Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме "Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Организация деятельности учащихся по ознакомлению с творчеством Д.Н. Мамина- Сибиряка; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_mamin-_sibiryak_priyomysh.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема урока | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | |||
Цель урока | формирование новых знаний и ценностного отношения к ним. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством Д.Н. Мамина- Сибиряка; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД: личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней; познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка . | |||
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся: - познакомятся с творчеством Д.Н. Мамина- Сибиряка; - научатся: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • оценивать правильность выполнения действий; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. • основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; • осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков. • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. | |||
Сценарий урока | ||||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |
Самоопределение, мотивация к учебной деятельности Цель: формирование самооценки готовности к уроку | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть в нашей литературной мастерской. - Сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте кивком головы. -Желаю вам сегодня успехов и отличного настроения. - Вспомним правила делового сотрудничества. | Самоконтроль готовности. Настрой на работу. (на доске) 1. Уважать чужое мнение; 2. Быть внимательными; 3. Соблюдать тишину (работать вполголоса); 4. Слушать и слышать друг друга. | |
Актуализация знаний (подводящий диалог) Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний | Познавательные: - уметь ориентироваться в системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из текста. | - В мастерской какого писателя сегодня работаем? - Также сегодня продолжаем работу над лэпбуком. В каждом ряду есть ответственный человек. Вы будете вносить всю информацию в нашу «книгу на коленях» 1. «Собери цепочку» - У вас на партах лежат слова. Соберите группу слов. ОХОТНИК, ТАРАС, СОБОЛЬКО, ЛЕБЕДЬ, ЖУЛЬКА, ВЫСКОЧКА, ГРИБНИК, 2. «Узнай героя произведения». -Почему эти слова оказались в вашей группе? 2. «Узнай героя» - Выберите карточку. Прочитайте словосочетания и решите, к кому из героев произведения они относятся. - Озвучьте свой ответ. - Ответственные, поместите данный материал в лэпбук | Демонстрация знаний, умений. Работа в группах Работа в группах: каждая группа получает задание, карточку с дополнительной информацией. | |
Целеполагание. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы. | Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. | 1. Постановка учебной задачи. - Сегодня мы продолжаем работать в литературной мастерской известного всему миру писателя Дмитрия Наркисовича Мамина- Сибиряка. - Вспомним план работы, который обозначили на прошлом уроке. Прочитав произведение - познакомиться с героями - определить, кто такой Приёмыш - охарактеризовать главных героев - выяснить главную мысль - высказать своё отношение - Какие задачи поставим на сегодняшний урок? | Восприятие информации. Постановка учебной задачи | |
Осознанное выполнение действий для решения обозначенных задач Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь определять главную мысль текста; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | 1. Составление картинного плана - Вспомним содержание произведения. - На доске вы видите сюжетные картинки из рассказа «Приёмыш». - Восстановите последовательность событий. 2. Выборочное чтение - Зачитайте эпизод, относящийся к данной картинке. 3. Анализ произведения. - Почему Мамин-Сибиряк назвал своё произведение «Приёмыш»? -Почему Тарас решил приютить птицу? -Какие слова помогают понять, как он относится к «Приёмышу»? - Почему старик назвал лебедя особенной птицей? - Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? - Почему герой отпустил лебедя? - А мог ли Тарас не отпустить птицу? Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Друзья расстались. - Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело) Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям. - Что Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением? Определите главную мысль | Работа в группах: каждая группа получает задание, карточку с дополнительной информацией. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. | |
Физкультминутка | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | Физминутка - Сейчас я попрошу вас встать и собрать в классе разрезанные карточки. У каждого ряда в начале урока определен свой цвет. | ||
Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: осуществление первоначального контроля своего участия в доступных видах познавательной деятельности | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные: - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь определять главную мысль текста; |
- На ваших карточках написаны слова. Соберите из них пословицу. Золотая клетка соловью не потеха. Легко подружиться, тяжело разлучиться Птица сильна крыльями, а человек дружбой. - Можно ли идею произведения высказать пословицей, которую вы собрали? | Работа в группах Демонстрация знаний. Восприятие информации. Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы. | |
Итог работы. Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке; | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. |
- После прочтения художественного произведения читатель переживает чувства. - Я бы хотела услышать каждого из вас, поэтому предлагаю оставить «Отзыв». - У вас на партах лежат листочки. Запишите то, что считаете важным и нужным. - Кто желает зачитать? - Отзывы я попрошу вас оставить в конвертике в лэпбуке. - Ваши родители тоже написали отзыв на прочитанное произведение. Они в конвертике, вы можете с ними познакомиться. | Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос. | |
Рефлексия Цель: организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности | Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; | - Мы закончили с вами работу над произведением «Приёмыш».Оно было написано писателем в 1891 году. В этом году ему исполнится 130 лет. - Как вы думаете, не потерял ли свою актуальность данный рассказ? Рефлексия «Впечатление» - Перед вами 3 сектора. Выберите тот, который соответствует вашему настроению и прикрепите стикер, написав на нем одно слово, которым бы хотели высказать своё впечатление от урока | Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. | |
Домашнее задание | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | На выбор. С.84 ,вопрос 5 Подготовься пересказать историю дружбы Соболька и Приёмыша. С. 84 вопрос 6 Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями? | Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс
Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....
Урок литературного чтения в 4 классе. Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Закрепление.
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе, по теме "Д.Мамин-Сибиряк "Приёмыш".Закрепление" ...
Технологическая карта по литературному чтению на тему : "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу" УМК "Перспектива" 3 класс
Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, вы...
Технологическая карта урока Литературное чтение, 3 класс, «Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»,УМК «Школа России»
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе Характеристика героя произведения . Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
УМК «Школа России»...
Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»
Представлена методическая разработка по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...