Конспект урока по литературному чтению 2 класс Носов "Затейники"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Иванова Мария Алексеевна

Конспект урока составлен в соответствиями требований ФГОС. Во время урока запланированы разнообразные виды работ: чтение по цепочке, ролевое чтение, составление плана.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению во втором классе

Тема: Н. Носов «Затейники».

Тип урока:   открытие новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся  с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».

Задачи:

Обучающая:

- отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения;

формировать умение  устанавливать последовательность событий,

происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты ;

 умение высказывать собственное мнение.

Развивающая:  

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником,

отрабатывать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и

корректно  делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение

работать в парах, группах,  развивать память, логическое мышление, речь

учащегося.

Воспитывающая:

- создавать условия для воспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг к другу.

УУД:  

Познавательные  УУД:

- умение самостоятельно и произвольно строить

речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение

необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли

текста.

Личностные УУД:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из

социальных и личностных ценностей, осознание через чтение

художественного произведения основные ценности взаимоотношений

(взаимопомощь, взаимовыручка)

Регулятивные УУД:

- формировать умение постановки учебной задачи на

основе соотнесения того, что уже известно,

через  приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать результаты своих

действий и действий других учащихся.  

Коммуникативные УУД:  

 - умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с

 задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование: учебник по УМК «Школа России», карточки для работы в группах, портрет Н. Н. Носова, мультимедиапроектор, конверты с карточками-названиями частей плана

Формы работы учащихся: работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.

Ход урока.

1.Организационный моментСегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». Как вы понимаете  эти слова?    (Ответы детей)

2.Постановка учебной задачи:  Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся.

Знакомы вам фамилии этих писателей, какие произведения мы уже изучили?

На доске

  Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя:

Аг*ия   Барт*

Чуков*кий     К*рней

Михалко*   С*ргей

На доске.

Николай Николаевич Носов-(портрет)

3.Знакомство с творчеством Н.Носова

Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые. А сейчас наша рабочая группа расскажет вам о Николае Николаевиче Носове

1.ученик:  Николай Николаевич Носов родился 23 ноября  1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.

2.ученик:  

Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии.

3.ученик:   Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать  писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили. Свой первый рассказ он напечатал в журнале «Мурзилка» в 1938 году.

Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.

Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.

Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.

Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова. Дайте название выставке книг.

Кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)

 Для того, чтобы узнать какое произведение Н.Н.Носова мы будем сегодня читать на уроке, вы должны  из слогов составить слово.

Работа в парах (составление слова из слогов)

 Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!  

Сформулируйте тему урока.   Какие цели вы перед собой поставите?

4. Изучение нового материала.

1). Предположения уч-ся о содержании рассказа по иллюстрации.

 Выдвижение гипотез уч-ся.

Ребята, а кого называют затейниками?

 Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?

        Работа в группах  ( 2 группы)

А сейчас давайте поработаем с толковым словарём и узнаем толкование этого слова по словарю. Зачитайте значение этого слова.

Подберите синонимы к слову затейники (фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).

И так, затейник - это организатор веселья.

Рассмотрите иллюстрацию к тексту.

  Как вы думаете, о чём будет рассказ?

 Как вы думаете,  каким будет рассказ  грустным или веселым?

 Почему вы так считаете?

       физкультминутка

Ребята,мы с вами тоже побудем в роли фантазёров.

Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.Слайд

РА-РА-РА- вышла славная _________;

КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________;

АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________;

РОК-РОК-РОК-продолжается_____________.

Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.

2). Первичное целостное восприятие произведения.

Прослушивание текста.(чтение учителем)

Вы прослушали рассказ. Наши предположения были правильными о характере произведения? Грустный или веселый рассказ?

 Понравилось произведение?

Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение?

 Могла ли такая история произойти с вами?

Кто главный герой произведения?

 Что можно сказать про них?

(Они друзья, ровесники, им интересно вместе…)

 Что можно сказать о характерах героев?

 Затрудняетесь ответить?

Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Перечитать внимательнее рассказ)

3).  Работа над содержанием  произведения.

Понимание фактического содержания рассказа.

Понравилась ли вам игра детей? А детям?

Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.

Сколько будет ролей в рассказе? (Петя, Валя).

Каждая группа выберет, кто будет читать за Петю и Валю.

Каждая группа читает свой отрывок.

Работа с текстом в группах.

План-задание для 1 группы:

1). Прочитайте текст по цепочке

2). Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.

3). Прочитайте отрывок по ролям.

План-задание для 2 группы:

1). Прочитайте текст по цепочке

2). Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.

3). Прочитайте отрывок по ролям.

План-задание для 3 группы:

1). Прочитайте текст по цепочке

2). Прочитайте, что увидели дети когда открыли дверь в комнату?

3). Прочитайте отрывок по ролям

4). Прием «Толстые и тонкие вопросы»

 Ребята, как вы думаете, чему хотел научить Вас Николай Носов?

А вы боитесь темноты? Почему?

Откуда берутся страхи?

Как с ними можно справиться?

Подумайте, за что вы  бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)

За что можно их поругать?(Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)

Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?(Нельзя играть с одеялом, с постелью)

Что сказали бы соседи, которые это все слышали?(Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))

Что скажете вы?

5.Проверка и оценивание.

Составление плана рассказа (по группам )

Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

План:

-Может быть это серый волк?

-Дети читали сказку «Три поросенка».

-Так и не стали играть  в «три поросенка».

-Постройка домика.

Проверка плана. План на доске.

Выборочное чтение частей учебника.

А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу?

6. Стадия рефлексии

Что  нового вы   узнали  сегодня на уроке?  Достигли ли, вы, поставленной цели? Что для вас было самым трудным?

 -   Понравился вам урок? Если да  

Если нет, ваш условный знак  -

7.  Дифференцированное домашнее задание.

Сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

 Выбор творческого задания:

1. Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.

2. Продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…».

8. Итог урока.

Подведение итогов и выставление оценок.

С биографией какого автора мы познакомились на уроке?

  Какое произведение мы прочитали?

 Кто являются главными героями данного рассказа?

Веселый рассказ вызывает улыбку. А смех – дело серьезное.

Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы Носова.

- Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, весёлые, забавные истории читайте книги Н.Н.Носова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...