Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]» конспект урока.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obucheniya_gramote_bukvah.docx | 45.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»
Программа: «Школа России»
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1
УМК: учебник «Азбука», В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина., М. Просвещение, 2013.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [x], [x’], познакомить с буквами Х,х.
Задачи урока:
Личностные УУД: Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование установки на мотивацию к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
План урока
Этап | Реализуемые принципы | Формируемые УУД | |
1. | Этап мотивации (1-2 мин) Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Принцип целостного представления о мире Принцип психологической комфортности. | Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; самоопределение – положительная мотивация учения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. | Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. (3-4 мин) Цель: подготовка мышления учащихся. | Принцип деятельности Принцип целостного представления о мире Принцип преемственности. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Принцип творчества. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование установки на мотивацию к творческому труду, к работе на результат. Познавательные: (логические). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3. | Выявление места и причины затруднения (1-2 мин) Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Принцип деятельности Принцип целостного представления о мире Принцип преемственности. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения. | Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Познавательные: формулирование проблемы Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения (7-8 мин) Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Принцип деятельности Принцип целостного представления о мире | Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. 6. | Этап реализации построенного проекта (7-8 мин) Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Этап включения в систему знаний и повторения (7-8 мин) | Принцип деятельности Принцип целостного представления о мире Принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Принцип творчества. Принцип психологической комфортности. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения. | Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, умение ориентироваться в книге, работать по ней Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: самоопределение, осмысленное обучение |
7. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (4-5 мин) Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Принцип деятельности Принцип преемственности. Принцип психологической комфортности. | Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
8. | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин) Цель: достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Принцип деятельности Принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Принцип психологической комфортности. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: смыслообразование Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
9. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2-3 мин) Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Принцип целостного представления о мире Принцип преемственности. Принцип психологической комфортности. | Познавательные: рефлексия Личностные: нравственно-эстетическое оценивание – оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
На уроке использовались технологии: Технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология поэтапного формирования умственных действий, технология коллективного взаимодействия, технология проблемного обучения
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, учебник, ч.1, презентация, электронное приложение к учебники, наглядные пособия.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Этап мотивации (1-2 мин) Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы? (Да) Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. -Хотите ли вы сегодня на уроке узнать что-то новое? - Надо ли нам учиться читать? - Зачем надо учиться читать? Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать, Должен научиться. | Приветствуют друг друга и учителя. Дети слушают учителя, включаются в активную работу. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: самоопределение – положительная мотивация учения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. | Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. (3-4 мин) Цель: подготовка мышления учащихся. | Ребята, когда мы читаем, мы видим букву, а что произносим?(звук) -Давайте вспомним: - На какие группы делятся звуки нашего языка?
| Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Повторяют и систематизируют знания | Познавательные (логические). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, |
3. | Выявление места и причины затруднения (1-2 мин) Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | В какой стране мы живем? (России) - Раньше хлеб был одним из главных угощений. Как вы думайте почему? (трудно изготавливать) Посмотрите на девиз нашего урока «Без труда хлеб не родится никогда» (слайд 3) - Можем ли мы прочитать эту фразу? - Почему? | Отвечают на вопросы учителя я пока не могу прочитать этот девиз, т.к. мне встретилась незнакомая буква Читают высказывание, затруднение в чтении буквы х | Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Познавательные: формулирование проблемы Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения (7-8 мин) Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - Каковы же задачи нашего урока: Познакомиться с … (новой буквой и звуками.) Научиться слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.) Научиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.) - Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? (Буква Х и звуки [х], [х’]) - Это урок повторения или открытие новых знаний? - Что или кто поможет нам в этом? -Как мы будем открывать новые звуки и обозначающую их букву? Составим план работы: (записать на доске) 1.Услышать звуки. 2.Дать характеристику звукам. 3.Знакомство с буквой. 4. Чтение слогов, слов, предложений. | Формулируют задачи
Формулируют тему урока Отвечают на вопросы учителя Составляют план работы совместно с учителем | Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. 6. | Этап реализации построенного проекта (7-8 мин) Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Этап включения в систему знаний и повторения (7-8 мин) | Работа по плану. 1. Услышать звуки нам поможет игра «Доскажи словечко» Хрюша сел на петуха. Сочинять он стал стихи - - Какие первые звуки вы слышали в досказанных словах? - Вспомните, как вы смеялись? Можно ли с ними играть в дразнилки? 2. Давайте дадим характеристику этим звукам? Что мы делали на этом этапе? ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный. Игра «Хлопаем-топаем» (учитель называет слова, учащиеся внимательно слушают и выполняют действия. Если звук мягкий – хлопают, если твердый- топают). Поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, хор, духи. Работа со схемами. (слайд4) Составьте схемы к словам: хлопушка, петухи (самопроверка, взаимопроверка) Какую задачу выполняли? Оцените свои успехи. 3. Знакомство с буквой Учитель: - Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой) и «Ха» - большой (заглавной). (слайд 5) - Зачем нужна заглавная буква? ВЫВОД. Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой. Найдите в учебнике буквы Х,х. - На что похожа буква Ха? (на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик) Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку. Загадка. Вырыл дом подземный ловко, Натаскал пшена в кладовку. Вечно в сумке за щекой Носит зернышки с собой. Кто же он?- наверняка Вы узнали…(хомяка)
Физкультминутка. Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хату И выходит на зарядку. 1, 2, 3, 4, 5 – Хочет хомка сильным стать. Игра найди слова со звуками [х] и [х’] Составление рассказа по картинкам (слайд 6) Кто изображен на картинке, что он делает? Что выросло? Кто пришел в гости к хомяку, что он принес?Что подарил хомяк хорьку, как вы думаете, зачем? Просмотр мультфильма Как вы думаете, чему еще мы научимся на уроке? 5. Чтение слогов, слов, предложений. - Посмотрите на план урока. -Что ещё мы должны научиться делать? - Почитаем слоги на доске и в учебнике. | Отгадывают загадки Отвечают на вопросы учителя Дают характеристику звукам Отвечают на вопросы Делают вывод Учащиеся внимательно слушают и выполняют действия, определяя место звука. Составляют схемы к словам Проверяют, исправляют Отвечают на вопросы Самооценка Формулируют вывод Я умею слышать и отличать звуки х, х* от других. Слушают учителя Отвечают на вопросы Делают вывод Учатся ориентироваться в учебнике Отвечают на вопрос учителя, сравнивают Выполняют действия Отвечают на вопрос Учащиеся рассматривают очертания букв, находят сходства с предметом (с ножницами) Отгадывают загадку Отвечают на вопросы учителя, составляют рассказ. Отвечают на вопрос учителя Формулируют высказывают свои мысли Отвечают на вопросы Хором читают слоги на доске Самостоятельно в учебнике Повторяют за учителем, читают | Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, умение ориентироваться в книге, работать по ней Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: самоопределение, осмысленное обучение Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывания Личностные: смыслообразование Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; |
7. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (4-5 мин) Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками. (парная работа) с. 39
- Итак, а теперь вернёмся к девизу нашего урока. Кто теперь может его прочитать? «Без труда хлеб не родится никогда» - Как вы понимаете смысл этого высказывания? | Решают типовые задания с проговариванием вслух в парах Читают девиз Учащиеся объясняют, как они понимают смысл высказывания, рассуждают, делают вывод | Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
8. | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин) Цель: достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Самостоятельно в парах прочитайте по выбору своему соседу столбики слов. (Самопроверка, коррекция) | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: смыслообразование Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
9. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2-3 мин) Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Какие задачи ставили? - Удалось ли нам решить поставленные задачи? Оцените свою работу по критериям. Я знаю… букву Х и её звуки [х] и [х’] Я умею… слышать и отличать новые звуки от других. Я умею…читать слоги, слова и предложения с буквой х. Мне понравилось… У меня получилось… Мне ещё надо поработать над… (слайд 16) Оценить смайликом настроения:
- Спасибо за урок! | Учащиеся отвечают на вопросы учителя Оценивают свои знания по критериям С помощью смайликов оценивают свою работу на уроке | Познавательные: рефлексия Личностные: нравственно-эстетическое оценивание – оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ и ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 1 классе Тема урока: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`].
Конспект интегрированного урока обучения грамоте и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России". Тема " Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`]. На уроке учащиес...
Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´].
Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте соответствует ФГОС. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´]....
Тема урока: Буквы «И, и». Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой «и».
Урок обучения грамоте....
Технологическая карта литературное чтение 1 класс Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»
Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»Программа: «Школа России»Предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1УМК: учебник «Азбука», В.Г. Горецкий, В.А. Кирю...
"Буква М.Звуки [М], [М’] ". Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Урок обучения грамоте в форме путешествия по Буквограду....
Тема урока: Исполнитель алгоритмов Пожарный. УМК "Перспективная начальная школа"(конспект урока информатики)
Сам факт преподавания информатики учителями начальных классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучения...
Литературное чтение. Тема урока: "Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки."
Задачи: дать первоначальное представление о жанрах в литературе(рассказ, сказка, прибаутка, загадка) и об их отличительных признаках, развивать читательские умения.Формируемые УУД: узнават...