План урока на тему: :М. М. Пришвин «Ребята и утята».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Готовая разработка урока по теме: М.М. Пришвин, "Ребята и утята"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_7.12.docx | 214.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: М. М. Пришвин «Ребята и утята».
Цели: Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить понимать идею произведения. Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
Воспитывать способность замечать красоту природы, бережное отношение к природе, к животным.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Ход урока.
- Организационный момент. Жужжащее чтение.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
II. Речевая разминка
Работа с чистоговоркой:
Цо-цо-цо- снесла уточка яйцо
Ца-ца-ца- вышел птенчик из яйца
Цу-цу-цу- бежит уточка к яйцу
Цы-цы-цы- все ребята- молодцы!
Проговариваем скороговорку. Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул прямо в дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи – ка там кота?
Игра «Измени свой голосок» (работа в парах)
- Договоритесь, кто будет автором, а кто- героем.
Медведь заревел:
«Кто, кто в теремочке живет?»
Хитрая лисица сказала:
«Приходи, куманек, приходи дорогой!»
Петух закричал:
«Ку-ка-ре- ку! Пойди, лиса, вон!»
Чудо- Юдо заревело:
«Ты зачем, Иван, пожаловал?»
Волк прохрипел:
«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся!»
Лягушка проквакала:
« Ква-ква! Вот твоя стрела, Иван-Царевич!»
Баба-Яга говорит:
«Чую, чую, русским духом пахнет.»
IV. Работа с портретами известных писателей
С произведениями каких писателей и поэтов мы познакомились?(на доске 12 портретов)
- Что общего в рассказах Виталия Бианки и Михаила Михайловича Пришвина?
Какие рассказы М. Пришвина мы уже читали?
III. Постановка целей урока
А о чем мы сегодня будем читать, узнаете, отгадав загадку.
Маленькие шлюпки по реке — взад и вперед.
Впереди лодочек большой корабль плывет.
Корабль голос подает, шлюпки за собой зовет.(Утка с утятами.)
Сегодня мы познакомимся с рассказом, главными героями которого являются утка с утятами. Это рассказ М. М. Пришвина «Ребята и утята».
V. Работа по теме урока
- Рассказ учителя о М. Пришвине.
Михаил Михайлович Пришвин родился в России, в бедной купеческой семьи, проживавшей недалеко от города Ельца Орловской губернии. Его мать осталась вдовой с пятью детьми. Мальчик видел, как трудно ей растить детей и давать им образование, видел нужду крестьян. И вот он решил, что все люди, как в сказке, находятся в плену у Кощея Бессмертного — в мире, где царит зло. А он должен разорвать его цепь. Добро должно одержать победу над злом. Эти детские воспоминания он описал в романе «Кощеева цепь». Он получил хорошее образование в Германии. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет. Пришвин очень любил природу, умел замечать в природе то, что другие не видели. Поэтому все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
2. Словарная работа.
- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
- Чирок-свистунок –- это маленькая дикая уточка.
Чирок-свистунок одна из самых маленьких диких уток, вес ее около 300 граммов. От всех других уток отличается ярким зеленым зеркальцем на крыле. Селятся свистунки у окраин водоемов, в местах, где имеются кустарники, там они прячут свои гнезда. Как только самка садится высиживать птенцов, селезень навсегда от нее улетает. Птенцы с первых дней умеют бегать, нырять и добывать корм. Утка оберегает их от опасности, подавая голосовой сигнал, после которого они прячутся в густой траве. Интересно наблюдать за тем, как чирок добывает корм– опускает вниз голову и клювом ищет различных моллюсков, червей, насекомых.
Холм – возвышение на поверхности земли.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км.
Паровое поле – отдыхающее от посевов поле.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
3.Первичное восприятие текста
Ученики читают по цепочке.
4.Первичная проверка понимания
- Понравился вам рассказ?
- Какой это рассказ: развлекательный или поучительный?
- Куда уточка вела своих утят?
- Что стали делать мальчики?
- Зачем они это делали?
- Как вела себя уточка?
- Что автор приказал сделать ребятам?
- Мальчики его послушали?
- Что сделала мама-уточка?
- Чем закончился рассказ?
VI. Физкультминутка под музыку «Танец маленьких утят».
VII. Закрепление изученного
Анализ рассказа.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения.
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Зачем ребята это делали?
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
– А ваша мама переживает за вас?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– А какая она мама?
– Вам её жалко?
Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
– Перед кем этот знак уважения?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
4) Работа над иллюстрацией.
– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что они делают?
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
- Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?
-Как бы вы поступили на месте ребят?
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
( Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, защищать животных и оказывать им помощь.)
Итог урока. Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, у каждого из вас к парте прикреплен маленький утенок. А у меня- мама-уточка. На доска- большое лесное озеро.
Если вам понравился урок, нежно и бережно перенесите своего утенка на озеро.
IX. Домашнее задание: стр.132 – 134 читать, краткий пересказ.
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул прямо в дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи – ка там кота?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока во2 классе М.М.Пришвина "Ребята и утята".
Конспект урока по формированию УУД учащихся, овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята"....
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема: М. М. Пришвин « Ребята и утята»
М. М. Пришвин "Ребята и утята"...
Урок литературного чтения по теме "М.М.Пришвин Ребята и утята" 2 класс
Данный урок разработан по программе"Школа России" в соответствии с ФГОС НОО....
Технологическая карта урока на тему "М.М. Пришвин. "Ребята и утята"
Данная технологическая карта урока составлена по требованиям АСОУ....
Разработка урока литературного чтения М.М. Пришвин "Ребята и утята
Разработка урока,презентация,музыка для релаксации....
Конспект урока по литературному чтению по теме: М.М. Пришвин "Ребята и утята"
Цель урока: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями ...
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)...