Формирование нравственных качеств личности младших школьников посредством технологии критического мышления на уроках литературного чтения
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Модель формирования нравственных качеств личности младшего школьника на уроках литературного чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование нравственных качеств личности младших школьников посредством технологии критического мышления на уроках литературного чтения
Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад «Солнышко»
Лотошинский район Московской области
На уроках литературного чтения идея формирования нравственных качеств личности воплощается через грамотный, умелый подбор произведений. Важно, чтобы выбор произведений, включенных в учебный процесс, соответствовал возрастным особенностям младшего школьника.
По моим наблюдениям, школьники более склонны к восприятию литературных произведений в стихотворной форме. Благодаря общему ритму стиха и его гармоничному внешнему строению восприятие авторской идеи улучшается и, кроме того, такие произведения способствуют повышению интереса к их изучению со стороны детей. При этом для меня наиболее успешным средством формирования нравственных качеств личности на уроках литературного чтения является лирико-эпический литературный жанр, который чаще всего предстает именно в стихотворной форме. Речь идет о баснях. А именно о баснях великого Ивана Андреевича Крылова.
Басни Крылова содержат целый нравственный кодекс, на котором дети воспитывались поколение за поколением с 1809 года. Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие и осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.
Множество басен Крылова вошли в круг детского чтения. В его баснях ребенку открывается целый мир жизненных явлений и образов на примере героев простых, бесхитростных, наивно-простодушных рассказов. Это и звери, и птицы, и различные предметы, а позже и люди. Как и в сказках, лисицы, обезьяны, муравьи удивительно похожи на людей, воплощают их качества и нравы. Постичь басни - это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину.
Возможности басен как учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы только при строго определённых методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших школьников.
Учитывая специфику басен, для лучшего понимания их иносказательного смысла я использую в работе иллюстрации. Использование в работе с баснями зрительного материала подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления школьников. Например, к уроку знакомства с произведением «Стрекоза и Муравей» подбирается картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля. На этапе организационного момента провожу «мозговой штурм»:
- Дети, посмотрите, какое сердитое море изобразил художник. Почему оно сердится? (приближается буря, шторм).
-Почему рыбаки не ушли домой, чтобы переждать непогоду? (им надо наловить рыбы для семьи)
-Как можно назвать людей, которые трудятся, чтобы принести пользу.(трудолюбивыми) Далее можно включить небольшое стихотворение, которое поможет настроить детей на урок. Таким методом не только обеспечивается подготовка к пониманию смысла басни, но и к осознанию её обобщённости и многозначности. Но стоит заметить, что возможности детского прочтения иногда очень неожиданны. Так, героине «Румяной книжки» Саши Черного — девочке Люсе очень не нравился крыловский Муравей, и она ведет по этому поводу такой диалог с его создателем:
« — Муравей, по-моему, безжалостный грубиян. Что ж такое, что Стрекоза «лето целое пропела»? И соловьи поют... Почему он Стрекозу прогнал и еще танцевать ее заставляет? Я тоже танцую, дедушка... Что ж тут плохого? Ненавижу вашего Муравья!..»
На это воображаемый Крылов отвечает:
— И танцуй, дружок, на здоровье. Я тоже Муравья не совсем одобряю. И даже думаю, что когда он Стрекозу прогнал — ему стало стыдно. Побежал он за ней, вернул, накормил и приютил у себя до весны...
— В самом деле? — обрадовалась Люся. — Значит, и мораль тогда другая будет? «Бывают иногда муравьи, у которых доброе сердце». Вот хорошо!»
Следующая басня, которая рассматривается в учебнике по литературному чтению во втором классе - это «Ворона и лисица». Она достаточно сложна по замыслу и своим художественно-изобразительным средствам. Ребята отмечают, что характерной особенностью героев этих басен является неискренность, желание угодить друг другу, чрезмерная лесть. И.А. Крылов, высмеивая эти черты характера, не идет обычным путем, а выбирает такие слова, как «голубушка», «носок», «голосок», «глазки», «милый», «красавица», тем самым придавая особый иронический оттенок в описании поступков героев. Употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами для того, чтобы ярче, выпуклее показать лесть и угодничество героев. Учащиеся замечают и то, как постепенно нарастает в словах неискренность, лесть героев. На вопрос «Почему в одном произведении баснописец изображает сразу двух отрицательных героев?», дети ответили так: «чтобы предупредить нас о том, что такие люди могут быть среди нас. Но со стороны это выглядит глупо и смешно».
В третьем и четвертом классах изучаются басни: «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна». В басне «Мартышка и очки» мораль содержится в самом конце произведения. Даже когда предлагаемая вещь весьма полезна, не зная, в чем именно, невежда придет к решению, что нет в ней никакого толка. После прочтения басни школьники делают вывод о том, что существуют люди, которые сами ничего не знают, но при этом высказываются по любому поводу, понимают ли они предмет обсуждения или нет, и поучают других. Со стороны это выглядит не очень красиво.
В заключении хочется сказать, что детское сознание легко усваивает нравственные нормы и истины, изложенные языком басен. «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей, — писал Белинский. — Дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями единственно доступной им поэзии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технол...
Внедрение технологии критического мышления на уроках литературного чтения
Статья построена на основе материалов выступления Аленевской С.В., заместителя директора по УВР, учителя начальных классов (высшая квалификационная категория) МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №...
Применение технологии критического мышления на уроке литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Плохо".
Урок разработан с применением новой современной технологией: «Технология развития критического мышления». Данная технология позволяет сделать уроки литературного чтения эффективными и развивающими. С...
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения" (описание и презе...
Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....
Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий и технологии критического мышления на уроках литературного чтения в режиме дистанционного обучения»
Я считаю, что в настоящее время инновационные технологии занимают очень важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств...