Конспект урока чтения в 1 классе Звук [ц] и буквы «Ц», «ц».
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ts_1_kurs_vpo.docx | 551.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения в 1 классе
Тема урока: Звук [ц] и буквы «Ц», «ц».
Цель урока: познакомить с согласным звуком [ц] и буквами Ц, ц;
Задачи урока:
учить чтению буквы, чтению слогов, слов с новой буквой;
воспитывать любовь к животным и растениям и бережное отношение к ним;
развивать речь, мышление, память, воображение.
Оборудование: буквенная лента, схемы слова, печатная и прописная буквы (карточка), слоговые карточки с буквой ц, лист для выщипывания буквы, проволока для конструирования, разрезная азбука алфавит, картинки с изображением кузнеца, полотенца, зайца, огурца, цыпленка, цепи, слоговая таблица, тетрадь для печатания букв, учебник.
Ход урока.
1. Повторение ранее изученного
1.1. Работа с буквенной лентой.
– Урок чтения мы начнем с работы с «буквенной лентой». Давайте повторим буквы, которые уже изучили. Я показываю буквы, а вы следите и называйте их. (а, о, у, ы, я, ё, ю, и, е)
– Какие буквы вы назвали? (Буквы гласных.)
– Как читаются буквы гласных? (Как называются, так и читаются.)
– Все ли буквы гласных читаются так, как называются? (Нет.)
– Какие буквы имеют два варианта чтения? (Все буквы гласных второго ряда.)
– Как читается буква я? ё? е? (Буква «я» читается так, как называется, или как соответствующий гласный звук [а].)
– Когда буква «я» читается так, как называется, а когда как соответствующий гласный звук [а]? (В начале слов, после букв гласных и разделительных знаков твердого и мягкого буква «я» читается как [йа], после букв согласных – как звук [а].)
– Назовите буквы (указкой показывает буквы согласных). Какие буквы вы назвали? (Буквы согласных звуков.)
– Как читаются буквы согласных звуков? (Буквы согласных звуков читаются твердо и мягко.)
– Читаем каждую букву твердо и мягко… Все ли буквы согласных можно читать и твердо, и мягко? (Нет.)
– Почему? (Есть буквы согласных, которые читаются только твердо или только мягко.)
– Назовите буквы согласных, которые читаются только мягко. (й, ч)
– Назовите буквы согласных, которые читаются только твердо. (ж, ш)
– Когда буквы согласных читаются твердо? (Когда после букв согласных стоят буквы гласных 1-го ряда или они находятся в конце слова.)
– Когда буквы согласных читаются мягко? (Если после них стоят буквы гласных 2-го ряда или буква мягкий знак.)
– Назовите букву, которая написана на белом фоне «буквенной ленты». (Буква мягкий знак.)
- Что обозначает буква мягкий знак? Почему буквы согласных пишутся в два ряда? (Потому что буквы согласных верхнего ряда обозначают голос и шум одновременно, их называют звонкими. Звуки в нижнем ряду обозначают больше шума, их называют глухими.)
- Прочитайте буквы, обозначающие звонкие звуки. (н, м, р, л, й, б, в, г, д, ж, з)
- Прочитайте буквы, обозначающие глухие звуки. (п, к, т, ш, с, х, ч)
- Прочитайте парные. (б – п, г – к, д – т, ж – ш, з – с)
- Прочитай те непарные звонкие. (н, м, л, р, й)
- Прочитайте непарные глухие. (х, ч)
1.2. Работа со слоговыми таблицами
а) чтение слогов-слияниий (таблицы вывешивается на доску).
- Прочитайте буквы гласных… Прочитайте буквы согласного [с] (показывает указкой).
- Покажите на пальцах, сколько вариантов чтения имеет эта буква. (Два.)
- Какие? (Вариант твердого чтения [с] и вариант мягкого чтения [с’].)
- А сегодня мы познакомимся с новым звуком и новыми буквами.
б) составление слов из слогов
2. Работа со звуком [ц]
2.1. Слоговой анализ опорного слова «кузнец»
- Как называется человек, который изображен на картинке? (Кузнец.)
(картинка с изображением кузнеца вывешивается на доску)
- Произнесите слово «кузнец». Сколько слогов в слове «кузнец»? Произнося слово, хлопайте в ладоши. (Два.)
- Произнесите первый слог. (куз-)
- Из чего состоит первый слог? (Из слияния твердого согласного с гласным и звука [з] твердого вне слияния.)
- Составьте схему первого слога.
- Произнесите второй слог. (-нец)
- Из чего состоит второй слог? (Из слияния мягкого согласного с гласным и [ц] вне слияния.)
- Составьте схему второго слога.
- Произнесите все слово «кузнец» и определите, какой слог ударный. (Второй.)
- Почему второй? (Потому что произносится с большей силой голоса.)
- Поставьте знак ударения (черта сверху) над вторым слогом в схеме.
2. Выделение, артикулирование и характеристика звука [ц]
Оформление доски
- Произнесите слово «кузнец»… Произнесите в слове последний звук, определите, гласный он или согласный. (Согласный.)
- Почему согласный? (Потому что при произнесении звука [ц] участвует язык, произносится больше с шумом.)
- Произнесите звук [ц], определите, звонкий он или глухой. (Глухой.)
- Почему глухой? (При произнесении больше шума.)
- Каким является звук [ц] – твердым или мягким? Произнесите его. (Твердый.)
- Посмотрите на схемы. Давайте дадим полную характеристику звуку [ц]. (Согласный, глухой, твердый.)
2.3. Упражнения в различении звука [ц]
а) соотнесение звука [ц] с его семантическим изображением
(учитель называет звук [ц], дети показывают карточку синего цвета)
б) нахождение звука в словах, подобранных учителем
- Ребята, я буду называть слова, в которых буду прятать звук [ц], а вам нужно его отыскать. Хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук [ц]. (Слова: сабля, цапля, ножницы, насос, солнце, золото, кольцо, цветы.)
в) нахождение звука [ц] в словах по изображениям «Кто внимательнее»
- Назовите, что изображено на картинках. (Курица, цапля, полотенце, скворечник, горчица, кольцо, капуста, яичница, кастрюля, мотоцикл, ящерица, заяц, звезды, пуговицы, овца, ножницы.) Я буду указывать на картинку. Если в названии рисунка есть звук [ц], покажите карточку синего цвета.
г) нахождение звука [ц] в своей собственной речи
- Ребята, попробуйте сами спрятать звук [ц] в словах.
(учитель повторяет слова, названные учениками, интонацией выделяет звук [ц])
д) нахождение изученных звуков в словах текста
- Запомните слова со звуком [ц], которые встретятся вам в сказке.
Цыпленок Цып.
Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыше и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.
– Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
– Ну, ты посиди, – говорит Цып, – а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
– Неправильно ты цветешь! Надо вниз цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.
– Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
– А как же надо? – удивилась гусеница.
– Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.
– Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо! – И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.
– Чтобы учить, – говорит цапля, – надо самому что-нибудь знать.
Понял, Цып?...
Г. Юдин
3. Работа с буквами
3.1. Знакомство с буквами
- С каким звуком мы познакомились на уроке? (Со звуком [ц].)
- Звук [ц] на письме обозначается буквой Ц ц.
- Сколько букв записано на карточке? (4)
- Какие буквы записаны? (2 печатные и 2 прописные.)
- Зачем нужны печатные буквы? (Чтобы печатать в газетах, журналах, книгах.)
- Зачем нужны прописные буквы? (Чтобы писать в прописях, в тетрадях, письма друзьям.)
- Какие печатные буквы вы видите на карточке? (Заглавную и строчную.)
- Зачем нужна заглавная буква? (Чтобы выделять начало предложения, названия городов, деревень, фамилии и имена людей.)
- Зачем нужна строчная буква? (Чтобы писать слова в середине предложения.)
3.2. Упражнения на закрепление формы буквы:
а) на что похожа: стихи, картинки
Стул чинил сегодня мастер. Вот какая буква Ц:
Клеил он его и красил. С коготочком на конце.
Мастер стул перевернул – Коготок-царапка,
Стал на Ц похожим стул. Как кошачья лапка.
(Степанов) (А. Шибаев)
Буква Ц
Внизу крючок
Точно с краником бочок.
(Е. Тарлапан)
Буква Ц.
Букв немало мы узнали, Добрались до буквы Ц, Есть слова, где Ц – в начале, Где в середине, где в конце. Цепь, цветок и цифра – тут Ц в начале все прочтут. А в словах отец, боец Ц мы пишем под конец. Цапля ходит по болоту, Ждут в гнезде ее птенцы. | Цирк откроется в субботу, Уж приехали борцы. В цех явились на работу Молодые кузнецы. В каждой строчке буква Ц – Словно камушек в кольце. И на каждой есть странице, На границе и в столице, И в цыплятах на крыльце Тоже есть две буквы Ц. |
- В алфавите есть у буквы Ц определенное место, она расположилась между буквами Х и Ч, 24 буква в алфавите – буква Ц. На буквенной ленте она имеет тоже свое место, расположена на синем фоне, так как эта буква согласного, в нижнем ряду, потому что глухой, при произнесении всегда больше шума. Звук [ц] непарный, всегда твердый.
Физкультминутка «Цапля».
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не пускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(2 раза декламируется, в первый раз дети стоят на одной ноге, во второй – на дргой)
б) нахождение изучаемой буквы среди других букв
Цапля сторожем в болоте
На одной ноге стоит.
– Цыц, куда вы в грязь идете? –
Всем зверенышам кричит.
- Найдите букву Ц.
в) конструирование или выщипывание
(из проволоки конструируется буква Ц, ц; из бумаги выщипывается буква Ц, ц под руководством учителя)
г) печатание
- Сегодня мы научимся печатать буквы Ц и ц.
(печатание мокрой тряпкой на доске – учитель, дети цветной синей пастой в теради в крупную клетку: Ц – 3 раза, ц – 3 раза)
4. Обучение чтению
4.1. Чтение буквы
- Какую букву мы печатали? (Ц, ц)
- А сейчас мы научимся ее читать. Что значит прочитать букву? (Нужно узнать, какой звук она зашифровала.)
- Какой звук зашифровала буква Ц? (Звук [ц] твердый.)
- Что значит твердый звук [ц]? (Всегда будет твердо читаться, нет в русском языке мягкого звука [ц’].)
4.2. Обучение чтению слогов
а) по буквенной ленте
- Покажите на пальцах, сколько вариантов чтения имеет буква Ц? (Один.)
- Какой вариант чтения? (Всегда только твердо, и никогда мягко.)
- Давайте подружим букву Ц с гласными. А поможет нам в этом буквенная лента. Посмотрите, к какому гласному я подношу букву, а вы назовите гласный звук и слог, который получается.
б) по слоговым карточкам
в) по слоговой таблице
(читать вперед, назад, постоянно увеличивая скорость чтения)
г) чтение с договариванием до целого слова
Игра «Слоговой аукцион».
- Придумайте слова, оканчивающиеся на -ца (курица, единица, синица, овца, луковица); на -цо (кольцо, яйцо, крыльцо); на -цы (кузнецы, концы, птенцы, огурцы).
д) чтение слогов по учебнику в парах
е) выборочное чтение (проверка)
(учитель называет слова, учащиеся называют слог хором:
цапля – ца, кольцо – цо, птенцы – цы, синицу – цу, цех – це, цирк – ци)
4.3. Обучение чтению слов
а) первичное чтение слов с доски (слова напечатаны на доске)
- Мы научились читать слоги, а теперь научимся читать слова.
(на доске столбики слов)
- Как читается буква «ц» перед буквой «е»? (Твердо).
- Где находится буква «ц» в напечатанных словах? (В начале, в середине и в конце слов).
б) выборочное чтение на основе графического анализа
- Прочитайте слова с буквой «ц» в слиянии с буквой гласного (вне слияния).
в) выборочное чтение на основе лексического анализа слова
- Прочитайте слова, которые называют родственноков.
4.4. Обучение чтению текста
а) подготовка к чтению текста
- Посмотрите на страницу 174. Что изображенио на рисунке? (Арена цирка)
- Каких участников представления вы узнали? (Клоуны, жонглер, эквилибрист, наездница, дрессированные животные).
б) черновое чтение (с.175)
- Прочитайте предложения шепотом.
в) анализирующее чтение
(чтение текста по предложениям)
- Прочитайте предложения о тех животных, которых вы видите на картинке.
- Прочитайте предложения о животном, изображения которого нет на картинке.
- Найдите предложение, передающее отношение автора к цирку. Обратите внимание на знак в конце предложения.
г) черновое чтение (с.176)
- Переверните страницу, самостоятельно прочитайте стихотворение С. Я. Маршака.
д) проверка восприятия
- О каких дрессированных животных пишет Самуил Яковлевич? (Медведь, слон, морская черепаха).
е) анализирующее чтение
- Найдите предложение, в котором говорится о том, чему люди обучили медведя и морскую черепаху?
- Как назван слон в стихотворении?
- В чем заключается работа канатоходца и жонглера? Можно ли жонглировать и идти по канату одновременно? Прочитайте предложении о нем.
е) образцовое чтение
- А теперь представьте, что вы пришли на экскурсию на телевидение, и вам разрешили прочитать текст для всей страны. Помните, что читать нужно быстро, ясно, четко. Кто хочет попробовать?
5. Упражнения в развитии речи и мышления.
5.1. составление слова из букв:
- Составьте слово из букв, напечатанных на доске: КЕЦВОТ (Цветок).
- Что называется словом «цветок». (Растение. Часть растения.)
5.2. Составление рассказа по сюжетной картинке
(картинка вывешивается на доску)
- Кого вы видите на картинке? (Двух девочек).
- Чем они заняты? (Ухаживают за клумбой с цветами).
- Составьте рассказ об этих девочках.
- Давайте послушаем, что у вас получилось. (Выслушивается несколько рассказов детей).
5.3. Разучивание стихотворения
- Послушайте стихотворение. (Чтение сильным учеником с доски).
Т. Собакин
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.
- О чем это стихотворение? (О бережном отношении к природе).
- К чему призывает автор каждого из нас? ( Не рвать цветы).
- Что может исчезнуть из жизни, если мы сорвем все цветы? (Красота и доброта).
- Давайте хором прочитаем стихотворение и выучим его наизусть.
6. Языковая и орфографическая пропедевтика
- Прочитайте предложение: Цыпленок Цып любит цветы.
- Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. (Цыпленок – начало предложения, Цып – имя цыпленка.)
- Прочитайте предложение.
- Прочитайте предложение так, как будто вас оно удивило. (Цыпленок Цып любит цвет!)
- Прочитайте предложение так, как будто вы не уверены и спрашиваете. (Цыпленок Цып любит цветы?)
- Какие еще знакомые виды орфограмм вам встретились в этом предложении? (Слова пишутся раздельно, ставится знак конца предложения, слова «цыпленок» и «Цып» пишутся с буквой «ы»).
- Найдите слова с безударными гласными звуками. (Цыпленок, любит, цветы).
7. Итого урока
- Наш урок подошел к концу, давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились на уроке. (Со звуком [ц].)
- Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, глухой, твердый, непарный.)
- Сколько вариантов чтения имеет этот звук [ц]? (Всегда один.)
- С какими буквами познакомились на уроке? (Большой маленькой печатными буквами «Ц», «ц».)
- Молодцы, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....
Конспект урока чтения. 1 класс "Звуки [т]. [т’]. Буквы Т, т."
Вид урока: изучение нового материалаЦели урока: 1. Учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные буквы; формировать навык чтения сочетаний бук...
Урок литературного чтения 1 класс Звуки б,бь, буквы б,Б.
Урок литературного чтения в 1классе по Программе "Школа России" Тип урока -знакомство с новыми знаниями.Урок составлен с использованием игровых технологий, индивидуальной и групповой работы, ИКТ. К ур...
Конспект урока чтения 1 класс Звуки [л], [л\']. Буквы Л л.
Цель: познакомить учащихся с согласными звуками [л, л] и способом их обозначения на письме с помощью букв Л,л....
Конспект урока чтения 1 класс на тему "Звук и буква д"
Цель урока: познакомить учащихся со звуком и буквой д....
Конспект урока по развитие речи "«Звук [у] и буква «у». Письмо строчной буквы «у»" 1 класс , УМК "Перспектива"
Конспект урока по русскому языкуТема: «Звук [у] и буква «у». Письмо строчной буквы «у».Цели деятельности учителя: формирование умений распознавать звук [у] и соотве...
Конспект урока в 1 классе «Звуки [н] [н,], буквы Н, н. Предложение и слово.»
Цель: познакомить учащихся с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [н], [н’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентирова...