Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
статья на тему
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы.
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературного чтения учащийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы.
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературного чтения учащийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. В чем причина этого? Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе? Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.
Среди многих меня заинтересовала «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП). Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть данной педагогической технологии очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
В основу технологии положена базовая дидактическая модель, состоящая из трех этапов (стадий):
I стадия – «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) ;
II стадия – «Осмысление» содержания (получение новой информации);
III стадия — «Рефлексия» (осмысление, рождение нового знания).
Ожидаемые результаты применения технология РКМЧП и её отдельных приёмов на уроках литературного чтения:
1.У учащихся формируются следующие компетенции:
-коммуникативная (формирование навыков общения);
-интеллектуально - познавательная (умение учиться);
-практико – ориентированная (умение принимать взвешенные решения);
-деятельностная (добывание знаний через деятельность);
-интерактивная или информационная (систематизация и обмен информацией).
2. В основе ТРКМЧП заложено формирование базовых качеств личности:критическое мышление, рефлективность,мобильность, толерантность, ответственность личности за результат своей деятельности.
Использовать приёмы технологии критического мышления начала с учениками 2 класса, так как важным условием считаю овладение учащимися навыком чтения. Моим ученикам очень нравятся следующие приёмы ТРКМЧП:
- Синквейн;
- Кластер;
- Чтение с остановками (со стопами);
- «Знаю – хочу узнать – узнал», или работа с таблицей.
Одной из форм работы на современном уроке может быть работа с синквейном. Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
5 строка – слово-резюме, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.
2 класс. К. Ушинский «Проказы старухи-зимы». Сказка. 1.Зима. 2.Холодная, морозная. 3. Пришла, подула, запорошила. 4.Зима пришла - холода принесла. 5.Время года. | 2.класс. В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза». Сказка. 1.Снег. 2.Белый, холодный. 3.Падает, сыплется, закрывает. 4. Снегу много – хлеба много. 5. Мороз Иванович. | 2 класс. В. Маяковский «Тучкины штучки». Стихотворение.
| 2 класс. Е. Чарушин «Перепёлка». Рассказ. 1.Перепёлка. 2. Маленькая, коричневая. 3.Ходит, насвистывает, клюёт. 4.Птица поёт – природа живёт. 5. Дикая курочка. |
4 класс. «Суворов приказывает армии переплыть море». Героическая народная песня. Работа в парах. Авторы: Петрова Дарья и Чупрына Дима.
| 4 класс. "Родина" И.С. Соколов - Микитов. Очерк. Автор: Фролов Кирилл. 1. Родина. 2.Обширная, многообразная. 3.Звучит, отражается, существует. 4.Родина - наша большая страна. 5.Россия. | 4 класс. «Святогор». Былина. Автор: Шапин Егор. 1.Святогор. 2. Сильный, могучий. 3.Выезжал, сражался, побеждал. 4.Мужественно биться – победы добиться! 5.Богатырь. | Карточка-помощница. Пословицы о Родине и её защитниках. 1.Где смелость – там победа. 2.Русский боец – всем образец. 3. Мужественно биться – победы добиться! 4.Один в поле не воин. |
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу. Для уроков литературного чтения синквейны – это настоящая находка. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. А учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно почтенность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.
Синквейн может быть использован на разных стадия урока: на стадии повторения — сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новым понятием; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
Синквейн: обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу,учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом, получается у всех.
Особой популярностью в классе на уроках пользуется приём «кластер». Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластер может быть использован на разных стадиях урока: актуализация знаний, работа над новым материалом, рефлексия.
Виды работы с кластером:
- составить кластер – опору (первичное составление);
- восстановить подсказку (собрать рассыпавшийся кластер);
- вставить в кластер недостающие элементы.
Технология РЧКМП обеспечивает активную учебную деятельность на уроке, при которой меняется и моя роль, как учителя. Я из информатора знаний превращаюсь в партнёра по добыче знаний. Но главная ценность этой технологии в том, что она способствует повышению качества знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании
Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...
Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"
Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Такж...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе при изучении жанра «сказка»
Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....
Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»
Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...
Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения.
В сатье кратко описаны некоторые формы работы, применяемые учителем на уроках литературного чтения с целью развития критического мышления....
Приёмы развития критического мышления на уроках литературного чтения.
В статье даны примеры приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения при изучении произведения В. М. Гаршина "Лягушка -путешественница"....
Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе
Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе...