Рабочая программа по чтению
рабочая программа по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе АООП НОО (вариант 5. 2) и учебно – методического комплекта по чтению авторов Л.Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и адресована обучающимся 3 класса с общим недоразвитием речи. Чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников.
Цель курса: формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом, развитие интереса к чтению художественной литературы, общее развитие ребёнка, его духовно-нравственное и эстетическое воспитание.
Основные задачи уроков литературного чтения в 3 классе:
- развивать у детей умения читать литературные произведения правильно, осознанно и выразительно; составлять план и пересказ;
- формировать способность выделять главную мысль, полноценно воспринимать художественное произведение; сопереживать героям произведения, эмоционально окликаться на прочитанное;
- развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, ассоциативное мышление, воссоздающее и творческое воображение;
- приобщать к чтению классической литературы, формировать потребность в чтении, развивать интерес к литературному творчеству;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике; обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
- Обогащать и активизировать речь учащихся, формировать умение выражать свои мысли.
- Корригировать нарушения устной и письменной речи.
Общая характеристика курса
Тематика чтения включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. В ходе проведения уроков чтения у учащихся формируются навыки сознательного чтения, умения работать с текстом и книгой. Ставится задача совершенствования культуры речи и дальнейшего развития устной связной речи.
На протяжении всех лет обучения большое внимание уделяется осознанию читаемых текстов, правильному пониманию предложений и словосочетаний, умению точно соотносить читаемое с его значением.
В 3 классе дети овладевают сознательным, правильным, выразительным чтением текстов целыми словами простой слоговой структуры. При чтении дети учатся соблюдать паузы и интонации. Учащиеся должны уметь читать короткие рассказы про себя, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать содержание по иллюстрациям, озаглавливать с помощью учителя тексты без названий, анализировать поступки героев.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, потешка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей.
Изучение данного курса тесно связано с такими предметами как развитие речи, окружающий мир, русский язык.
Реализация программы подразумевает широкую вариативность в выборе разнообразных форм работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная, с детьми, нуждающимися в коррекционной работе. Программа предполагает использование объяснительно – иллюстративных, репродуктивных, поисково – исследовательских, игровых, создание проблемной ситуации.
Ценностные ориентиры курса
Чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступным их возрастом художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
В соответствии с учебным планом на изучение курса по чтению в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
- Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
- Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми и др.).
- Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
- Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
- Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
- Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
- Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
- Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
- Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
- Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение.
- Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
- Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
- Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
- Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
- Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
- Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
- Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
- Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
- Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
- Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
- Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения.
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
- формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
- сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
Календарно – тематическое планирование по чтению
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Коррекционная работа | |
I полугодие. | |||||
1 | Что мы уже знаем и умеем | 1 | . | ||
2 | В мире книг | 1 | |||
Устное народное творчество (12 ч) | |||||
3 4 | Русские народные песни. | 2 | |||
5 | Входная проверочная работа с текстом | 1 | |||
6 | Докучные сказки | 1 | |||
7 | Народные промыслы | 1 | |||
8 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | |||
9 10 | Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» | 2 | |||
11 12 | Русская народная сказка «Сивка - бурка» | 2 | |||
13 | Обобщающий урок | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 1 (13 ч) | |||||
14 | Что мы уже знаем и умеем | 1 | |||
15 | В мире книг | 1 | |||
16 | Ф.И. Тютчев «Листья» | 1 | |||
17 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка» | 1 | |||
18 | И.С. Никитин «Встреча зимы» | 1 | |||
19 | И.З. Суриков «Детство» | 1 | |||
20 | И.З. Суриков «Зима» | 1 | |||
21 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором» | 1 | |||
22 23 | Обобщающий урок. Проверим себя | 2 | |||
Великие русские писатели (25 ч) | |||||
24 | Что мы уже знаем и умеем Как рассказать о герое | 1 | |||
25 | В мире книг | 1 | |||
26 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» | 1 | |||
27 | А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода» | 1 | |||
28 | А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета» | 1 | |||
29 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» | 1 | |||
30 | А.С. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | |||
31 32 33 34 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче…» | 4 | |||
35 | Великие русские писатели. И.А. Крылов | 1 | |||
36 | И.А. Крылов «Мартышка и Очки» | 1 | |||
37 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица» | 1 | |||
38 | Великие русские писатели. М.Ю. Лермонтов | 1 | |||
39 40 | М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко» | 2 | |||
41 | Детство Л.Н. Толстого | 1 | |||
42 | Л.Н. Толстой «Какой бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря» | 1 | |||
43 44 | Поговорим о самом главном. Л.Н. Толстой «Акула» | 2 | |||
45 46 | Л.Н. Толстой «Прыжок» | 2 | |||
47 | Работа с текстом | 1 | |||
Литературные сказки (15 ч) | |||||
48 49 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца-Длинные Уши…» | 2 | |||
50 51 52 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 3 | |||
53 54 55 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 3 | |||
56 57 | Обобщающий урок. Проверим себя | 2 | |||
58 | Литературная викторина | 1 | |||
59 | Внеклассное чтение. Зима | 1 | |||
60 61 62 | Работа с текстом | 3 |
Учебно-методическое обеспечение
- Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 3 класса. – М.: Просвещение, 2018.
- Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь. 3 класс». – М.: Просвещение, 2018.
- Узорова О.В. Поурочное и тематическое планирование по литературному чтению: 3 класс. М. : Астрель: АСТ, 2015 г.
- Начальная школа. Методический журнал;
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, -М., Рус. Язык, 2000;
- Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д.Аксёнова, -М., Аванта, 2001.
Список литературы:
- Закон об образовании РФ
- АООП НОО, вариант 5. 2
- Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 - М.: Просвещение, 2011
- Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования для детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
- формировать основы знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...