«Буква «Д» и звуки, которые она обозначает». Лексическая тема: «Игрушки».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация по АООП для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_alternativnoe_chtenie.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Урок по предмету речь и альтернативная коммуникация
Класс: 3
Тема: «Буква «Д» и звуки, которые она обозначает». Лексическая тема: «Игрушки».
Учитель Приймачук Н.А.
Тема: «Буква «Д» и звуки, которые она обозначает». Лексическая тема: «Игрушки».
Цель: изучить звуки [д] и [д'], закрепить их правильное произношение.
Коррекционно-развивающая | Образовательная | Воспитательная |
- выделение согласного из звукового ряда, в словах; - выделение звуков [д] и [д'] из звучащей речи; - закрепление правильного произношения звуков [д] и [д']; - четкое произнесение звуков; - развитие фонематического слуха; - дифференциация звуков [д] и [д']; - звуковой анализ слогов; | - знакомство с буквой «Д»; - печатание буквы «Д»; - чтение слогов с изученными буквами; - обогащение словарного запаса; - развитие связной речи; - развитие функции словообразования. | - развитие умения слушать товарищей; - развитие внимания, мышления, воображения, логики. |
Оборудование: бумажные буквы, картинки (тюльпан, танк, топор, телега, дым, дерево, доктор, дом - домик, дым - дымок, дуб-дубок), буквенная касса, прописи, картинка леса.
Этап занятия. (Задачи). | Речь учителя | Предполагаемая речь учеников | Примечания, время (мин) |
1.Организационный момент. | (приветствие) А - руки вверх У - руки вперед И - руки в стороны О - руки перед собой Э - руки овалом сзади Ы - руки овалом спереди. (Активно работают губы.) - Садитесь. | 1 | |
2. Дыхательная и артикуляторная гимнастика (подготовка речевого аппарата) | - поочередно открывать и закрывать рот; - сидя за столом, положить локти на стол, голову опустить на руки, прижав подбородок к ладоням. Медленно открывать и закрывать рот. - поочередно касаться кончиком языка углов рта; - поднимать язык к верхней губе и опускать на нижнюю; - присасывать язык к верхнему небу; - прищелкивать языком. - надуть щеки и удерживать набранный воздух; - дуть на ватку, лежащую на столе, чтобы она двигалась. | (выполняют упражнения) | 5 |
3. Проверка домашнего задания (актуализация знаний) | - Какую букву мы изучали на прошлом занятии? - Какие звуки она обозначает? - Какое было домашнее задание? - Кто готов ее рассказать? (логопед спрашивает нескольких детей). | - букву «Т». - [т] и [т'] таки-таки-тяк — ах, какой пустяк; токи-токи-тек — котик наутек; туки-туки-тюк — тепленький утюг; тыки-тыки-тик — часики тик-тик. | 4 |
4. Постановка цели занятия. | Мы сегодня познакомимся с согласным звуком, по своему звучанию он очень похож на звук, который мы изучали вчера. А также мы будем печатать букву. | 1 | |
5. Работа с картинками. Выделение звука. (развитие фонематического слуха) | - Посмотрите на картинки (называет каждую картинку). Подумайте, какое слово лишнее (называет еще раз). - Почему вы так решили. - Произнесите этот звук несколько раз. - Какой это звук? - Почему вы так решили? - Положите руку на горло, произнесите звук. Вы чувствуете вибрацию от голоса? - Значит, какой еще этот звук? - Молодцы. - Посмотрите на картинки (четко называет картинки). - Какой звук мы слышим в начале слова «доктор»? - А в начале слова «дерево»? - Чем отличается звучание звука [д] в слове «дерево»? | - лишнее слово «дым». - т.к. это слово начинается со звука [д]. - [д-д-д-д-д-д] - согласный. - его нельзя пропеть. - да. - звонкий - [д] - [д'] - звук произноситься мягко. | На доске картинки: тюльпан, танк, топор, телега, дым. На доске картинки: дерево и доктор. 5 |
6. Выделение изучаемого звука в ряде звуков, в звучащей речи. (развитие фонематического слуха) | - Я буду произносить ряд слогов. Как только вы услышите звук [д], немедленно хлопайте в ладоши. - [т'-л'-х-ф-д-м-т-д'-п-к-с-д-м'-с'-д'-д-д'-л-ф'-в-л-м-д] - А сейчас вам необходимо услышать звук в стихотворении. Будьте внимательны. Посадил я деревце Я по тропочке бродил, я дубочек посадил. Подрастай, дубочек-детка, зеленей быстрее, ветка! Завтра птица прилетит и на ветке посидит. Ну-ка, ну-ка пой, пичуга, моего дубка подруга! Г. Виеру | (выполняют задания) | 4 |
7. Физкультурная минутка. (дыхательная и артикуляционная гимнастика, развитие координации движений) | - Встаньте, мы с вами сейчас отправимся в лесное путешествие. «Весёлое лесное путешествие» Паровоз привез нас в лес. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! (ходьба с согнутыми в локтях руками) Там полным-полно чудес. (удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа) Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик) Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р! Вот веселая пчела детям меда принесла. З-з-з! З-з-з! Села нам на локоток, З-з-з! З-з-з! Полетела на носок. З-з-з! З-з-з! (звук и взгляд направлять по тексту) Пчёлку ослик испугал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! На весь лес он закричал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! (укрепление связок гортани, профилактика храпа) Гуси по небу летят, Гуси ослику гудят: Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком) Устали по лесу гулять? Нужно отдыхать, Сесть и сладко позевать. (дети садятся и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга) | На доске картинка леса. 5 | |
8. Знакомство с буквой. (развитие воображения) | - Посмотрите, пока мы были в лесном путешествии, к нам пришла буква «Д». Как вы думаете, на что она похожа. - В какой замок мы ее поселим? - Почему вы так решили? | - на дом, на парусник и т.д. - в синий - так как буква обозначает согласный звук. | На доске висит бумажная буква «Д». 3 |
9.Печатание буквы. | - Откройте свои буквенные кассы. Найдите в них букву «Д». Проведите несколько раз по ней пальцем. Отложите на край стола кассы, сверху положите букву. - Откройте прописи, напечатайте букву. | 5 | |
10. Составление и чтение слогов с буквой. (чтение) | - Сейчас я вам дам сложное задание. Откройте буквенные кассы. Слушайте меня внимательно. Составьте слог, в котором первый звук [д'], а второй [е]. Составьте закрытый слог, в котором две буквы «Д» и «А». - Что у вас получилось? Прочитайте? - Молодцы. - Дайте характеристику первому звуку в слоге «ДА». (по аналогии слоги «ДИ», «ДУ», «ЭД», «ЯД») | - составляют. - «ДА». - звук [д] – согласный, звонкий, твердый. | Логопед смотрит на работу каждого ребенка. 5 |
11.Словообразование (развитие речи) | - Посмотрите на картинки. Прочитайте. Что объединяет все слова? (картинки подписаны, висят в ряд вертикально). - На первой картинке нарисован дом, большой, жилой. А как вы назовете дом маленький, кукольный. Дом, только ласково (логопед прикрепляет напротив этого слова подписанную картинку маленького домика). - По аналогии сделайте следующие слова. | - дом, дым, дуб. - все слова начинаются на звук [д]. - домок. - дымок - дубок | 5 |
12. Итог урока и домашнее задание. | - С каким звуком мы сегодня познакомились? - Какая буква его обозначает? - Дома найдите предметы, которые прячут в себе звук [д], на следующем занятии скажете, что это за предметы. | - [д] - «Д» | 2 |
Работа воспитателя:
- следить за правильным произношением звука [д];
- подбирать картинки, где «спрятался» звук;
- печатать букву;
- артикуляционная гимнастика;
- воспроизведение звуковых рядов со согласными звуками [б], [п], [т], [д].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"
Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....
Урок обучения грамоте "Буква Д и звуки, которые она обозначает"
урок изучения нового материала -знакомство с новой буквой и звуками....
"Буква Б и звуки , которые она обозначает"
УМК " Школа 2100"...
урок по теме "Знакомство с буквой "С" и звуками,которые она обозначает"
Конспект урока по предмету "Обучение чтению" может помочь в организации учебного процесса учителю начальных классов общеобразовательной школы, работающему по УМК "Школа России"...
Урок обучения грамоте на тему "Буква В и звуки, которые она обозначает. Катание на велосипеде"
Презентация к уроку в период обучения грамоте "Буква В и звуки, которые она обозначает. Катание на велосипеде. " Этот урок - урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия, где дети знакомят...
Конспект урока чтения на тему: Знакомство с буквой Яя и звуками, которые она обозначает . 1 класс
Урок чтения в 1 классе...
Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Буква Ю и звуки, которые она обозначает. »
Цель: знакомство с новой йотированной буквой Ю.Задачи: познакомиться с буквой Ю, ю и со звуками; дать понятие, что буква ю обозначает два звука в начале слова и после гласного и один – посл...