УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Маленькие рассказы Н.Сладкова»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ерушина Анна Федоровна
Тема: «Маленькие рассказы Н.Сладкова»
Цели деятельности учителя : знакомство учащихся с рассказами Н. Сладкова; формирование умений удерживать внимание при прослушивании и
прочитывании произведений.
Планируемые результаты:
-Предметные:
знать:содержание произведений;
уметь: работать с книгой, классифицировать книги по подгруппам; составлять рассказ по серии картинок.
различать художественный и научный тексты .
-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: «открытие» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Дата:  21.04.21                                                                                                                              ФИО учителя: Егорова Т.А.

Школа: 104 (ф)                                                                                                                             ФИ студента: Ерушина А.Ф.

Класс: 2                                                                                                                                         ФИО методиста: Солопова Т.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Маленькие рассказы Н.Сладкова»

Цели деятельности учителя : знакомство учащихся с рассказами Н. Сладкова; формирование умений удерживать внимание при прослушивании и прочитывании произведений.

Планируемые результаты:

-Предметные:

знать:содержание произведений;

уметь:  работать с книгой, классифицировать книги по подгруппам; составлять рассказ по серии картинок.

 различать художественный и научный тексты .

-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014.,  презентация, карточки.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный

1 мин

- Проверьте свою готовность к уроку, уберите все лишнее с парт, встаньте, подравняйтесь.

- Садитесь, ребята.

Настраиваться на работу.

 К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

 7 мин

- Послушайте стихотворение.

Здравствуй, весенняя первая травка!

Как распустилась? Ты рада теплу?

Знаю, у вас там веселье и давка,

Дружно работают в каждом углу.

Высунуть листик иль синий цветочек

Каждый спешит молодой корешок

Раньше, чем ива из ласковых почек

Первый покажет зеленый листок.

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- О чем поведал нам автор стихотворения?

- Прочитайте строчки, которые больше всего понравились.

- Прочитайте медленно.

- Прочитайте жужжащим образом.

- Теперь прочитайте выразительно.

Внимательно слушать учителя.

- Мы задумались о природе, насколько она прекрасна.

- Насколько разнообразен мир растений.

Прочитывать понравившиеся строчки.

Действовать по указанию учителя.

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Р: саморегуляция.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный:

фронтальный опрос, беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

Практический: упражнение

5 мин

- Какой раздел мы изучаем?

- Произведения каких писателей мы читали?

- Сегодня мы будем читать рассказы еще одного замечательного писателя, посвятившего свои произведения природе.

Можете ли вы назвать его имя? Кто-то догадался уже?

- Совершенно верно. Знаете ли вы что-нибудь об этом писателе? Какие произведения его вы читали?

- Тогда давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

- Вы почти угадали, наша тема звучит «Маленькие рассказы Николая Сладкова».

- Какие цели поставим?

- Молодцы.

- «Люблю всё живое».

- С. Михалкова, Г. Снегирева, В. Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин и др.

- Николай Сладков.

- Мало что знаем об этом писателе.

- «Рассказы Николая Сладкова».

- Познакомиться с биографией автора, и его произведениями.

П: выбор оснований для классификаций объектов.

Р: коррекция.

Р: целеполагание.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

П: синтез.

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: индивидуальный опрос

Практический: упражнение

Практический: упражнение

Словесный: беседа

Практический: упражнение

12 мин

Знакомство с биографией автора.

- Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.

В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье». Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г. Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса». Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах.

Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как "Краешком глаза", "За пером синей птицы", "Осиновый невидимка", "Подводная газета", "Земля над облаками", "Свист диких крыльев" и многие другие прекрасные книги… За книгу "Подводная газета" Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской.

Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

Подобный дар — рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога — дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями — такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям…

- Ребята, теперь открываем учебник на странице 108, прочитайте название первого рассказа.

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

- Давайте узнаем, правы ли вы были. Начнем читать текст.

(Выбрать одного человека для прочтения рассказа)

«Сосулькина вода»

На крышах сосульки. Днём с сосулек капает вода. Это особая вода - сосулькина. Чив очень любит сосулькину воду. Перегнётся с карниза и ловко подхватит клювом сосулькину капельку, похожую на капельку солнца. Напившись воды, Чив начинает так отчаянно прыгать и чирикать, что прохожие останавливаются, улыбаются и говорят: "Жив курилка!"

- Скажите, кто герой этого рассказа?

- А как вы поняли фразу «сосулькина вода»?

- Как вы объясните выражение «Жив курилка»?

- Кто хочет прочитать выразительно этот текст?

(Попросить прочитать одного человека)

Внимательно слушать биографию автора.

- «Сосулькина вода».

- Возможно о растаявшей сосульке.

- Птенец Чив.

- Сосулька, что тает днём на солнце.

- Все еще существует,

цел — о том, кто не пропал, несмотря на неудачи, гонения.

П: смысловое чтение.

П: извлечение необходимой информации.

П: анализ.

Р: контроль в форме сличения действий и его результата.

Р: саморегуляция.

П: смысловое чтение.

5.

Первичное закрепление

Словесный: фронтальный опрос

Наглядный: демонстрация слайдов

6 мин

- Теперь давайте встанем. Разомнёмся.

Динамическая пауза.

Весна пришла! Встаём, друзья!

Нас ждёт-торопит улица.

Шагаем дружно: ты и я

И не будем хмуриться.

Вот птицы с юга к нам летят.

Букашки пробудились.

Деревья листьями шумят.

Все звери оживились.

Танцует лес, танцует луг

И мы с тобою кружимся.

Как хорошо весной вокруг!

С природой мы подружимся.

- Прочитайте название второго рассказа.

- Можно ли догадаться, о чем этот текст?

- Давайте прочитаем рассказ.

(Попросить прочитать одного человека)

«Весенний звон»

Схватил мороз. Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик. Сел воробей на наклонный сучок - да и покатился вниз, как с горки. Синица тоже поскользнулась - повисла вниз головой. Ворона с лёту ухнула в самую гущину сучьев - вот наделала звону!

- О каком весеннем звоне говорит нам автор? Кто его наделал?

- Прочитайте о том, как автор говорит о ветках.

- Что он написал о воробье?

- О синице?

- Хорошо, вы молодцы.

Повторять упражнения за учителем.

- «Весенний звон».

- О времени года – весна.

- О замерзших ветках. Ворона наделала звону.

- «Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик».

- «Сел воробей на наклонный сучок – да и покатился вниз, как с горки».

- «Синица тоже поскользнулась – повисла вниз головой».

Р: коррекция.

П: синтез.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: упражнение

6 мин

- Теперь рассмотрите иллюстрации к следующему произведению Николая Сладкова на странице 109. Попробуйте догадаться о его содержании.

- Хорошо, давайте прочитаем и узнаем.

«Лисица и Ёж»

- Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

- А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

- Да не то чтоб некрасивый…

- Может, я с колючками неуклюжий?

- Да не то чтоб неуклюжий!

- Ну так какой же я такой с колючками-то?!

- Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный…

- Оправдались ли ваши предположения?

- Сравните произведения. Чем они похожи, чем различаются?

- Какой рассказ Н. Сладкова вам больше всего понравился? Почему?

- Это будет рассказ о лисе и ежике. Возможно, о том, как лиса случайно до него дотронулась.

- Нет, мы предполагали другое.

- Все про животных, птиц. Но первый текст – там говорится о птенце, во втором – о ветках деревьев, и в третьем – о зверях.

- Мне больше всего понравился рассказ «Лисица и Ёж» / «Сосулькина вода» / «Весенний звон».

Высказывать своё мнение.

П: смысловое чтение.

П: построение логической цепочки рассуждений.

П: установление причинно-следственных связей.

Р: коррекция.

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический:

упражнение

5 мин

- Ребята, теперь закройте все учебники, я раздам вам карточки, и ваша задача соотнести фрагменты из рассказов с их названиями. Никто не подглядывает, и не подсказывает, мы с вами только что всё изучили, тем более рассказы были совсем небольшие. Поэтому, выполняют все самостоятельно.

Самостоятельно соединять фрагменты из рассказов с их названиями.

П: установление причинно-следственных связей.

П: смысловое чтение.

8.

Рефлексия деятельности  

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

2 мин

- Ребята, рассказы какого автора мы сегодня изучили?

- Вспомните все названия этих рассказов.

- Посмотрите на слайд и закончите предложение.

Сегодня на уроке я познакомился …

Мне показалось интересным………

Меня удивило………

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: найти рассказы В.А. Сухомлинского, прочитать их.

- Николая Сладкова.

- «Весенний звон», «Сосулькина вода», «Лисица и Ёж».

Оценивать свою деятельность на уроке.

Р: оценка.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу В. Бианки "Мышонок Пик"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Конспект урока литературного чтения «Маленькие рассказы Н. Сладкова» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией Н. Сладкова и его рассказами; формирование умений удерживать внимание при прослушивании и прочитывании произведений.Планируемые результ...

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа»

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа»Цели деятельности учителя: повторение и обобщение изученного материала по разделу; развитие умений находить средст...

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.»

Тема: «Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.»Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством В. Бианки.Планируемые результаты:-Предметные:знать:содержание произ...

Технологическая карта урока литературного чтения Маленькие и большие секреты страны Литературии «Мои самые близкие и дорогие» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: углубление и расширение содержания изученных произведений раздела «Мои самые близкие и дорогие»; повторение рассказов по разделу, стихотворений.Задачи урокаДидактические:Способ...