КТП по литературному чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс. УМК Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._chtenie.docx | 68.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по предмету «Литературное чтение», авторской программы программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской, М. В. Бойкиной «Литературное чтение» 1-4 класс и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Программа | Литературное чтение. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: «Просвещение», 2011. |
Учебник | Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. |
Дидактические средства для учащихся | Рабочая тетрадь. Литературное чтение. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Портфель читателя. Учимся успешному чтению. Галактионова Т.Г., Саввина С.О., Назаровская Я.Г., Жук С.Г. |
Дидактические средства | Аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой, 4 класс. МР3 ОАО «Просвещение» 2013 |
В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебных недели)
Цели:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
- Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии
героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
- Планируемые образовательные результаты освоения предмета обучающимися.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Требования к уровню подготовки учащихся
Четвероклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для общего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- выработать умение ускоренно читать произведение за счет отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного(скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукции картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Четвероклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии:
- применять в учебной ив реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ, историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим ( систематическим) каталогом;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
4 КЛАСС (102 ч)
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Введение. Знакомство с учебником Былины. Летописи. Жития (8 ч) О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского». |
Чудесный мир классики (17 ч) П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пуш кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики». |
Поэтическая тетрадь (8 ч) Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад». |
Литературные сказки (13 ч) В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Ба жов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». |
Делу время — потехе сейчас (7 ч) Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Дра гунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». |
Стран детства (7 ч) Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка». |
Поэтическая тетрадь (4 ч) В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь». |
Природа и мы (10 ч) Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Па устовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Ка бан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». |
Поэтическая тетрадь (4 ч) Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Руб цов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка». |
Родина (5 ч) И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане». |
Страна Фантазия (5 ч) Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы». |
Зарубежная литература (14ч) Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете». |
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Введение. Знакомство с учебником. Летописи, былины, жития | 8 |
2 | Чудесный мир классики | 17 |
3 | Поэтическая тетрадь | 8 |
4 | Литературные сказки | 13 |
5 | Делу время- потехе час | 7 |
6 | Страна детства | 7 |
7 | Поэтическая тетрадь | 4 |
8 | Природа и мы | 10 |
9 | Поэтическая тетрадь | 4 |
10 | Родина | 5 |
11 | Страна Фантазия | 5 |
12 | Зарубежная литература | 14 |
Итого | 102 |
3. Календарно - тематическое планирование по литературному чтению
4 класс
№ | Тема урока | Планируемые результаты | План | Факт |
Летописи, былины, жития (8 ч) | ||||
1 | Из летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Нахождение в тексте летописи данные о различных исторических фактах. | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Понимать значение слова «летопись». Оценивать свои знания и достижения. Правильно, осознанно читать летописи, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы | ||
2 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи и исторических источнико | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения | ||
3 | Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси. Сравнивать текст летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | ||
4 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения | ||
5 | «Три поездки Ильи Муромца». Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой Сравнение поэтического и прозаического текста былины. | Выделять языковые средств выразительности. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Определять своё и авторское отношения к событиям и персонажам. | ||
6 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | ||
7 | Житие Сергия Радонежского | |||
8 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проект создания календаря исторических событий | Различать жанры произведений. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль | ||
Чудесный мир классики (17 ч) | ||||
9 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов. Подготовка сообщения о П.П. Ершове | Научатся прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке | ||
10 | П.П.Ершов «Конёк- Горбунок» | Знать название и основное содержание изученного произведения. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | ||
11 | П.П.Ершов «Конёк- Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Сравнивать народную и литературную сказки | ||
12 | П.П.Ершов «Конёк- Горбунок». Характеристика героев. | Оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту | ||
13 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» Авторское отношение к изображаемому | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства | ||
14 | А.С. Пушкин. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним. Анализировать поведение героев | ||
15 | А.С. Пушкин. | Делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Объяснять понятие «литературная сказка» | ||
16 | А.С. Пушкин. | Называть сказки А.С. Пушкина. Различать сказки народные и литературные. Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения | ||
17 | М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. «Дары Терека». | Называть изученные произведения М.Ю. Лермонтова. Различать жанры произведений. Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение» | ||
18 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Сравнение мотивов русской и турецкой сказок | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе | ||
19 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Хорошие и плохие поступки людей | Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам | ||
20 | Л.Н. Толстой , Жизнь и творчество Л.Н. Толстой «Детство» | Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | ||
21 | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» Умный и находчивый герой. | Читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Делить текст на составные части, составлять его простой план. Называть особенности басни | ||
22 | А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа, герои своего времени | Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | ||
23 | А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста. | Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | ||
24 | Обобщающий урок «Чудесный мир классики». | Называть литературные произведения и их авторов. Пересказывать основное содержание изученных литературных произведений. читать осознанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль произведения | ||
25 | Оценка достижений | |||
Поэтическая тетрадь (8 часов) | ||||
26 | Знакомство с названием раздела. Тоска по Родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы. Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. Читать стихотворные | ||
27 | А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении | Характеризовать картины природы в лирическом стихотворении. Определять ритм, интонации (тон, паузы, темп) стихотворения | ||
28 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» Картины весенней природы и настроение в стихах | Передавать настроение и чувства в стихотворении. Называть лирические произведения о весне. Развивать умения воссоздавать художественные образы | ||
29 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения | Определять эмоционального характера текста Определять темы, идеи произведения. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами | ||
30 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» Тема любви к Родине в стихотворении | Прослеживать изменения картин природы в стихотворении. Называть произведения о Родине. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах | ||
31 | Н.А. Некрасов Тема детства в стихах «Школьник» , «В зимние сумерки нянины сказки...» | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства | ||
32 | И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина | Описывать картины осени в стихотворении. Определять слово как средство художественной выразительности. Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Сочинять маленький рассказ | ||
33 | Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь». | Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение), выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Понимать значение слова «строфа» | ||
Литературные сказки (13 ч) | ||||
34 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст сказки | ||
35 | Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В.Ф.Одоевского « Городок в табакерке» | Называть особенности данного литературного жанра. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | ||
36 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра. | Делить текст на части, составлять план сказки, подробно пересказывать | ||
37 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» . Особенности данного литературного жанра | Называть особенности данного литературного жанра. Определять сказка или рассказ. Находить текс-описание в содержании художественного произведения | ||
38 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Текст-описание в содержании художественного произведения | Работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. Сопоставлять особенности художественных образов, давать эмоционально-эстетическая оценка изображения героев | ||
39 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Герой литературного текста | Чувствовать настроение героев произведения, улавливать отношение автора к нему и описанным событиям | ||
40 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» Отражение в сказке реальной жизни. | Определять мотивы народных сказок в авторском тексте. Рассказывать об авторском отношении к героям произведения. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях | ||
41 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок в авторском тексте | Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Читать выразительно и осознанно текст сказки. | ||
42 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» Герой художественного произведения | Выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений | ||
43 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Мотивы народных сказок в литературном произведении. | Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы | ||
44 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Герои произведения | Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные | ||
45 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Выборочный пересказ сказки. Словестное иллюстрирование | Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями | ||
46 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. Контрольная работа | Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в викторине | ||
Делу время – потехе час (7 ч) | ||||
47 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки. Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном | ||
48 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||
49 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» Особенности юмористического текста. Авторское отношение. | Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | ||
50 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» Средства создания комического эффекта. | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | ||
51 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Смысл заголовка | Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге | ||
52 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Анализ поступков героев. | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко. Читать по ролям | ||
53 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений | Называть авторов, которые пишут юмористические рассказы. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения | ||
Страна детства (7 ч) | ||||
54 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | ||
55 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» . Герой произведения | Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему | ||
56 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Поступки как средство характеристики героев. | Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | ||
57 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Музыкальное сопровождение произведения | Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||
58 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения | |||
59 | М.М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания | Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства. Составлять план, пересказывать произведение | ||
60 | Обобщение по разделу «Страна детства». Оценка достижений | Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
Поэтическая тетрадь (4ч) | ||||
61 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» Тема детства в произведениях | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности | ||
62 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» Стихи о счастливых днях детства. | Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Определять различные средства выразительности. | ||
63 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» , «Наши царства» Тема природы и Родины в стихах | Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | ||
64 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
Природа и мы (10ч) | ||||
65 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа | ||
66 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Отношение человека к природе | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям | ||
67 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» Характеристики и портреты животных в рассказе.. | Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения | ||
68 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» Тема самопожертвования в рассказе | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа Создавать небольшой устный текст на заданную тему | ||
69 | М.М. Пришвин «Выскочка» | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. | ||
70 | М.М. Пришвин «Выскочка» Характеристика героя на основ поступка | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки | ||
71 | Е.И. Чарушин «Кабан» Писательская наблюдательность | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Характеризовать героев на основе их поступков | ||
72 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Тема природы в рассказе | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | ||
73 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Герой рассказа | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки | ||
74 | Обобщающий урок . Проект «Природа и мы» | Называть изученные литературные произведения и их авторов. Анализировать содержание изученных литературных произведений о природе | ||
Поэтическая тетрадь (4 ч) | ||||
75 | Поэтическое настроение в стихах. Б.Л.Пастернак «Золотая осень». С.А.Клычков «Весна в лесу». | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение) | ||
76 | Д.Б.Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь» | Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения | ||
77 | С.А. Есенин «Лебедушка» Иносказательный смысл произведения | Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | ||
78 | Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы» . Оценка достижений | Называть произведения русских поэтов. Наизусть и выразительно читать текст, использовать интонацию. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства | ||
Родина (5 ч) | ||||
79 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | Осознанно и выразительно читать текст литературного произведения. Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста | ||
80 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому | Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | ||
81 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» Красота и величие | Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл произведения. | ||
82 | Обобщение по разделу «Родина». | Называть авторов, которые пишут о Родине. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
83 | Проект «Они защищали Родину» | Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине | ||
Страна Фантазия(5 часов) | ||||
84 | Знакомство с названием раздела., прогнозирование его содержания Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» Особенности жанра | Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку | ||
85 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» Герои фантастического рассказа | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль | ||
86 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Особенности фантастического жанра | Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку. Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения | ||
87 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Сравнение героев рассказа фантастического жанра | |||
88 | Обобщение по разделу «Путешествие по стране Фантазии». | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному, сочинять фантастические истории. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Придумывать фантастические истории | ||
Зарубежная литература (12 ч) | ||||
89 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.. Свифт «Путешествие Гулливера» Фантастические события, персонажи в произведении | Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику | ||
90 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» Герои приключенческой литературы | Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | ||
91 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» Персонажи сказки | Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения | ||
92 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» Авторская сказка | Определять эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно; высказываться о чтении товарища | ||
93 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» Деление произведения на части | Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, оценивать события, героев произведения | ||
94 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» Рассказ о русалочке и характеристика героев | Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | ||
95 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» Тема первой любви в произведении | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения | ||
96 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» Сравнение героев и их поступков | Понимать текст художественных произведений; осознавать отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано | ||
97 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения | ||
98 | С. Лагерлеф «В Назарете» Святое семейство | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения | ||
99 | С. Лагерлеф «В Назарете» Иисус и Иуда | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы | ||
100 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». | Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. Самостоятельно оценивать свои достижения | ||
101 102 | Резервные уроки | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....