Методические разработки
методическая разработка по чтению (3 класс)
Критическое мышление в младшем школьном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Критическое мышление | 35.51 КБ |
Чтение | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Критического мышления младшего школьника
учитель начальных классов : Мадюдя Олеся Алексеевна
г. Омск БОУ СОШ № 33
Особенности критического мышления младшего школьника
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переходном этапе развития.
В этот период осуществляется переход от мышления наглядно – образного к словесно-логическому, понятийному. Словесно-логическое мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста.
Жан Жак Пиаже, изучавший детское мышление установил, что мышление ребенка 6-7 лет имеет следующие особенности:
1) не сформированы представления о пространстве основных свойств вещей, т.е не понимают принципа сохранения
2) не способность учесть сразу несколько признаков предмета и сопоставить их изменения – центрация: дети склонны обращать внимание только на одну, наиболее очевидную для них характеристику объекта, игнорируя остальные.
Феномен центрации определяет неспособность ребёнка учесть точку зрения других людей; его собственный взгляд на мир представляется ему единственно верным.
Эти особенности мышления детей наглядно демонстрируют классические опыты Жан Пиаже с использованием задач на сохранение:
Испытуемого, показывая ему объекты, изображенные на рисунке слева, спрашивали, одинаковы ли эти объекты (Одинаково ли количество бус в обоих рядах? Одинаков ли уровень воды в обоих сосудах? Одинаково ли глины в двух комочках?). Затем на глазах испытуемого изменяли форму одного из предметов: 1) один ряд бусин расставляют на большие расстояния друг от друга, а второй ряд не меняют; 2) воду из одного сосуда переливают в сосуд другой формы (например, более узкий); 3) один из комочков глины раскатывают в длинную колбаску.
После этого испытуемого снова спрашивали: Одинаковы ли теперь эти два предмета? Одинаково ли количество бусин в двух рядах? Одинаково ли воды в двух сосудах? Одинаково ли глины в колбаске и в комочке?
Ребёнок может указывать, что предметов, положенных в ряд, по его мнению, становится больше, если их же расставить с большими промежутками; что в одном сосуде количество жидкости стало меньше; что кусок пластилина, по его мнению, уменьшается, если из шарика его раскатать в «сосиску» или полоску.
Верное решение этих задач показывает, что мышление у ребенка соответствует стадии конкретных операций. Дети, не справляющиеся с этими задачами, находятся на дооперационной стадии мышления.
Особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей. Младшему школьнику легко устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это можно объяснить тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь. А при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт может быть следствием самых разных причин, которые нужно специально анализировать. Таким образом, при одном и том же уровне знаний и развития младшему школьнику легче ответить на вопрос: «Что произойдёт, если растение не поливать?», чем на вопрос: «Почему это дерево засохло?»
По мере овладения учебной деятельностью становятся умственные операции менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой.
В ходе обучения дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.
Овладение анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Для развития этого умения необходимо показать детям прием сравнения одного предмета с другими, которые имеют другие свойства.
Для развития у детей умения выделять различные свойства полезно отыскивать причины явлений (почему утка плавает, а курица нет?), разбирать пословицы и поговорки (как с гуся вода), загадки (что тяжелее 1 килограмм железа или килограмм пуха).
Каждое психическое действие в своем развитии проходит ряд этапов. Начинается с внешнего практического действия с материальными предметами, затем предмет заменяется схемой, затем действие выполняется в плане громкой речи, затем с проговариванием про себя, и наконец действие становится умственным.
К концу младшего школьного возраста среди детей можно выделить такие группы:
1) Теоретики – дети, которые легко решают задачи в словесном плане;
2) Практики – дети, которым нужна опора на наглядность;
3) Художники – дети, у которых яркое образное мышление.
Познавательная активность и любознательность ребенка постоянно направлены на познавание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Мышление неразрывно связано с речью. Чем активнее ребенок в умственном отношении, тем больше он задает вопросов и тем эти вопросы разнообразнее.
Младшие школьники используют самую широкую типологию вопросов: что это такое?, кто такой?, зачем?, почему?, за что?, из чего?, есть ли?, бывает ли?, у кого?, откуда?, как?, кого?, что?, что будет, если?, где?, сколько
Как правило, при формулировке вопроса дети младшего школьного возраста представляют себе реальную ситуацию и как бы действуют в этой ситуации.
Суждения детей обычно единичны и опираются на личный опыт. Поэтому они категоричны и обычно относятся к наглядной действительности. Младший школьник предпочитает при объяснении чего-либо все свести к частному и любит читать книжки с сюжетом, насыщенным всякими приключениями.
Все эти данные свидетельствуют о большом качественном сдвиге в мышлении школьника по сравнению с мышлением дошкольника; вместе с тем они обнаруживают и границы этой новой ступени мышления; мысль еще с трудом выходит за пределы сопоставления ближайших фактов; сложные системы опосредований ей еще малодоступны.
Овладение ими характеризует следующую ступень развития мысли. Оперируя уже на этой ступени многообразными понятиями вещей, явлений, процессов, мышление ребенка подготовляется, таким образом, к осознанию самих понятий в их свойствах и взаимоотношениях. Тем самым внутри этой ступени мышления создаются предпосылки, возможности для перехода на следующую ступень. Эти возможности реализуются у ребенка по мере того, как в ходе обучения он овладевает системой теоретического знания.
С приходом в школу у ребенка происходит перестройка всей системы отношений с окружающей действительностью: он вступает в новые взаимоотношения с миром, его деятельность становится социально значимой. В жизни первоклассника появляется учитель - представитель культуры, носитель и транслятор образцов поведения и новых форм знаний. Переход к учебной деятельности осуществляется на фоне противоречия, возникающего внутри социальной ситуации развития ребенка: дошкольник «перерастает» развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры, отношений, которые складывались у него со взрослыми и сверстниками «по поводу игры». Совсем недавно взаимоотношения, регламентируемые игровой ролью, игровыми правилами, являлись источником развития ребенка, но теперь эта ситуация исчерпала себя. Изменилось отношение к игре, дошкольник все отчетливее понимает, что занимает незначимую в социальном окружении позицию. Все чаще у него возникает потребность выполнять «нужную» и «важную» для других работу, и эта потребность складывается во внутреннюю позицию школьника. Ребенок приобретает способность «выходить» за пределы конкретной ситуации и смотреть на себя как бы со стороны, глазами взрослого. Именно поэтому кризис, возникающий при переходе к школьному обучению, называют «кризисом потери непосредственности».
Изменение содержания жизни ребенка происходит благодаря смене ведущей деятельности, каковой в дошкольном возрасте была сюжетно-ролевая игра. Для формирования предпосылок новой ведущей деятельности - учебной — особенно эффективны настольные игры с правилами, которые приближены к ней по своему содержанию и форме. При освоении высших форм игровой деятельности происходит переориентировка ребенка с конечного результата на способы выполнения задания, так как только опосредованные образцами и правилами действия приводят к успеху и выигрышу в конечном счете. Игра остается значимой для ребенка на протяжении всего младшего школьного возраста, но теперь она уже не является ведущим типом деятельности. В учебной деятельности наиболее полно представлены необходимые для дальнейшего развития ребенка взаимоотношения со взрослым (учителем), и через обучение школьник получает возможность усваивать основы теоретических знаний, которые в этот возрастной период являются источником его развития. Учебная деятельность определяет характер всех видов деятельности младшего школьника: игровой, общения и др.
В начале обучения у ребенка есть только желание учиться, которое даже не является учебной мотивацией в собственном смысле этого слова. Основные компоненты учебной деятельности выполняются учителем. Постепенно все действия становятся совместно-разделенными, затем выполняются учащимися самостоятельно, учитель только предлагает задачи и образцы.
В.В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования: учебно-познавательный интерес, произвольность познавательных процессов и рефлексия собственных действий.
Развитие произвольности и воображения в начальной школе способствует формированию и других новообразований младшего школьного возраста: содержательного анализа объекта, направленного на выявление существенных отношений задачи, рефлексии - обращенности учащегося на способ действия, планирования - постановки цели, выстраивания действий, прогнозирования результата, поиска и выбора оптимального решения. Предпосылками развития этих новообразований служат способность детей видеть целостность контекста ситуации и умение занимать «точку» вовне, удерживать надситуативную позицию.
Согласно положениям Л.С. Выготского о становлении высших психических функций, к окончанию начальной школы восприятие и память учащихся становятся произвольными, осознанными, опосредствованными. В ходе обучения происходит дальнейшая интеллектуализация психических процессов. Дети усваивают общий способ действий, причинно-следственные отношения, учатся выделять существенное, строить умозаключения и логические цепочки. Развивается мышление детей, постепенно становящееся теоретическим. Особенно значимым в развитии мышления является формирование внутреннего плана действий и рефлексии (осознание себя как субъекта деятельности, осознание способов осуществления деятельности).
Изменяется восприятие ребенка, перерастая в организованную ориентировочно-исследовательскую деятельность. Мышление изменяет характер восприятия, которое интеллектуализируется. Становится организованной, осмысленной и память учащихся. Четко выделяется задача запомнить, для чего используются различные способы и средства, важнейшим из которых является речь. Она становится все более произвольной, сознательной, увеличиваются словарный запас, смысловая наполненность единиц речи, усложняется грамматическое оформление высказывания. Развивается графическая деятельность учащихся во всех своих составляющих, от успешности которой многое зависит при обучении.
Новообразованиями младшего школьного возраста становятся также самоконтроль и самооценка, которые формируются путем интериоризации внешнего контроля и оценки.
Изменяется и личность школьника. На основе произвольности поведения, самоконтроля и самооценки, сформировавшихся в учебной деятельности, изменяется способ саморегуляции, возникает и развивается самосознание. Сначала ребенок осознает себя с точки зрения своих школьных успехов. По отношению к взрослому он пока не критичен, взрослый для ребенка - образец поведения. Постепенно критичность к взрослым увеличивается, возрастает интерес к общению со сверстниками.
Характерными особенностями развитого критического мышления являются: оценочность, включая и ценностную сторону оценки, открытость новым идеям, рефлексия оснований собственных критических суждений. Обучение действиям критического мышления предполагает усвоение таких умений как: применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, отличать обоснованное оценочное суждение от эмоционального, выделять причинно-следственные связи и обнаруживать, если имеются, ошибки в них, видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале и находить рациональные способы их устранения.
Изучение явления "критическое мышление" показывает, что данный вид мышления может развиваться спонтанно, но стихийное развитие не обеспечивает формирования критического мышления на высоком уровне. Только в процессе обучающей деятельности могут быть сформированы такие структурные элементы данного вида мышления, как поиск возможных неправильностей; видение положительных и отрицательных сторон в объекте познания; различать субъективно выведенное оценочное суждение от суждения основанного на фактах; поиск путей аргументации обнаруженных ошибок. Таким образом, развитие критического мышления должно осуществляться в условиях, связанных с решением учебных проблемных задач.
Сензитивными к учебной деятельности, связанной с формированием выше перечисленными структурными элементами критического мышления, как показывают исследования, являются младшие подростки. Необхимо подчеркнуть, что содержание и организация работы учителя, например, с младшими подростками, связанная с формированием направленности на критическое усвоение получаемой информации и обучение правильному формулированию критических суждений может также способствовать и решению других педагогических задач, как, например, обучение учащихся способам самостоятельного приобретения знаний и рационального включения результатов учебной учебной работы в предстоящие виды деятельности. В нашем случае речь идёт о формировании направленности мышления младших подростков на:
- обнаружение фактологических ошибок в текстах;
- находить и приводить аргументы в поддержку своих утверждений;
- недопущение разного рода ошибок в своих суждениях;
- проверку и сверку информации в сответствии с установленными фактами;
- выявление установленных и преполагаемых фактов;
- неприятие утверждений без соответствующих оснований.
Естественно, что, обучая, например, перечисленным мыслительным действиям, нужно не забывать, что любое обучение, направленное на улучшение у учащихся способности мыслить имеет своей целью применение на практике усвоенного. Поэтому необходимо использовать в учебной деятельности проблемно-познавательные задачи, которые позволяют подготовить учащихся к применению сформированных умений при решении разнообразных проблем вне школы в ситуациях реальной действительности.
Анализ практического опыта развития критического мышления младшего школьника
Анализ литературы показывает, что существуют специальные методы развития критического мышление.
Изучение результатов исследований (Л.С. Выготского, Дж. Стила, К. Меридита.Ч. Темпл, Ж. Пиаже и др.) и наш практический опыт показывает, что в образовании структура технологии развития критического мышления стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Прежде всего, учёные пришли к тому, что основу технологии развития критического мышления составляет структура урока, состоящая из трех этапов: вызов, осмысление, рефлексия. Каждому этапу присущи собственные цели и задачи, методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. (Таблица 1).
Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.
Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы
Таблица 1
Технологичекие этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
I стадия (фаза) Вызов - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами, структурировать последующий процесс изучения материала. | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. | Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д. |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. | |||
II стадия Осмысление содержания - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. | Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. | |||
III. Рефлексия -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. | Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. | Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. |
Применение в педагогической деятельности технологии критического мышления позволяет развивать (познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Технология критического мышления дает ученику повышение эффективности восприятия информации, повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; умение критически мыслить, умение ответственно относиться к собственному образованию, умение работать в сотрудничестве с другими, повышение качества образования учеников, желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает учителю умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения, стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность, стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Требования, установки технологии развития критического мышления:
1)Давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.
2) Фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний.
3) Сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.
Проанализировав психолого-педагогическую литературы мы пришли к выводу, что критически развитый человек способен:
- самостоятельно решать проблемы;
- проявлять настойчивость в решении проблем;
- контролировать самого себя;
-сотрудничать с другими людьми;
- быть терпимым к неопределенности;
- устанавливать множественные связи между явлениями;
- рассмотреть несколько возможностей решения проблемы;
- строить и обосновывать различные выводы, прогнозы;
- ставить перед собой обдуманные цели;
- применять навыки и знания в различных ситуациях.
Диагностика уровня сформированности критического мышления младших школьников
Для того чтобы процесс развития критического мышления младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития критического мышления учащихся, поскольку выбор видов упражнений, заданий должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся.
Исходя из понимания термина "критическое мышление", который обозначает один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю, нами были выделены следующие критерии для выявления уровней развития критического мышления.
Критерии и показатели развития критического мышления
Таблица 2
Критерии | Показатели | Методы измерения |
Способность к сравнению | Преобладание навыков сравнительно-сопоставительного анализа. Умения давать оценку. | Работа с образцом |
Способность к логическим суждением | Осознанность мыслительной деятельности. Способность исправлять ошибки. | Работа с небылицами |
Способность к прогнозированию | Ясность изложения. Умение аргументировать. Готовность к планированию. | Работа с картинками |
Уровни развития критического мышления
Таблица 3
Уровень | Проявления уровня |
Зарождающейся критичности (низкий) | Слабые умения давать оценку, доказывать свою правоту, низкий уровень сформированности мысли-тельных операций (анализ, синтез, сравнение и др.), преобладание слабых навыков сравнительно-сопоставительного анализа, не способность выделять очевидные ошибки, противоречия, носящие преимущественно характер абсурда |
Проясняющейся критичности (средний) | Невысокий уровень организованности и целенаправленности, неокрепший опыт доказательства и опровержения, отсутствие активной позиции, возможность отчетливо фиксировать противоречия (ошибки) |
Позитивной критичности (высокий) | Способность обнаруживать и объяснять причины и источники замеченных ими ошибок, но и предлагать способ их устранения, устойчивые умения и навыки основных мыслительных операций, умение логически обосновывать оценку и самооценку |
С целью практического обоснования выводов полученных в ходе теоретического изучения проблемы развития критического мышления младших школьников было проведено педагогическое исследование.
Нами был проведен эксперимент на выявление уровня развития критического мышления.
Исследование предусматривало несколько этапов.
1 этап - работа с образцом. При специально организованном обучении детям вначале рассказывали про игрушечную лейку, сопровождая рассказ ее показом. Экспериментатор выделял основные детали лейки. Одна из леек имела не все детали.
"Посмотри внимательно на зеленую и белую лейки, сравни их и скажи чем они отличаются". Таким образом, детей подводили к поиску ошибок. Затем сравнивая предметы на различном расстоянии, дети отыскивали отдельные ошибки.
2 этап - работа с небылицами. Детям зачитывались небылицы. На этом этапе дети с помощью инструкции "найди ошибки" нацеливались на оценку собственной позиции. Внимательно послушай, скажи о замеченных тобою ошибках и недостатках. Бывает ли так, как ты думаешь? В ходе этапа дети должны не только подметить несуразности, но и обосновать свои суждения.
3 этап – работа с картинками. Были подобраны образцы картинок, в которых отражалась работа людей различных профессий. Проводилась беседа о работе врача и милиционера с показом картинок, в которой дети должны были познакомить с особенностями данных профессий. Посмотри на картинку и расскажи, кто нарисован? Укажите на возможные последствия событий, изображенных на картинке.
Исследование способностей к сравнению
Таблица 4
Уровни | Количество человек |
Низкий | 2 |
Средний | 8 |
Высокий | 5 |
Данные эксперимента показали, что критичность выражалась отчетливой форме: испытуемые не ограничивались перечислением различий, а предлагали в устной форме свои исправления, полностью восстанавливая правильный вариант предмета.
Исследование способностей к логическим суждением
Таблица 5
Уровни | Количество человек |
Низкий | 3 |
Средний | 10 |
Высокий | 4 |
В ходе исследования было установлено также, что содержания экспериментального материала влияет на уровень проявления критичности у детей. Испытуемые, несмотря на изменение материала, проявляли большую активность в поиске ошибок, пытались доказать невозможность описанного события, обосновывая свои суждения обобщенными житейскими наблюдениями.
Исследование способности к прогнозированию
Таблица 6
Уровни | Количество человек |
Низкий | 3 |
Средний | 9 |
Высокий | 5 |
Формирование и проявление критичности мышления у школьников нельзя рассматривать как спонтанный процесс; оно зависит от многих факторов. Проявление и "нарастание" уровня критичности мышления находится в зависимости от характера направляющего сигнала, последовательности и особенностей структурирования экспериментального материала. Проявление критичности мышления у детей - зависит и от характера предъявленных задач. Дети самостоятельно обнаруживают ошибки и обосновывают их общим суждением "так не бывает", но иногда наблюдаются и такие случаи, когда они стремятся объяснить, почему нельзя так делать. Уровень проявления критичности в значительной степени зависит и от того, насколько дети активно включаются в поиск ошибок и несуразностей в объекте познания.
В ходе психолого-педагогического исследования нами была доказана актуальность проблемы развития критического мышления.
В нашем исследовании «критическое мышление» мы будем рассматривать, как один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Нами определены особенности критического младших школьников. Проявление и "нарастание" критичности у детей младшего школьного возраста находится в прямой зависимости от различных факторов, в числе которых особое место занимают формы предъявления объекта познания и характер общения с окружающими людьми. Формирование установки на оценку (на сопоставление объектов) дает ребенку возможность изучать почти все детали эталона и активизирует процесс обнаружения ошибок при поэтапном сравнении.
Формулировка вопросов взрослыми активизирует мыслительную деятельность ребенка, что, в свою очередь, влияет на повышение уровня проявления критичности
Нами были выявлены три уровня проявления критичности мышления: уровень "зарождающейся" критичности, уровень "проясняющейся" и "позитивной" критичности. Все эти уровни критичности мышления имеют свои специфические особенности.
Мы провели первый констатирующий эксперимент, результаты которого свидетельствуют о преобладании близкого к среднему уровню развития критического мышления.
Предварительный просмотр:
«Формирование читательской грамотности младших школьников»
учитель начальных классов : Мадюдя Олеся Алексеевна
г. Омск БОУ СОШ № 33
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Что же такое грамотность? Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
А что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Назову особенности формирования читательской грамотности:
1. Формирование навыка чтения. Оно строится на
-умение правильно прочитывать слова;
-понимать смысл текста;
-выразительно читать;
2. Овладение техникой чтения.
3.Формирование читательских интересов.
Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
Занятие мастер – класса я проведу в форме необычного тренировочного урока. Я буду выступать в роле учителя, а вы, уважаемые коллеги, будете одновременно играть две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов.
Сами, того не подозревая, вы разделились на группы по классам;
Желтый цвет - 1 класс;
Зелёный цвет - 2 класс;
Синий цвет - 3 класс;
Красный цвет - 4 класс.
Задания для 1 класса (на уровне слова)
1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
2.Прочитай слова без лишнего слога
тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка саголат ребядис пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели метцыро автомобус трамрявай тролфилейбус такфуси строикутель профодавец кондимытер офижуциант
3.Читай только первые слоги. Какие слова получились?
канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш таблетка лимон царевна кабинет пират танцы калина лейка доска коптильня театр леопард фонтан шахтёр магазин тысяча соловей барабан камень
4.В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю
5.Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:
оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя склоьуса сжнниека птальо иукгшри бдлеуьзор пгоири пкудоша согеивнк алатс мреавуй пцогвуиа
Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой.
6.Прочитай слова, вернув буквы на место.
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим буквы А
Трижды или дважды
Иногда всего одну
(Только не в начале).
Но сегодня - ну и ну!-
Все они сбежали.
слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш мрт бгж тркн пргрф зкз срй клсс крнвл пнм брн шлш згдк пст кнт стрт срнч тхт плт скзк тлнт плн
Задания для 2 класса (на уровне предложения)
- Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)
U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)
F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й
С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снежинка)
L H F U h A V Q T S K Z t Ё R T G J F C Y Z Я L W Д h Z E V Q T R t И R Д F L W O U h Б Z J Ы Y L Ч V h И F J Ж R Д S G Ё N T S
Наткёт, сядет и добычи ждёт. (Паук)
2.Читай предложения наоборот справа налево:
вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот икниженсеиконидотюадапабеногонрумсап с яьтсилеинделсопилтселбаззёребяьчус ан имактеномимытолоз
3.Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки): Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
Труд портит, а лень - кормит.
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.
У короткого языка – длинный ум.
Без пирога теста не испечёшь.
Что написано топором, не вырубишь пером.
Птичке клетка дороже золотой ветки.
4.Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
По печи узнают человека.
Терпенье и прут всё перетрут.
Здоровому - грач не нужен.
Торопливый человек дважды одно тело делает.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит.
Лес рубят – кепки летят.
Здоровье дороже молота.
Два сапога – тара.
Не руби лук, на котором сидишь.
Слезами морю не поможешь.
Смелость борода берёт.
Совесть без дубов, а загрызёт
Задания для 3-4 класса (на уровне текста)
Работа с деформированными текстами. Вызвать интерес - далеко не единственная задача этих упражнений. Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние. И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях. Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.
1.Использование принципа решения анаграмм для прочтения завершенных коротких текстов. Напомню, что смысл анаграммы в том, чтобы переставить буквы или звуки в слове, чтобы получилось другое слово.
мосКос
кеРаты таюлет в москос. Я чоху теполеть к зёвдамз и назуть: мат дюли лии тен.
чаМет
ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи.
маЗи
лашПри миаз. лисьПопасы с бане тыешипус кижинсен. лымБе ровком лигел ино ан ляпо , ан ширык модов. верЗаскал ан целнсо сел. перьТе ножмо тьдихо ан жахлы, габеть ан кахнько оп дуль. рошоХо мойзи!
2.Вставь подходящие по смыслу слова.
Скворец.
В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял
Кот Васька.
Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и ==== с дерева.
Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул
3. Прочитать текст и ответить на вопросы
Чайки.
Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.
- Вопросы для контроля:
- Что умеют животные?
- Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….»
- Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?
Вулкан
Извержение вулкана угрожает не только потоками расплавленной лавы. Иногда от неё можно уйти спокойным шагом. Из жерла вулкана вылетают куски камня – вулканические бомбы, вырываются ядовитые газы. Миллионы тонн вулканического пепла поднимаются в небо и засыпают всё вокруг. Извержение крупных вулканов влияет на климат всей планеты. Почему же люди селились в таком опасном месте? Оказывается, на вулканическом пепле хорошо растут растения. В Исландии около ледяной пустыни раскинулась волшебная зелёная равнина. Её согревают гейзеры-фонтаны горячей воды. А ещё в этой стране, лежащей за полярным кругом, выращивают южные фрукты. Ананасов здесь собирают больше, чем в Греции.
- Вопросы для контроля:
- Чем угрожает извержение вулкана?
- Что вылетает из жерла вулкана?
- Почему же люди селились в таком опасном месте?
- Что такое гейзеры?
- В какой стране ананасов выращивают больше, чем в Греции?
Отдельно мне хочется выделить приём синквейн. Пишется синквейн по определённым правилам:
1строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь.
2строчка – это два прилагательных или причастий, описывающих предмет.
3строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.
4строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна.
Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля. Работать с этим приёмом я начала уже в 1 классе.
Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям. Начинать составление синквейна надо с самого простого:
- по заданной теме
чтение
интересное увлекательное
помогает учит развивает
Кто много читает, тот много знает.
Знание
- по стихотворению
Льётся он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Этот дождик проливной.
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу.
С мамой мы пошли гулять.
Стал он землю поливать.
Поливал да поливал –
Всех под зонтики загнал.
дождик
проливной холодный
капает стучит моросит
Дождь – это когда осень плачет.
грусть
- по загадке
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней
– Станешь вчетверо умней.
книга
полезная интересная
учит помогает советует
Книга – лучший друг.
Библиотека
Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие преимущества:
- учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- развивает активное слушание;
- повышается самооценка.
Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.
Вопросы:
- Была ли полученная информация для Вас полезна?
2. На каких уроках можно использовать рассмотренные задания?
3. Возможно ли их использование в Вашей практике?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...