Чтение 1 класс «Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Митина -Егорова Алёна Андреевна

«Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit_chten.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Победино

Урок по

Литературному чтению

1 класс

Тема: «Буква ь — показатель мягкости

предшествующих согласных звуков»

Учитель: Митина-Егорова А.А

2018-2019 уч.год


Тема урока: Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Цель урока: познакомить с буквой Ь, его ролью в речи.

Задачи урока:

Обучающие

- познакомить  с особенностями буквы  ь;

- учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;

- учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Развивающие

- развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;

- развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

- развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

Воспитательные

- воспитывать интерес к чтению;

- привитие навыков культурного общения;

- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Предполагаемые результаты урока:

личностные

высказывают своё мнение, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Предметные

знают букву Ь; понимают, что Ь не обозначает звука, а являются показателем мягкости предыдущего согласного; читают плавно, безотрывно, по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного.

Метапредметные

Познавательные: общеучебные – осознанность восприятия рассказа; логические – выполнение несложных логических действий – расшифровывание слов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Оборудование урока:  учебник «Азбука», демонстрационный материал «Корзинки», карточки с изученными буквами, закладки «Город букв», предметные картинки, касса букв, образец печатной буквы ь, схемы звуков и слияний, карточки самооценки.

Ход урока

1.Организационный момент

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Проверьте, лежат ли у вас на парте азбука, касса букв, конверт со схемами слов.

2.Актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний.

- Давайте вспомним, какая разница между звуками и буквами? 

- На какие группы можно разделить все звуки?

- Как из можно различать?

- У меня есть две корзинки со всеми изученными нами буквами, но в них надо навести порядок: проверить, все ли буквы на своем месте, объяснить, по какому принципу разложены буквы.

- А пока ребята работают, мы вспомним, чему учились на прошлых уроках.  Возьмите свои закладки «Город букв».

- На какие группы можно разделить все согласные звуки?

- Назовите согласные звуки, которые обозначают звонкие звуки.

- Назовите согласные звуки, которые обозначают звонкие звуки.

- Какие звуки образуют пары по звонкости – глухости?

- На какие ещё группы можно разделить все согласные звуки?

- Поиграем в игру «Медведица и медвежата». Они очень любят петь песенки.

- Но у мамы – медведицы в песенке все согласные – твердые, а у медвежат – мягкие. Я буду за медведицу, а вы за медвежат.

- Ла – ла – ла

- Нэ – нэ – нэ

- Ры – ры – ры

- Са – са – са

 - Молодцы!

- А теперь проверим порядок в корзинках.

- Молодцы, вы показали хорошее знание изученного материала.

3.Создание проблемной ситуации

- А теперь я хочу рассказать вам сказку.

«Жили – были в Азбуке буквы, разные – гласные и согласные. Ходили друг к другу в гости. Вот как-то раз пришла буква С в гости к букве Я (прочитайте, что получилось).

Буква Л – к букве Е  (прочитайте, что получилось).

Буква Д – к букве И (прочитайте, что получилось).

Буквы жили – не тужили, потому что все дружили. И жила среди них буква, похожая на половину буквы Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

- Что это за буква! – возмущались они.

Вот эта буква (учитель показывает карточку с буквой Ь). Как она называется? Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, молчит. Поэтому никто с ней не дружил, не разговаривал – жилось Ь плохо, очень одиноко.

Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Угадайте, какое слово они решили составить:

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (гусь)

Выстроились буквы.

Что получилось?  

- Что-то у нас не выходит, - говорят буквы. – Звук   с,   в слове мягкий, а у нас твёрдый.

И говорит:

- Встану я в конце слова и обозначу мягкость    с,  .

Что получилось?   

- Лучше я встану в конце нашего слова, - сказала Я.

Что получилось?  

- Что же нам делать? – расстроились буквы. – Подскажите, ребята, как же нам показать, что на конце слова – мягкий согласный.

Молодцы!

- Иди к нам, Ь, - позвали буквы. Он с радостью согласился помочь им и быстро встал в конце слова.

Прочитайте, что получилось.

Развеселились буквы, стали приглашать Ь к себе в гости.

4.Объявление темы урока

- Вы догадались, какая тема нашего урока?

5.Определение цели урока

- Чему вы должны научиться на уроке? Какая цель урока?

6.Определение этапов урока

– Рассмотрите весь разворот учебника.

– Составьте план урока.  

Составление плана урока:

1.Чтение буквосочетаний с Ь.

2.Чтение слогов и слов.

3.Составление схем слов.

4.Чтение предложений и текстов.

7.Поиск решения

1.- Найдите Ь в кассе букв.

- Рассмотрим букву.

- На что похожа буква Ь? Буква Р перевернулась

Мягким знаком обернулась.

- Положите перед Ь букву Л.

- Как будем читать получившееся буквосочетание?

Прочитайте.

- Какой звук обозначает буква Л.?

Возьмите схемы. Положите под буквой Л соответствующий квадрат.

- Почему вы положили зелёный квадрат?

- Какой квадрат надо положить под Ь? Почему?

(Аналогичную работу можно провести ещё с 3 – 4 буквами.)

2.- Какой вывод мы можем сделать? Почему мы называем Ь особой буквой?

- А для чего же нам нужен Ь?

- А  есть ли еще буквы , которые дают команду: «Будь мягким!"

- Какие звуки они обозначают?

- А Ь . . .?

- Давайте найдём «домик» для Ь на закладках «Город букв».

- Назовите слово, которое начинается с этой буквы.

- Подумай, где может в слове стоять мягкий знак?

8.Физкультминутка

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поднимись,

Руки кверху, руки вбок

И на месте прыг да скок.

9.Применение новых знаний

1.Чтение слогов с Ь.

2.Работа с Азбукой (стр. 10)

- Прочитайте пословицы.

- Подчеркните Ь знак в словах. Прочитайте слова с Ь.

- О каких месяцах говорится в пословицах?

- Назовите все месяцы по порядку.

- Сколько месяцев в году?

- Назовите зимние месяцы.

3. Работа парами .

Чтение слов стр.11

- Прочитайте слова, которые обозначают один предмет, много предметов.

- Сравните эти слова.

4.Чтение слов «Играем вместе».

10.Закрепление применения новых знаний

1.Посмотрите на поля учебника.

- Схемы каких слов показаны?

- Сравните схемы: что общего, чем отличаются?

- Чем обозначена мягкость согласного   с,    в слове «гусь» и в слове «гуси»?

2.Рассмотрите картинку на стр. 10.

- Назовите слова с Ь.

Составление схем слов:

Пень – 1в, лось – 2 в.

Проверка на доске.

- Какую роль играет Ь?

3.Чтение по цепочке текста на стр. 11.

- О ком этот рассказ?

- Давайте озаглавим текст.

- Сколько предложений в тексте?

- Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»

- С чем его сравнивают?

- Чем питается лось?

- Что вы ещё знаете о лосях?

- «Вес некоторых взрослых самцов лося может достигать 800 кг.

Благодаря огромной физической силе и выносливости, лоси способны преодолевать большие расстояния. Их длинные ноги легко переносят их через буреломы или снежные сугробы, которые стали бы непреодолимым препятствием для оленей или волков.

В случае необходимости даже взрослые рогатые самцы могут двигаться через густой лес почти так же бесшумно, как кошка».

Один из заранее подготовленных учеников читает наизусть стихотворение.

Что за зверь идёт большой,

Да с рогатой головой?

Это лось лесной тропой

Возвращается домой.

- Найдите в тексте и прочитайте слова с мягким знаком на конце?

- В каком слове Ь стоит в середине слова?

- На следующем уроке мы будем читать слова с Ь в середине.

- Какую роль играет Ь?

4.Рассмотрите рисунки на стр. 10 и 11.

- Какая из них иллюстрация к сказке, а какая - к реальной жизни?

- Почему вы так думаете?

- Что лижет лось с пня на иллюстрации справа?

- А что он ест ложкой на иллюстрации слева?

- Что ест зайчик?

- Когда происходит действие в сказке?

- О чём могли разговаривать лось и зайчонок?

11.Вывод – примерное решение учебной проблемы

-Итак, что узнали сегодня о Ь? Расскажите друг другу

- Прочитайте вывод в учебнике на стр. 11.

12.Рефлексия

- Закройте глаза и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

13.Оценочная деятельность

Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, то покажите веселое солнышко.

 - Если  у вас иногда возникали сомнения – солнышко, которое выглянуло из-за тучки.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – тучку.

- Молодцы! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку   « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Урок обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению: "Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...

«Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Обучающие·         познакомить  с особенностями буквы  ь;·         учить выполнять звуко-бу...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе , тема "Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Урок строился  в соответствии с ФГОС на  основе  системно- деятельностного  подхода,  где детям надо было самим определить тему и учебные задачи урока, справиться с реальными ...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...