Конспект урока по литературному чтению по теме: М.М. Пришвин "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цель урока: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения; развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание; воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chteniyu_rebyata_i_utyata_2_klass_-_moe.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели:
познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина.
Ход урока
I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
1.Приветствие
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
2. Речевая разминка: работа над дикцией.
Мы будем выговаривать
Мы будем разговаривать
Правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно
А ещё
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать
Прочитайте стихотворение (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)
Стала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»
II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Вспомним изученные произведения.
Игра «Соответствие»
-Работаем в парах (карточки)
- На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора произведения -1 мин.
-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски
А.Шибаев
Жила - была собака,
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост
И.Пивоваров
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка
Б.Заходер
Жеребенок – с каждым днем
Подрастал и стал конем.
Бык, могучий великан,
В детстве был теленком
В.Берестов
Проверка: стихи на слайдах ставим плюсики на листочках
- У кого 4 +? 3+? – замечательно.
- Какой темой объединены эти произведения?
Ш. Сообщение темы урока
- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших» и готовимся к новой встрече. А с кем или с чем можно встретиться на уроке?
Сегодня мы встретимся…(слайд с писателем)
Кто это? Что вы о нем знаете?
VI. Первичное усвоение новых знаний.
1. Биография писателя. Этот человек родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом, работал учителем, библиотекарем и к 30 годам решил стать писателем.
Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей) Где можно проверить наши предположения ?(в толковом словаре)
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями. Это был человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.
- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя) –
Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.
2.Выставка книг.
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке, в районной и прочитать.
V. Знакомство с новым произведением.
1. Прочитайте заглавие рассказа. Рассмотрите иллюстрацию.
- Можно ли по ним определить, кто будут герои рассказа? (Ребята и утята)
2. Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.
3. Прочитав рассказ, мы должны ответить на вопросы:
- Почему М. Пришвин дал такое название рассказу?
- Над чем заставил задуматься каждого из вас этот рассказ?
VI. Словарная работа
-На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе.
- Для чего я выписала эти слова? (Объяснить лексическое значение этих слов для того, чтобы понять содержание рассказа).
Холм – небольшой возвышенность. |
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле – свободное от посевов, отдыхающее поле.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)
VII. Работа над содержанием рассказа.
1. Просмотр видеозаписи.
- Послушайте рассказ, попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.
- Понравился рассказ?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный, фантастический или поучительный?
(Ответы оставляю без комментарии , возврат к этому вопросу в конце урока)
2. Обмен впечатлениями по прочитанному
– Что взволновало автора? (Взволновало поведение ребят).
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? – Кто именно? (Вызывают сочувствие Утка с утятами)
– А кто нет? (ребята)
– Почему? (Они совершили необдуманный поступок. Нельзя обижать тех, кто слабее тебя. Глупая забава детей испугала утку и утят.)
VIII Физкультминутка «Танец маленьких утят»
3.Работа над трудными словами (чтение по слогам, затем целыми словами)
раз-ли-ва-лось – разливалось
заш-вы-ря-ли – зашвыряли
пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала
ве-ли-чай-шем – величайшем
дейст-ви-тель-но – действительно
раз-ли-ва-лось – разливалось
заш-вы-ря-ли – зашвыряли
пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала
ве-ли-чай-шем – величайшем
дейст-ви-тель-но – действительно
4. Чтение рассказа и анализ
1часть «чтение по цепочке»
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения. (весной это озеро далеко разливалось …)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (вода спала и уточка возвращается на озеро, на свободу)
– Сколько надо было идти до озера? ( 3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека? (Не много)
– А для маленькой уточки? (Много, так как шаги у неё намного меньше, чем у человека).
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.( На открытых местах мать шла позади утят. …)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду)
– Какие враги были у уток? (Для утят опасны лисица и ястреб, а также люди.)
2часть «чтение по цепочке»
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Зашвыряли шапками)
– Зачем ребята это делали? – Просто так, для забавы
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. (……, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. )
Учитель. Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята? (испуг, страх, волнение)
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? (звали на помощь маму)
– А какое слово вы кричите, когда боитесь? ( Мама!)
– А ваша мама переживает за вас?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать, уточка).
– А какая она мама? (Уточка отважная, заботливая, ответственная. Она несёт ответственность за каждого).
Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята? Докажите строчками из произведения. (Собирались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл)
- Кто это «Я»? (автор произведения)
- Как автор разговаривал с мальчишками? (Строго, очень сердито.)
- Как отнесся автор к поступку ребят? (Он их осудил.)
- Из чего это видно? Как он разговаривал с ними? (Он разговаривал с ними очень сердито.)
- Какие вопросы автор задавал детям? Подтвердите это словами из текста. (Зачем вам надо было ловить утят? Где теперь мать?)
- Как вели себя ребята? (Они струсили.)
- Что отвечали ребята автору рассказа? (Пустим.)
– Какое приказание дал им автор? Докажите строчками из произведения. (….идите и возвратите ей всех утят!)
3часть
– Что можно сказать о ребятах? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные?
– Как их назвал рассказчик? (глупыши)
– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (мать шла позади)
– А почему сейчас она побежала впереди? (хотела быстрее увести детей от врагов)
– Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения. (Радостно снял шапку и, помахав ею, крикнул:
- Счастливы путь, утята!)
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения).
– Перед кем этот знак уважения? (перед уточкой)
– Почему? (Автор очень уважительно относится к утке именно потому, что она мать. Такое обращение применимо человеку. Автор хочет показать, что утка беспокоится, заботится о своих детях. Так делает любая мать. )
– Как мальчишки на это прореагировали? (Они засмеялись)
– Почему?
– Что пожелали люди уточке? (Счастливого пути!)
– Нужно ли было пожелание людей уточке? (Да, нужно)
– Почему? ( там впереди могут быть ещё опасности)
5. Работа над иллюстрацией.
– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане? (На переднем плане изображены утка с утятами)
– Что они делают? (Бегут к овсяному полю)
– Кто изображен на заднем плане? (На заднем плане изображены автор и ребята)
– Что они делают? (Они машут утятам, прощаясь с ними)
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. (И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:
- До свидания, утята!)
6. Работа с пословицами. (в группах по 3 пословицы)
Умел ошибиться - умей и поправиться
Сей добро, посылай добро, оделяй добром
Всякий человек в деле познаётся
Кто скоро помог, тот дважды помог
Любить природу – это наблюдать и помогать ей
Чего себе не пожелаешь, того и другому не делай
Дитя плачет, а у матери сердце болит
Сначала думай – потом делай
Добрый пример, лучше ста слов
- Как понимаете эту пословицу?
- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
6) Определение главной мысли рассказа.
– Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока, почему автор назвал так свой рассказ? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом).
– Над чем заставил задуматься М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
(Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
– Что же вы можете сказать о М. Пришвине? (Это добрый, строгий, неравнодушный, человек. Его девиз – не делать дурное природе).
7) Заключительное слово.
– Вот уже несколько десятков лет, как нет снами М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:
Мои молодые друзья!
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".
XIII.Рефлексия
- Оцените свои действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек».
-Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки.
-Кто чувствовал себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с
изображением солнышка.
-У кого настроение менялось на уроке, поднимите, пожалуйста, карточки с
изображением солнышка и тучки.
VII. Обобщение
Мы побывали в гостях у писателя М.Пришвина.
- Что узнали о жизни и творчестве писателя?
- С каким новым произведением познакомились?
Опять возвращаюсь к вопросу:
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный, фантастический или поучительный? Почему вы так считаете? (Надо охранять природу и животных, не давать их в обиду, необдуманно не тревожить их. М. Пришвин своим рассказом научил любить и беречь природу.)
IX. Выставление оценок.
X. Домашнее задание:
1. Ребята, читая произведение, вы заметили то, что очень мало иллюстраций к нему. Предлагаю дома нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа.
2. Перечитать рассказ, ответить на вопросы учебника стр.132-134
- Спасибо за урок.
- Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель, - глазами доброго человека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...
Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».
Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:• повторить и изученный материал;•...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Внеклассное чтение. .Конкурс стихотворений о весне.
Внеклассное чтение. .Конкурс стихотворений о весне....
План-конспект урока по литературному чтению на тему: «Формирование навыка слогового чтения»
Помощь в проведении урока...