Урок литературного чтения на родном языке "Легенды Моложавенко"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Нагорная Надежда Николаевна

Урок подготовлен по программе "Литературное чтение на родном(русском) языке" для 4 класса на основе произведений донского писателя В.С. Моложавенко

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район»

х. Дарьевка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Родионово-Несветайского района «Дарьевская средняя общеобразовательная школа»

 (МБОУ «Дарьевская СОШ»)

Урок литературного чтения на родном (русском) языке

Тема: Легенды В.С. Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут», «Про сестёр и братьев Дона Ивановича»

4 класс

Нагорная Надежда Николаевна

учитель начальных классов

х. Дарьевка

2020г

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………… 3

2.Разработка урока……………………………………………………………. 4

2.1.Цели и задачи……………………………………………………………… 4

2.2.План урока…………………………………………………………………. 5

2.3. Методические рекомендации по подготовке и проведению урока… 5

2.4. Материально—техническое оснащение  урока………………………. 6

2.5. Конспект урока……………………………………………………………. 6

3.Список использованной литературы…………………………………….. 12

4.Приложение 2…………………………………………………………………13

5. Приложение 4………………………………………………………………. 14

6.Приложение 5……………………………………………………………...….15

7. Приложение 6……………………………………………………………….. 16

 

Введение

           В соответствии с Приказом Минобрнауки России во  ФГОС начального  общего образования были внесены изменения, предусматривающие выделение самостоятельных предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке». В связи с этим перед образовательной организацией и учителем стал вопрос о разработке рабочих программ по данным учебным курсам. В нашей школе была разработана программа по литературному чтению на родном (русском) языке с учетом регионального компонента, за основу взяты литературные произведения наших земляков – донских авторов. Учащиеся на этих уроках знакомятся как с донским фольклором, так и с авторскими сказками, легендами о донской земле и её жителях, рассказами, повестями.

      Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, с учетом ранее изученного материала по курсу литературного чтения УМК «Школа 21 века» и регионального компонента, и нацелен на развитие коммуникативной компетентности учащихся, обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, чтения, слушания, письма; а также на  формирование основ гражданской  идентичности, воспитание чувства гордости за свою малую Родину, интереса к её истории.

       

Разработка урока

Тема: Легенды В.С. Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут», «Про сестёр и братьев Дона Ивановича».

Цели: 

обучающие: создать условия осознанного понимания  художественного текста, для формирования у учащихся целостного представления о понятии  «легенда»  посредством знакомства с творчеством В.С. Моложавенко,

развивающие: способствовать развитию речи обучающихся, формированию навыков осознанного чтения, наблюдательности, умения правильно обобщать данные, делать выводы, сравнивать.

воспитательные: воспитывать интерес к  чтению, историческим корням своих предков, любовь к родному  краю, малой родине.

Задачи:

-закрепить понятие «легенда», как литературный жанр;

-развивать умение отличать сказку  от легенды;

-знакомить учащихся с географическим  положением реки Дон, её истоком и притоками;

историческими фактами о происхождении названий водоемов, упомянутых в произведении.

Формируемые  УУД: 

познавательные

-понимание главной мысли, поиск необходимой информации в произведении, осознанно построение речевого  высказывания;

регулятивные

-формулировать тему и цель урока;

-прогнозировать результат;

- соотнесение поставленной цели и полученного результата  деятельности;

коммуникативные

- планировать учебное сотрудничество (определять функции участников);

личностные

-формирование системы нравственных ценностей

План урока:

Этап урока

Формы, методы работы, используемые технологии

Требования к результатам обучения

1.

Организационный момент.

2.

Постановка проблемного вопроса и вывод темы урока.

Основные дидактические методы: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методы обучения:

информационные;

проблемно-поисковые;

репродуктивно-творческие.

Форма организации познавательной деятельности: групповая, парная, дифференцированная

Достижение образовательных результатов посредством технологии развития критического мышления.    

Развитие умений сравнивать, обобщать,        аргументировать, анализировать результаты, рассуждать, доказывать.

 

3.

Знакомство  с  автором изучаемых произведений

4.

Развитие темы, постановка учебных задач.

5.

Работа по теме урока:

5.1. Чтение и  анализ легенды «Почему Дон Ивановичем зовут»

5.2. Повторение понятия «легенда»

5.3.Введение новой информации об истоке  Дона.

6.

Минутка релаксации.

5.4.Самостоятельное чтение легенды  «Про братьев и сестер Дона Ивановича»

5.5. Анализ  восприятия прочитанного.

5.6. Самостоятельная работа с текстом в парах.

5.7. Проверка работы.

7.

Рефлексия.

8.

Итог урока. Оценивание.

9.

Домашнее задание.

Тип урока: урок открытия новых  знаний с использованием ИКТ (межпредметная связь с окружающим миром)

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока:

Поскольку данный  предмет (чтение на родном (русском) языке) еще не  оснащен учебниками и рабочими тетрадями, учителю необходимо обеспечить учащихся текстами, раздаточным  материалом. Если есть возможность, сделать выставку книг В.С.Моложавенко.

Материально—техническое оснащение  урока: «Литература Дона» хрестоматия для  чтения в 1-4 классах, карточки заданий, компьютерная  презентация к уроку, аудио запись песни «Тихий Дон  наш батюшка», раздаточный материал для самостоятельной работы и домашнего задания. Компьютер, проектор, аудио колонки.

Конспект урока:

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Примечания

1

Организационный момент

- Перемена отшумела,

Нас позвал звонок опять.

Мы за парты тихо сели,

Будем вдумчиво читать.

2

Постановка проблемы и вывод темы урока.

- Прочтите, пожалуйста, фамилии, записанные  на доске. Что объединяет  эти слова? (это фамилии писателей) Можем ли  мы распределить этих  авторов  по группам?  По какому принципу будете распределять?

Пушкин, Носов, Некрасов, Паустовский, Моложавенко, Толстой.

(Поэты                        Писатели)

…                                        …

- Какого автора вы не знаете?

( Моложавенко)

-Сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством этого  автора, Владимира Семёновича Моложавенко.

Послушайте, пожалуйста, отрывок из его произведения и попробуйте определить, о чем писал  этот автор:

«Забросит вас судьба далеко от родных мест, встретите вы незнакомых прежде людей, подружите с ними, и непременно будете рассказывать им, как красив родной тихий Дон, как широки и неоглядны донские степи и щедра земля, какие добрые и сильные люди живут в наших краях и как умеют они трудиться, какие поют песни, хранят, передавая из одного поколения в другое, заветные сказы и легенды! Не только люди, но и седые курганы, разбросанные то всей степи, берегут эти легенды. Что знаем мы о них? Какие тайны скрывают эти безмолвные часовые степи? Кому суждено приоткрыть их?»

(автор писал о Донских местах, о нашем родном крае)

- Правильно, Донская земля-это Родина Владимира Семеновича Моложавенко.

-Как вы думаете, в каком жанре писал автор свои произведения? (рассказы, легенды, повести)

Запись на доске

Приложение1

3

Знакомство с автором

Владимир Семёнович Моложавенко родился 28 декабря 1924 годы в станице Морозовской (нынешний город Морозовск Ростовской области) в многодетной семье рабочего-железнодорожника. После окончания девяти классов школы, в декабре 1942 года был призван в армию. С января 1943 года служил  рядовым пехоты 239-го стрелкового полка 4-го Украинского фронта, потом командовал отделением, взводом. Получил ранение. Окончание Великой Отечественной войны встретил в Праге старшим сержантом, комсоргом батальона. Был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги» .

После войны В. Моложавенко работал помощником машиниста паровоза в Морозовском депо, продолжил учебу вечерней школе рабочей молодёжи, потом учился в Московском полиграфическом институте, в аспирантуре.

С 1947 года В. Моложавенко, занимался журналистикой. Работал директором издательства газеты «Молот».

Первой изданной книгой В. Моложавенко была «Донские были». Книга вышла в 1964 году в Ростовском книжном издательстве. В последующем писал книги «Был и я среди донцов», «Тайны донских курганов», «Тайна  красоты», «Голубые родники»  и др.

С рюкзаком за плечами он прошел пешком от родников до устья Дона. Сам исследовал все реки, ручейки. Природа с ее многообразием, звери, заповедники, люди, с которыми он общался, — все в его книгах.

Предпочтения в своих путешествиях писатель отдавал родным местам. Нет, пожалуй, на Дону такой станицы или хутора, где бы не побывал наш знаменитый краевед. Почти все книги, написанные автором, посвящены краю Тихого Дона, его горячей любви к донской земле.

-Вы наверное, заметили, что большинство донских пейзажей в презентации с рекой, как вы думаете, какая это река? (Дон)

-Конечно, наш родной Дон!

презентация

Слайд  2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд  5

Слайд  6

4

Развитие  темы урока, постановка учебных задач

-А что вы знаете об этой реке? (ответы детей)

А вот из произведений В.С. Моложавенко мы с вами можем узнать гораздо больше о Доне. Вот, например, «Почему Дон Ивановичем зовут». Знали ли вы о том, что у него есть отчество и почему именно такое?

Итак, тема нашего урока: Легенды  В.С. Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут» и «Про  сестер и братьев Дона Ивановича»

Давайте поставим перед собой задачи:

Мы познакомимся  …..

Мы вспомним……

Мы узнаем…….

Слайд 7

5

Первичное чтение произведения и анализ восприятия

(текст  читают  хорошо читающие дети)

- Сколько сыновей было у старика Ивана?

- Как они жили, когда были маленькими?  (найдите отрывок в тексте и зачитайте)

- Что произошло потом?

- Что случилось с Шатом? Почему?

- Что случилось с Доном? Почему?

- Как люди называют сейчас Дон?

-Почему Дон Ивановичем зовут?

-Какой жанр этого произведения? (сказка, легенда)

Давайте попробуем доказать, что это легенда. Что такое легенда? (Это литературный жанр, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемые рассказчиком и слушателем как достоверность)

-Что фантастично в  этом произведении? (реки и озеро предстают, как живые персонажи-люди),

- А что тогда достоверно? (на самом деле есть такие реки Дон и Шат)

-Действительно, Истоком Дона считается ручей Урванка в одном из парков города Новомосковска Тульской области. Раньше за начало реки принимали место выхода из озера Иван - и отсюда поэтическое называние Дон Иванович. И несет свои воды Дон к югу через всю центральную Россию до самого Азовского моря. А другая река, Шат, берущая начало тоже из этого же места, течет на север и теряется в  северных болотистых местах.

 

«Литература Дона» хрестоматия для 1-4 класса с 196, приложение 2

6

Минутка релаксации

Прослушайте, пожалуйста, старинную казачью песню. Закройте глаза и попробуйте представить наши донские пейзажи.

Аудио запись песни «Тихий Дон наш батюшка», приложение 3

7

Работа по теме урока

Как казачий народ называет Дон в  этой песне?

(Дон-батюшка, тихий Дон)

-Можем мы объяснить, почему именно так народ его назвал? (ответы детей)

- Да,  мы объяснили, почему «батюшка» и  почему «тихий», а что означает само слово  «Дон»?

-Об этом нам рассказал В.С.Моложавенко в другой своей легенде:  «Про сестер и братьев Дона Ивановича».

(самостоятельное чтение легенды про себя)

Итак, что же означат «Дон»? Кто дал такое  имя реке?

(Слово «Дон» означает просто «вода». Так назвали эту реку аланские племена, которые жили здесь в незапамятные времена.)

-В тексте встретилось слово  «бобыль», как вы его понимаете? (одинокий человек)

-Почему автор пишет: «не бобылем живет Дон Иванович…»?

(у него есть кровные братья и сестры)

-Кто его братья и сёстры?

(это реки, впадающие в него)

«Литература Дона» хрестоматия для 1-4 класса с 196-197, приложение 4

8

Работа с текстом в парах

Я предлагаю вам поработать с текстом и вынести информацию о притоках Дона в таблицу:

Название реки

Особенности реки, характер

Происхождение названия

Красивая Меча

Мамай обронил свой драгоценный красивый меч в этой реке

Маныч

Коварный

Непрядва

Невеличка, зато себе на уме

Богучарка

Царь Петр плеснул чашу вина в воду и сказал «А это- Богу чарка»

 И так далее…

 

Приложение 5

9

Проверка выполненной работы

Итак, какие реки несут свои воды в реку Дон?

Происхождение названия какой реки вас больше поразило? Можно ли достоверно утверждать, что события происходили именно так? Почему? (потому что это легенда )

Однако, такие реки действительно существуют, столетиями они сливаются с Доном  батюшкой, и по  их берегам живет наш донской народ.

Каждая пара пользуется своими записями для ответа, а затем сдает эту работу учителю

10

Рефлексия

В итоге нашего урока я попрошу вас продолжить  фразу:

Я узнал…..

Мне больше всего понравилось….

Больше  всего меня  поразило….

Я бы хотел……..

11

Итог урока

Закончить наш  урок мне хочется словами  Владимира Семёновича: «А ведь невдомек каждому, что удивительное совсем-совсем рядом, стоит лишь зорче посмотреть вокруг да послушать. И красоту неповторимую только в родных местах сыщешь…. Одного жаль: не замечаем мы порой этой красоты будничной, повседневной и не ценим...»

-Я надеюсь, ребята, что вам захочется прочитать  другие произведения  В.С. Моложавенко, а также других авторов, и еще больше узнать о нашем Донском крае, о нашей малой Родине.

 Донская земля хранит немало тайн и загадок…

12

Домашнее задание

Прочитать сказку Л.Н. Толстого «"Шат и Дон" и сравнить ее с легендой В.С. Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут по таблице.

Приложение 6

Список использованной литературы

1.«Литература Дона» хрестоматия для  чтения в 1-4 классах/ Ростов-на-Дону, ЗОА «Книга», 2005;

2.Моложавенко В. «Тайны донских курганов»/ Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1967;

3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997.

Приложение 2

Почему Дон Ивановичем зовут.

Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, а другого – Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон – меньшой сын – послабее. Жили одной семьей поначалу, дружно жили, да только пришло время расстаться: подросли сыновья, пора им судьбу свою пытать. Вывел отец их за околицу, велел слушаться его во всем и дорогу каждому указал. Только Шат не послушался отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился да и заблудился в болотах. А Дон Иванович шел туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошел, стал знатен да славен… 

Сказка сказкой, а выдумки в ней нет. Вытекали из Иван-озера, что под Тулой-городом, два ручья. Один – перешагнуть можно, это – Дон. Другой – широкий, да бурный – Шат. Дон все на юг путь держал, а Шат бросался из одной стороны в другую, пока совсем не затерялся и притоком реки Упы не стал. 

Про речку Шат никто не знает, а Дон – река знаменитая, большая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на ее берегах встают. 

Недаром и зовут люди реку свою родную ласково: Дон Иванович.

Приложение 4

Про сестер и братьев Дона Ивановича

       Не бобылем живет Дон Иванович – много у него кровных братьев и сестер.  Самый старший из них зовется Северским донцом – река приметная, статью славная. Есть и младшие братья да сестры: Хопёр с Медведицей, красивая Меча с Непрядвой да две Сосны – Тихая и Быстрая, еще речка- серебрянка Воронеж, гордячка Царица  и Чир с Кумшаком, коварный Маныч и Темерник – тот, что молодится..Всех братьев и сестер, пожалуй, и перечесть трудно.

       И у каждой речки – свой норов, своя тайна заветная, людьми хранимая.  Непрядва хоть и невеличка, зато себе на уме: сам Мамай, лютый хан татарский, ноги с её берегов уносил. А Донец – тот русского князя Игоря спас, из половецкого плена бежать ему помог. И Воронежу есть чем хвастать: морская-то  слава России как раз на его берегах начиналась…

      Имена рекам люди тоже нарекали неспроста. Когда спасал Мамай свою голову, бежал восвояси с поля куликова, будто обронил он  у Гусиного брода свой меч. Не простым был меч: изукрашен он драгоценными каменьями, чеканный серебром. В  другой раз не оставил бы хан меча на дне реки, повелел бы слугам достать его. Но было тут не до меча. Так и остался он на дне. Наверное, до сих пор лежит. А реку назвали с той поры красивой Мечей.

        А вот с речкой Богучаркой такая история вышла. Плыл по Дону  Петр Первый, к Азову спешил. Плеснул из царской чаши вина за борт, сказал: «А это – Богу чарка….» Так и назвали реку.

       Ну, а самому Дону название никто не выдумывал. Слово «Дон» значит просто «вода». Так назвали эту реку аланские племена, что жили здесь в незапамятные времена. Так и до нас дошло.

Приложение 5

Поработайте с текстом легенды  «Про сестер и братьев Дона Ивановича», найдите и выпишите информацию:

Название реки

Особенности реки, характер

Происхождение названия

Приложение 6

Домашнее задание

1. Прочитай выразительно произведение:

Лев Толстой 

"Шат и Дон"


            У старика Ивана было два сына: Шат Иваныч и Дон Иваныч. Шат Иваныч был старший брат; он был сильнее и больше, а Дон Иваныч был меньший и был меньше и слабее. Отец показал каждому дорогу и велел им слушаться. Шат Иваныч не послушался отца и не пошел по показанной дороге, сбился с пути и пропал. А Дон Иваныч слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен.
             В Тульской губернии, в Епифанском уезде, есть деревня «Иван-озеро», и в самой деревне есть озеро. Из озера вытекают в разные стороны два ручья. Один ручей так узок, что через него перешагнуть можно. Этот ручей называют Дон. Другой ручеек широкий, и его называют Шат.
          Дон идет все прямо, и чем дальше он идет, тем шире становится.
Шат вертится с одной стороны на другую. Дон прошел через всю Россию и впал в Азовское море. В нем много рыбы, и по нём ходят барки и пароходы.
      Шат зашатался, не вышел из Тульской губернии и впал в реку Упу.

2. Найди сходства и различия в произведениях Л. Н. Толстого и В.С. Моложавенко. Заполни таблицу:

Автор

Заголовок

Жанр

Герои

Главная мысль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения на родном (русском языке) 4 класс « Легенды В.С. Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут», «Про сестёр и братьев Дона Ивановича» Нагорная Надежда Николаевна учитель начальных классов МБОУ « Дарьевская СОШ»

Слайд 2

Родился 28 декабря 1924 года в станице Морозовской Ростовской области. Окончив 9 класс, сразу ушел на фронт. Всю войну провел в пехоте. Победу встретил в Праге старшим сержантом. Награжден боевыми медалями и орденами 1924 - 2012 Владимир Семёнович Моложавенко

Слайд 3

Книги Владимира Семёновича Моложавенко

Слайд 4

В. С. Моложавенко – путешественник- краевед

Слайд 5

Предпочтения в своих путешествиях писатель отдает родным местам. Нет , пожалуй, на Дону такой станицы или хутора, где бы не побывал наш знаменитый краевед.

Слайд 6

Почти все книги, написанные автором, посвящены краю Тихого Дона, его горячей любви к донской земле.

Слайд 7

Мы познакомимся ….. Мы вспомним…… Мы узнаем……. Давайте поставим перед собой задачи:

Слайд 8

Интернет ресурсы http://www.ec-n.ru/natur.htm https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6% D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_ %D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_ %D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8% D1%87 http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/MOLOJAVENKO _ Vladimir_Semenovich /_ Molojavenko_V.S ..html http://rostov-region.ru/books/item/f00/s00/z0000018/st000.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения и родного языка (ненецкого)

Данная работа знакомит со сказкой....

Технологическая карта урока литературного чтения. на родном (ненецком) языке. "Ты" лы, варңэ. Варнэ халэвм’ мядоманзь хамэдо’ ".

Создать условия для получения знаний о народной ненецкой сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки.Актуализировать знания о ненецких сказках, активизировать “вдумчивое” чтени...

технологическая карта урок литературное чтение на родном языке(саха)

Предмет: Ааҕыы уруогаОскуола: Мындааба орто оскуолатаКылаас:  3Дата: 02.02.18Уруок тиэмэтэ: Владислав Авдеев “Олуйтарыы”Уруок соруга: Владислав Авдеев диэн суруйааччыны уонна кини &ld...

Урок литературного чтения на родном языке во 2 классе

Урок литературного чтения на родном языке во 2 классе...

Урок литературного чтения на родном (русском) языке "Рассказы о природе"

Тема урока: Рассказы о природе. В. Бианки «Чей нос лучше»Тип урока:  Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу д...