Конспект урока по литературному чтению по теме: М.М. Пришвин "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Цель урока: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения; развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание; воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chteniyu_rebyata_i_utyata_2_klass_-_moe.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

 Цели: 

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

  Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя,   выставка произведений М.М. Пришвина.

Ход урока

I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

1.Приветствие 

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

2. Речевая разминка:   работа над дикцией.  

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно  

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

Прочитайте стихотворение  (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

 II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

  Вспомним изученные произведения.

Игра «Соответствие»      

-Работаем в парах   (карточки)

- На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора произведения -1 мин.

-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски

                                                                                       А.Шибаев

Жила - была собака,

Она была большая,

И был у той собаки

Огромный рыжий хвост

                                                                                        И.Пивоваров

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка  

                                                                                         Б.Заходер

Жеребенок – с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан,  

В детстве был теленком

                                                                                        В.Берестов   

Проверка: стихи на слайдах      ставим плюсики на листочках

- У кого 4 +?   3+? – замечательно.

- Какой темой объединены эти произведения?

 Ш. Сообщение темы урока

- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших» и готовимся к новой встрече. А с кем  или с чем можно встретиться на уроке?

Сегодня мы встретимся…(слайд с писателем)

Кто это? Что вы о нем знаете?    

 VI. Первичное усвоение новых знаний.

1. Биография писателя. Этот человек родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом, работал учителем, библиотекарем и к 30 годам решил стать писателем. 
Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек
неравнодушный к чужой проблеме, беде.  

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей) Где можно проверить наши предположения ?(в толковом словаре)

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями. Это был человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя) –

Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

 2.Выставка книг.

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке, в районной и прочитать.

 

V. Знакомство  с новым произведением.

1.   Прочитайте заглавие рассказа. Рассмотрите иллюстрацию.

- Можно ли по ним  определить, кто будут герои  рассказа? (Ребята и утята)

2. Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.

3.  Прочитав рассказ, мы должны ответить на вопросы:

- Почему М. Пришвин дал такое название рассказу?

- Над чем  заставил задуматься каждого из вас этот рассказ?

VI. Словарная работа

-На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе.

- Для чего я выписала эти слова? (Объяснить лексическое значение этих слов для того, чтобы понять содержание  рассказа).

Холм – небольшой возвышенность.

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. 

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле  свободное от посевов, отдыхающее поле.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Кузница – помещение, где работают кузнецы. 

( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)

VII.  Работа над содержанием рассказа.

1. Просмотр видеозаписи.

- Послушайте рассказ,  попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

- Понравился рассказ?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный, фантастический  или поучительный?

(Ответы оставляю без комментарии , возврат к этому вопросу в конце урока)

2. Обмен впечатлениями по прочитанному
– Что  взволновало автора?
 (Взволновало поведение ребят).
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? – Кто именно? (Вызывают сочувствие Утка с утятами)
– А кто нет? (ребята)
– Почему? (Они совершили необдуманный поступок. Нельзя обижать тех, кто слабее тебя. Глупая забава детей испугала утку и утят.)

VIII Физкультминутка       «Танец маленьких утят»

3.Работа над трудными словами  (чтение по слогам, затем целыми словами)

раз-ли-ва-лось – разливалось

заш-вы-ря-ли – зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно

раз-ли-ва-лось – разливалось

заш-вы-ря-ли – зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно

4. Чтение рассказа и анализ

1часть «чтение по цепочке»

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?  Докажите строчками из произведения. (весной это озеро далеко разливалось …)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (вода спала и уточка возвращается на озеро, на свободу)

– Сколько надо было идти до озера? ( 3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека? (Не много)
– А для маленькой уточки? (Много, так как шаги у неё намного меньше, чем у человека).
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.( На открытых местах мать шла позади утят. …)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду)
– Какие враги были у уток?  (Для  утят опасны лисица и ястреб, а также люди.)

2часть «чтение по цепочке»
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
(Зашвыряли шапками)

– Зачем ребята это делали? – Просто так, для забавы

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?  Докажите строчками из произведения.     (……, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. ) 
Учитель. Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.


– А какое чувство пережили утята?
 (испуг, страх, волнение)
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? (звали на помощь маму)
– А какое слово вы кричите, когда боитесь? ( Мама!)
А ваша мама переживает за вас? 
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать, уточка).
А какая она мама? (Уточка отважная, заботливая, ответственная. Она несёт ответственность за каждого).


Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

 – Утята пойманы, что собираются делать ребята?  Докажите строчками из произведения. (Собирались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл)

- Кто это «Я»? (автор произведения)

- Как автор разговаривал с мальчишками? (Строго, очень сердито.)

- Как отнесся автор к поступку ребят? (Он их осудил.)

- Из чего это видно? Как он разговаривал с ними? (Он разговаривал с ними очень сердито.)

- Какие вопросы автор задавал детям? Подтвердите это словами из текста. (Зачем вам надо было ловить утят? Где теперь мать?)

- Как вели себя ребята? (Они струсили.)

- Что отвечали ребята автору рассказа? (Пустим.)

– Какое приказание дал им автор?  Докажите строчками из произведения. (….идите и возвратите ей всех утят!)

3часть
– Что можно сказать о ребятах?
 Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные?
– Как их назвал рассказчик?  (глупыши)

– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (мать шла позади)
– А почему сейчас она побежала впереди? (хотела быстрее увести детей от врагов)
– Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.   (Радостно снял шапку и, помахав ею, крикнул:

- Счастливы путь, утята!)
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения).
Перед кем этот знак уважения? (перед уточкой)
– Почему?  (Автор очень уважительно относится к утке именно потому, что она мать. Такое обращение применимо человеку. Автор  хочет показать, что утка  беспокоится, заботится о своих детях.  Так делает любая мать. )

– Как мальчишки на это прореагировали? (Они засмеялись)
– Почему? 
– Что пожелали люди уточке? (Счастливого пути!)
– Нужно ли было пожелание людей уточке? (Да, нужно)
– Почему?   ( там впереди могут быть ещё опасности)
 

5. Работа над иллюстрацией.

Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане? (На переднем плане изображены утка с утятами)
– Что они делают? (Бегут к овсяному полю)
– Кто изображен на заднем плане? (На заднем плане изображены автор и ребята)
– Что они делают? (Они машут утятам, прощаясь с ними)
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. (И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:

- До свидания, утята!)

6. Работа с пословицами.  (в группах  по 3 пословицы)

Умел ошибиться - умей и поправиться

Сей добро, посылай добро, оделяй добром

Всякий человек в деле познаётся

Кто скоро помог, тот дважды помог

Любить природу – это наблюдать и помогать ей

Чего себе не пожелаешь, того и другому не делай

Дитя плачет, а у матери сердце  болит

Сначала думай – потом  делай

Добрый пример, лучше ста слов

- Как понимаете эту пословицу?

- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? 
– Почему? 

6) Определение главной мысли рассказа.

– Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока, почему автор назвал так свой рассказ? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая  о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом).

 – Над чем заставил задуматься М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
(Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
– Что же вы можете сказать о М. Пришвине? (Это добрый, строгий, неравнодушный, человек.   Его девиз – не делать  дурное природе).

 7) Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет снами М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:

    Мои молодые друзья!
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

XIII.Рефлексия

- Оцените свои действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек».
-Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки. 
-Кто чувствовал себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с
изображением солнышка.
-У кого настроение менялось на уроке, поднимите, пожалуйста, карточки с 
изображением солнышка и тучки.

VII. Обобщение

Мы побывали в гостях у писателя М.Пришвина.

  - Что узнали о жизни и творчестве писателя?

  - С каким  новым произведением познакомились?

Опять возвращаюсь к вопросу:

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный, фантастический или поучительный? Почему вы так считаете? (Надо охранять природу и животных, не давать их в обиду, необдуманно не  тревожить их.  М. Пришвин своим рассказом научил  любить и беречь природу.)

 

IX. Выставление оценок.

X.  Домашнее задание:  

1.  Ребята, читая произведение, вы заметили то, что очень мало иллюстраций к нему. Предлагаю дома нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа.

2. Перечитать рассказ, ответить на вопросы учебника стр.132-134

- Спасибо за урок.

- Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель, - глазами доброго человека

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».

Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:•          повторить и изученный материал;•...