Урок литературного чтения на родном языке "Легенды Моложавенко"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок подготовлен по программе "Литературное чтение на родном(русском) языке" для 4 класса на основе произведений донского писателя В.С. Моложавенко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_liter-go_chteniya_legendy_molozhavenko.docx | 44.84 КБ |
prilozhenie_1_vladimir_semenovich_molozhavenko.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район»
х. Дарьевка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Родионово-Несветайского района «Дарьевская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Дарьевская СОШ»)
Урок литературного чтения на родном (русском) языке
Тема: Легенды В.С. Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут», «Про сестёр и братьев Дона Ивановича»
4 класс
Нагорная Надежда Николаевна
учитель начальных классов
х. Дарьевка
2020г
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………… 3
2.Разработка урока……………………………………………………………. 4
2.1.Цели и задачи……………………………………………………………… 4
2.2.План урока…………………………………………………………………. 5
2.3. Методические рекомендации по подготовке и проведению урока… 5
2.4. Материально—техническое оснащение урока………………………. 6
2.5. Конспект урока……………………………………………………………. 6
3.Список использованной литературы…………………………………….. 12
4.Приложение 2…………………………………………………………………13
5. Приложение 4………………………………………………………………. 14
6.Приложение 5……………………………………………………………...….15
7. Приложение 6……………………………………………………………….. 16
Введение
В соответствии с Приказом Минобрнауки России во ФГОС начального общего образования были внесены изменения, предусматривающие выделение самостоятельных предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке». В связи с этим перед образовательной организацией и учителем стал вопрос о разработке рабочих программ по данным учебным курсам. В нашей школе была разработана программа по литературному чтению на родном (русском) языке с учетом регионального компонента, за основу взяты литературные произведения наших земляков – донских авторов. Учащиеся на этих уроках знакомятся как с донским фольклором, так и с авторскими сказками, легендами о донской земле и её жителях, рассказами, повестями.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, с учетом ранее изученного материала по курсу литературного чтения УМК «Школа 21 века» и регионального компонента, и нацелен на развитие коммуникативной компетентности учащихся, обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, чтения, слушания, письма; а также на формирование основ гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за свою малую Родину, интереса к её истории.
Разработка урока
Тема: Легенды В.С. Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут», «Про сестёр и братьев Дона Ивановича».
Цели:
обучающие: создать условия осознанного понимания художественного текста, для формирования у учащихся целостного представления о понятии «легенда» посредством знакомства с творчеством В.С. Моложавенко,
развивающие: способствовать развитию речи обучающихся, формированию навыков осознанного чтения, наблюдательности, умения правильно обобщать данные, делать выводы, сравнивать.
воспитательные: воспитывать интерес к чтению, историческим корням своих предков, любовь к родному краю, малой родине.
Задачи:
-закрепить понятие «легенда», как литературный жанр;
-развивать умение отличать сказку от легенды;
-знакомить учащихся с географическим положением реки Дон, её истоком и притоками;
историческими фактами о происхождении названий водоемов, упомянутых в произведении.
Формируемые УУД:
познавательные
-понимание главной мысли, поиск необходимой информации в произведении, осознанно построение речевого высказывания;
регулятивные
-формулировать тему и цель урока;
-прогнозировать результат;
- соотнесение поставленной цели и полученного результата деятельности;
коммуникативные
- планировать учебное сотрудничество (определять функции участников);
личностные
-формирование системы нравственных ценностей
План урока:
№ | Этап урока | Формы, методы работы, используемые технологии | Требования к результатам обучения |
1. | Организационный момент. | ||
2. | Постановка проблемного вопроса и вывод темы урока. | Основные дидактические методы: технология развития критического мышления через чтение и письмо. Методы обучения: информационные; проблемно-поисковые; репродуктивно-творческие. Форма организации познавательной деятельности: групповая, парная, дифференцированная | Достижение образовательных результатов посредством технологии развития критического мышления. Развитие умений сравнивать, обобщать, аргументировать, анализировать результаты, рассуждать, доказывать.
|
3. | Знакомство с автором изучаемых произведений | ||
4. | Развитие темы, постановка учебных задач. | ||
5. | Работа по теме урока: 5.1. Чтение и анализ легенды «Почему Дон Ивановичем зовут» 5.2. Повторение понятия «легенда» 5.3.Введение новой информации об истоке Дона. | ||
6. | Минутка релаксации. | ||
5.4.Самостоятельное чтение легенды «Про братьев и сестер Дона Ивановича» 5.5. Анализ восприятия прочитанного. 5.6. Самостоятельная работа с текстом в парах. 5.7. Проверка работы. | |||
7. | Рефлексия. | ||
8. | Итог урока. Оценивание. | ||
9. | Домашнее задание. |
Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием ИКТ (межпредметная связь с окружающим миром)
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока:
Поскольку данный предмет (чтение на родном (русском) языке) еще не оснащен учебниками и рабочими тетрадями, учителю необходимо обеспечить учащихся текстами, раздаточным материалом. Если есть возможность, сделать выставку книг В.С.Моложавенко.
Материально—техническое оснащение урока: «Литература Дона» хрестоматия для чтения в 1-4 классах, карточки заданий, компьютерная презентация к уроку, аудио запись песни «Тихий Дон наш батюшка», раздаточный материал для самостоятельной работы и домашнего задания. Компьютер, проектор, аудио колонки.
Конспект урока:
Список использованной литературы
1.«Литература Дона» хрестоматия для чтения в 1-4 классах/ Ростов-на-Дону, ЗОА «Книга», 2005;
2.Моложавенко В. «Тайны донских курганов»/ Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1967;
3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997.
Приложение 2
Почему Дон Ивановичем зовут.
Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, а другого – Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон – меньшой сын – послабее. Жили одной семьей поначалу, дружно жили, да только пришло время расстаться: подросли сыновья, пора им судьбу свою пытать. Вывел отец их за околицу, велел слушаться его во всем и дорогу каждому указал. Только Шат не послушался отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился да и заблудился в болотах. А Дон Иванович шел туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошел, стал знатен да славен…
Сказка сказкой, а выдумки в ней нет. Вытекали из Иван-озера, что под Тулой-городом, два ручья. Один – перешагнуть можно, это – Дон. Другой – широкий, да бурный – Шат. Дон все на юг путь держал, а Шат бросался из одной стороны в другую, пока совсем не затерялся и притоком реки Упы не стал.
Про речку Шат никто не знает, а Дон – река знаменитая, большая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на ее берегах встают.
Недаром и зовут люди реку свою родную ласково: Дон Иванович.
Приложение 4
Про сестер и братьев Дона Ивановича
Не бобылем живет Дон Иванович – много у него кровных братьев и сестер. Самый старший из них зовется Северским донцом – река приметная, статью славная. Есть и младшие братья да сестры: Хопёр с Медведицей, красивая Меча с Непрядвой да две Сосны – Тихая и Быстрая, еще речка- серебрянка Воронеж, гордячка Царица и Чир с Кумшаком, коварный Маныч и Темерник – тот, что молодится..Всех братьев и сестер, пожалуй, и перечесть трудно.
И у каждой речки – свой норов, своя тайна заветная, людьми хранимая. Непрядва хоть и невеличка, зато себе на уме: сам Мамай, лютый хан татарский, ноги с её берегов уносил. А Донец – тот русского князя Игоря спас, из половецкого плена бежать ему помог. И Воронежу есть чем хвастать: морская-то слава России как раз на его берегах начиналась…
Имена рекам люди тоже нарекали неспроста. Когда спасал Мамай свою голову, бежал восвояси с поля куликова, будто обронил он у Гусиного брода свой меч. Не простым был меч: изукрашен он драгоценными каменьями, чеканный серебром. В другой раз не оставил бы хан меча на дне реки, повелел бы слугам достать его. Но было тут не до меча. Так и остался он на дне. Наверное, до сих пор лежит. А реку назвали с той поры красивой Мечей.
А вот с речкой Богучаркой такая история вышла. Плыл по Дону Петр Первый, к Азову спешил. Плеснул из царской чаши вина за борт, сказал: «А это – Богу чарка….» Так и назвали реку.
Ну, а самому Дону название никто не выдумывал. Слово «Дон» значит просто «вода». Так назвали эту реку аланские племена, что жили здесь в незапамятные времена. Так и до нас дошло.
Приложение 5
Поработайте с текстом легенды «Про сестер и братьев Дона Ивановича», найдите и выпишите информацию:
Название реки | Особенности реки, характер | Происхождение названия |
Приложение 6
Домашнее задание
1. Прочитай выразительно произведение:
Лев Толстой
"Шат и Дон"
У старика Ивана было два сына: Шат Иваныч и Дон Иваныч. Шат Иваныч был старший брат; он был сильнее и больше, а Дон Иваныч был меньший и был меньше и слабее. Отец показал каждому дорогу и велел им слушаться. Шат Иваныч не послушался отца и не пошел по показанной дороге, сбился с пути и пропал. А Дон Иваныч слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен.
В Тульской губернии, в Епифанском уезде, есть деревня «Иван-озеро», и в самой деревне есть озеро. Из озера вытекают в разные стороны два ручья. Один ручей так узок, что через него перешагнуть можно. Этот ручей называют Дон. Другой ручеек широкий, и его называют Шат.
Дон идет все прямо, и чем дальше он идет, тем шире становится.
Шат вертится с одной стороны на другую. Дон прошел через всю Россию и впал в Азовское море. В нем много рыбы, и по нём ходят барки и пароходы.
Шат зашатался, не вышел из Тульской губернии и впал в реку Упу.
2. Найди сходства и различия в произведениях Л. Н. Толстого и В.С. Моложавенко. Заполни таблицу:
Автор | Заголовок | Жанр | Герои | Главная мысль |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родился 28 декабря 1924 года в станице Морозовской Ростовской области. Окончив 9 класс, сразу ушел на фронт. Всю войну провел в пехоте. Победу встретил в Праге старшим сержантом. Награжден боевыми медалями и орденами 1924 - 2012 Владимир Семёнович Моложавенко
Книги Владимира Семёновича Моложавенко
В. С. Моложавенко – путешественник- краевед
Предпочтения в своих путешествиях писатель отдает родным местам. Нет , пожалуй, на Дону такой станицы или хутора, где бы не побывал наш знаменитый краевед.
Почти все книги, написанные автором, посвящены краю Тихого Дона, его горячей любви к донской земле.
Мы познакомимся ….. Мы вспомним…… Мы узнаем……. Давайте поставим перед собой задачи:
Интернет ресурсы http://www.ec-n.ru/natur.htm https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6% D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_ %D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_ %D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8% D1%87 http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/MOLOJAVENKO _ Vladimir_Semenovich /_ Molojavenko_V.S ..html http://rostov-region.ru/books/item/f00/s00/z0000018/st000.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения и родного языка (ненецкого)
Данная работа знакомит со сказкой....
Технологическая карта урока литературного чтения. на родном (ненецком) языке. "Ты" лы, варңэ. Варнэ халэвм’ мядоманзь хамэдо’ ".
Создать условия для получения знаний о народной ненецкой сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки.Актуализировать знания о ненецких сказках, активизировать “вдумчивое” чтени...
технологическая карта урок литературное чтение на родном языке(саха)
Предмет: Ааҕыы уруогаОскуола: Мындааба орто оскуолатаКылаас: 3Дата: 02.02.18Уруок тиэмэтэ: Владислав Авдеев “Олуйтарыы”Уруок соруга: Владислав Авдеев диэн суруйааччыны уонна кини &ld...
Технологическая карта урока литературного чтения а родном языке «Расскажу вам сказку…» Ю.М. Литвинов
Технологическая карта урока и тексты произведений...
Урок литературного чтения на родном языке во 2 классе
Урок литературного чтения на родном языке во 2 классе...
Урок литературного чтения на родном (русском) языке "Рассказы о природе"
Тема урока: Рассказы о природе. В. Бианки «Чей нос лучше»Тип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу д...
«Уроки литературного чтения на родном языке»
Выступление на ШМО...