Статья «Фишбоун» - как приём реализации технологии критического мышления на уроках литературного чтения .
статья по чтению
Педагогический опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fishboun_-_kak_priyom_realizatsii_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_literaturnogo_chteniya.pptx | 2.67 МБ |
statya.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель – познакомить педагогов с одним из приёмов критического мышления – приёмом « Фишбоун ».
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
« Fishbone » - в переводе с английского языка «рыбная кость» или «скелет рыбы». Кауро Ишикава ( Исикава )
Составление схемы « Фишбоун » Голова – проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу, сравнению, обсуждению. Верхние косточки – на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки – факты, аргументы, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост – ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Причины Факты, аргументы Проблема Вывод
Форма работы на уроке
Применение метода « Фишбоун » на уроках литературного чтения Проблема: «Хорошо ли повстречать золотую рыбку?» А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Групповая форма работы
Защита
Вывод ЖАДНОСТЬ ВСЯКОМУ ГОРЮ НАЧАЛО
Проблема: «Зависит ли здоровье от чистоты ?» К.И.Чуковский « Федорино горе»
Ход работы
Заключение Учащиеся, овладевающие приёмом « Фишбоун », приобретают такие метапредметные компетенции как: Критическое мышление; Взаимодействие в группах; Планирование и осуществление исследовательской деятельности; Истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста; Осознанное чтение вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Когалыма
(МАОУ «Средняя школа № 3»)
«Фишбоун» - как приём реализации технологии
критического мышления
на уроках литературного чтения.
Учитель начальных классов:
Магомедова Зарема Ашурбековна
г.Когалым, 2021
Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное. Особенно это актуально в век новых технологий, когда важно не только уметь читать и ориентироваться в большом потоке информации, но и уметь анализировать её и использовать в жизни.
Главные цели современного урока литературного чтения состоят в том, чтобы учащиеся смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, нашли нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути и смогли применить свои знания в практической жизни.
Поэтому я начала искать способы «оживления» урока, стараясь разнообразить формы обучения, вводить в учебный процесс нестандартные оригинальные приёмы, для того, чтобы повысить интерес учащихся к усвоению учебного материала.
Я остановилась на одной из таких успешных педагогических технологий, как технология критического мышления, которая предлагает систему конкретных методических приёмов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач.
В своей педагогической деятельности использую интересный методический приём – это прием «ФИШБОУН».
«Fishbone» - в переводе с английского языка «рыбная кость» или «скелет рыбы».
Схемы (диаграммы) «Фишбоун» были придуманы японским профессором Кауро Ишикава (Исикава) в середине 1960 – х г.
- Суть приёма – через графический систематизатор в наглядной форме выявить и обсудить проблему.
Данный приём направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
Графическое структурирование информации позволяет учителю:
- во-первых, не только наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме урока, курсу.
- во-вторых, уменьшить объём информации, необходимой для запоминания, за счёт выделения ключевых понятий и логических связей между ними.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек.
В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. В хвосте фиксируем Вывод (ответ) по выдвинутой проблеме.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. С применением технических средств ее можно сделать в цвете.
Формы работы.
Фронтальная. Схема Фишбоун заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материала вместе с детьми заполняем шаблон. При необходимости я корректирую высказывания детей, помогаю сформулировать суждение.
Индивидуальная работа. У всех детей одинаковый текст. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.
Групповая или парная работа.
Возможно использование разных текстов по одной проблеме. Каждая группа получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних косточек); происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема. Группы не соревнуются между собой. Главная идея обучения в команде – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы, В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.
На практике я убедилась, что фишбоун эффективнее всего применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему.
Так например в курсе «Литературного чтения» по программе УМК Школа России Л.Ф. Климановой есть тема: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» на уроке обобщения и систематизации знаний по произведению была организована групповая форма работы, в ходе которой детям было предложено ответить на поставленный проблемный вопрос «Хорошо ли повстречать золотую рыбку?» В течении определенного времени дети обсуждали и заполняли схему Фишбоун. По истечении времени происходил обмен информацией между группами. На основе мнений мы заполнили общую схему Фишбоун, которую дети вклеивают к себе в тетрадь. Совместно мы пришли к выводу, что «Жадность всякому горю начало».
Во время изучения произведения К.И.Чуковского «Федорино горе», мы давали характеристику главной героини и были озадачены вопросом, а «Зависит ли здоровье от чистоты?» подтверждение этому находили доказывающие факты в тексте. Обобщали и заполняли схему «Фишбоун». Здесь была организована фронтальная форма работы. Каждый высказывал свое мнение, предположение. На доске составили общую схему. И пришли к выводу, что «Чистота залог здоровья!».
Итак, подводя итог, я могу с уверенностью сказать, что прием
- «Фишбоун» - универсальный приём технологии критического мышления, которым можно пользоваться на уроках любого типа.
Учащиеся, овладевающие приёмом «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как:
- Критическое мышление;
- Взаимодействие в группах;
- Планирование и осуществление исследовательской деятельности;
- Истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
- Осознанное чтение вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
Этот приём хорош ещё и тем, что на уроке создаётся психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. Создаёт в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технол...
Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы. Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...
Внедрение технологии критического мышления на уроках литературного чтения
Статья построена на основе материалов выступления Аленевской С.В., заместителя директора по УВР, учителя начальных классов (высшая квалификационная категория) МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №...
Применение технологии критического мышления на уроке литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Плохо".
Урок разработан с применением новой современной технологией: «Технология развития критического мышления». Данная технология позволяет сделать уроки литературного чтения эффективными и развивающими. С...
Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....
Формирование нравственных качеств личности младших школьников посредством технологии критического мышления на уроках литературного чтения
Модель формирования нравственных качеств личности младшего школьника на уроках литературного чтения....
Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий и технологии критического мышления на уроках литературного чтения в режиме дистанционного обучения»
Я считаю, что в настоящее время инновационные технологии занимают очень важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств...