пушкина для дальнейшего изучения.
- Развитие гармоничной личности.
Задачи:
- В эмоционально-игровой форме выявить наличие у детей знаний по занятиям «Сказки А.С. Пушкина» и закрепить полученные знания;
- Формировать у детей интерес к чтению;
- Научить детей работать в команде, принимать совместные решения.
- Развивать воображение, внимательность.
Оборудование:
- Стенд с книгами А.С. Пушкина, рисунки - иллюстрации детей к сказкам;
- Пазлы - иллюстрации к сказкам, карточки – домино;
- Кроссворды для команд, листы с цифрами для математического конкурса;
- Мешок с предметами из сказок Пушкина - загадки;
- Бумага и ручки для команд;
- Конфеты-жетоны для начисления баллов (Белочка, Орешек, Золотой петушок), грамоты;
- Компьютер, проектор или интерактивная доска для презентации.
- Грамоты, награды или призы для награждения.
Продолжительность занятия – 1 час. Предметная область – литература. Технология: игровая, работа в группах.
Ход игры.
Перед началом игры группа продленного дня делиться на 3 команды. Команды могут заранее придумать название и девиз. Воспитатель может играть роль Ведущего и судьи. Можно пригласить на роль жюри учителей или учащихся старшего возраста. За победу в конкурсах команды получают конфеты в красивые сундучки или мешочки, после подведения итога конфеты остаются в награду командам.
Актуализация темы.
Ведущий. Ребята! Если спросить вас: «Какие книги вы любите читать?», думаю, многие из вас ответят: «Сказки». Сказки любят все. Впервые мы слышим их совсем маленькими. Вырастаем и с удовольствием читаем сами. Сказки бывают народными и авторскими. Какие народные сказки вы знаете? А какие авторские сказки? Сегодня я предлагаю вам отправиться в страну сказок. А вот в какую, попробуем отгадать! Итак, в путь!!
Конкурс 1 «Разминка для ума».
Ведущий. Командам по очереди загадываются загадки. Если команда отгадывает правильно, получает один жетон-конфету.
- Не зверь, не птица,
А нос, как спица. (Комар)
- Не княжеской породы, а ходит с короной;
Не ратный ездок, а со шпорами;
Не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух)
- Не мышь, не птица,
В лесу резвиться.
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка)
- И летом и зимой
В рубашке одной. (Ель)
- Летит – не птица,
Воет – не зверь. (Ветер)
- По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт –
Тут и пропадёт. (Волна)
- То блин, то пол блина,
То та, то эта сторона. (Месяц)
- Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце)
- Дверей не счесть,
А не вылезть, не пролезть. (Сеть, невод)
- Маленький Иван,
Костяной кафтан. (Орех)
- И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)
- Бела да мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест – похвалит. (Каша)
Ведущий. Ребята, посмотрите, какие ответы мы получили. (Ответы заранее написаны на плакате или на экране) Из каких сказок эти герои? Правильно! Все эти герои из сказок Александра Сергеевича Пушкина. Именно в страну сказок Пушкина мы с вами держим путь. Каждый год мы празднуем замечательную дату – 19 октября – день основания Пушкинского Лицея.
А.С. Пушкин родился в Москве в небогатой дворянской семье 6 июня 1799г. Род Пушкиных насчитывал 600 лет, Пушкин всегда этим гордился. Он получил прекрасное домашнее воспитание, любил читать. А сказки ему рассказывали бабушка Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна. В 11 лет Саша Пушкин, приехав в Петербург, выдержал трудные экзамены и поступил в самое престижное учебное заведение – Императорский лицей в Царском селе. Там он получил блестящее образование, обрёл настоящих друзей, развил свой литературный талант. Позднее любовь Пушкина к сказкам переросла в сами сказки, которые мы с вами с удовольствием читаем в любом возрасте. А какие сказки Пушкина вы знаете? Очень хорошо. Я вижу, к нашему путешествию вы готовы. Пора продолжить путь!
Основная часть.
Конкурс 2 «Что за прелесть эти сказки». (Конкурс чтецов.)
Ведущий. В каждой сказочной стране есть 3 загадки. Есть они и у нас. Я приглашаю сюда представителей от каждой команды. Они по очереди прочитают отрывки из сказок. Команды соперников должны отгадать, какая это сказка и получить за правильный ответ 2 жетона, а наши чтецы могут заработать 3 жетона. (Команды могут подготовить отрывок из сказки заранее.)
Конкурс 3 «Капитан, капитан – улыбнитесь» (Игра – Домино).
Ведущий. Успех каждой команды часто зависит от капитана. Предлагаю нашим капитанам сразиться в сказочном конкурсе. Капитаны должны сложить 10 карточек домино в правильном порядке (см. Приложение 1). Ваш успех принесет команде жетоны: самый быстрый – 3 жетона, второй – 2 жетона, третий, если всё правильно, - 1 жетон.
Конкурс 4 «Сказочный переполох» (Игра третий – лишний).
Ведущий. Чтобы не заблудиться в стране сказок, нам нужны хорошие штурманы. Кто хочет попробовать свои силы? Выходите! Перепутались сказочные герои. Потеряли свои сказки. Вы должны помочь героям собраться парами в своих сказках. Из 3-х героев найди лишнего (см. Приложение 2). Конкурс оценивается максимально в 3 жетон.
Конкурс 5 «Театральные подмостки».
Ведущий. Сказочным героям мы помогли. А давайте представим себя на их месте. Приглашаю команду … Я буду читать отрывок из сказки, а вы должны изобразить героев при помощи звуков, мимики, жестов. Та команда, которая наиболее точно, артистично и эмоционально сыграет сказку, получит 3 жетона.
Ведущий зачитывает отрывки из сказок А. С. Пушкина, можно 3 разных отрывка из одной сказки.
Конкурс 6 «Угадай сказку» (собери картинку).
Ведущий. Сейчас каждая команда получит картинку с изображением какой-то сказки. Да, вот беда, картинки рассыпались. Ваша задача собрать картинку и угадать сказку. Конкурс оценивается в 2 жетона.
Конкурс 7 «Сказочная математика»
Ведущий. В нашей сказочной стране математика также важна, как и везде. Сейчас команды получат задания по математике. Вам вручается листок с цифрами. Вы должны вспомнить, какие события, предметы или герои в сказках Пушкина связаны с этими цифрами и записать их (см. Приложение 3)
Конкурс 8 « Волшебный мешочек»
Ведущий. В каждой сказке самые простые вещи становятся сказочными. У меня есть волшебный мешочек. Вспомните, из какой сказки этот предмет и получите жетон. Представители команд по очереди подходят и вытаскивают по одному предмету. (Заранее готовятся 9 предметов: пчела, веревка, белка, пушка, зеркало, яблоко, зайка, петушок, невод (сеть)).
Закрепление знаний.
Конкурс 9 «Сказочные кроссворды».
Ведущий. Наше путешествие в страну сказок подходит к концу. Мы многое вспомнили и то-то новое узнали. Сейчас команды покажут нам, как легко они теперь ориентируются в сказочной стране. Для этого каждая команда разгадает свой кроссворд-тест (см. Приложение 4). За быстро отгаданный кроссворд и правильный ответ на вопрос кроссворда – 3 жетона.
Подведение итогов.
Пока команды отгадывают кроссворды, жюри начинает подводить итоги. Подсчитывается количество жетонов-конфет у каждой команды.
Ведущий. Ребята! Сегодня мы соприкоснулись с миром сказок А.С. Пушкина. Молодцы! Вы оказались отличными знатоками. Мы благодарим вас всех за участие!
Объявление итогов, вручение грамот. Соперничество можно закончить совместным чаепитием.
Приложение 1 Игра - Домино.
СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ | СТАРУХА |
СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ | СЕМЬ БОГАТЫРЕЙ |
СКАЗКА О СЕМИ | ГВИДОН |
СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ | БАЛДА |
СКАЗКА О МЕРТВОЙ | БЕСЁНОК |
СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ | ДАДОН |
СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ | МУДРЕЦ |
СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ | ЦАРЕВИЧ |
СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ | СТАРИК |
СКАЗКА О ЦАРЕ | ДАДОН |
Приложение 2
- Гвидон – Петушок – Комар
- Поп – Салтан – Лебедь
- Балда – Бес – Дадон
- Зеркало – Яблоко – Орех
- Ветер – Солнце – Луна
- Мудрец - Шамаханская царица –Барбариха
- Старик – Сватья – Старуха
- Попадья – Столбовая дворянка – Рыбка
- Семь богатырей – Черномор – 33 богатыря
Приложение 3
- –
- –
- –
- –
- –
- –
33 --
Приложение 4.
Кроссворд 1 «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях…".
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 |
По горизонтали:
- Что принесли 7 богатырей царевне: конфеты, пирожок, яблоко.
- Что богатыри принесли царевне на подносе: вино, воду, квас.
- Место, где спала мертвая царевна: гора, поле, утес.
- Место, где стоял терем богатырей: дубрава, равнина, усадьба.
- Кто сказал королевичу Елисею, где находиться царевна: ветер, месяц, солнце.
- Дичь, на которую охотились богатыри: орлы, сова, утки.
- Красоте царевны завидовала: мачеха, нянька, сестра.
В выделенных клетках по вертикали – предмет, которым грозила царица Чернавке.
Кроссворд 2 «Сказка о попе и работнике его Балде».
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 |
По горизонтали:
- На что понадеялся Поп, на: авось, погоду, Балду.
- Кого прислал старый бес Балде: Водяного, рыбку, бесёнка.
- Где Балда встретил Попа: церковь, базар, площадь.
- Какую плату потребовал Балда: деньги, щелчок, похвала.
- Кто печалился о Балде: бес, поповна, попадья.
- Что требовал Балда с чертей: золото, слово, оброк.
- Кто соревновался с бесёнком: зайка, сокол, лиса.
В выделенных клетках по вертикали – предмет, которым Балда мутил воду.
Кроссворд 3 «Сказка о царе Салтане».
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 |
По горизонтали:
- Что у царевны Лебеди блестело под косой: колье, месяц, рубин.
- Что у царевны Лебеди горело во лбу: жемчуг, звезда, сапфир.
- Предмет, который царь Салтан держал в руках на палубе: венец, кубок, труба.
- Обитель тридцати трёх богатырей: пруд, море, река.
- В чём плыли по морю царица и князь Гвидон: бочка, катер, лодка.
- Враг царевны Лебеди: гадюка, коршун, ястреб.
- Что пили гости на весёлом пиру: кофе, квас, пиво.
В выделенных клетках по вертикали – предмет торговли корабельщиков.
Используемые материалы:
- Булатов М. Тридцать три пирога. Москва, «Детская литература», 1973;
- Даль Владимир. Мясецеслов. Пословицы русского народа. Л.,Лениздат, 1992;
- Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане. Москва, «Детская литература», 1984;
- Сказки русских писателей. Сост. В.П. Аникина. Москва, Изд-во «Правда», 1985;
- Ресурсы INTERNET.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра по сказкам А.С.Пушкина
Литературная игра по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказхки!". Игра построена в форме соревнования команд и разбита на туры. Победитедя ждет награда, проигравших - утешительный приз....
Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» для учащихся 1-4 классов.Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А. С. Пушкина.В игре может участво...
Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре...
Презентация КВН "В стране сказок". Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина.
Презентация КВН «В стране сказок». Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина. Возраст детей – 8-9 лет. РАЗРАБОТКУ САМОЙ ИГРЫ можно найти на моем сайте. Презентация делает игру более зрелищной, увлекат...
Литературная игра по сказкам А.С.Пушкина
Литературная игра....
Игра по литературному чтению по сказкам А. С. Пушкина
Вашему вниманию представлена методическая разработка - викотрина по литературному чиению на тему: сказки А.С. Пушкина....
Задания для литературной игры по сказкам А.С. Пушкина
Материал для использования на уроках литературного чтения в 3 классе по теме "Сказки А.С.Пушкина"...