Технологическая карта по литературному чтению на тему : "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу" УМК "Перспектива" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Панова Алёна Дмитриевна

 

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»

 

Цели деятельности учителя:

  • закрепление изучения сказки с помощью вопросов, выразительное чтение произведения, чтение произведения по ролям.

Планируемые результаты        

Предметные:

- знать содержание сказки;

- уметь работать с содержанием сказки;

- уметь определять тему и главную мысль сказки.

 

Личностные: 

  • осознавать личностный смысл учения;
  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

 

Тип урока: урок закрепления

 

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть, Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г.Горецкий (Перспектива), карточки с заданиями, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_1.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 08.04.19                                                                                                                       ФИО учителя: Никитина М.Н.

Школа: № 1                                                                                                                       ФИО студента: Першина А.Д.

Класс: 3                                                                                                                                        ФИО методиста: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»

Цели деятельности учителя:

  • закрепление изучения сказки с помощью вопросов, выразительное чтение произведения, чтение произведения по ролям.

Планируемые результаты        

Предметные:

- знать содержание сказки;

- уметь работать с содержанием сказки;

- уметь определять тему и главную мысль сказки.

Личностные: 

  • осознавать личностный смысл учения;
  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип урока: урок закрепления

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть, Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г.Горецкий (Перспектива), карточки с заданиями, презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Давайте настроимся на плодотворную работу.

- Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова соседу по парте, и с хорошим настроением начинаем урок.

Приветствуют учителя

- Здравствуйте!

Слушают учителя

Выполняют задание

К: планирование сотрудничества с учителем

II. Актуализации знаний  и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

2 мин

Речевая разминка

- Прочитай на одном дыхании:

РА-РО-РУ-РЫ-РЭ

РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ

АРЬ-ОРЬ-УРЬ-ЫРЬ-ЕРЬ

…Воробей просил ворону

Ерша вызвать к телефону…

- Посмотрите на доску. Что написано?  

- Читаем ее шепотом.

- Читаем ее громко.

- Читаем с вопросом.

- Читаем с чувством.

- Читаем повышая-понижая голос.

Слушать учителя.

Выполнять речевую разминку

Работать со скороговоркой

- Это скороговорка

Читают скороговорку

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Л: включение в учебную деятельность

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Ребята, с какой  сказкой вы работали на прошлом уроке?

- Всё верно.  Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Правильно, тема нашего урока «Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»»

- Как вы думаете, какую цель, мы  поставим перед собой?

- Теперь мы продолжим работу над сказкой.

Отвечают на вопрос

- Тема нашего урока: «Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»»

- Продолжим знакомство  со сказкой, почитаем по ролям

Слушают учителя

Л: самоопределение к деятельности

Р: целеполагание

Л: включение в учебную деятельность

П: осознание и произвольное построение речевог высказывания

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

7 мин

Выборочное чтение

- А сейчас откройте учебник на стр. 86.

- Я проверю, как вы усвоили сказку и задам вам несколько вопросов (стр 93).

- Как жили ёрш и воробей?

 - Чем собирался угостить ёрш воробья?

- Чем собирался угостить воробей ерша?

- Где воробей зимой спасался от морозов?  

- Чем чистил трубы трубочист Яша?

- Кого Воробей боялся?  

- Как Ёрш подшутил над Воробьём?  

- Откуда взял червячка Воробей Воробеич?  

- Куда делся обеденный хлеб трубочиста Яши?

- Какое чувство испытали птицы и рыбы, когда краюшка была съедена?

Вопрос №3. Расскажите о дружбе Воробья Воробеича и Ерша Ершовича. Как вы понимаете, жили, душа в душу? 

Вопрос 5. Из-за чего возник шум и спор у старых приятелей? Перечитайте этот эпизод

Работа с учебником

Отвечают на вопросы

- В большой дружбе

- Червячками, водяными козявками

- Корочкой хлебца и овсом

- В трубе

-  Чугунной гирей с помелом

- Ястреба

- Ёрш крикнул: «Ястреб», Воробей выронил червячка

- Червяка отнял у Бекасика

- Воробей украл, птицы и рыбы отняли и склевали

- Им стало совестно

- Значит дружно, сплоченно, гармонично, понимая друг друга с полуслова, с полувзгляда, в любви и счастье.

- Воробей Воробеич и Ерш Ершович жили в большой дружбе. Каждый день летом Воробей Воробеич прилетал к речке и кричал:

– Эй, брат, здравствуй!.. Как поживаешь?

– Ничего, живем помаленьку, – отвечал Ерш Ершович.

– Иди ко мне в гости. У меня, брат, хорошо в глубоких местах... Вода стоит тихо, всякой водяной травки сколько хочешь. Угощу тебя лягушачьей икрой, червячками, водяными козявками...

– Спасибо, брат! С удовольствием пошел бы я к тебе в гости, да воды боюсь. Лучше уж ты прилетай ко мне в гости на крышу... Я тебя, брат, ягодами буду угощать, – у меня целый сад, а потом раздобудем и корочку хлебца, и овса, и сахару, и живого комарика.

- Эй, Воробей Воробеич, ты это что, брат, шумишь тут? - спросил трубочист.

- Нет, я ему покажу!.. - орал Воробей Воробеич, задыхаясь от ярости. - Он ещё не знает, каков я... Я ему покажу, проклятому Ершу Ершовичу! Он будет меня поминать, разбойник...

- Не слушай его! - крикнул трубочисту из воды Ерш Ершович. - Всё-то он врёт...

- Я вру? - орал Воробей Воробеич. - А кто червяка нашёл? Я вру!.. Жирный такой червяк! Я его на берегу выкопал... Сколько трудился... Ну, схватил его и тащу домой, в своё гнездо. У меня семейство - должен я корм носить... Только вспорхнул с червяком над рекой, а проклятый Ерш Ершович, - чтоб его щука проглотила! - как крикнет: "Ястреб!" Я со страху крикнул - червяк упал в воду, а Ерш Ершович его и проглотил... Это называется врать?!. И ястреба никакого не было...

- Что же, я пошутил, - оправдывался Ерш Ершович. - А червяк действительно был вкусный…

П: структурирование знаний

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение учащихся

5 мин

Вопрос  №8. Почему между рыбами и птицами произошла драка?

Найдите глаголы, которые помогают изобразить «настоящую свалку».

И все бросились в погоню за вором. Краюшка была тяжела, и Воробей Воробеич не мог далеко улететь с ней. Его догнали как раз над рекой. Бросились на вора большие и малые птицы.

Произошла настоящая свалка. Все так и рвут, только крошки летят в реку; а потом и краюшка полетела тоже в реку. Тут уж схватились за неё рыбы. Началась настоящая драка между рыбами и птицами. В крошки растерзали всю краюшку и все крошки съели. Как есть ничего не осталось от краюшки. Когда краюшка была съедена, все опомнились и всем сделалось совестно. Гнались за вором Воробьем да по пути краденую краюшку и съели.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений

2 мин

- А сейчас давайте проведём физминутку

- Встаём все

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку

Руки в стороны согнули

Вверх подняли – помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое плечо.

Дружно присели

Пяточки задели,

На носочки поднялись

Опустили руки вниз.

Повторяют движения за учителем

Выполняют физические упражнения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: чтение учащихся по ролям

Практический: чтение учащихся по ролям

Практический: чтение учащихся по ролям

Практический: чтение учащихся по ролям

Практический: чтение учащихся по ролям

Практический: чтение учащихся по ролям

10 мин

- А теперь давайте почитаем сказку по ролям.

- Откройте стр.88

- Здесь есть 4 роли. Какие?

- Раз Воробей Воробеич чуть-чуть не погиб благодаря своему лучшему другу - трубочисту. Пришёл трубочист да как спустит в трубу свою чугунную гирю с помелом, - чуть-чуть голову не проломил Воробью Воробеичу. Выскочил он из трубы весь в саже, хуже трубочиста, и сейчас браниться:

- Ты это что же, Яша, делаешь-то? Ведь этак можно и до смерти убить...

- А я почём же знал, что ты в трубе сидишь?

- А будь вперёд осторожнее... Если бы я тебя чугунной гирей по голове стукнул, разве это хорошо?

Ершу Ершовичу тоже по зимам приходилось не сладко. Он забирался куда-нибудь поглубже в омут и там дремал по целым дням. И темно, и холодно, и не хочется шевелиться. Изредка он подплывал к проруби, когда звал Воробей Воробеич. Подлетит к проруби воды напиться и крикнет:

- Эй, Ерш Ершович, жив ли ты?

- Жив... - сонным голосом откликается Ерш Ершович. - Только всё спать хочется. Вообще скверно. У нас все спят.

- И у нас тоже не лучше, брат! Что делать, приходится терпеть... Ух, какой злой ветер бывает!.. Тут, брат, не заснёшь... Я всё на одной ножке прыгаю, чтобы согреться. А люди смотрят и говорят: "Посмотрите, какой весёленький воробушек!" Ах, только бы дождаться тепла... Да ты уж опять, брат, спишь?

А летом опять свои неприятности. Раз ястреб версты две гнался за Воробьем Воробеичем, и тот едва успел спрятаться в речной осоке.

- Ох, едва жив ушёл! - жаловался он Ершу Ершовичу, едва переводя дух. - Вот разбойник-то!.. Чуть-чуть не сцапал, а там бы поминай как звали.

- Это вроде нашей щуки, - утешал Ерш Ершович. - Я тоже недавно чуть-чуть не попал ей в пасть. Как бросится за мной, точно молния. А я выплыл с другими рыбками и думал, что в воде лежит полено, а как это полено бросится за мной... Для чего только эти щуки водятся? Удивляюсь и не могу понять...

- И я тоже... Знаешь, мне кажется, что ястреб когда-нибудь был щукой, а щука была ястребом. Одним словом, разбойники...

Слушают учителя

Работа с учебником

- Автор, Воробей Воробеич, тубочист Яша, Ёрш Ершович

Читают сказку по ролям

П: выполнение действий по алгоритму

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

П: выполнение действий по алгоритму

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

П: выполнение действий по алгоритму

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

П: выполнение действий по алгоритму

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

VII. Включение  систему знаний

Словесный: учебный диалог

3 мин

- Итак, ребята, давайте подведём итоги.

- Над каким произведением мы работали на уроке?

– Что вам особенно понравилось в нашем уроке, что было наиболее интересно?

- Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу

Ответы детей

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

- Поделитесь своими впечатлениями от урока.

- Я сегодня узнал…

- Мне было трудно …

- Я сомневался…

- Мне понравилось…

- Я могу …

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Выполняют задание

Заканчивают фразы

Отвечают на вопрос

Р: самоанализ, самооценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу". 2 класс

Ресурс содержит презентацию к уроку литературного чтения во 2 классе по изучаемому произведению....

Конспект урока "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»" ("Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка, выразительное чтение произведения, чтение произведения по ролям.Планируемые результаты     Предметные: - знать...

Конспект урока "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»" ("Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, характеристика героев сказки.Планируемые результаты     Предметные: - знать главных героев сказки;- уметь ...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».Тип урока: &laqu...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ.

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ.Тип урока: рефлек...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу&raq...

Мамин-Сибиряк Д.Н. "Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу"

Рабочий лист. Д.Н. Мамин-Сибиряк "Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу"...