УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Маленькие рассказы Н.Сладкова»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 21.04.21 ФИО учителя: Егорова Т.А.
Школа: 104 (ф) ФИ студента: Ерушина А.Ф.
Класс: 2 ФИО методиста: Солопова Т.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «Маленькие рассказы Н.Сладкова»
Цели деятельности учителя : знакомство учащихся с рассказами Н. Сладкова; формирование умений удерживать внимание при прослушивании и прочитывании произведений.
Планируемые результаты:
-Предметные:
знать:содержание произведений;
уметь: работать с книгой, классифицировать книги по подгруппам; составлять рассказ по серии картинок.
различать художественный и научный тексты .
-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014., презентация, карточки.
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный | 1 мин | - Проверьте свою готовность к уроку, уберите все лишнее с парт, встаньте, подравняйтесь. - Садитесь, ребята. | Настраиваться на работу. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайдов | 7 мин | - Послушайте стихотворение. Здравствуй, весенняя первая травка! Как распустилась? Ты рада теплу? Знаю, у вас там веселье и давка, Дружно работают в каждом углу. Высунуть листик иль синий цветочек Каждый спешит молодой корешок Раньше, чем ива из ласковых почек Первый покажет зеленый листок. - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? - О чем поведал нам автор стихотворения? - Прочитайте строчки, которые больше всего понравились. - Прочитайте медленно. - Прочитайте жужжащим образом. - Теперь прочитайте выразительно. | Внимательно слушать учителя. - Мы задумались о природе, насколько она прекрасна. - Насколько разнообразен мир растений. Прочитывать понравившиеся строчки. Действовать по указанию учителя. | П: смысловое чтение как осмысление цели чтения. Р: саморегуляция. П: выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: фронтальный опрос, беседа Наглядный: демонстрация слайдов Практический: упражнение | 5 мин | - Какой раздел мы изучаем? - Произведения каких писателей мы читали? - Сегодня мы будем читать рассказы еще одного замечательного писателя, посвятившего свои произведения природе. Можете ли вы назвать его имя? Кто-то догадался уже? - Совершенно верно. Знаете ли вы что-нибудь об этом писателе? Какие произведения его вы читали? - Тогда давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. - Вы почти угадали, наша тема звучит «Маленькие рассказы Николая Сладкова». - Какие цели поставим? - Молодцы. | - «Люблю всё живое». - С. Михалкова, Г. Снегирева, В. Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин и др. - Николай Сладков. - Мало что знаем об этом писателе. - «Рассказы Николая Сладкова». - Познакомиться с биографией автора, и его произведениями. | П: выбор оснований для классификаций объектов. Р: коррекция. Р: целеполагание. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания. П: синтез. |
4. | Открытие детьми нового знания Словесный: индивидуальный опрос Практический: упражнение Практический: упражнение Словесный: беседа Практический: упражнение | 12 мин | Знакомство с биографией автора. - Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье». Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г. Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса». Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах. Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как "Краешком глаза", "За пером синей птицы", "Осиновый невидимка", "Подводная газета", "Земля над облаками", "Свист диких крыльев" и многие другие прекрасные книги… За книгу "Подводная газета" Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской. Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет. Подобный дар — рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога — дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями — такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям… - Ребята, теперь открываем учебник на странице 108, прочитайте название первого рассказа. - Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? - Давайте узнаем, правы ли вы были. Начнем читать текст. (Выбрать одного человека для прочтения рассказа) «Сосулькина вода» На крышах сосульки. Днём с сосулек капает вода. Это особая вода - сосулькина. Чив очень любит сосулькину воду. Перегнётся с карниза и ловко подхватит клювом сосулькину капельку, похожую на капельку солнца. Напившись воды, Чив начинает так отчаянно прыгать и чирикать, что прохожие останавливаются, улыбаются и говорят: "Жив курилка!" - Скажите, кто герой этого рассказа? - А как вы поняли фразу «сосулькина вода»? - Как вы объясните выражение «Жив курилка»? - Кто хочет прочитать выразительно этот текст? (Попросить прочитать одного человека) | Внимательно слушать биографию автора. - «Сосулькина вода». - Возможно о растаявшей сосульке. - Птенец Чив. - Сосулька, что тает днём на солнце. - Все еще существует, цел — о том, кто не пропал, несмотря на неудачи, гонения. | П: смысловое чтение. П: извлечение необходимой информации. П: анализ. Р: контроль в форме сличения действий и его результата. Р: саморегуляция. П: смысловое чтение. |
5. | Первичное закрепление Словесный: фронтальный опрос Наглядный: демонстрация слайдов | 6 мин | - Теперь давайте встанем. Разомнёмся. Динамическая пауза. Весна пришла! Встаём, друзья! Нас ждёт-торопит улица. Шагаем дружно: ты и я И не будем хмуриться. Вот птицы с юга к нам летят. Букашки пробудились. Деревья листьями шумят. Все звери оживились. Танцует лес, танцует луг И мы с тобою кружимся. Как хорошо весной вокруг! С природой мы подружимся. - Прочитайте название второго рассказа. - Можно ли догадаться, о чем этот текст? - Давайте прочитаем рассказ. (Попросить прочитать одного человека) «Весенний звон» Схватил мороз. Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик. Сел воробей на наклонный сучок - да и покатился вниз, как с горки. Синица тоже поскользнулась - повисла вниз головой. Ворона с лёту ухнула в самую гущину сучьев - вот наделала звону! - О каком весеннем звоне говорит нам автор? Кто его наделал? - Прочитайте о том, как автор говорит о ветках. - Что он написал о воробье? - О синице? - Хорошо, вы молодцы. | Повторять упражнения за учителем. - «Весенний звон». - О времени года – весна. - О замерзших ветках. Ворона наделала звону. - «Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик». - «Сел воробей на наклонный сучок – да и покатился вниз, как с горки». - «Синица тоже поскользнулась – повисла вниз головой». | Р: коррекция. П: синтез. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: упражнение | 6 мин | - Теперь рассмотрите иллюстрации к следующему произведению Николая Сладкова на странице 109. Попробуйте догадаться о его содержании. - Хорошо, давайте прочитаем и узнаем. «Лисица и Ёж» - Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу! - А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли? - Да не то чтоб некрасивый… - Может, я с колючками неуклюжий? - Да не то чтоб неуклюжий! - Ну так какой же я такой с колючками-то?! - Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный… - Оправдались ли ваши предположения? - Сравните произведения. Чем они похожи, чем различаются? - Какой рассказ Н. Сладкова вам больше всего понравился? Почему? | - Это будет рассказ о лисе и ежике. Возможно, о том, как лиса случайно до него дотронулась. - Нет, мы предполагали другое. - Все про животных, птиц. Но первый текст – там говорится о птенце, во втором – о ветках деревьев, и в третьем – о зверях. - Мне больше всего понравился рассказ «Лисица и Ёж» / «Сосулькина вода» / «Весенний звон». Высказывать своё мнение. | П: смысловое чтение. П: построение логической цепочки рассуждений. П: установление причинно-следственных связей. Р: коррекция. |
7. | Включение в систему знаний, повторение Практический: упражнение | 5 мин | - Ребята, теперь закройте все учебники, я раздам вам карточки, и ваша задача соотнести фрагменты из рассказов с их названиями. Никто не подглядывает, и не подсказывает, мы с вами только что всё изучили, тем более рассказы были совсем небольшие. Поэтому, выполняют все самостоятельно. | Самостоятельно соединять фрагменты из рассказов с их названиями. | П: установление причинно-следственных связей. П: смысловое чтение. |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайдов | 2 мин | - Ребята, рассказы какого автора мы сегодня изучили? - Вспомните все названия этих рассказов. - Посмотрите на слайд и закончите предложение. Сегодня на уроке я познакомился … Мне показалось интересным……… Меня удивило……… - Откройте дневники, запишите домашнее задание: найти рассказы В.А. Сухомлинского, прочитать их. | - Николая Сладкова. - «Весенний звон», «Сосулькина вода», «Лисица и Ёж». Оценивать свою деятельность на уроке. | Р: оценка. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"
Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"
Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу В. Бианки "Мышонок Пик"
Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...
Конспект урока литературного чтения «Маленькие рассказы Н. Сладкова» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией Н. Сладкова и его рассказами; формирование умений удерживать внимание при прослушивании и прочитывании произведений.Планируемые результ...
УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа»
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа»Цели деятельности учителя: повторение и обобщение изученного материала по разделу; развитие умений находить средст...
УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.»
Тема: «Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.»Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством В. Бианки.Планируемые результаты:-Предметные:знать:содержание произ...
Технологическая карта урока литературного чтения Маленькие и большие секреты страны Литературии «Мои самые близкие и дорогие» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: углубление и расширение содержания изученных произведений раздела «Мои самые близкие и дорогие»; повторение рассказов по разделу, стихотворений.Задачи урокаДидактические:Способ...