УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ерушина Анна Федоровна
Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введение нравственных понятий раздела, а также ознакомление с
биографией С. Баруздина, развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты:
-Предметные:
знать: нравственные понятия раздела, биографию С. Баруздина;
уметь: прогнозировать содержание раздела.
-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: «открытие» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Дата:  24.04.21                                                                                                                              ФИО учителя: Егорова Т.А.

Школа: 104 (ф)                                                                                                                             ФИ студента: Ерушина А.Ф.

Класс: 2                                                                                                                                         ФИО методиста: Солопова Т.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введение нравственных понятий раздела, а также ознакомление с биографией С. Баруздина, развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты:

-Предметные:

знать: нравственные понятия раздела, биографию С. Баруздина;

уметь: прогнозировать содержание раздела.

-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014.,  презентация, карточки.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный

1 мин

- Ребята, давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.

Настраиваться на работу.

 К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

 7 мин

Разминка речевого аппарата.

- Прочитайте стихотворение, которое вы видите на слайде очень медленно.

Как тебя не похвалить!

Вдела ты в иголку нить,

Аккуратно и красиво

К платью пуговку пришила!

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

- Прочитайте с раздражением.

- Прочитайте выразительно.


Читать медленно, ускоряя темп.

Читать быстро, замедляя темп.

Читать с раздражением.

Читать выразительно.

Р: саморегуляция.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный:

фронтальный опрос, беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

5 мин

- О чем это стихотворение?

- Как вы думаете, от чьего имени написано это стихотворение?

- Прочитайте, что здесь написано:

АЛЕД ЕЫРБОД АН АНАД ЬНЗИЖ

- Да, правильно: жизнь дана на добрые дела.

- Как вы думаете, что это за предложение?

- Совершенно верно. Исходя из этого сформулируйте тему урока.

- Какие цели поставим?

- Совершенно верно, давайте приступим.

- О трудолюбии.

- От имен автора.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Это название раздела, который мы начинаем изучать.

- «Изучение нового раздела»

- Познакомиться с новым разделом, узнать, какие произведения в дальнейшем мы будем читать.

П: выбор оснований для классификаций объектов.

Р: коррекция.

Р: целеполагание.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

П: синтез.

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: индивидуальный опрос

Практический: упражнение

Практический: упражнение

Словесный: беседа

Практический: упражнение

12 мин

Введение в раздел.

- Как вы понимаете название раздела?

- Какие произведения могут быть помещены в этот раздел?

- Откройте учебник на с. 122. Прочитайте, с какими понятиями мы встретимся в этом разделе.

- Как вы их понимаете?

Работа над пониманием содержания раздела

- Давайте вместе подумаем над тем, что такое добрые дела.

- Прочитайте диалог Вани и Ани. О чем они говорят?

- Согласны ли вы с ребятами? Почему?

- Прочитайте, о чем нам сообщает профессор Самоваров.

- Как он объясняет, что такое добрые дела?

- Что мы приносим людям, помогая близким и заботясь о них?

- А теперь давайте посмотрим на стр. 123, и прочитаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

- Но перед тем, как мы начнем его читать, мы познакомимся с биографией автора этого стихотворения – Сергеем Баруздиным.

Сергей Алексеевич Баруздин (1926—1991) — писатель.

Родился в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, Баруздину было пятнадцать лет. Сергей оставил школу и устроился подсобным рабочим в одну из московских типографий, а в семнадцать лет ушел добровольцем на фронт.

В 1958 г. Баруздин окончил Литературный институт им. М. Горького.

В 1966 г. он возглавил журнал «Дружба народов».

Начиная с 1950 г. выходят книги Баруздина для детей. Это стихи о шагающем малыше, о дружбе солнца с небом и дерева с землей, о чистоте детской души, о хорошем и плохом (рассказ «Ничего особенного»), Баруздин писал и сказки: «Сказки о трамвае», «Сказка о Лесном царе и пионерском лагере». Во второй сказке все события показаны такими, какими их увидели ясные глаза детей — двух мальчиков. Фантастическое оказывается своеобразным продолжением обыденного.

Большое место в творчестве Баруздина занимают рассказы о животных. Читая их, ребенок познает красоту и многообразие мира природы.

Баруздин не видел различия между детской и «взрослой» литературой. Часто детям — героям его рассказов приходится учиться понимать, у каких родителей им довелось родиться («Первое апреля — один день весны», «Лесной рассказ»).

Сергей Алексеевич интересовался проблемами литературы и журналистики, издал книгу о ведущих детских писателях. В своих книгах он отстаивал принципы гуманизма, идеалы добра и нравственности.

- Теперь давайте прочитаем его стихотворение.

- Этот раздел будет побуждать нас на добрые дела.

- О добрых поступках.

- Взаимопомощь, трудолюбие, честность.

- Взаимопомощь – всегда приходить на помощь другу, если поможешь, то и тебе помогут в следующий раз.

- Трудолюбие – не лениться, а делать что-то полезное.

- Честность – быть правдивым, честным по отношению к другим.

- Помощь тем, кто в ней нуждается, взаимовыручка, если это требуется.

Ваня:

— Я вчера книгу прочитал. Пуговицы пришил на форме.

Аня:

— Учительница сказала, что я сделала доброе дело — первая помирилась с подружкой.

- Да, мы согласны, ребята действительно сделали добрые дела, Ваня сам пришил пуговицы пришил без чьей-либо помощи. Аня первая сделала шаг к примирению с подружкой.

Добрые дела — это не только трудолюбие, но и помощь близким, забота о них. Мы можем принести другим

людям радость, добро и счастье.

- Это трудолюбие, забота о близких, приносить людям радость, добро и счастье – это всё добрые дела.

- Счастье, радость, уверенность в нас.

- С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах».

Внимательно слушать биографию автора.

СТИХИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ДЕЛАХ

— Скажи, человек,

Как твои дела?

— Дела ничего у меня.

Я спал неплохо,

Да ночь мала,

И я прихватил полдня.

— Скажи, человек,

А что же успел

Сегодня ты совершить?

— Да много успел:

Хорошо поел

И чаю успел попить.

— Скажи, человек,

Ну, а как потом,

Было ли что-нибудь?

— А что потом?

Поиграл с котом

И вновь прилёг отдохнуть.

П: смысловое чтение.

П: извлечение необходимой информации.

П: анализ.

Р: контроль в форме сличения действий и его результата.

Р: саморегуляция.

П: смысловое чтение.

5.

Первичное закрепление

Словесный: фронтальный опрос

Наглядный: демонстрация слайдов

6 мин

- Как написано стихотворение, в какой форме?

- Кто ведет диалог? О чем он?

- Прочитайте еще раз заглавие. Какие дела можно назвать очень важными?

- Соответствует ли название содержанию?

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- В форме диалога.

- Автор с мальчиком.

- Когда ты помог кому-то, что сделал хорошее, не ожидая ничего взамен.

- Не соответствует.

Р: коррекция.

П: синтез.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: упражнение

6 мин

- А перед тем, как мы продолжим работать, давайте встанем, разомнемся.

Динамическая пауза

- У вас на карточках еще одно стихотворение Сергея Баруздина, которое мне очень нравится. Прочитаем его.

- Ваши впечатления от прочитанного?

- Что вас особенно тронуло? Какую мысль хотел донести до нас автор?

- Прочитайте стихотворение выразительно.

«Бревно»

Лежало на пути бревно.

Мешало путникам оно.

Один сказал:

— Нехорошо! —

Сказал

И знай себе пошёл.

Второй взглянул,

Потом вздохнул

И то бревно

Перешагнул.

А третий путник промолчал.

Он с виду был

И хил и мал.

Он молча

Скинул полушубок

И в сторону

Бревно убрал.

- Это стихотворение заставляет задуматься.

- Что не нужно искать легких путей, и нужно всегда приходить на помощь, а не проходить просто так стороной.

П: смысловое чтение.

П: построение логической цепочки рассуждений.

П: установление причинно-следственных связей.

Р: коррекция.

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический:

упражнение

5 мин

- Какой раздел начали изучать на уроке?

- О чем он заставил нас задуматься?

- О каком писателе мы говорили на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Какие стихи мы читали?

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения.

- «Жизнь дана на добрые дела»

- О том, что не нужно лениться, нужно делать что-то важное, дарить людям добро и счастье.

- О Сергее Баруздине.

- «Стихи о человеке и его делах».

- Стихотворение «Бревно».

П: установление причинно-следственных связей.

П: смысловое чтение.

8.

Рефлексия деятельности  

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

2 мин

- Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно хорошо получилось?

- Спасибо за урок, вы большие молодцы.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Р: оценка.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа»

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа»Цели деятельности учителя: повторение и обобщение изученного материала по разделу; развитие умений находить средст...

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Маленькие рассказы Н.Сладкова»

Тема: «Маленькие рассказы Н.Сладкова»Цели деятельности учителя : знакомство учащихся с рассказами Н. Сладкова; формирование умений удерживать внимание при прослушивании ипрочитывании произ...

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.»

Тема: «Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.»Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством В. Бианки.Планируемые результаты:-Предметные:знать:содержание произ...

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «В. Осеева. «Просто старушка»

Тема: «В. Осеева. «Просто старушка»Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством В. Осеевой, развивать умение прогнозировать текст, задавать вопросы к тексту,анализировать и д...