Тема урока: Буквы «И, и». Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой «и».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Буквы «И, и». Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой «и».
Задачи урока:
Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме; с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме.
Тренировать детей в словообразовании, в чтении слогов и слов.
Развивать фонематический и интонационный слух; упражнять в отработке чёткости произнесения слов; обогащение словаря и расширение общего кругозора учащихся.
Оборудование:
Для учителя: «Букварь», разрезная азбука, картинки с изображением (арбуз, морковь, огурец, лук, репа; мячик, юла, пирамидка, кукла), загадки, стихи А. Барто «Игрушки», сказочный герой Незнайка, школьная доска.
Для учащихся: «Букварь», разрезная азбука.
Ход урока.
1.Повторение изученного материала.
1.1. К детям на урок приходит Незнайка и приносит загадки.
Сам алый сахарный,
Кафтан зелёный бархатный. (Арбуз)
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец)
Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Кругла, а не луна,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
Учащиеся отгадывают загадки, выставляют на доску картинки с изображением отгадок.
( Делают вывод, что это овощи.)
Учитель предлагает детям назвать другие им известные овощи.
1.2. Учащиеся называют первую букву каждого слова, выкладывают её на парте и на доске (а м о л р.), делят их на две группы (гласные, согласные).
1.3. Работа над интонацией.
Учащиеся хором прочитывают слоги с заданием (шёпотом, громко, с восклицанием).
2. Введение в тему.
2.1. - Незнайка принёс нам свои рисунки.
(На доске выставлены рисунки мячика, юлы, пирамидки, куклы).
Учащиеся называют, нарисованные на них предметы.
(Делают вывод, что это игрушки.)
Учитель предлагает детям назвать их любимую игрушку.
2.2. Знакомство со стихами А. Барто.
Учитель читает стихи.
Зайку бросила хозяйка, Уронили мишку на пол,
Под дождём остался зайка. Оторвали мишке лапу.
Со скамейки слезть не смог, Всё равно его не брошу,
Весь до ниточки промок. Потому, что он хороший.
2.3. Знакомство с новым звуком.
- Слово « игрушки» поможет нам познакомиться с новым звуком.
- С какого звука начинается это слово?
- Какой это звук? Каким цветом он будет обозначаться на звуковой карточке?
3.Физкультминутка
4. Работа с Букварём.
4.1. Рассматривание картинок в верхней части страницы.
- Назовите изображённые предметы (игрушки, Иван-царевич, ирис)
- Почему авторы Букваря их сюда поместили?
Учитель предлагает детям назвать слова, которые тоже начинаются со звука и.
4.2. Знакомство с буквами И, и.
Рассматривание новых букв в Букваре.
Учащиеся определяют печатные и письменные, строчные и заглавные буквы И, и; оговаривается их использование в письменной речи.
Повторение правила о написании имён собственных и употреблении заглавной буквы в начале предложения.
- На что похожа буква «и»?
Учащиеся конструируют букву из счётных палочек.
4.3. Сравнение схем слов.
Анализ схем слов «иголка», «иголки».
Учащиеся определяют количество звуков, слогов по схемам данных словах; находят их различие. (Делается вывод, что согласный звук, стоящий перед звуком [и], произносится мягко.)
4.4. Работа над многозначностью слов.
- Рассмотрите картинки под схемами.
- Какие бывают иголки? (швейные, острые выросты у ежа и дикобраза, листья хвойных деревьев ).
4.5. Чтение слогов и слов.
Чтение с заданием.
- Прочитайте слоги с твёрдыми согласными звуками, с мягкими согласными звуками.
- Прочитайте слово, в котором все согласные звуки мягкие. (Лилии)
- Какой общий слог в словах четвёртого столбика? (ли)
- Какой общий звук в словах пятого столбика? ([и])
(Делается вывод, что буква и, обозначающая на письме звук [и], показывает мягкость предшествующего согласного.)
4.6. Распределение предметов на две группы.
- Назовите изображённые предметы.
- Встречается ли в этих словах новый звук? Где он стоит?
- Назовите слоги с буквой «и». Как в них произносятся согласные звуки? Почему?
- На какие 2 группы можно разделить эти предметы? (игрушки и школьные принадлежности)
- Какие ещё школьные принадлежности вы знаете?
- Назовите эти предметы парами.
- Какую букву употребили между парами слов? (и)
(Буква «и» может быть как частью слова, так и целым словом.)
4.7. Чтение и дополнение текста.
- Сможем ли мы прочитать до конца 2 предложение? (последнее слово заменено схемой)
Учащиеся с опорой на иллюстрацию из Букваря определяют, что это схема слова «книги».
Чтение текста целиком.
4.8. Работа с пословицей.
Учащиеся прочитывают пословицу в нижней части страницы и объясняют её смысл.
5. Итог урока.
Литература.
Т.М.Адрианова « Букварь» АСТ. Астрель Москва- 2011г.
Т.М. Адрианова, В.И. Илюхина «Обучение грамоте в 1 классе» АСТ. Астрель Москва- 2011г.
В.Волина «Учимся играя». «Новая школа» Москва- 2000г.
Е.В. Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения». «Академия развития» Ярославль-1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.1 класс Школа 2100
Ребята смогут повторить гласные буквы, которые служат для смягчения согласных звуков, поупражняться в звуко-буквенном анализе слова, повторить правила переноса слов....
Технологическая карта «Решение проектной задачи «Детский магазин». Закрепление знаний об обозначении мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и ь»
Цель: Обобщить способы письма и чтения, формировать орфографическое действие, решать проектную задачу. ...
Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.
На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....
Задания для самостоятельной работы. 1 класс. Обучение грамоте. Темы: Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь, общее правило переноса, правила записи высказывания.
Задания для самостоятельной работы. Обучение грамоте. 1 класс.Темы: 1. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь.2. Общее правило переноса. 3. Правила записи высказывания....
Звуки согласные твёрдые и мягкие. Буква ь: обозначение мягкости согласного звука на письме.
Один из способов обозначения мягкости согласных -с помощью буквы Ь....
Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме
Образовательная система "Школа 2010", русский язык, 2 класс...
на тему "Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь".
тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.цель урока: формировать умения отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове...