УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 24.04.21 ФИО учителя: Егорова Т.А.
Школа: 104 (ф) ФИ студента: Ерушина А.Ф.
Класс: 2 ФИО методиста: Солопова Т.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введение нравственных понятий раздела, а также ознакомление с биографией С. Баруздина, развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты:
-Предметные:
знать: нравственные понятия раздела, биографию С. Баруздина;
уметь: прогнозировать содержание раздела.
-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014., презентация, карточки.
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный | 1 мин | - Ребята, давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми. | Настраиваться на работу. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайдов | 7 мин | Разминка речевого аппарата. - Прочитайте стихотворение, которое вы видите на слайде очень медленно. Как тебя не похвалить! Вдела ты в иголку нить, Аккуратно и красиво К платью пуговку пришила! - Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп. - Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп. - Прочитайте с раздражением. - Прочитайте выразительно. | Читать медленно, ускоряя темп. Читать быстро, замедляя темп. Читать с раздражением. Читать выразительно. | Р: саморегуляция. П: выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: фронтальный опрос, беседа Наглядный: демонстрация слайдов | 5 мин | - О чем это стихотворение? - Как вы думаете, от чьего имени написано это стихотворение? - Прочитайте, что здесь написано: АЛЕД ЕЫРБОД АН АНАД ЬНЗИЖ - Да, правильно: жизнь дана на добрые дела. - Как вы думаете, что это за предложение? - Совершенно верно. Исходя из этого сформулируйте тему урока. - Какие цели поставим? - Совершенно верно, давайте приступим. | - О трудолюбии. - От имен автора. - Жизнь дана на добрые дела. - Это название раздела, который мы начинаем изучать. - «Изучение нового раздела» - Познакомиться с новым разделом, узнать, какие произведения в дальнейшем мы будем читать. | П: выбор оснований для классификаций объектов. Р: коррекция. Р: целеполагание. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания. П: синтез. |
4. | Открытие детьми нового знания Словесный: индивидуальный опрос Практический: упражнение Практический: упражнение Словесный: беседа Практический: упражнение | 12 мин | Введение в раздел. - Как вы понимаете название раздела? - Какие произведения могут быть помещены в этот раздел? - Откройте учебник на с. 122. Прочитайте, с какими понятиями мы встретимся в этом разделе. - Как вы их понимаете? Работа над пониманием содержания раздела - Давайте вместе подумаем над тем, что такое добрые дела. - Прочитайте диалог Вани и Ани. О чем они говорят? - Согласны ли вы с ребятами? Почему? - Прочитайте, о чем нам сообщает профессор Самоваров. - Как он объясняет, что такое добрые дела? - Что мы приносим людям, помогая близким и заботясь о них? - А теперь давайте посмотрим на стр. 123, и прочитаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. - Но перед тем, как мы начнем его читать, мы познакомимся с биографией автора этого стихотворения – Сергеем Баруздиным. Сергей Алексеевич Баруздин (1926—1991) — писатель. Родился в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, Баруздину было пятнадцать лет. Сергей оставил школу и устроился подсобным рабочим в одну из московских типографий, а в семнадцать лет ушел добровольцем на фронт. В 1958 г. Баруздин окончил Литературный институт им. М. Горького. В 1966 г. он возглавил журнал «Дружба народов». Начиная с 1950 г. выходят книги Баруздина для детей. Это стихи о шагающем малыше, о дружбе солнца с небом и дерева с землей, о чистоте детской души, о хорошем и плохом (рассказ «Ничего особенного»), Баруздин писал и сказки: «Сказки о трамвае», «Сказка о Лесном царе и пионерском лагере». Во второй сказке все события показаны такими, какими их увидели ясные глаза детей — двух мальчиков. Фантастическое оказывается своеобразным продолжением обыденного. Большое место в творчестве Баруздина занимают рассказы о животных. Читая их, ребенок познает красоту и многообразие мира природы. Баруздин не видел различия между детской и «взрослой» литературой. Часто детям — героям его рассказов приходится учиться понимать, у каких родителей им довелось родиться («Первое апреля — один день весны», «Лесной рассказ»). Сергей Алексеевич интересовался проблемами литературы и журналистики, издал книгу о ведущих детских писателях. В своих книгах он отстаивал принципы гуманизма, идеалы добра и нравственности. - Теперь давайте прочитаем его стихотворение. | - Этот раздел будет побуждать нас на добрые дела. - О добрых поступках. - Взаимопомощь, трудолюбие, честность. - Взаимопомощь – всегда приходить на помощь другу, если поможешь, то и тебе помогут в следующий раз. - Трудолюбие – не лениться, а делать что-то полезное. - Честность – быть правдивым, честным по отношению к другим. - Помощь тем, кто в ней нуждается, взаимовыручка, если это требуется. Ваня: — Я вчера книгу прочитал. Пуговицы пришил на форме. Аня: — Учительница сказала, что я сделала доброе дело — первая помирилась с подружкой. - Да, мы согласны, ребята действительно сделали добрые дела, Ваня сам пришил пуговицы пришил без чьей-либо помощи. Аня первая сделала шаг к примирению с подружкой. Добрые дела — это не только трудолюбие, но и помощь близким, забота о них. Мы можем принести другим людям радость, добро и счастье. - Это трудолюбие, забота о близких, приносить людям радость, добро и счастье – это всё добрые дела. - Счастье, радость, уверенность в нас. - С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». Внимательно слушать биографию автора. СТИХИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ДЕЛАХ — Скажи, человек, Как твои дела? — Дела ничего у меня. Я спал неплохо, Да ночь мала, И я прихватил полдня. — Скажи, человек, А что же успел Сегодня ты совершить? — Да много успел: Хорошо поел И чаю успел попить. — Скажи, человек, Ну, а как потом, Было ли что-нибудь? — А что потом? Поиграл с котом И вновь прилёг отдохнуть. | П: смысловое чтение. П: извлечение необходимой информации. П: анализ. Р: контроль в форме сличения действий и его результата. Р: саморегуляция. П: смысловое чтение. |
5. | Первичное закрепление Словесный: фронтальный опрос Наглядный: демонстрация слайдов | 6 мин | - Как написано стихотворение, в какой форме? - Кто ведет диалог? О чем он? - Прочитайте еще раз заглавие. Какие дела можно назвать очень важными? - Соответствует ли название содержанию? - Прочитайте стихотворение выразительно. | - В форме диалога. - Автор с мальчиком. - Когда ты помог кому-то, что сделал хорошее, не ожидая ничего взамен. - Не соответствует. | Р: коррекция. П: синтез. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: упражнение | 6 мин | - А перед тем, как мы продолжим работать, давайте встанем, разомнемся. Динамическая пауза - У вас на карточках еще одно стихотворение Сергея Баруздина, которое мне очень нравится. Прочитаем его. - Ваши впечатления от прочитанного? - Что вас особенно тронуло? Какую мысль хотел донести до нас автор? - Прочитайте стихотворение выразительно. | «Бревно» Лежало на пути бревно. Мешало путникам оно. Один сказал: — Нехорошо! — Сказал И знай себе пошёл. Второй взглянул, Потом вздохнул И то бревно Перешагнул. А третий путник промолчал. Он с виду был И хил и мал. Он молча Скинул полушубок И в сторону Бревно убрал. - Это стихотворение заставляет задуматься. - Что не нужно искать легких путей, и нужно всегда приходить на помощь, а не проходить просто так стороной. | П: смысловое чтение. П: построение логической цепочки рассуждений. П: установление причинно-следственных связей. Р: коррекция. |
7. | Включение в систему знаний, повторение Практический: упражнение | 5 мин | - Какой раздел начали изучать на уроке? - О чем он заставил нас задуматься? - О каком писателе мы говорили на уроке? - Что нового вы узнали? - Какие стихи мы читали? - Откройте дневники, запишите домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения. | - «Жизнь дана на добрые дела» - О том, что не нужно лениться, нужно делать что-то важное, дарить людям добро и счастье. - О Сергее Баруздине. - «Стихи о человеке и его делах». - Стихотворение «Бревно». | П: установление причинно-следственных связей. П: смысловое чтение. |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайдов | 2 мин | - Что вы узнали на уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно хорошо получилось? - Спасибо за урок, вы большие молодцы. | Оценивать свою деятельность на уроке. | Р: оценка. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...
УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа»
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа»Цели деятельности учителя: повторение и обобщение изученного материала по разделу; развитие умений находить средст...
УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Маленькие рассказы Н.Сладкова»
Тема: «Маленькие рассказы Н.Сладкова»Цели деятельности учителя : знакомство учащихся с рассказами Н. Сладкова; формирование умений удерживать внимание при прослушивании ипрочитывании произ...
УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.»
Тема: «Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.»Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством В. Бианки.Планируемые результаты:-Предметные:знать:содержание произ...
УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «В. Осеева. «Просто старушка»
Тема: «В. Осеева. «Просто старушка»Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством В. Осеевой, развивать умение прогнозировать текст, задавать вопросы к тексту,анализировать и д...