План урока на тему: :М. М. Пришвин «Ребята и утята».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Каримова Гульзиля Махмутовна

Готовая разработка урока по теме: М.М. Пришвин, "Ребята и утята"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_7.12.docx214.82 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: М. М. Пришвин «Ребята и утята».

Цели: Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить понимать идею произведения. Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

Воспитывать способность замечать красоту природы, бережное отношение к природе, к животным.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент.   Жужжащее чтение.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам.

II. Речевая разминка

Работа с чистоговоркой:

Цо-цо-цо- снесла уточка яйцо

Ца-ца-ца- вышел птенчик из яйца

Цу-цу-цу- бежит уточка к яйцу

Цы-цы-цы- все ребята- молодцы!

Проговариваем скороговорку.   Чёрной ночью чёрный кот  

                                                       Прыгнул прямо в дымоход.

                                                        В дымоходе чернота.

                                                       Отыщи – ка там кота?   

Игра «Измени свой голосок» (работа в парах)

- Договоритесь, кто будет автором, а кто- героем.

Медведь заревел:

«Кто, кто в теремочке живет?»

Хитрая лисица сказала:

«Приходи, куманек, приходи дорогой!»

Петух закричал:

«Ку-ка-ре- ку! Пойди, лиса, вон!»

Чудо- Юдо заревело:

«Ты зачем, Иван, пожаловал?»

Волк прохрипел:

«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся!»

Лягушка проквакала:

« Ква-ква! Вот твоя стрела, Иван-Царевич!»
Баба-Яга говорит:

«Чую, чую, русским духом пахнет.»

IV. Работа с портретами известных писателей

С произведениями каких писателей и поэтов мы познакомились?(на доске 12 портретов)

- Что общего в рассказах Виталия Бианки и Михаила Михайловича Пришвина?

Какие рассказы М. Пришвина мы уже читали?

III. Постановка целей урока

А о чем мы сегодня будем читать, узнаете, отгадав загадку.

Маленькие шлюпки по реке — взад и вперед.

Впереди лодочек большой корабль плывет.

Корабль голос подает, шлюпки за собой зовет.(Утка с утятами.)

Сегодня мы познакомимся с рассказом, главными героями которого являются утка с утятами. Это рассказ М. М. Пришвина «Ребята и утята».

V. Работа по теме урока

  1. Рассказ учителя о М. Пришвине.

    Михаил Михайлович Пришвин родился в России, в бедной купеческой семьи, проживавшей недалеко от города Ельца Орловской губернии. Его мать осталась вдовой с пятью детьми. Мальчик видел, как трудно ей растить детей и давать им образование, видел нужду крестьян. И вот он решил, что все люди, как в сказке, находятся в плену у Кощея Бессмертного — в мире, где царит зло. А он должен разорвать его цепь. Добро должно одержать победу над злом. Эти детские воспоминания он описал в романе «Кощеева цепь». Он получил хорошее образование в Германии. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет. Пришвин очень любил природу, умел замечать в природе то, что другие не видели. Поэтому все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

2. Словарная работа.

- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

- Чирок-свистунок –- это маленькая дикая уточка. 

Чирок-свистунок одна из самых маленьких диких уток, вес ее около 300 граммов. От всех других уток отличается ярким зеленым зеркальцем на крыле. Селятся свистунки у окраин водоемов, в местах, где имеются кустарники, там они прячут свои гнезда. Как только самка садится высиживать птенцов, селезень навсегда от нее улетает. Птенцы с первых дней умеют бегать, нырять и добывать корм. Утка оберегает их от опасности, подавая  голосовой сигнал, после которого они прячутся в густой траве. Интересно наблюдать за тем, как чирок добывает корм– опускает вниз голову  и клювом ищет различных моллюсков, червей, насекомых.

Холм – возвышение на поверхности земли. 

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. 

Паровое поле – отдыхающее от посевов поле. 

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. 

Кузница – помещение, где работают кузнецы.

3.Первичное восприятие текста

Ученики  читают по цепочке.

4.Первичная проверка понимания

- Понравился вам рассказ?

- Какой это рассказ: развлекательный или поучительный?

- Куда уточка вела своих утят?

- Что стали делать мальчики?

- Зачем они это делали?

- Как вела себя уточка?

- Что автор приказал сделать ребятам?

- Мальчики его послушали?

- Что сделала мама-уточка?

- Чем закончился рассказ?

VI. Физкультминутка под музыку «Танец маленьких утят».

VII. Закрепление изученного

 Анализ рассказа.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения.
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

– Сколько надо было идти до озера?  (3 версты.)
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят? 

– Какие враги были у уток?  

– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

– Зачем ребята это делали?
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?  
 
– Докажите строчками из произведения.      

– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?

– 
А ваша мама переживает за вас?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?

– 
А какая она мама?
– Вам её жалко?

    Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.

 – Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?  
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа? 
– А почему сейчас она побежала впереди?

– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.  

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
– 
Перед кем этот знак уважения?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?

4) Работа над иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что они делают?
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
- Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

-Как бы вы поступили на месте ребят?

– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
( Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, защищать животных и оказывать им помощь.)

Итог урока. Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, у каждого из вас к парте прикреплен маленький утенок. А у меня- мама-уточка. На доска- большое лесное озеро.

Если вам понравился урок, нежно и бережно перенесите своего утенка на озеро.

IX. Домашнее задание: стр.132 – 134 читать, краткий пересказ.

   Чёрной ночью чёрный кот  

                                                       Прыгнул прямо в дымоход.

В дымоходе чернота.

                                                       Отыщи – ка там кота?   

 C:\Users\Ноут\Desktop\утенок.jpg
C:\Users\Ноут\Desktop\утенок.jpg  C:\Users\Ноут\Desktop\утенок.jpgC:\Users\Ноут\Desktop\утенок.jpg

C:\Users\Ноут\Desktop\утка.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во2 классе М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Конспект урока по формированию УУД учащихся, овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята"....

Урок литературного чтения по теме "М.М.Пришвин Ребята и утята" 2 класс

Данный урок разработан по программе"Школа России" в соответствии с ФГОС НОО....

Технологическая карта урока на тему "М.М. Пришвин. "Ребята и утята"

Данная технологическая карта урока составлена по требованиям АСОУ....

Разработка урока литературного чтения М.М. Пришвин "Ребята и утята

Разработка урока,презентация,музыка для релаксации....

Конспект урока по литературному чтению по теме: М.М. Пришвин "Ребята и утята"

Цель урока: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями ...

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)

Приемы технологии развития  критического мышления  через чтение и письмо  на уроке литературного чтения  по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)...