Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".
статья по теме
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технологий.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной самостоятельной деятельности учащихся, основанный на исследовательских методах ведения урока: рефлексивном целеполагании, выявлении проблемы урока, выдвижение гипотез. Существует несколько приёмов развития критического мышления.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач урока. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления– научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 38.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.
(МБОУ Начальная общеобразовательная школа, Грабко О.А.)
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению.
В настоящее время существует множество разнообразных методов и технологий. Однако, все ли они действенны в современных условиях? Приносят ли те результаты, на которые рассчитывает учитель? Ведь иной раз приходится наблюдать, когда ученик с прекрасными способностями не проявляет интерес к изучаемому материалу на уроке. Вместо того чтобы являться активным участником учебной деятельности, он просто воспроизводит полученные знания. Кроме того, анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я пришла к выводу, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. И такая педагогическая технология в системе образования уже существует, которая направлена на выявление и развитие творческих способностей учащихся.
Что же такое критическое мышление?
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной самостоятельной деятельности учащихся, основанный на исследовательских методах ведения урока: рефлексивном целеполагании, выявлении проблемы урока, выдвижение гипотез.
С позиции ученика: развивает любознательность учащихся, их интеллектуальные умения в подходе к решению задач разных уровней, учит самооценке.
С позиции учителя: использование исследовательских методов деятельности на уроке: развитие оценочного мышления, рефлексивной постановке цели урока, выявление проблемы, выдвижение гипотез, прогнозирование последствий своих решений.
Технология формирует следующие навыки:
- организация групповой работы в классе дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения;
- формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
- развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,
рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- формирование культуры продуктивного чтения;
- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Познакомившись с особенностями концепции, я выбрала бы девизом своей работы в этой технологии такие слова: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых ему не только в учебе, но и в обычной жизни.
Приёмы развития критического мышления:
1) Приём "Верите ли вы" (верные и неверные утверждения ключевые слова) Это приём стадии вызова. Он может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему. После знакомства с текстом учащиеся возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность.
2)Кластеры (выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди)
Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
В зависимости от цели можно организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.
Например, задание: составьте кластер к слову «Сказки». Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.
3)Инсерт. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
4)Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
5)Таблицы. Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы.
1.Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У) Работа с информационным
текстом очень хорошо накладывается в эту таблицу.
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать |
|
|
|
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Рассматривая иллюстрацию к тексту, записываем в таблице о ком пойдёт речь в тексте, выписываем их на доску в первую колонку таблицы.
В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли, вопросы, предположения возникшие в ходе обсуждения о чём пойдёт речь в тексте.
Затем обучающиеся читают текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Располагаем ответы напротив поставленных вопросов. На этапе рефлексии предлагаю обучающимся сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста.
2. “Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение.
В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.
Например, можно составить такую таблицу при изучении темы «Литературные жанры».
| Категория сравнения: литературные герои | Категория сравнения: форма речи | Категория сравнения: построение |
Сказки |
|
|
|
Басни |
|
|
|
3.«Сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.
Тема 1 | Тема 2 | Линия сравнения | Тема 3 | Тема 4 |
Выбор ключевых слов в тексте (описание живой природы) | Выбор ключевых слов в тексте (описание неживой природы) | Золотая осень в стихах русских поэтов | Настроение автора | Систематизация и обобщение информации |
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения
- выделять ключевые слова;
- систематизировать необходимую информацию;
- анализировать, сравнивать и обобщать информацию;
- развитие монологической речи.
6) Чтение с остановками. Работа с художественными текстами.
Примерные вопросы приёма «чтения с остановками»:
- По названию предположите о чём будет рассказ?
- Какие события могут произойти в описанной обстановке?
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть текста? Какие ощущения у вас возникли?
- Какие ожидания ваши подтвердились?
- Что было неожиданным?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?
7)Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
8) Прием "Зигзаг" или "Отсюда – туда"
Класс разбивается на команды. Члену каждой команды присваивается номер 1,2,3,4,5 (зависит от количества текстов), заготавливаются таблички с соответствующими номерами на столы (можно нарезки бумаги разного цвета ).
На стадии вызова в ходе фронтальной беседы выясняется, выписывается на доску в кратко сформулированном виде то, что детям уже известно по данной теме.
Затем распределяются задания, каждый член группы получает свой объект исследования (свой вопрос для изучения). Сведения, поступившие от всех членов группы, обсуждаются, оформляются в "Сводную таблицу"(«Линия сравнения»). Каждая группа озвучивает результат своей работы.
Такая организация урока позволяет использовать разные виды деятельности, создать обстановку сотрудничества и сотворчества.
9) Прием "Кубик". Данный прием используется на этапе осмысления.
– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из заданий.
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. 10)Приём «Синквейн». (пятистишие - форма письменной рефлексии)Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1-я строка -1 слово (существительное, тема синквейна).
2-я строка - 2 слова (прилагательные, описывающие тему).
3-я строка - 3 слова (глаголы, действия которые производит существительное)
4-я строка – 4 слова (фраза передающая ваше отношение к существительному)
5-я строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Формы урока в технологии критического мышления отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют. Роль учителя — в основном координирующая.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:
- подготовительный – стадия вызова;
- восприятие нового – стадия осмысления;
- присвоение информации – стадия рефлексии.
Предлагаю рассмотреть по стадиям один из уроков в технологии развития критического мышления в 4 классе по теме «Басня – как литературный жанр».
Стадии урока | Функции | Действия учителя | Действия ученика |
Вызов | Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме). Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). | Приём кластер В центре доски ключевые слова –«Литературные жанры», от них рисую стрелки-лучи в разные стороны к понятиям жанров «Сказки» и «Басни», от них тоже расходятся лучи. Предлагается две формулировки, из которых нужно выбрать единственную верную и обосновать свой выбор. 1) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. 2) Сказка – это научно-фантастическое произведение. Приём «Верите ли вы» -Верите ли вы, что басни – это тоже сказки? | Называют все слова, которые у них ассоциируются со словом «Сказки». В группах работают по классификации «Сказок», находят ошибки. Продолжают составление кластера по литературным жанрам. Классификация сказок по виду. - Богатырские -Смешные -Волшебные -Анималистические -Басни -Бытовые Находят лишние слова (смешные, басни) и объясняют свой выбор |
Осмысление | Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации). Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме). | Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» З - Что мы знаем о басне? Х- Что хотим узнать? Приём «Кубик» 1 часть: класс разбивается на 6 групп. Выбрасывая кубик, каждая группа получает одно из заданий, которые записаны на сторонах кубика. В процессе корректирую работу учеников. Приём Инсерт (пометки на полях книги) Работа с книгами: 1) Найдите определение басни в словаре С. Ожегова. 2) Кто герои басни? 3)Кто герои сказок? 4)Форма речи (повествование, диалог) 5)Построение (стихотворение, проза) 6)Что хочет сказать автор? (добро побеждает зло, высмеивает вредные привычки) 2 часть: заполняем сводную таблицу | Целеполагание: выделить новый литературный жанр – басня, определить чем он отличается от сказки. 1 часть: в течение некоторого времени работают над заданием, используя текст учебника и дополнительный материал (работа со словарём, с книгами: сказками и баснями) 2 часть: группы представляют свою информацию для заполнения сводной таблицы. |
Рефлексия | Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). | Обсуждаем записи, внесенные в таблицу. Таблица «Знаем – Хотим узнать - Узнаем» (заканчиваем таблицу)
1).Назовите тему урока одним словом. 2).Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют басню. 3).Назовите 3 действия, которые характеризуют басню. 4).4 слова – твоё отношение к басне. 5). Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока Выбери и продолжи любое предложение: -На сегодняшнем уроке я узнал … -На этом уроке я похвалил бы себя за… -После урока мне захотелось… -Сегодня я сумел… | Проговаривают усвоенные знания. Таблица «З–Х–У» У – что мы узнали о басне. 1. Что такое басня? 2.В чём особенность построения басни? 3.Кто герои басни? 4. Что лежит в основе басни? 5. Басни – это сказки? |
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления– научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Используемая литература:
- Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
- Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
- Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
- Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях реализации ФГОС"
Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовн...
«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)
Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на группы по интере...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»
Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили б...
Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий и технологии критического мышления на уроках литературного чтения в режиме дистанционного обучения»
Я считаю, что в настоящее время инновационные технологии занимают очень важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств...
Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.
С целью формирования у обучающихся глубокого понимания прочитанного, овладения активными способами чтения и приёмами работы с художественным текстом, позволяющими п...
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд ...