Урок литературного чтения по теме "М.М.Пришвин Ребята и утята" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Данный урок разработан по программе"Школа России" в соответствии с ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_2_klass_m.prishvin_rebyata_i_utyata.docx | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
- Ф.И.О. учителя: Бурматова Елена Петровна
- Класс 2. Дата: 26.11.2014 г. Предмет: литературное чтение.
- Тема урока: Пришвин «Ребята и утята».
- Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового произведения в разделе «О братьях наших меньших…».
Технологии проблемного обучения.
- Тип урока:
- по основной дидактической цели: урок формирования новых знаний, комбинированный урок.
- по способу проведения: сочетание различных форм работы (фронтальная, в парах, индивидуальная).
6. Цель урока:
Цель урока: организация работы детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности по содержанию произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята".
- Планируемые результаты:
Личностные: создание условий формирования у учащихся ценностно-смысловых установок, направленных на охрану окружающей среды; мотивация к обучению и познанию;
Метапредметные – создание условий для формирования следующих УУД:
- Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрациям к тексту.
- Личностные (Л): содействовать осознанию ценности изучаемого предмета, проявлять любовь к животным, природе.
- Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения (работа в парах).
- Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Предметные - развитие у учащихся умений:
- прогнозировать содержание текста по его заглавию;
- выразительно читать, воспринимать на слух прочитанное произведение.
- Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная.
- Ресурсы: учебник, презентация, карточки для проверки пройденного материала, презентация, наглядность к уроку.
Ход урока.
Этапы урока | Время, мин. | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Организацион- ный момент. | 1 мин. | Учитель. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение. | Подготовка к работе. | Л: воспринимать речь учителя, выражать свое отношение. |
II. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности. | 5 мин | Учитель. Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника. - Как называется раздел, который сейчас познаем? Учащиеся. - «О братьях наших меньших». Учитель. Как вы понимаете его название, кто такие братья наши меньшие? - Произведения, каких авторов мы уже узнали? Учитель. - Вспоминать и повторять пройденный материал будем в парах. Вспомним правила делового сотрудничества. Учащиеся. - Уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга.)
-Работаем в парах (карточки) (Указать соответствие отрывка и автора произведения) - Учитель. - Давайте проверим ваши ответы. Кто главные герои их стихов? Учащиеся - Животные. Учитель. - К какому жанру относятся эти произведения? - А с какой целью выполняли это задание? Учащиеся. - Вспомнить полученные знания. Учитель. - А нужны ли будут эти знания на нашем уроке?
Какого произведения нет в карточке? -Выразительное чтение стихот-я | Уточняет понимание учащимися жанров произведений, понимание поставленных целей урока, создает эмоциональный настрой, побуждает к высказыванию. | Анализируют собственные знания по разделу. Выполняют задание в паре. | Р: воспринимать учебные действия учителя по заданию, умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки; оценивать результат своей деятельности. К: согласовывать усилие по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения. Л: применять навыки сотрудничества.. П: анализировать, обобщать полученные ранее знания. |
III. Первичное усвоение новых знаний. | Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. – Какого человека можно назвать неравнодушным? – Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. - Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? (Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя) - Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить) * Узнать о жизни и творчестве писателя * Познакомиться с новым произведением * Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке | Знакомит учащихся с новым писателем | Дети ставят учебные задачи | Р: воспринимать учебные действия учителя по заданию | |
IV. Работа над новой темой. | 15 мин | Знакомство с автором и его произведениями. - М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом. М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др. Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше. – Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина. Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина. Прочитайте его название «Ребята и утята». – Кто видел маленьких утят? – Где? – Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин. - Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»? Ответы учащихся. Варианты ответов
Учитель. - А как проверить ваши предположения? Учащиеся. - Прочитать, понять, что – то взять для себя. - Итак, какова основная цель нашего урока? Учащиеся. - Познакомиться с текстом рассказа Михаила Михайловича Пришвина “Ребята и утята”, внимательно прослушать рассказ, следя за чтением учителя, понять, о чём произведение, какая главная тема, мысль. Работа с текстом до чтения Учитель. А) Словарная работа: Верста - (русская мера длины, равная 1, 06 км) Паровое поле – ( невспаханное поле с осени, пары) Овсяное поле Чирок – свистунок - Это очень маленькая уточка, которая живет в наших водоёмах. - Как вы думаете, много у неё врагов? Кузница – место, где работают кузнецы. Вода спала. Б) читает учитель произведение В) первичное восприятие текста Учитель. - Какие чувства у вас возникли? - Какую ошибку совершили дети? - Исправили ли они свою ошибку? - Кто им помог её исправить? - Что вы можете сказать об этом человеке? - А как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят за деревней? - Не захотелось ли бы вам поймать утят? Почему? Ответы учащихся. | Поддержка интереса, активности обучающихся, постановка проблемного вопроса. Поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом. Организация мыслительной операции в познавательном процессе. Выбор способа выявления первичного восприятия | Под руководством учителя учатся высказывать свои мысли, определяют цель урока и прогнозируют свою деятельность на уроке. По названию, имени автора, иллюстрации, с опорой на читательский опыт определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста. Выполняют задание индивидуально. Решение учебной задачи: анализ художественного произведения, составление картинного плана. Используют словарь для объяснения слов Выражают свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста. | К. Умение слушать, вступать в диалог, участвовать коллективно в обсуждении. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения. Р. Целеполагание. Формулирование цели после обсуждения. Л. проявлять любовь к животным, природе. П: воспринимать художественное произведение, извлечение из текста необходимой информации, работать с иллюстрациями к тексту. аргументировать точку зрения. Р: принятие целей. Готовность к чтению. К: понимать на слух текст рассказа, построение речевых высказываний. П: осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме. К: принимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия; выразительно читать. Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу |
V. Физкультминутка | 1 мин | Вышли уточки на луг, Вышли уточки на луг Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел зеленый жук Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища) Ш-ш-ш И опять настала тишь.(Сели) | Осуществляют профилактику утомления. Активно участвуют в физкультминутке | ||
VI. Закрепление изученного материала | Работа по рассказу. -Прочитайте начало рассказа и представьте себе эту картину. Устно опишите путь уточки с утятам к озеру. - Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлённые? Докажите. -А как поступили бы вы на месте автора: стали бы их ругать, или объяснили им, как труден путь утят к озеру? А может быть, ещё как-то по-другому? - Как называет писатель утят? -Смогли ли ребята понять свой поступок? -Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ? Работа с пословицами. Прочитайте пословицы, найдите из них, которые подходят к рассказу М.М.Пришвина. | Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к части. | Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. | Р: умение анализировать, обобщать, принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль. К: принимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение. | |
VII. Проверка Усвоения нового материала. | 5 мин | Учитель. - В рассказе "Ребята и утята" Пришвин прямо не говорит о своих мыслях и чувствах. Как же ему удаётся убедить читателей в необходимости охранять природу? | Постановка концептуального вопроса к тексту (как проблемного). Организация коллективной дискуссии (в том числе, и проблемной). Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией | Учащиеся отвечают, высказывая свое мнение. | К: построение речевых высказываний. Л: проявлять эмоциональную реакцию на текст. |
VIII. Рефлексия урока. | 5 мин | -Что нового узнали на уроке? -За что вы похвали бы себя? -Что у вас особенно получилось? Выберите уточку, если - Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим. Мне очень грустно, я не всё понял | Демонстрация итога: ответ на проблемный вопрос. | ||
IX. Итог урока | 1 мин | -как называется рассказ, изученный на уроке? Кто его автор? Что вы сможете сказать об авторе? Чему он учит нас. | Организация подведения итогов урока учащимися. | Оценка и рефлексия собственной и деятельности. | Р. Осмысливают свою деятельность. |
X. Домашнее задание. | Стр.132-134 - выразительное чтение | Предлагает выбрать домашнее задание в соответствии с результатами урока | Л: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создат...
конспект урока литературного чтения на тему М.Пришвин "Изобретатель"
Урок по ос "Школа 2100"...
Конспект урока литературное чтение по теме М. Пришвин "Выскочка"
Представлен конспект + презентация для 4 класса по УМК "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения на тему: "М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В. Гога «Подсолнухи»" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением «Золотой луг»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения; представления о средствах выразительности в живо...
Сценарий урока литературного чтения по теме " М.Пришвин "Ребята и утята"
Сценарий урока литературного чтения для учащихся 2 класса....
Презентация по литературному чтению на тему:"М.Пришвин "Моя Родина"(из воспоминаний),3 класс, "Школа России"
Цель:1)Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя М. М. Пришвина- детством, юностью, первыми рассказами. Прививать любовь к природе и животным.2)Чтение текста М.Пришвина "Моя Родина&quo...
Урок литературного чтения по теме М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…». Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов.
На уроке ученики будут учиться читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жиз...